Доклад «Подготовка руки детей старшего дошкольного возраста к письму посредством ручного труда»
материал (старшая группа)

Фоос Мария Михайловна

Представляю вашему вниманию доклад на тему: "Подготовка руки детей старшего дошкольного возраста к письму посредством ручного труда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_podgotovka_ruki.docx31.63 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Тема: «Подготовка руки детей старшего дошкольного возраста к письму посредством ручного труда»

Подготовила: воспитатель Фоос М.М.

 

 

Канск 2025г.

ВВЕДЕНИЕ

Источник способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

В.А. Сухомлинский

Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной  работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений  всего  тела. Овладение навыком  письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму – один  из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма, с другой стороны.

Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста  слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в  восприятии букв и их элементов, находятся в разной стадии развития, на самых начальных ступенях обучения письму, дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию букв воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.

Психологи отмечают, что у детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценки пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия, и воспроизведение форм букв. Кроме этого, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме  пространственных характеристик, как правая и левая сторона, верх-низ, ближе - дальше, под - над, около - внутри и т.д.

Сам процесс письма является трудным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки: правильное изображение букв, соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположение на рабочей стороне и т.д; орфографические навыки: обозначение звуков соответствующими буквами, соблюдение собственно орфографических правил.

Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомление самым негативным образом сказывается на овладение графическими навыками и, более того, на развитие детского организма. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для  накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Развитие «ручной умелости» - одна из важнейших задач дошкольного воспитания по подготовке детей к школе.

Рука изучает мир вещей. Табличку «Руками не трогать» часто можно встретить на выставках, в музеях, в магазинах. Почему же посетители, особенно дети, пытаются игнорировать устные и письменные просьбы. Их толкает инстинкт познания, исследовательский инстинкт. Хочется пробовать не только зрением, но и на ощупь. Ведь рука дает, очень много информации: о весе; мягкости-твердости, гладкости-шероховатости, теплоте-прохладе, сухости-влажности и многом другом. Познавательная деятельность не выявляет так ярко, как в движении руки – органов чувственного познания.

Тонкая моторика – это разновидность движений, в которой участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, прыжки и требует специального развития.

Работая с детьми дошкольного возраста, мы часто сталкиваемся, с проблемой слабого развития пальцев рук и поэтому практические действия быстро приводят к утомлению, часто дети отказываются от такой деятельности, мотивируя отказ сильной усталости руки.

Проблема развития мелкой моторики детей привлекает к себе не ослабевающий интерес отечественных и зарубежных физиологов, психологов, педагогов – практиков. В хх веке такие исследователи, как Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Н.М. Аксарина, А. Валлон, Ж. Пиаже, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина и многие другие доказывали, что сенсомоторные (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Они отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не  сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной. В первую очередь развитие мелкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Поэтому детям необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой, т.к. для тренировки мелких мышц кисти, в разных видах деятельности. Конечно, катая мячи, набрасывая колечки, преодолевая полосу препятствий, ребенок не научится писать. Письмо – особая графическая деятельность и овладеть её можно только в процессе графических упражнений, но специально подобранные физические  упражнения будут способствовать, развитию мелкой моторики и потянут за собой развитие интеллекта. По мнению Марцинковой Т.Д. интеллектуальная готовность к школе это не наличие у ребенка, каких-то определенных сформированных знаний и умений, а наличие у ребенка более высокого уровня психологического развития. Все психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, должны уметь сосредоточить внимание, например на написание элементов букв. Буквально с первых дней пребывания в школе ребенок получает указания, которые нельзя выполнять без учета развития мелкой моторики.

Учитывая, что на дошкольном этапе ведущей является игровая деятельность, все задания для детей должны быть представлены в виде игр. Это позволит в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки.

Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических упражнений и тренингов способствуют не только совершенствованию тонко координированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи… (В.М. Бехтерев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия).

Педагоги, которые уделяют должное внимание играм, упражнениям, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений, решают сразу две задачи:

        во-первых, косвенным образом влияют на интеллектуальное развитие ребенка;

        во-вторых, готовят к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

А так же все задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки переутомления.

