проект "Масленица"
методическая разработка (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»
Министерства образования Чувашии
Кафедра дошкольного образования
на тему:
«Совершенствование представлений дошкольников младшей группы
о традиционном празднике»
Выполнила Львова Людмила Алексеевна,
воспитатель дошкольной группы МБОУ «Шемалаковская ООШ» Яльчикского района ЧР
Чебоксары 2012
Содержание
1.Паспорт проекта 3 стр.
2.Введение 4 стр.
3.Анализ внешней среды 5 стр.
4. Анализ внутренней среды 6 стр.
5.Цель и задачи 7 стр.
6.Ожидаемые результаты 8 стр.
7.Этапы 9 стр.
8.План реализации проекта 10-14 стр.
9.Оценка результатов проекта 15 стр.
10.Отчет о реализации проекта 16-17 стр.
12.Список литературы 18 стр.
11.Фотоэтюды стр.
Паспорт проекта:
Наименование проекта | Масленица |
Автор проекта | Львова Людмила Алексеевна, Воронова Ирина Николаевна, воспитатели Воспитатель МБОУ «Шемалаковская ООШ» Яльчикского района ЧР |
Тема | Масленичная неделя «Совершенствование представлений дошкольников о традиционном празднике Масленица» |
Вид проекта | Социально - познавательный |
Участники проекта | дети младшей группы, музыкальный руководитель, воспитатели, родители. |
Срок проекта | недельный |
Введение.
Во все времена усвоение социального опыта своих предков оказывало особое внимание на человека, преобразовывало его внутренний мир. Поэтому особенно важно начинать воспитание эмоционально – целостного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа и ее освоения с малых лет. Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
В 2009 году приказом министерства образования и науки РФ утверждены «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Впервые в истории российского образования ФГТ являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание и как организован образовательный процесс. С этого времени воспитательный процесс в нашем МБОУ «Шемалаковская ООШ» Яльчикского района ЧР строится с учетом данных требований.
Одной из задач образовательной области «Социализация» является «воспитывать у ребенка чувства гордости за страну, в которой он живет». Современная социокультурная ситуация также выдвигает на первый план требование признания социальной значимости народной культуры, которая является источником духовности каждого человека. Т.е. приобщение детей к русской национальной культуре является актуальной проблемой современного дошкольного образования.
Приобщение подрастающего поколения к традициям народных праздников - это приобщение к культурным ценностям и достижениям народа, воспитание духовности, национальной самобытности, восприятия красоты и гармонии. С помощью праздников осуществлялась связь поколений, укреплялись межличностные взаимоотношения в группах людей, восполнялся дефицит общения, удовлетворялись эмоциональные и психологические потребности людей. Образный поэтический язык обрядности являлся одним из средств исконно народной педагогики, этики и эстетики, с помощью которых всегда просто, мудро и ненавязчиво от поколения к поколению передавались всем понятные истины, нормы человеческого общения. И в настоящее время народные обрядовые праздники не потеряли своего значения.
Анализ внешней среды.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». На нем всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Знакомство с традицией проведения этого праздника по программе «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем, поэтому возникла потребность силами ребят провести праздник. Масленица - это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление природе и солнечное тепло. Люди испокон века воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепешки, а когда научились приготовлять кислое тесто, стали печь блины. Наши предки верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества. А еще Масленица – это чучело из соломы, наряженное в женскую одежду. В течение недели вокруг чучела происходит праздничное веселье, а в последний день Масленицы чучело сжигается, символизируя приход весны.
Данный проект позволит детям познакомиться с возникновением праздника, старинными обрядами и традициями. Русская и чувашская культуры за века тесно переплелись и взаимно обогатились. Особенностью воспитания любви к своей многонациональной Родине заключается в воспитании интереса к культуре, традициям и обычаям, развитее способности понимания красоты и многообразия народного творчества.
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством обращения к историческим корням и национальным истокам чувашского народа.
Анализ внутренней среды.
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы последние десятилетия отходили от этих традиций, тем самым лишали возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Мы разработали этот проект с целью приобщения детей к национальной культуре через организацию праздника Масленица.
