Проект «Масленица».
проект
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «Масленица».
Эпиграф проекта:
Солнце круглое как блин,
Улыбаясь, светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети.
(Т. Кайзер)
Проблема:
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Актуальность проекта :
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на Программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами воспитателей, родителей и детей.
Новизна проекта :
Ежегодное проведение развлечения, посвященного празднику Масленица, стало в нашем детском саду уже хорошей и веселой традицией. Данный же проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Не одномоментное, а более долгосрочное соприкосновение с древнерусскими традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа. И, что немаловажно, данный проект способствует укреплению взаимопонимания и толерантности в жизненной среде нашего ДОУ, собравшего под свое теплое крыло деток разных национальностей. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.
Цель проекта :
– Формировать представление о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица.
– Приобщать детей к традициям и обычаям русского народа.
– Способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей и взрослых через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны, родного края.
Задачи:
1. Дать, первоначальные представления о русском народном празднике «Масленица», с характерными для него обрядами.
2. Познакомить детей с русскими традициями гостеприимства, с блюдами русской кухни, историей появления блинов.
3. Развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом.
4. Воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.
Вид проекта : групповой, игровой, творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта :
дети второй младшей группы (3-4 года, воспитатель, родители, музыкальный руководитель.
План работы для воспитателя:
1. Сбор информации об истории праздника;
2. Подбор картинок с изображением «Масленичных забав», «Масленичных гуляний»;
3. Подготовить папку – передвижку «Рецепты блинов к Масленице».
4. Организовать для родителей выставку детских работ;
5. Организовать фотовыставку «Наша масленичная неделя»;
Формы организации:
1. Беседа, общение.
2. Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.
3. Моделирование.
4. Слушание и разучивание фольклорных произведений.
5. Развлечение.
6. Просмотр презентаций и мультфильмов, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, предметов народного быта и декоративно-прикладного искусства.
7. Консультации.
Виды совместной деятельности воспитателя с детьми:
– Беседа: «Что такое Масленица».
– Заучивание стих. «Радость в каждый дом».
– Рисование «Испеки блин на сковороде». –
– Заучивание заклички на блины:
«Уходи мороз косматый,
Слышишь, старый, или нет.
А над садом, а над домом
Голубой весенний свет». –
– Аппликация: «Солнышко лучистое».
– Подвижные игры: «Карусель», «Гори, Солнце, ярче».
– Пальчиковые игры: «Солнышко-ведрышко», «Снежки».
– Игровая ситуация: «Приглашаем гостей на блины».
Работа с родителями:
– Привлечь родителей к изготовлению куклы – Масленицы;
– Консультация для родителей: «Масленица широкая».
– Порекомендовать посетить Масленичные гуляния на территории Дома культуры в воскресение.
Ожидаемый результат:
– Дети должны получить первичные представления о празднике Масленица;
– Получение представлений о народных играх, обрядах;
– Получение эмоционального удовлетворения от участия в праздновании Масленицы;
– Развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности;
Этапы проекта.
Подготовительный этап: постановка мотивации цели и задач по ознакомлению с традициями празднования Масленицы.
1. Создать условия для формирования интереса к празднику.
2. Помочь детям выбрать активную и посильную задачу на определённый отрезок времени.
3. Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике.
4. Подобрать материал, пособия и литературу по теме (художественное слово, наглядный материал, музыкальный репертуар).
6. Подготовить наглядный и консультационный материал для родителей.
5. Привлечь родителей к участию в проекте.
Основной этап: формирование представления у дошкольников о русской национальной традиции встречи весны.
1. Знакомство с историей, традициями, особенностями праздника Масленица.
2. Заучивание закличек, стихов, русских народных песен, пальчиковых игр.
3. Разучивание хороводных игр. 4. Подготовить папку – передвижку «Рецепты блинов к Масленице».
Заключительный этап: обобщение знаний детей о Масленице.
1. Организовать для родителей выставку детских работ.
2. Организовать фотовыставку «Наша масленичная неделя».