Свою работу по данной теме начала с младшей группы. Используя в работе пальчиковые игры и упражнения. «Пальчиковые игры» очень эмоциональны и увлекательны – это уникальное средство для развития мелкой моторики рук и речи в их единстве и взаимосвязи. Выполняя, пальчиками различные упражнения ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует внимание, воображение, воспитывает быстроту реакции, а так же эффективно сказывается на развитие мелкой моторики.

Когда начала эту работу, прежде чем приступить к игре с ребенком, выполняла упражнения сама. После этого рисовала на подушечках всех пальцев правой руки малыша по зайчику, или просто говорила ему, что теперь каждый его пальчик – это зайчик. Вот этого (большой пальчик малыша) зовут Коротышка, этого (указательный) зовут Торопышка, третьего (средний) зовут Тришка, четвертого (безымянный) зовут Тишка, а пятого самого маленького (мизинчик) – зовут Трусишка.

Предлагала поиграть с ними, показывала ему одно упражнение (читая стишок, сопровождая движениями). После этого снова показывала упражнения, прося его повторить за мной и текст и движения.

Дети подрастали, и я стала подбирать игры, более сложные, которые окажутся детям по силам:

- Детские стихи для массажа пальчиков.

- Игры со звуковым сопровождением без использования предметов.

- Игры для развития моторики.

- Пальчиковая гимнастика.

- Пальчиковые игры.

Определила себе цели и поставила следующие задачи:

1.     Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом:

        развить тонкую моторику пальцев и координацию движений рук через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику, работу с карандашом при выполнении графических заданий;

        развивать точность и координацию движений руки и глаза; гибкость рук, ритмичность.

2.     Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

        произвольное внимание;

        логическое мышление;

        зрительное и слуховое восприятие;

        память, речь детей;

        умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

Изучила работы Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения», Гаврина С.Е., Кутевина С.Е., Топоркова Н.Л., Щербина И.Г. «Развиваем руки – чтобы учиться и писать и красиво рисовать», Москаленко В.В. «Формирование графических навыков и временных  представлений».

Составила план работы, сделала подбор всевозможных пальчиковых игр и упражнений, создала необходимые условия, способствующие возникновению у ребят интереса к разным видам деятельности, используя разнообразные приемы и методы педагогики.

Провела обследование мелкой моторики руки на развитие «Ручной умелости», где выявилось, что высокий и низкий уровни составляют по 30%, средний 40%

Тогда для себя сделала вывод, что в работе необходимо сделать акцент на укрепление пальцев и кистей рук у детей. Если кисть ребенка будет развита хорошо, писать он будет красиво, четко, легко. Ребенку важно натренировать руку для письма, но тренировка для него должна проходить незаметно и интересно, весело, будить у него воображение и творчество.

Для этого разработала и успешно применяю на практике набор дел способствующие развитию мелкой моторики и координации рук.

   Что же сюда вошло:

1.     Пальчиковые игры

2.     Ручной труд и развитие мелкой моторики.

        Плетение из бумаги, тесьмы, ленточек.

        Нанизывание бус из бумаги, семян рябины, бисера, бусин.

        Выкладывание предметов из бумажных шариков (салфеток).

3.     Развитие графической моторики.

        Рисование по трафаретам.

        Рисование по фигурным линейкам.

        Штриховка.

        Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.

        Работа в занимательных прописях для дошкольников.

 

Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев регулярной, используя разные формы работы:

1.     выделив для этого время в блоке специального обучения в форме занятий;

2.     в совместной деятельности воспитателя с детьми;

3.     в свободной самостоятельной деятельности самих детей;

Каждый из указанных блоков занимает свое место в педагогическом процессе.

1.     Организованное обучение в форме занятий, включает цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности специальных занятий, отвечающей логике развития тех или иных способностей (сенсорных, мыслительных, развитию мелкой моторики), логике отдельного предмета в рамках к подготовке обучению грамоте, где взрослый всегда инициатор.

