"Сюжетно - ролевые игры дошкольников"
методическая разработка

Шарова Олеся Викторовна

Сюжетно-ролевая игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Она не только развлекает ребенка, но и является элементом образовательного процесса в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno_-_rolevye_igry_doshkolnikov.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно – ролевые игры дошкольников

Подготовила: воспитатель ВКК Шарова Олеся Викторовна

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общественным ценностям, представлениям о профессиональных обязанностях людей. Закладывается фундамент здоровья.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника.

Сюжетно-ролевая игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Ребенок переносится из повседневной рутины: примеряет интересную роль, использует образы памяти и фантазию для действия в придуманной ситуации. Сюжетно – ролевая и игра не только развлекает ребенка, но и является элементом образовательного процесса в детском саду.

Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача - создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.

Особенности сюжетно – ролевой игры в дошкольном возрасте.

В раннем/младшем возрасте проявляются предпосылки к сюжетно – ролевой игре и первые игры малышей протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка состоит из двух-трех действий и многократно повторяется. Дальнейшая игра воспитателя с детьми с целью формирования предметного взаимодействия может принимать разнообразные формы: это совместная постройка башни из кубиков, сбор пирамидки и т. п. Например, воспитатель предлагает двоим малышам: «Давайте вместе построим башню.  Параллельно с организацией парного предметного взаимодействия воспитатель формирует у детей простейшие условные действия с сюжетными игрушками и предметами-заместителями. Для этого он развертывает сюжетную игру на глазах у детей, он может одушевлять кукол и другие игрушечные персонажи.

У детей средней группы детского сада появляются первые коллективные игры (в основном в парах), что создает возможность для быстрого развития

и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. Руководство играми детей средней группы педагог проявляет в обогащении содержания игр, возникающих в группе, в формировании умения организованно играть небольшими группами, сговариваться по поводу игры, поддерживать в игре дружелюбные отношения. Воспитатель также должен использовать разнообразные приемы формирования у детей умения организовать совместные игры. Проявляя интерес к играм детей и задавая отдельным группкам вопросы, педагог постепенно приучает детей обдумывать тему и содержание игры, договариваться, распределять роли. Но при этом он берет на себя не основную, а второстепенную роль, с тем чтобы направить игру или оказать детям помощь в преодолении возникших затруднений.

У дошкольников старшей группы детского сада развивается содержание игры. В играх наряду с действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. Например, мама проявляет заботу о сыне, причем не только кормит, купает и одевает его, но и воспитывает, читает ему книжки, ведет к врачу. В свою очередь, врач не только ставит градусник, дает таблетки, но и заботливо уговаривает, успокаивает больного. Воспитатель предлагает ребенку основную роль, сам берет себе дополнительную. С возрастом увеличивается и количество участников игры. У старших дошкольников могут участвовать в игре от 3 до 5 человек. Основная задача руководства играми старших дошкольников — развитие у них самостоятельности и самоорганизации, формирование умений договориться о теме игры, распределить роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку. Также педагог обязательно должен обогащать содержание игр.

Основное содержание игры детей подготовительной группы детского сада — отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной. Все сюжетно-ролевые игры носят совместный, коллективный характер. Объединения в подгруппы устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Сюжетно-ролевые игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время. Дети подготовительной группы предъявляют более высокие требования к качеству исполнения отдельных ролей, что нередко порождает недовольство детей друг другом и приводит к возникновению конфликтов, например: дети отказываются принять в игру ребенка, который плохо выполняет роль, появляются

постоянные претенденты на главные роли. Возникают и устойчивые игровые группировки.

Участвуя в сговоре детей о предстоящей игре, воспитатель должен направлять их внимание на подбор основного игрового оборудования, оказывать помощь в изготовлении недостающего, приучать к элементарному планированию игры, самостоятельной организации игровой обстановки. По ходу игры педагог может давать детям советы, задавать вопросы, привлекая внимание играющих к той или другой стороне игры, и т. д.

В подготовительной группе педагог редко берет на себя ту или иную роль.

Виды сюжетно-ролевых игр

1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), полиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, армия).

3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (армия, герои войны, космические полеты и т. д.).

4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

5. «Режиссерские» игры, в. которых ребенок заставляет говорить выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах - и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.

Каждая игра с возрастом детей усложняется, появляются новые атрибуты и т.п.

Использовала источник: Краснощекова Н.В. «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста», 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сюжетно-ролевая игра дошкольника"

Дошкольное детство - большой отpезок жизни pебенка. Условия жизни в это вpемя стpемительно pасшиpяются: pамки семьи pаздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок отк...

СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Материал содержит информацию об особенностях сюжетно-ролевой игры детей раннего возраста (предпосылках ее возникновения). Материал содержит рекомендации  для воспитателя по организации игры с дет...

Сюжетно ролевая игра дошкольника

Планирование сюжетной игры во второй младшей группе детского сада...

Методика руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников.Теоретические основы.

В игре, как во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит ведущая роль. Однако попытки обучать детей намеченному воспитателем сюжету игры, разыгрывание роли по показу приводят к скучному шабло...

Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников

  Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...

Сюжетно – ролевая игра дошкольников.

Структура сюжетно – ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты:      -  сюжет; - содержание; - роль [17]....

Сюжетно-ролевые игры дошкольников в этнокультурном воспитании дошкольников.

В данной статье рассмотрена роль сюжетно - ролевых игр в этнокультурном воспитании дошкольников....