3. Проведение масленичной недели в группе детского сада, опираясь на материалы альбома «Ай, да Масленица!».
4. Организация и проведение музыкально-спортивного праздника
понедельник | Беседа, украшение окна Аппликация «Солнышко лучистое» Консультация для родителей: «Масленица широкая». | «Проводы Зимы» Цель: познакомить детей с народными традициями; организация досуга детей. 1. Ребята, я хочу вас познакомить с веселым праздником — Масленицей. Вы заметили, что дни постепенно становятся длинными и светлыми, небо — голубым , а солнце — ярким. Именно в это время на Руси устраивались народные гулянья. И назывался этот праздник — Масленица. Веселый и озорной, длился он целую неделю: В эти дни устраивались ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски. В народе недаром этот праздник величали широкой Масленицей. С песнями и веселыми закличками звали Солнце, чтобы оно теплее согревало землю, а Весна-красна не задерживалась. 2. Рассматривание картинки «Масленичные гуляния». - Что это за праздник? - Зачем провожают Зиму? - Вы раньше принимали участие в Масленичных гуляниях? «Соломенная Масленица» Цель: расширять и закреплять знания детей о народных праздниках обогащать словарный запас народными терминами; развивать ловкость, быстроту.
1. Масленица зародилась на далеком Севере, и отцом этого праздника является Мороз. Она гласит, что человек в суровое время года заметил Масленицу, которая пряталась за сугробами, и позвал ее, чтобы она согрела своим теплом людей и развеселила их. И красавица с жирными от масла и румяными щеками пришла, согрела их сердце и кровь, и пустилась в пляс. Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица - Маслена Авдотья Изотьевна… Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями, катали на каруселях. Веселье продолжалось всю неделю, а в заключение всех затей "провожали Масленицу" — сжигали чучело, а пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай |
вторник | Разучивание Подвижных игр: «Карусель», «Гори, Солнце, ярче». Пальчиковых игр: «Солнышко-ведрышко», «Снежки». | Подвижная игра «Карусель» Цель: упражнять детей ходьбе и беге по кругу взявшись за руки. содействовать совершенствованию двигательных умений и навыков. развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции; воспитывать создавать положительный эмоциональный настрой. Ход игры. Дети образуют круг, берутся за руки и двигаются по кругу под слова: «Еле, еле, еле, еле завертелись карусели. А потом, потом, потом, Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, карусель остановите! Раз-два, раз-два. Вот и кончилась игра» Сначала дети идут по кругу, затем бегут, с окончанием слов останавливаются. Подвижная игра «Гори, Солнце, ярче». Ход игры. В центре круга - "Солнце" ( ребенок). Дети хором произносят: Гори ,солнце, ярче - Летом будет жарче, А зима теплее, А весна милее. (Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к "солнцу", сужая круг, поклон, на 4-ю - отходят ,расширяя круг). Пальчиковая игра «СОЛНЫШКО-ВЕДРЫШКО» (Дети встают и повторяют за Хозяйкой :) - Солнышко-вёдрышко! (Руки поднять вверх и развести в стороны). Взойди поскорей, Освети, обогрей (Руки развести перед собой). Телят да ягнят, (Пальчиками правой руки «пробежаться» по левой руке снизу вверх). Ещё маленьких ребят (Пальчиками левой руки «пробежаться» по правой руке сверху вниз). Пальчиковая игра «Снежки» Стою и снежинки в ладошку ловлю. |
Среда | Заучивание стих. «Радость в каждый дом». Заклички на Масленицу | Стихотворение для разучивания: Закличка на Масленицу: «Трынцы-брынцы, пекитесь, блинцы. Мажьтесь масленее — будет повкуснее».. Пословицы , поговорки: -«Солнышко-вёдрышко, нарядись! Заучивание заклички. Уходи мороз косматый, Слышишь, старый, или нет. А над садом, а над домом Голубой весенний свет |
