Работа с родителями Сообщение на родительском собрании: «Взаимодействие в игре детей и взрослых»
консультация
Работа с родителями
Сообщение на родительском собрании:
«Взаимодействие в игре детей и взрослых»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с родителями
Сообщение на родительском собрании:
«Взаимодействие в игре детей и взрослых»
Игра, как и любая человеческая деятельность, не возникает у ребенка спонтанно, сама собой, а в той или иной форме передается ему людьми, которые уже владеют ею - «умеют играть».
Каким же образом передается ребенку игра? Оказывается, он овладевает ею, как бы втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей.
Естественным образом такое «втягивание» в игру происходит, когда ребенок входит в разновозрастную группу, включающую несколько поколений детей – от младших дошкольников, овладевающих «Азами» игры, детей подросткового возраста, умеющих «хорошо играть». В такой разновозрастной группе игра «живет» во всей полноте и разнообразии ее видов.
Старшие дети используют все возможные способы построения игры, а младшие подключаются на доступном им уровне, проникая в целом духом игры.
Постоянно они накапливают игровой опыт и, становясь старше, уже сами являются «носителями» игры, игровых традиций, передающими их новому поколению.
Однако у современного дошкольника мало шансов приобщиться к игре таким естественным образом, поскольку неформальные разновозрастные группы в настоящее время большая редкость. Раньше они существовали в виде дворовых, соседских групп или групп братьев и сестер в одной семье. Сейчас дети разного возраста очень разобщены.
В детском саду группы комплектуются по одновозрастному принципу, наиболее распространенным становятся однодетные семьи, а дворовое и соседское общение затруднено из-за процессов урбанизации, физического исчезновения дворов, занятости школьников в школе, секциях, кружках и т.п. Сильным фактором разобщения детей стал и телевизор и компьютер, у которого они проводят много времени.
В этой ситуации взрослый должен заменить ребенку недостающих старших братьев и сестер, старших товарищей, помочь овладеть игровыми изменениями, втягивая его в игру.
Если у ребенка не будет благоприятных условий для своевременного овладения усложняющимися игровыми умениями, то его возможности на каждом возрастном этапе могут быть не реализованы и к концу дошкольного детства уровень игры может быть и не достигнут.
Задача взрослого-своевременно «оснастить» детей соответствующими умениями, чтобы их самостоятельная игра полноценно выполняла свои специфические развивающие функции.
Чем же руководствоваться, чтобы решить такую задачу?
- Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ним.
- Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровых умений необходимо ориентировать его на возможное взаимодействие с партнером- сверстником, «обеспечивать» способами согласования действий с партнером.
- Взрослый, играя вместе с детьми на протяжении всего дошкольного периода, дружны на каждом его этапе развертывать игру, таким -образом чтобы ребенок «открывал» и усваивал специфические специально усложняющие способы построения того или иного вида игры.
-Что значит играть вместе с детьми?
Чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого. Дело в том, что взрослые большей частью осуществляют общение с детьми, занимая позицию учителя, т.е. требуют, задают, оценивают и даже наказывают. Конечно, в определенной мереи такая и такая позиция необходима для реализации воспитательного процесса. Но в современной игре с детьми взрослый должен сменить ее на позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок: хорошо-плохо, правильно-неправильно и т.д.
Современная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребенка, если он почувствует в этой деятельности не моральное превосходство имеющего интересно играть партнера. Такого рода смена позиции и естественное эмоциональное поведение взрослого, обнаруживающего и демонстрирующего собственную заинтересованность в игре, гарантия возникновения у дошкольника побуждения в игровой деятельности, освоения им способов, которые используют в игре взрослый.
Эмоциональный комфорт ребенка зависит не только от его взаимодействия с близкими взрослыми, но от взаимоотношений со сверстниками.
Положительное отношение сверстников, их благоприятные оценки во многом определяются тем, насколько свободно вступает ребенок в контакты, умеет ли развернуть интересную совместную игру.
А для этого необходимо хорошо понимать действия и намерения партнера и самому быть понятным.
Для этого смысл условного игрового действия, момент принятия той или иной игровой роли, развертываемое в игре событие должны быть пояснены партнеру.
Нужно так же уметь договариваться о возможных правилах игры. Взрослый, развертывая игру с дошкольником, проясняет все игровые действия, объясняет правила и стимулирует к этому ребенка. Однако, чтобы такие пояснения дошкольник по собственной инициативе обращал к партнеру- сверстнику необходимо, как можно раньше ориентировать его на сверстника, «втягивая» в игру сразу двоих или нескольких детей.
Среди педагогов- практиков бытует представление о том, что маленькие дети не могут играть вместе. Однако современные исследования в области психологии и педагогики показывают: у детей очень рано обнаруживается стремление к общению и совместным действиям, и уже со второй половины третьего года жизни можно научить их вступать в игровое взаимодействие друг с другом на доступном им уровне построения игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение к родительскому собранию «Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о правилах безопасности жизни»
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только обе...

Сообщение на родительское собрание на тему "ИГРА – важная самостоятельная деятельность ребенка"
сообщение...

Сообщение на родительском собрании "Какие игрушки нужны детям"Какие игрушки нужны детям? Существуют разные виды игрушек : 1 Сюжетные или образные: куклы, фигурки, мебель, посуда, животные, предметы домашнего обихода. 2 Технические - транспорт, констру
Какие игрушки нужны детям?Существуют разные виды игрушек :1 Сюжетные или образные: куклы, фигурки, мебель, посуда, животные, предметы домашнего обихода.2 Технические - транспорт, конструктор...
Сообщение на родительском собрании "Речевые ошибки у детей"
Сообщение на родительском собрании "Речевые ошибки у детей"...

Сообщение на родительском собрании. Тема: «Возрастные особенности детей 3–4 лет».
Сообщение на родительском собрании. Тема:«Возрастные особенности детей 3–4 лет»....

Сообщение для родительского собрания "Развитие сенсорных способностей детей 3-4 лет".
Главные аспекты сенсорного развития детей 3-4 лет...

Сообщение на родительском собрании. Тема: «Возрастные особенности детей 3–4 лет».
Сообщение на родительском собрании. Тема:«Возрастные особенности детей 3–4 лет»....