Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста
статья (подготовительная группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Либер Анна Александровна, музыкальный руководитель,
Лазарева Оксана Юрьевна, музыкальный руководитель,
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга»
города Губкина Белгородской области
Величие искусства,
пожалуй, ярче всего проявляется в музыке,
ибо она не имеет содержания,
с которым нужно считаться.
Она – все формы и наполнения.
Она делает возвышенным и благородным все,
что берется выразить.
И. Гёте
Музыка – один из важнейших видов искусства, воспеваемый лучшими умами человечества. Недаром великие учёные, мыслители, философы выделяли особую нишу этому искусству, которое способно проникнуть в самые дальние уголки человеческой души.
На развитие и воспитание подрастающего поколения в дошкольном учреждении, музыка играет особую роль. Музыкальное воспитание позволяет развить разносторонние способности у детей, помогает раскрыть характер ребёнка, темперамент. Позволяет успешно реализоваться и в других видах деятельности. Оказывая эмоциональное воздействие на ребёнка, музыка учит чувствовать, сопереживать, выражать свои эмоции, что в дальнейшем позволит ребёнку быть уверенней в себе, стать более социализированным и коммуникабельным. [1]
Таблица 1
Параметры и критерии диагностики музыкальных способностей
Основные музыкальные способности | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Ладовое чувство | Яркое и эмоциональное восприятие музыки, внимание во время слушания произведения. Просьба повторить его, точное ощущение устойчивости и неустойчивости звуков. | Внешнее проявление эмоциональности при прослушивании музыкального произведения, недостаточное внимание при восприятии. | Отсутствие внешних проявлений эмоциональности при восприятии музыкальных произведений, неузнавание знакомых мелодий. |
Музыкально- слуховые представления | Чистое интонирование мелодии знакомого музыкального произведения с сопровождением и без него, точность интонации незнакомой мелодии после предварительного прослушивания. | Недостаточно чистое интонирование мелодии знакомой песни с сопровождением и без него, неточная интонация и динамическая восприимчивость после предварительного прослушивания заданной мелодии. | Отсутствие чистого интонирования мелодии знакомой песни с сопровождением и без него. Отсутствие динамической восприимчивости после предварительного прослушивания заданной мелодии. |
Чувство ритма | Чёткое воспроизведение заданного ритмического рисунка, чёткое повторение после предварительного прослушивания. | Не чёткое воспроизведение заданного ритмического рисунка, не чёткое повторение посредством прохлопывания и простукивания. | Неправильное воспроизведение ритмического рисунка заданной мелодии, несоответствие ритма всего заданного музыкального текста. |
Для развития музыкальных способностей и вышеперечисленных музыкальных качеств особую роль в дошкольном воспитании дошкольников занимают музыкальные занятия. Для детей самых младших возрастов существует множество программ и методик. [5]
С самого раннего возраста необходимо развивать слух, чувство ритма, координацию движений. Логоритмические игры, пальчиковая и дыхательная гимнастика, ритмические ролевые игры являются не только увлекательными, но и эффективными методами развития детей. [2]
Значительную роль в гармонизации отношений ребёнка с окружающей его средой и самим собой играет развитие чувства ритма. «Ритм в музыке- это пульсация, свидетельствующая о жизни...» А.Г. Рубенштейн. Чувство ритма – это комплексная способность, которая состоит из восприятия, понимания, исполнения ритмического рисунка. Поэтому формирование чувства ритма – одна из важнейших задач педагога. [4]
Для выработки чувства ритма используются различные методики, основой которых являются ритмические движения под музыку, проговаривание текста песни, распевки, прибаутки. Прохлопывание текста в различных ритмических рисунках, игра на музыкальных инструментах.
Огромным и интересом для детей пользуются занятия в игровой форме с музыкальными инструментами. Имитация звуков природы с помощью шумовых инструментов, птиц (имитируют свистульки), животных. Всё это даёт возможность из казалось бы обычных инструментов сотворить настоящую сказку или маленькую интересную историю, вовлечь в эти действия детей, окунув их в «загадочный и сказочный мир».
Ролевые музыкальные игры помогаю педагогу установить контакт с детьми, развивать творческое воображение, умение слушать, чувствовать и воспроизводить. Игрушки, дидактические игры, декорации, всё это позволит украсить игру, сделать её более привлекательной и интересной для детей.