Четверг | Рисование «Испеки блин на сковороде». Сказки о масленице. | Задачи: познакомить детей с традициями русского народа: дать представление о празднике «Масленица», активизировать словарь словами «масленица», "блины", учить образовывать слова от одного корня (блин, блинок, блиночек и т.д.), продолжать учить приёмам аккуратного закрашивания готовых форм, упражнять в технике рисования гуашевыми красками и побуждать дополнять рисунок деталями (рисование ватными палочками). Ход занятия: Рассматривание картинки с изображением праздника на мультимедийном экране. |
Пятница | Итоговое развлечение «Масленица пришла, Весну позвала, свет и радость с собой принесла» | Хороводная игра «Блинчик» (дети встают в круг и передают «блинчик» со словами: Ты катись горячий блинчик, Быстро, быстро по рукам, У кого горячий блинчик, Тот сейчас станцует нам. У кого в руках оказывается «блинчик», тот выходит в круг и танцует. Все остальные хлопают) Игра "Попади снежком в цель" Игра «Пронеси не урони» Дети стоят в двух командах и проносят «блины» на голове не уронив. Игра «Золотые ворота» (два ребенка делают ворота, остальные дети проходят цепочкой в ворота и говорят: Золотые ворота Пропускают не всегда. Первый раз прощается, Второй - запрещается. А на третий раз Не пропустим вас! На последние слова ворота захлопываются, кого поймали выходят из игры и так до тех пор, пока всех играющих не переловят). |
Суббота | Слушание Песни: «Блины», «Бабушка, испеки оладушки», «Прощай масленица», «Матрёшки» Хоровод : «Веснянка», «Солнышко» Музыкальная игра: «Ты катись весёлый бубен» Шумовой оркестр: «Ложки деревенские» игра на деревянных ложках» | Дети становятся в круг вокруг Солнышка, берутся за кончики лент-лучиков и танцуют в карусели Песня солнышко Вот как солнышко встает Выше, выше, выше На ночь солнышко зайдет Ниже, ниже, ниже Хорошо, хорошо солнышко смеется А под солнышком всем Весело поется Солнышко забирает обруч с лентами, дети становятся на ковре в круг Песня – хоровод «Веснянка» 1Ой бежит ручьем вода Нету ни снега, нету ни льда Ой вода, ой вода, нету ни снега нету ни льда 2. Прилетели журавли И соловушки малы Журавли, журавли И соловушки малы 3. Мы весняночку поем весну красную зовем ой зовем, ой зовем Весну красную зовем Музыкальная игра «Ты катись веселый бубен» Дети становятся в круг, в центре один водящий с бубном Ты беги весёлый бубен, Быстро-быстро по рукам. У кого весёлый бубен, Тот сейчас станцует нам. Игра с бубном. По окончании дети садятся на свои места |
Сказки о Масленице.
СОЛНЦЕ И БЛИНЫ
На Масленицу напекла баба блинов пять чугунов и на стол поставила. Заглянуло солнце в окно, увидало на столе целую гору блинов и просит:
— Дай, баба, кругленьких да желтеньких отведать!
А баба отвечает:
— Подожди, солнышко! Блины еще не маслены. Приходи через час — другой…
Приходит солнце через час — другой. Заглядывает в окно и просит:
— Дай, баба, кругленьких да желтеньких отведать!
А баба:
— Подожди, солнышко! Блины без сметаны не едят. Пойду в погреб схожу за сметаной. Приходи через час-другой.
Через час – другой заглядывает солнце в окно и опять просит:
— Дай, баба, кругленьких да желтеньких отведать!
А баба в ответ:
— Подожди, солнышко! Еще Масленица не прошла!
Солнце думает: «Пойду-ка я первой встречу Масленицу». Выкатилось на дорогу и смотрит во все глаза. Кто только по дороге не едет: мужики в санях, добры молодцы на конях, барин в карете, а Масленицы всё не видно. День прошел, другой, третий… Не стерпело солнце, вернулось опять к бабе под окно. Заглянуло: а на столе блинов уже нет: один редьки хвост – на Великий пост. Масленицу-то уже отгуляли!
