Игры и упражнения, способствующие развитию произвольности поведения у старших дошкольников
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Беспалова Анастасия Евгеньевна

Материал посвящен играм и упражнениям, целью которых является развитие произвольности поведения старших дошкольников. Внедрение данных упражнений в образовательный и игровой процесс позволит будущим школьникам освоить необходимые умения для дальнейшего обучения в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения, способствующие формированию произвольности поведения у старших дошкольников.

Актуальность. В последние десятилетия проблема неподготовленности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе становится все более значимой и актуальной. Она связана не столько с отсутствием у детей необходимых для обучения в первом классе знаний, умений и навыков, а с проявлением у них импульсивных форм поведения, с неумением трудиться, слушать и понимать педагога, с неадекватной реакцией на трудности в учении, т. е. с недостаточным развитием волевой сферы, а именно с несформированностью произвольности поведения.

Таким образом, недостаточное развитие произвольности – основная проблема психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школе.

В ряде исследований педагогов и психологов (И.В. Дубровиной, Н.И. Вьюновой, Н.Г. Салминой, Е.О. Смирновой, Н.В. Нижегородцевой, В.Д. Шадрикова) убедительно показана важная роль произвольности поведения как одной из главных предпосылок учебной деятельности при подготовке ребенка к школьному обучению.

Ведущей деятельностью дошкольников является игра, поэтому на ступени дошкольного образования мы можем говорить лишь о формировании предпосылок универсальных учебных действий, о развитии у детей навыков учебной деятельности, которые являются условием успешного обучения в школе.

Произвольность поведения включает в себя: умение ребенка контролировать свою двигательную активность; умение действовать точно по указаниям взрослого; умение подчиняться правилам; умение работать по образцу; умение волевого управления собой на трудных занятиях; доминирование познавательного мотива над игровым. Перечисленные показатели произвольности поведения являются предпосылками регулятивных универсальных учебных действий.

Именно произвольность поведения обеспечивает успешность овладения регулятивными универсальными учебными действиями.

К ним относятся:

– целеполагание – умение сохранять заданную цель;

– планирование – умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;

– прогнозирование – умение видеть результат своей деятельности;

– контроль – умение контролировать свою деятельность по результату деятельности и по процессу;

– коррекция – умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

– оценка – умение оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

– волевая, саморегулятивная оценка.

Развитие произвольного поведения дошкольника является залогом успешности его обучения в школе, нормальной адаптации к школьным условиям, поскольку школьная жизнь требует от ребенка четкого выполнения определенных правил поведения и самостоятельной организации своей деятельности.

С одной стороны, произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающимся внутри учебной (ведущей) деятельности этого возраста, а с другой стороны, слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе. Подобный вывод определяет необходимость формирования произвольности поведения у детей данного возраста на этапе дошкольного образования.

Игры и упражнения для детей обеспечивают дошкольникам эмоциональную стабильность, которая, в свою очередь, помогает самостоятельно принимать цель, следовать ей и добиваться результата, что является важным условием подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Примером таких игр являются игры «Говори», «Кричалки – шепталки – молчалки», «Домик», «Запрещенное движение», «Гвалт», «Да» и «нет» не говори», «Что нового», «Черепаха» и др. Все эти игры и упражнения помогают развивать наблюдательность, волевую регуляцию, умение концентрировать внимание на деталях, умение действовать по заданному правилу. Интерес представляли игры: Кричалки-шепталки-молчалки, Запрещенное движение, Что нового.

Игра «Кричалки – шепталки - молчалки»

Игра «Шепталки – молчалки – кричалки» является отличным способом для развития умений контролировать свои действия и соблюдать правила. Из картона вырежьте три силуэта ладоней разных цветов: жёлтую, зелёную и красную. Ладонь жёлтого цвета представляет собой шепталку, при ее поднятии дети должны шептать и двигаться медленно. Зелёная ладонь — молчалка, в ее присутствии все участники должны замереть и сохранять молчание. А красная ладонь символизирует кричалку, когда она поднимается, детям разрешается бегать и кричать.

Игра «Да и нет не говори»

Игра предназначена для стимулирования творческого мышления и эмоционально-волевых способностей. Дети садятся в круг и передают друг другу мяч. Передавая мяч, каждый участник задает своему соседу вопрос, на который тот должен ответить, избегая слов "да", "нет", "черный" или "белый". Чем более оригинальные вопросы, тем увлекательнее игра становится. Например, "Какого цвета ушки у слона?" или "Какое имя у твоего любимого мультяшного персонажа?"

Игра "Запрещенное движение"

Игра "Запрещенное движение" является цельной и организованной игрой с четкими правилами. Она способствует дисциплине детей, укрепляет связь между играющими и развивает быстроту реакции, вызывая при этом здоровый эмоциональный подъем.

В начале игры все дети стоят перед ведущим. Ведущий показывает движения, которые дети должны повторять. Однако, ведущий выбирает одно движение, которое будет запрещено. Если кто-то из детей повторит это запрещенное движение, он выбывает из игры.

Вариантом игры является использование цифр вместо движений. Ведущий называет цифры вслух, и участники игры повторяют все цифры, кроме одной, которая является запрещенной. Например, если запрещенной цифрой является "три", то когда дети услышат эту цифру, они должны хлопнуть в ладоши или покружиться на месте.

