Работа с родителями Сообщение на родительском собрании: «Взаимодействие в игре детей и взрослых»
консультация

Ракова Наталия Александровна

Работа с родителями

Сообщение на родительском собрании:

«Взаимодействие в игре детей и взрослых»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями

Сообщение на родительском собрании:

«Взаимодействие в игре детей и взрослых»

Игра, как и любая человеческая деятельность, не возникает у ребенка спонтанно, сама собой, а в той или иной форме передается ему людьми, которые уже владеют ею - «умеют играть».

Каким же образом передается ребенку игра? Оказывается, он овладевает ею, как бы втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей.

Естественным образом такое «втягивание» в игру происходит, когда ребенок входит в разновозрастную группу, включающую несколько поколений детей – от младших дошкольников, овладевающих «Азами» игры, детей подросткового возраста, умеющих «хорошо играть». В такой разновозрастной группе игра «живет» во всей полноте и разнообразии ее видов.

Старшие дети используют все возможные способы построения игры, а младшие подключаются на доступном им уровне, проникая в целом духом игры.

Постоянно они накапливают игровой опыт и, становясь старше, уже сами являются «носителями» игры, игровых традиций, передающими их новому поколению.

Однако у современного дошкольника мало шансов приобщиться к игре таким естественным образом, поскольку неформальные разновозрастные группы в настоящее время большая редкость. Раньше они существовали в виде дворовых, соседских групп или групп братьев и сестер в одной семье. Сейчас дети разного возраста очень разобщены.

В детском саду группы комплектуются по одновозрастному принципу, наиболее распространенным становятся однодетные семьи, а дворовое и соседское общение затруднено из-за процессов урбанизации, физического исчезновения дворов, занятости школьников в школе, секциях, кружках и т.п. Сильным фактором разобщения детей стал и телевизор и компьютер, у которого они проводят много времени.

В этой ситуации взрослый должен заменить ребенку недостающих старших братьев и сестер, старших товарищей, помочь овладеть игровыми изменениями, втягивая его в игру.

Если у ребенка не будет благоприятных условий для своевременного овладения усложняющимися игровыми умениями, то его возможности на каждом возрастном этапе могут быть не реализованы и к концу дошкольного детства уровень игры может быть и не достигнут.

Задача взрослого-своевременно «оснастить» детей соответствующими умениями, чтобы их самостоятельная игра полноценно выполняла свои специфические развивающие функции.

Чем же руководствоваться, чтобы решить такую задачу?

  1. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ним.
  2. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровых умений необходимо ориентировать его на возможное взаимодействие с партнером- сверстником, «обеспечивать» способами согласования действий с партнером.
  3. Взрослый, играя вместе с детьми на протяжении всего дошкольного периода, дружны на каждом его этапе развертывать игру, таким -образом чтобы ребенок «открывал» и усваивал специфические специально усложняющие способы построения того или иного вида игры.

-Что значит играть вместе с детьми?

Чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого. Дело в том, что взрослые большей частью осуществляют общение с детьми, занимая позицию учителя, т.е. требуют, задают, оценивают и даже наказывают. Конечно, в определенной мереи такая и такая позиция необходима для реализации воспитательного процесса. Но в современной игре с детьми взрослый должен сменить ее на позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок: хорошо-плохо, правильно-неправильно и т.д.

Современная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребенка, если он почувствует в этой деятельности не моральное превосходство имеющего интересно играть партнера. Такого рода смена позиции и естественное эмоциональное поведение взрослого, обнаруживающего и демонстрирующего собственную заинтересованность в игре, гарантия возникновения у дошкольника побуждения в игровой деятельности, освоения им способов, которые используют в игре взрослый.

Эмоциональный комфорт ребенка зависит не только от его взаимодействия с близкими взрослыми, но от взаимоотношений со сверстниками.

Положительное отношение сверстников, их благоприятные оценки во многом определяются тем, насколько свободно вступает ребенок в контакты, умеет ли развернуть интересную совместную игру.

А для этого необходимо хорошо понимать действия и намерения партнера и самому быть понятным.

Для этого смысл условного игрового действия, момент принятия той или иной игровой роли, развертываемое в игре событие должны быть пояснены партнеру.

Нужно так же уметь договариваться о возможных правилах игры. Взрослый, развертывая игру с дошкольником, проясняет все игровые действия, объясняет правила и стимулирует к этому ребенка. Однако, чтобы такие пояснения дошкольник по собственной инициативе обращал к партнеру- сверстнику необходимо, как можно раньше ориентировать его на сверстника, «втягивая» в игру сразу двоих или нескольких детей.

Среди педагогов- практиков бытует представление о том, что маленькие дети не могут играть вместе. Однако современные исследования в области психологии и педагогики показывают: у детей очень рано обнаруживается стремление к общению и совместным действиям, и уже со второй половины третьего года жизни можно научить их вступать в игровое взаимодействие друг с другом на доступном им уровне построения игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение к родительскому собранию «Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о правилах безопасности жизни»

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом.  Важно не только обе...

Сообщение на родительском собрании "Какие игрушки нужны детям"Какие игрушки нужны детям? Существуют разные виды игрушек : 1 Сюжетные или образные: куклы, фигурки, мебель, посуда, животные, предметы домашнего обихода. 2 Технические - транспорт, констру

Какие игрушки нужны детям?Существуют разные виды игрушек :1 Сюжетные или образные: куклы, фигурки, мебель, посуда, животные, предметы домашнего обихода.2 Технические - транспорт, конструктор...

Сообщение на родительском собрании "Речевые ошибки у детей"

Сообщение на родительском собрании "Речевые ошибки у детей"...

Сообщение на родительском собрании. Тема: «Возрастные особенности детей 3–4 лет».

Сообщение на родительском собрании. Тема:«Возрастные особенности детей 3–4 лет»....

Сообщение на родительском собрании. Тема: «Возрастные особенности детей 3–4 лет».

Сообщение на родительском собрании. Тема:«Возрастные особенности детей 3–4 лет»....