КАК ВЕСНА ЗИМУ ПОБОРОЛА.
Жила в одном селе Машенька. Сидела она под окном с березовым веретеном, пряла белый ленок и приговаривала:
— Когда Весна придет, когда талица ударится и с гор снеги скатятся, а по лужкам разольется вешняя вода, напеку тогда я куликов да жаворонков и с подружками Весну пойду встречать, в село погостить кликать – звать.
Ждет Маша Весну теплую, добрую, а той не видать, не слыхать. Зима-то и не уходит, все Морозы кует; надокучила она всем, холодная, студеная, руки, ноги познобила, холод-стужу напустила. Что тут делать? Беда!
Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла она в поле, села на взгорочек и зовет Солнце:
Солнышко, Солнышко,
Красное ведрышко,
Выгляни из-за горы,
Выгляни до вешней поры!
Выглянуло Солнце из-за горы, Маша и спрашивает:
— Видело ли ты, Солнышко, красную Весну, встретила ли свою сестру?
Солнце говорит:
— Не встретило я Весну, а видело старую Зиму. Видело, как она, лютая, от Весны ушла, от Красной бежала, в мешке стужу несла, холод на землю трясла. Сама оступилась, под гору покатилась. Да вот в ваших краях пристоялась, не хочет уходить. Иди, красная девица, за мной. Как увидишь перед собой лес — зелен весь, там и ищи Весну. Зови ее в свои края.
Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится по синему небу, туда и она идет. Долго шла. Вдруг предстал перед ней лес — зелен весь. Ходила – ходила Маша по лесу и заблудилась. Лесовые комарочки ей плечики искусали, сучки — крючки бока протолкали, соловьи уши пропели, дождевые капели голову смочили. Только присела Маша на пенек отдохнуть, как видит – летит лебедь белая, приметливая, снизу крылья серебряные, поверху позолоченные. Летит и распускает по земле пух да перья – для всякого зелья. То лебедь была – Весна. Выпускает Весна по лугам траву шелковую, расстилает росу жемчужную, сливает маленькие ручейки в быстрые реки. Стала тут Маша Весну кликать — звать, рассказывать:
— Ой, Весна – Весна, добрая матушка! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую. Старая Зима не уходит, все Морозы кует, холод – стужу напускает.
Услышала Весна Машин голос. Взяла золотые ключи и пошла замыкать Зиму лютую.
А зима не уходит, морозы кует да посылает их наперед Весны заслоны сколотить, сугробы намести. А Весна летит, где крылом серебряным махнет – там и заслон сметет, другим махнет – и сугробы тают. Морозы – то от Весны бегут. Обозлилась Зима, посылает Метель да Вьюгу повыхлестать Весне глаза. А Весна махнула золотым крылом, тут и Солнышко выглянуло, пригрело. Метель с Вьюгой от тепла да света водяной порошей изошли.
Выбилась из сил старая Зима, побежала далеко- далеко за высокие горы, спряталась в ледяные норы. Там ее Весна и замкнула ключом.
Так-то Весна Зиму поборола!
Вернулась Маша в родное село. А там уже молодая царица Весна побывала. Принесла год теплый, хлебородный.
СОЛОМЕННАЯ МАСЛЕНИЦА.
Жили – были старик и старуха. Понравилось им на Масленой неделе гулять да веселиться, пирогами и блинами объедаться, лакомиться. Не хочется поститься. Надумали они свою Масленицу сделать и еще недельку-другую попировать.
Вот старик из соломы Масленицу сделал, лапти ей на ноги сплел. Старуха ее в рогожку обрядила, заплела косу длинную, триаршинную, платок на голову повязала. Масленица получилась – тоненькая, высоконькая, голова с лукошко, глаза — что плашки, нос картошкой. Радуются старик и старуха – гуляй теперь и веселись хоть до Духа.
Посадили они Масленицу за стол. Старик говорит:
— Масленица – пожируха, пустое брюхо, съешь блинок!