2.     В совместную деятельность воспитателя с детьми входят задачи по развитию специальных навыков, освоение разных видов деятельности (конструирование, рисование, плетение, игры…) Работа с детьми в рамках этой деятельности исключает специально организованные занятия. В группе необходимо создать микроклимат, в основе которого уважение к личности ребенка, доверительные отношения между взрослым и маленьким человеком. Здесь старалась выступать в позиции партнера детей, участвующих в совместной деятельности, но партнера – инициатора.

Приглашаю к деятельности примером и участием, демонстрируя образцы её организации в то же время как партнер, поощряю, учитываю детскую инициативу в развертывании деятельности (в частности по развитию мелкой моторики).

Обеспечиваю условия для деятельности так, чтобы дети при желании, могли продолжить её самостоятельно, пока не исчерпают свой интерес (начатую игру, конструирование, рисование, штриховку, плетение, пальчиковые игры).

3.     Придаю большое значение самостоятельной деятельности, так как она обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям, интересам. Нахожусь за кругом детской деятельности, изменяя  и дополняя её в соответствии с детскими интересами, готовым подключиться к их активности при просьбах: о поддержке и помощи в конфликтных  ситуациях, при необходимости помогаю войти в группу сверстников тому или иному ребенку, обнаруживающему стремление к контактам, но не владеющему необходимыми способами поведения.

Конечно, в свободной деятельности актуализирую способности и умения детей, складывающиеся на занятиях и в совместной деятельности с взрослым. В свою очередь создаю необходимый базис для познавательной мотивации и организации их деятельности на занятиях. Но это вовсе не значит, что весь педагогический процесс должен быть пронизан одной темой или материалом.

При составлении плана работы необходимо иметь связь всех видов деятельности с режимом дня. Однако связь не должна быть жесткой, хотя целесообразно посвящать занятиям утренние часы, когда работоспособность наиболее высока. Что касается двух последних видов деятельности, то они охватывают все свободное от занятий время.

         Развитие графической моторики

Большое значение для постановки руки имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов с использованием простого и цветного карандаша. Трафареты использовала на разную тематику: животные, фрукты, овощи, одежда, посуда и т.д.

Для штрихования используем книжки для раскрашивания. Однако эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут. При выполнении штриховки ставили следующие задачи:

        подготовка руки к письму (развитие мелких мышц пальцев и кисти руки);

        развитие глазомера (формирование умения видеть за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями).

Приобрели фигурные линейки, при использовании которых формируются умения составлять из геометрических фигур изображения предметов, смысловых композиций, штриховать их. Учились штриховать:

        параллельными отрезками сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево;

        по косым линиям, точкам;

        круговыми линиями, полуовалами;

        волнистыми линиями     /см. Приложение/.

Дети принимают условия  быстро и легко, как в игре. Сначала незнакомые с этой работой дети сильно нажимают на карандаш, рука напрягается. Если притронуться к детской руке через некоторый промежуток времени, когда ребенок уже освоил технику штриховки, мы не почувствуем напряжение мышц. Постепенно расходящиеся во все стороны, выходящие за контур линии, становятся на место.

Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребенок чему – то научился, обеспечь ему первый успех, то будет стараться еще больше, как гласит пословица: «Верная указка – не кулак, а ласка».

Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте  очень важна для успешного овладения письмом. /см. Приложение «Графические упражнения»/ Работу по подготовке руки к письму начинаем в старшей группе используя пособия:

        «30 уроков развития мелкой моторики»,

        «Ребенок непоседа», М.М. Безруких,

        «Учимся рисовать клетки, точки, штрихи» Н.Г. Самлина, А.О. Глебова.

Вся работа проводится в игровой форме и не приводит к переутомлению. На каждого ребенка приобрели прописи для дошкольников «Рабочая тетрадь 5+» (к программе воспитания и обучения в детском саду). Задания в прописях помогают развить логическое мышление, произвольное внимание, воображение.

На всех этапах обучения, упражнения являются не механическим повторением одних и тех же процессов или движений, а сознательной и целенаправленной деятельностью ребенка. Эта сознательная деятельность и составляет сущность упражнений. В процессе выполнения графических упражнений дети еще усваивают необходимые для письма правила:

          - как правильно сидеть;

          - как положить руки, кисти рук;

          - как правильно держать карандаш;

          - как правильно положить тетрадь.

