МБДОУ "Детский сад №16 г. Красноармейска " ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА. Воспитатель Юдина Алевтина Геннадьевна Название темы: «Патриотическое воспитание дошкольника ‒ патриоты России»
методическая разработка (подготовительная группа)

Юдина Алевтина Геннадьевна

Цель. Усовершенствование собственных методов обучения и воспитания направленных на формирование у детей патриотических чувств.

            Задачи.

1. Создание условий для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

2. Расширение представлений о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста, в связи с нехваткой опыта или знаний в данной области, использование современных инновационных технологий.

3. Внутреннее стремление к определенным идеям, желание креативно развиваться в конкретном направлении.

4. Создать условие для приобщения к данному направлению коллег, родителей, руководителей в нашем дошкольном учреждении.

5. Использование наличия ресурсов в детском саду для успешной реализации патриотического воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16 г. Красноармейска Саратовской области»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

Сведения о педагоге:

Юдина Алевтина Геннадьевна.

Стаж работы: 32 лет.

Квалификационная категория: высшая, 14.05.2020 г.

Название темы: «Патриотическое воспитание дошкольника ‒ патриоты России»

Учебный год: 2024 - 2025 гг.

Возрастная группа: подготовительная группа

2024 - 2025 год

Тема: «Патриотическое воспитание дошкольника ‒ патриоты России»

Актуальность выбранной темы

        Одной из проблем общества в настоящее время является состояние нравственного здоровья россиян. На это обращает особое внимание Президент Российской Федерации В. В. Путин. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: "Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее".

        Все мы знаем, что сейчас наша страна переживает непростой исторический период. И тем важнее, ценнее сейчас работа каждого педагога, направленная на воспитание будущих патриотов России.

        Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

        Для дошкольных образовательных организаций первоочередная задача это - внедрение патриотического воспитания детей дошкольного возраста, освоение обновленного содержания и разработка новых технологий.

        С появлением новой Федеральной Программы, у нас появились новые цели, в основе которых лежат патриотическое воспитание и развитие духовно-нравственных ценностей у детей, расширился список задач.

        Морально-нравственный климат в обществе в целом зависит от того, что дети видят, что читают, что слышат от взрослых.

        Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности:

‒ приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) и базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,

‒ высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; ‒ создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей.

        Обеспечения развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности.

        Чувство Родины начинается с восторга от того, что видит перед собой ребенок, чему он поражается, что вызывает отклик в его душе.

        В этой связи приоритетным является знакомство дошкольников с жизнью страны, основными историческими событиями, её героями, полководцами.

        Цель. Усовершенствование собственных методов обучения и воспитания направленных на формирование у детей патриотических чувств.

        Задачи.

1. Создание условий для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

2. Расширение представлений о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста, в связи с нехваткой опыта или знаний в данной области, использование современных инновационных технологий.

3. Внутреннее стремление к определенным идеям, желание креативно развиваться в конкретном направлении.

4. Создать условие для приобщения к данному направлению коллег, родителей, руководителей в нашем дошкольном учреждении.

5. Использование наличия ресурсов в детском саду для успешной реализации патриотического воспитания.

Этапы

I. Подготовка и планирование.

II. Освоение теории и практики.

III. Отчёт и анализ

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Содержание

Сроки реализации

Отметка о выполнении

I.

Подготовительный этап

1

Разработка годового плана по самообразованию

Август 2024 г.

2

Формирование списка необходимой научно-методической литературы.

3

Изучение работы других педагогов, погружаясь в тему исследования.

Сентябрь 2024 г.

4

Создание методической папки для хранения статей, конспектов, отчётов и других материалов, относящихся к выбранной теме.

5

Исследование возможностей социума в патриотическом воспитании дошкольников ‒ составление планов взаимодействия с библиотекой, музеем, школой.

Сентябрь 2024 г.

6

Исследование возможностей РППС городской среды для патриотического воспитания ‒ памятники, улицы, носящими имя Героев Советского Союза, инфраструктуры города (реализация национальных проектов России).

II.

Освоение теории и практики

1

Изучение специализированной литературы — нормативных документов, научных публикаций, методических указаний, профессиональных журналов.

‒ «Воспитателю о воспитании детей в детском саду и семье. Практическое руководство по реализации программы воспитания», под ред. И.А. Лыкова, А.Б. Теплова, Н.М. Родина, А.А. Буянов, О.С. Ушакова ‒ М.:ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», 2022.

Зацепина М.Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".

‒ Князева О.Л., Миханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическая пособие. – 2-е изд. перераб. И доп. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998.

‒ Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ//Авт. – сост. Натарова В.Н. и др. – Воронеж:тТЦ «Учитель», 2005.

‒ Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь 2025 г.

Февраль 2025 г.

2

Изучение и систематизация опыта специалистов ДОО, в том числе опыта своих коллег:

‒ Консультация заместителя заведующего по ВМР Антонюк Е. А. на тему: «Воспитание гражданственности и патриотизма дошкольников»

‒ Консультация заместителя заведующего по ВМР Антонюк Е. А. на тему: «Технологии по воспитанию гражданственности и патриотизма для детей среднего дошкольного возраста»

‒ Консультация заместителя заведующего по ВМР Антонюк Е. А. по составлению плана работы по Году 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Году защитника Отечества.

Октябрь 2024 г.

Октябрь

Ноябрь 2024 г.

3

Разработка собственных методических и дидактических материалов:

Конспект на тему: «Дидактические игры ‒ форма привлечения родителей к поисково-исследовательской деятельности в направлении патриотического воспитания детей от 6 до 7 лет». Опыт работы воспитателя с родителями.