А старуха:
— Масленица – пожируха, пустое брюхо, съешь пирожок.
Масленица сидит, молчит. Старик ей губы сметаной мажет, старуха в рот блин толкает. Вдруг Масленица ожила, зашевелилась, открыла рот, взяла со стола и поглотала все блины и пироги. Испугались старик и старуха: старик в погреб залез, а старуха в клеть спряталась.
Ходит Масленица – пожируха, пустое брюхо по избе, ищет, чем попотчеваться: щи повыхлебала, масло полизала, сало пожевала. Видит: в печи каша в чугуне преет. Полезла Масленица в печь и на огонь рукавом попала. Пыхнула солома и сгорела.
Вернулись старик и старуха, поглядели, а у печи лишь горсточка угольков лежит. Не стало Масленицы. Загоревали старик и старуха, затянули кручинную песню:
Ай, Масленица – Обманщица.
До поста довела, сама удрала.
Тематическая беседа для детей
детского сада
-Ребята, сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике — Масленице. Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник — Масленица. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника — это блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла. Масленица называлась сырною неделю, на которой едят сыр, яйца. Народ предается масленичным удовольствиям, катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой, приговаривают: "Душа ли ты, моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости в тесовый дом, душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!" А потом ребятишки сбегали с гор и кричали: "Приехала Масленица!". Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: "Здравствуй, широкая Масленица!". Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: "Не житье, а масленица". Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день —блинища, во второй — блины, в третий — блинцы, в четвертый — блинчики, в пятый— блинки, в шестой — блиночки, в седьмой — царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца. Блин хорош не один. Блин не клин, брюхо не расколет! Как на масленой неделе из трубы блины летели! Уж вы, блины мои, уж блиночки мои! Широкая Масленица, мы тобою хвалимся, На горах катаемся, блинами объедаемся! На Масленой неделе выпекались ритуальные блины — олицетворение солнца; девушки водили хороводы, пели песни. В песнях говорилось об изобилии масла, сыра, творога. Парни и девушки надевали лучшие одежды. Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне, а потом отправлялся в соседнее село. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей "провожают Масленицу" — сжигают чучело, изображающее Масленицу. Масленица, прощай! А на тот год приезжай! Масленица, воротись! В новый год покажись! Прощай, Масленица! Прощай, красная! Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы.
Понедельник — встреча. Делали куклу — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
Вторник — заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях.
Среда — лакомка. Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами.
Четверг — широкий, разгуляй-четверток. В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.
Пятница — тещины вечерки. На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.
Суббота — золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.
Воскресенье — прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили:"Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.
Используемая литература:
1. Аксенова З. Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. -М. : ТЦ Сфера, 2003.
2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М. : «Школьная Пресса» 2003г.
3. Даймедина И. П. Поиграем, малыши – М., Просвещение, 1992
4. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1988.
5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
6. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
7. Павлова П. А., Горбунова И. В. «Расти здоровым, малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006
8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Недельный проект Масленица.
сценарии на каждый день масляничной недели: игры, конкурсы, соревнования....
Проект "Масленица"
Цель проекта: • знакомство учащихся с народным праздником Масленица; • воспитание любви к своей Родине; • развитие смекалки, выносливости...
Проект "Масленица - объедуха, деньгами приберуха"
Данный проект осуществляется в рамах детского сада. Материал по каждой теме включается в алгоритм недели - с педагогами - в условиях проведения методической работы; с родителями - в совмес...

Проект «Масленица идет! Масленицу встречайте!»
Цель проекта: познакомить детей с традициями народных праздников и обычаев русского народа....

Проект "Масленица, Масленица, мы тобою хвалимся!"
Данный проект доступен к реализации и может использоваться в работе с детьми педагогами ДОУ, родителями. Также могут быть и...
Проект во второй младшей группе. Тема проекта: «Масленица»
Краткосрочный проект во 2 младшей группе №3"Карапузики "на тему: «Широкая масленица»Срок реализации: с 04.03.2019г. по 10.03.2019г....