Задания и игры со счетными палочками использую как часть занятия по математике, конструированию, в совместной деятельности. Дети с удовольствием играют с палочками, спичками.

   При составлении фигурок ставлю различные задачи для детей:

1.     Развить мелкую моторику пальцев;

2.     Сосчитать палочки, из которых выполняются фигуры;

3.     Если фигура сделана из палочек разного цвета, то предлагаю сосчитать палочки каждого цвета в отдельности;

4.     Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет (сколько треугольников в квадрате, квадратов в прямоугольнике).

5.     Самому придумать и сложить фигурку.

Например:

Таким образом, сам процесс подготовки к письму требует от ребенка физических, моральных, эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки, связанные с переутомлением самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и более того на развитии детского организма.

Поэтому проведение закаливающих процедур, соблюдение гигиенических требований к одежде, к микроклимату помещения, где ребенок проводит большую часть своего времени, соблюдение режима сна, бодроствования, занятия на прогулке способствуют укреплению здоровья, являются действенной профилактической мерой против перенапряжения нервной системы, обеспечивает хороший эмоциональный настрой, помогает прочно и быстро усваивать новые умения и навыки.

Определив основное направление в работе, постоянно искала новые пути создания пространственно – предметной среды, такой системы развивающих отношений, которые бы расширили мир детей, стимулировали их творческую деятельность и в свою очередь способствовали развитию мелкой моторики и координации движений пальцев, т.е. готовили руку ребенка к письму.

В группе по возможности созданы условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они уже делали на занятиях, в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а так же закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.

В игровой зоне дети действуют с игрушками, предметами, мозаикой, пазлами.

В зоне изобразительной деятельности пользуются пластилином, красками, карандашами, трафаретами, фигурными линейками, бумагой и т.д.

В учебной зоне: ручки, карандаши, тетради, счетные палочки, цветные спички, настольно – печатные игры, с ними всевозможные образцы рисунков по клеточкам.

В театральной зоне: разные виды театра, в том числе пальчиковый.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проделанной работы, провела повторное обследование детей на ручную умелость. И увидела, что разные виды деятельности, используемые мною в работе по подготовке руки к письму, способствует развитию мелкой моторики, координации движений рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.

   Поставленные мною цели и задачи достигли желаемого результата:

1.     У детей сформировались необходимые в этом возрасте графические навыки, чтобы подготовить ребенка к овладению письмом.

2.     Движения пальцев рук стали увереннее, появилась точность и координация движений руки  и глаза, гибкость рук, ритмичность.

3.     Совершенствовались движения рук, развивая психические процессы.

4.     Научились действовать по словесным инструкциям, соразмеряя  индивидуальный темп выполнения с заданным. Умеют самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи.

Начатую работу по развитию мелкой моторики пальцев рук продолжу в подготовительной группе. Через ручной труд  буду развивать ловкость движений пальцев рук; помогу выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы "РОЛЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК В ПОДГОТОВКЕ РУКИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПИСЬМУ"

В данном опыте работы предлагается материал по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нерв...

Родительское собрание по теме «Подготовка руки ребёнка старшего дошкольного возраста к письму»

Как мало все же человеку надо!Одно письмо. Всего-то лишь одно.И нет уже дождя над мокрым садом,И за окошком больше не темно...И я теперь богаче, чем банкир.Мне подарили птиц, рассвет и реку,Тайгу и зв...

«Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе организации ручного труда как творческой деятельности дошкольников»

Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку, и считается его универсальной способностью. Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребенк...

Консультация для родителей «Подготовка руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму».

Рекомендации родителям как подготовить руку ребенка старшего дошкольного возраста  к письму и как проверить готовность руки к письму в конце года....

Развитие мелкой моторики, как эффективный способ подготовки руки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к обучению в школе

quot;Истоки способностей и дарования детей - на коньчиках пальцев. Чем большеуверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда,тем сложнее движе...

«Подготовка руки ребёнка старшего дошкольного возраста к письму» мастер -класс для родителей

Цель: Ознакомление родителей с практическими методами, способствующими подготовке руки ребёнка старшего дошкольного возраста к письму. Форма проведения: Мастер-класс. Задачи: • Познакомить родите...