‒ Мастер-класс для родителей «Дидактические игры  ‒ форма поисково-исследовательской деятельности» ‒ создание дидактических игр «Россия рассказы о родном крае »

‒ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «День народного единства»

Октябрь 2024 г.

Ноябрь 2024 г.

Январь 2025 г.

4

Внедрение своих педагогических разработок в практическую деятельность

5

РППС ДОУ и группы для патриотического воспитания:

Создание экспозиций на темы военных памятных дат:

‒ «Блокада Ленинграда»

‒ «Сталинградская битва»

‒ папка-передвижка «Блокада Ленинграда»

‒ Образовательный стенд по патриотическому воспитанию в группе для детей.

Январь 2025 г.

Февраль 2025 г.

6

Использование инновационных технологий в работе с детьми.

‒ Дидактическая игра  «Моя Родина ‒ Россия»

‒ Дидактическая игра «Рассказы о России», «Флаги мира», «Костюмы народов мира»

 Музейная технология:

‒ «Жилища народов Поволжья»

‒ «Русская изба. Предметы старины русской»

‒ «Профессии нашего города»

‒ «Берегиня ‒ традиции кукольных мастериц»

Музейная педагогика «Ленинград в блокаде», «Дети Ленинграда», «Юные герои- антифашиста»

Музейная педагогика. День воинской славы «Сталинградская битва»

Готовимся к конкурсам «Окна Победы»,лучшая поделка ко Дню Победы»

Спортивные соревнования «Мы лучшие»

Всемирный день чтения вслух ‒ 6 марта.

‒ литературный диспут  «Читаем детям о войне»

Музейная педагогика – экспозиция «Женщины на войне» в ДОУ.

День домашних животных в России.

 Экскурс в прошлое. «Четвероногие помощники на фронте»

Международный день памятников и исторических мест.

‒ экскурсия «Поклонимся павшим героям…»

клуб выходного дня ‒  Акция «Помним и чтим…»

‒ экскурсия на площадь Победы, возложение цветов.

День пограничника. Соревнования «На границе».

Ноябрь 2025 г.

28.01.25

10.02.25

15.02.25

04.03.25

11.03.25

11.04.25

18.04.25

19.04.25

06.05.25

28.05.25

7

Взаимодействие с социумом:

- посещение школы №3 «Музейный кабинет» по планы взаимодействия;

‒ посещение библиотеки по плану взаимодействия ДОУ и библиотеки;

‒ посещение краеведческого городского музея по плану;

‒ Экскурсии по микрорайону, улицам города, на площадь победы.

Ноябрь 2024 г. ‒ май 2025 г.

8

Сотрудничество с родителями — организация круглых столов и т.д.

‒ мастер-класс для родителей «Дидактические игры ‒ форма поисково-исследовательской деятельности»

‒  «Костюмы народов мира»

‒  «Флаги мира»

‒ «Рассказы о родном крае»

- «Рассказы о России»

Семейный вернисаж  ‒ выставка рисунков «Слава защитникам Отечества…»

Октябрь

2024 г.

Ноябрь

Декабрь

Январь

14.03.25

III.

Отчет и анализ работы

1

фото- и видеоотчеты для ознакомления родителей, коллег или руководства на сайте ДОУ

В течение всего года

2

Открытое занятие на РМО Красноармейского муниципального района «Воспитание гражданственности и патриотизма дошкольников в ДОУ» на тему: «А мы в космос полетим» воспитания детей от 5до 6 лет». Опыт работы воспитателя с родителями.

Октябрь 2024 г.

3

выступления на совещаниях, конференциях, педагогических советах предполагают анализ проделанной работы и ее результатов «Воспитатели России»

По графику организаторов

4

публикации в СМИ, интернете, печатных изданиях;

В течение года

5

участие в конкурсах, акциях:

‒Локальный конкурс «Окна Победы»

- Локальный конкурс « Лучшая поделка ко Дню Победы»

Всероссийская акция «Рисуем Победу».

‒ Выставка-конкурс поделок «Помним, гордимся…»

‒ Акция «Письмо ветерану»

Акция «Голубь мира»

Всероссийская акция «Окна Победы»

Акция «Георгиевская ленточка»

Международный день музеев

«Я поведу тебя в музей…» ‒ экскурсия в КГМ.

‒ клуб выходного дня «Всей семьей в музей»

Февраль 2025 г.

Май 2025г

16.05.25

18.05.25

Используемая литература.

  1. Зацепина М.Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".
  2. Князева О.Л., Миханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическая пособие. – 2-е изд.,перераб. И доп. –СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998.
  3.  Козлова С.А.  "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".
  4. Комратова, М.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера 2007.
  5. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ//Авт. – сост. Натарова В.Н. и др. – Воронеж:тТЦ «Учитель», 2005.
  6. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
  7. Ривина, Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной: пособие для педагогов и родителей: для работы с детьми 2 – лет/ Е.К.Ривина.-М.:Мозаика-Синтез,2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по патриотическому воспитанию "Растим патриотов России"

Проект по патриотическому воспитанию расчитан на два года обучения (вторая младшая группа и средняя группа)...

План самообразования на тему "Патриотическое воспитание дошкольников"

Актуапьность  данной темы.. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образовани...

План по самообразованию по теме «Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства»

laquo;Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства»...

Из опыта работы воспитателей первой младшей группы МБДОУ «Детский сад №14 г. Красноармейска» май 2021г Бушмакиной Елены Николаевны; Юдиной Алевтины Геннадьевны. Картотека упражнения на релаксацию в системе кинезеологии для детей раннего возраста (2-3 го

Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характериз...

ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти

Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...