Так же как и развитие чувства ритма, координации, творческого воображения не менее важным является развитие звуковысотного слуха. Развивая постепенно, начиная с элементарных понятий «высокий звук» и «низкий звук», педагогу необходимо усложнять задачу по мере необходимости и способностей детей. Ведь наличие звуковысотного слуха и чувства ритма у ребёнка чаще всего врождённое и каждого индивидуальное. Каждый педагог может наблюдать на своих занятиях детей как с хорошим чувством ритма , так и с отличным для ребёнка определённого возраста слухом. Бывает и наоборот…Не каждый человек рождается с отменным чувством ритма и абсолютным слухом. Без этих двух главных основ не будет музыкальности у ребёнка. Педагог Б.Теплов выделял три основных фундамента: чувство ритма, лада и произвольное воспроизведение и выражение музыкального представления. Недаром при поступлении в музыкальную школу детей первым делом проверяют на наличие чувство ритма и слуха. [3]
Научить чувствовать, слушать и правильно воспроизводить, вот главная задача педагога. В этом ему могут помочь различные дидактические игры, занятия опытных педагогов- современников, таких как Н.Г. Александрова, Е.В. Кононова и др. Их методические разработки и занятия отличаются доступностью и оригинальностью, основанных на работе с детьми в игровой форме. Немецкий педагог Карл Орф разработал целое наследие по музыкальному воспитанию для детей. Его целью было раскрыть творческий потенциал ребёнка с раннего возраста с помощью элементарных импровизированных занятий (игра «эхо», «эхо- ответ», «эхо с продолжением» и др). Несложные и казалось бы элементарные музыкальные упражнения способны в полной мере раскрыть заложенный в каждом ребёнке творческий потенциал. Ведь каждый ребёнок талантлив по- своему. [2]
Для развития звуковысотного слуха наиболее популярны так называемые «имитационные упражнения». Для ребёнка стоит задача в игровой форме повторить « имитировать» звук: летящий самолёт «высоко», «низко», полёт пчёлки «далеко летит или близко?», писк комарика и т.д.
«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.» [4]
Музыкальные занятия помогают развивать не только творческие способности подрастающего поколения, но и стать более психологически устойчивым и коммуникабельней, что позволит в дальнейшем стать уверенней в себе. Небольшой, как казалось бы, вклад в музыкальное развитие ребёнка может в значительность степени повлиять на дальнейшее развитие человека. Стать более развитым, уверенным в себе, окунуться в безграничный и многогранный мир того самого искусства, дающего отклик в самых дальних уголках человеческой и кристально-чистой детской души. Во всём этом помогает Она- её Величество Музыка!
ЛИТЕРАТУРА
- Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с. ISBN 978 – 5 – 906750 – 33 – 4.
- Дубровская, Е.А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие : учебник и практикум для вузов / Е. А. Дубровская; под редакцией Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 179 с. ISBN 978-5-534-06300-4. – Текст: непосредственный.
- Радынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для СПО / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова; под общ. ред. О. П. Радыновой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 293 с. – ISBN 978-5-534-09284-4. – Текст: непосредственный.
- Хопрова, Т.А. А.Г. Рубинштейн. Популярная монографиямоногр. / Т.А. Хопрова. - Л.: Музыка; Издание 2-е, 2019. - 233 c.
- Школяр, Л.В. Проблемы развития музыкального образования в условиях социальных перемен / Л.В. Школяр. Москва: Учитель музыки, 2008. – 32 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста (музыкальный руководитель Краснослободцева Н.В)
"Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа. Душа ребенка. Прекрасное не терпит лжи. Если душа осквернена ложью, глаза не видят прекрасного. Ложь уничтожает красоту, а красота...

"Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста"
консультация для воспитателей...

Взаимодействие музыкального руководителя с семьями воспитанников в рамках музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Одна из важных задач, стоящих перед обществом, - это воспитание гармонической личности. Это, прежде всего, формирование духовной культуры, частью которой является музыкальная культура. Необходимо с ра...

Доклад для музыкальных руководителей на тему: «Оборудование процесса музыкального воспитания детей дошкольного возраста»
Доклад для музыкальных руководителей на тему:«Оборудование процесса музыкального воспитания детей дошкольного возраста»...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей?...

Тема: «Практическое применение инновационных технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. Внедрениекейс-методов в практику работы музыкального руководителя».
МБОУ –Питлярская СОШ «Образовательный центр» Подготовила: Садкова Е.Г, ...

«Взаимодействие музыкального руководителя с семьями воспитанников в рамках музыкального воспитания детей дошкольного возраста"
Учебный год очень интересный и насыщенный. Многообразие мероприятий заинтересовывали и вовлекали не только детей, но и их родителей. Совместная подготовка, участие в конкурсах и праздниках благот...