Упражнение «Черепаха»

Упражнение направлено на развитие навыка контроля движений. Дети располагаются вдоль стены в помещении. Взрослый, стоящий у противоположной стены, объявляет: "Давайте представим, что мы все - черепахи. Я - огромная черепаха, а вы - маленькие черепашки. Я пригласил вас на свой день рождения и жду вас. Однако, возникла проблема: праздничный торт еще не готов. Когда я дам команду, вы должны идти ко мне, не останавливаясь по пути. Помните, что вы - черепахи и должны двигаться медленно, чтобы дойти только в тот момент, когда торт будет готов". Взрослый следит за тем, чтобы никто не останавливался и не торопился. Через 2-3 минуты он дает новый сигнал, по которому все "замерли". Победителем становится тот, кто оказался наиболее далеко от черепахи-именинницы.

После нескольких повторений упражнения, взрослый собирается с группой в круг и начинает обсуждать, было ли им сложно двигаться медленно и как им удалось выполнить инструкцию.

Игра «Что нового»

В игре "Что нового" дети развивают свою способность концентрировать внимание на мелочах. Взрослый, используя мел, создает на доске произвольную геометрическую фигуру. После этого дети по очереди подходят к доске и добавляют свои собственные детали, чтобы создать полную картину. Во время того, как один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза. По команде взрослого они открывают глаза и пытаются заметить, что изменилось. С каждым новым рисунком поиск новых деталей становится все сложнее и интереснее.

Игра «Говори»

В игре "Говори!" дети будут под руководством взрослого отвечать на вопросы после того, как услышат слово "Говори!". После каждого вопроса они должны бросить мяч, затем сделать паузу и только после этого сказать "Говори!". Вопросы могут быть разными, например: "Какие домашние животные у вас есть?"... "Говори!". "Что вы любите делать на выходных?"... "Говори!". "Какого цвета ваша любимая игрушка?"... "Говори!". Участие мяча в игре усложняет ее, но делает ее более увлекательной и интересной для всех участников.

«Домик»

Цель — развитие произвольности, умения действовать по образцу. Ребёнку дают внимательно посмотреть на образец, затем просят как можно точнее нарисовать такой же домик на своём листе бумаги.

«Гвалт»

Игра помогает развивать концентрацию внимания. Один из участников выходит за дверь. Остальные дети выбирают строку из известной песни, которую распределяют между детьми: каждому частнику игры достаётся одно слово. Когда водящий входит, остальные участники начинают громко кричать каждый своё слово. Задача водящего ребёнка — угадать, что из какой песни взята строчка. Перед тем, как водящий войдёт в комнату, дети должны повторить каждый своё слово, чтобы не путаться и правильно его произнести.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры и упражнения, способствующие формированию произвольности поведения у старших дошкольников Подготовила воспитатель МБДОУ №6 г. Тейково Беспалова Анастасия Евгеньевна

Слайд 2

Актуальность В последние десятилетия проблема неподготовленности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе становится все более значимой и актуальной. Она связана не столько с отсутствием у детей необходимых для обучения в первом классе знаний, умений и навыков, а с проявлением у них импульсивных форм поведения, с неумением трудиться, слушать и понимать педагога, с неадекватной реакцией на трудности в учении, т. е. с недостаточным развитием волевой сферы, а именно с несформированностью произвольности поведения

Слайд 3

Проблема Таким образом, недостаточное развитие произвольности – основная проблема психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школе.

Слайд 4

Произвольность поведения включает в себя: умение ребенка контролировать свою двигательную активность; умение действовать точно по указаниям взрослого; умение подчиняться правилам; умение работать по образцу; умение волевого управления собой на трудных занятиях; доминирование познавательного мотива над игровым

Слайд 5

Регулятивные универсальные учебные действия: – целеполагание – умение сохранять заданную цель; – планирование – умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей; – прогнозирование – умение видеть результат своей деятельности; – контроль – умение контролировать свою деятельность по результату деятельности и по процессу; – коррекция – умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; – оценка – умение оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника; – волевая , саморегулятивная оценка

Слайд 6

Игры и упражнения «Кричалки – шепталки – молчалки» «Запрещенное движение» «Что нового» «Домик» «Гвалт» «Да» и «нет» не говори» «Черепаха» «Говори» Все эти игры и упражнения помогают развивать наблюдательность, волевую регуляцию, умение концентрировать внимание на деталях, умение действовать по заданному правилу

Слайд 7

Кричалки – шепталки - молчалки

Слайд 8

Запрещенное движение

Слайд 9

Что нового

Слайд 10

Результаты работы Дети научатся: наблюдательности и волевой регуляции принимать и удерживать в памяти условие задания самостоятельно выполнять последовательность действий не отвлекаться при выполнении заданий сосредотачиваться на выполнении заданий слушать и слышать инструкцию педагога концентрировать внимание на деталях действовать по заданному правилу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития произвольности поведения

Произвольность поведения, как развивать?...

Дидактические игры и упражнения,способствующие развитию элементарных навыков чтения у дошкольников с речевыми нарушениями (презентация)

В презентации представлены разнообразные игры и упражнения (блаковые, дидактические) , сочетающие  различные задачи, способствующие достижению главной цели: обучение чтению прямого   с...

Буклет для родителей "Игры и упражнения для развития произвольного поведения"

Для психологической готовности к школе детей 6-7 лет, необходимо развивать у них произвольное поведение (произвольную память, внимание)....

Дидактические игры и упражнения, способствующие развитию фонетико-фонематических процессов у дошкольников».

Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четко...

Игры и упражнения для развития произвольного поведения и самоконтроля у дошкольников

Произвольность поведения – необходимое условие успешного обучения в школе.Наиболее эффективным средством осознания своего поведения и овладения им в дошкольном возрасте традиционн...

"Игры и упражнения на развитие произвольности у детей старшего дошкольного возраста".

Подборка игр и упражнений на развитие произвольности внимания, памяти и поведения детей....

Развитие произвольности поведения у старших дошкольников

Данный материал может быть использован в работе воспитателей старших и подготовительных к школе групп для консультации родителей....