В нашем детском саду тематическая неделя начинается с беседы с детьми об этом обрядовом празднике, рассматривания и чтения произведений художественной литературы. Рисование картин празднования Масленицы, составление выставок с рисунками детей. Привлечение родителей к изготовлению костюмов, организации выставки газет «Блинный пир на весь мир», подготовка чаепития «Блин не клин, живота не расколет».
Далее планируется различный игровой и музыкальный репертуар из текущей работы. При разработке сценария народного праздника особое внимание выделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведения соответствуют содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для ребят.
Паутинка недельного проекта “Масленица”
Центр искусства Рассматривание картин Кустодиева “Масленица”, Соловьёва “Тройка”. Рассматривание игрушек народных мастеров, рисование Масленицы. лепка “Ой, блины” | Центр движения Подвижные игры – забавы:“Тачка”, “Три ночи”, “Русская метла”, перетягивание каната, катание с горы тройками, катание на лошадях, штурм снежного городка. | Центр развития речи Заучивание приговорок, закличек, поговорок. Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах. Разучивание пальчиковых игр |
Центр книги Чтение стихотворений рассказов о русской тройке,чтение потешек, дразнилок, небылиц. Рассматривание энциклопедий : “О лошадях”, “Русский дом”, “Наш дом”. | “Масленица” | Центр семьи Рецепты выпечки блинов. Знакомство с гостеприимством. Изготовление костюмов скоморохов, ряженых, колокольчиков. |
Центр труда и строительства Коллективное изготовление чучела Масленицы, изготовление праздничной скатерти | Центр кулинарии Выпечка блинов, пирогов по разным рецептам. Дегустация изделий из теста. Наблюдение за трудом повара. Изготовление “Блинной книги”. | Центр музыки Слушание русских и чувашских народных песен. Разучивание хороводов “Веснянка”, “Маслёна”, “Ясна – красна”, песен “Наша Масленица”, “Блины”, частушек, |
Цель проекта:
• знакомство детей с народным праздником Масленица;
• воспитание любви к своей Родине;
Задачи:
- Обеспечить условия для создания у детей положительных эмоций и реализации творческих способностей в проведении праздников и развлечений.
- Учить бережно относится к народным традициям и обычаям.
- Возрождение интереса к обрядовым русским и чувашским праздникам;
- Воспитание патриотизма, основанного на русских традициях;
- Обогатить духовный мир;
- Провести праздник, через эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы;
- Формирование у детей начал национального самосознания.
Ожидаемые результаты проекта:
• Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
• Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
• Повышение познавательного интереса к родной истории.
Для воспитателей:
- работа по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей.
- выбор формы реализации проекта.
- помощь в написании сценария по воплощению проекта.
- организация выставки детских рисунков;
- изготовление фотоальбома «Масленичная неделя»;
- организовать катание на лошадях;
- организовать праздник для детей и родителей по данной теме.
- помощь в подборе музыкального сопровождения.
- разучивание песен, пословиц, считалок для выступления во время праздника.
- организация места проведения праздника.
- проведение инструктажа по технике безопасности.
- выставка газет родителей «Блинный пир на весь мир»
Для детей:
-познакомить с произведениями художественной литературы о празднике Масленицы;
-участие детей в организации выставки рисунков;
-умение самостоятельно анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
-иметь представление о значении праздника в жизни человека;
-участие детей в развлечениях, организованных воспитателем.
Для родителей:
-участие родителей в изготовлении атрибутов для развлечений;
-организовать в родительском уголке выставку рисунков,
фотовыставку «Масленичная неделя»;
-показ презентации «Масленица»
Этапы проекта
1)Подготовительный этап:
- Создание технической базы (оборудование, костюмы, оформление места проведения праздника).
- Составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.
- Провести начальный опрос детей.
2)Деятельный этап:
- Коммуникативная деятельность
- Восприятие художественной литературы
- Музыкально-художественная деятельность
- Восприятие произведений изобразительного искусства
- Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность
- Продуктивная и восприятие произведений изобразительного искусства
- Развитие двигательной деятельности
- Игровая и познавательная деятельность
- Работа с родителями
3) Заключительный этап:
Презентационный, обобщение результатов работы на педсовете, анализ, закрепление, оценка результатов проекта, проведение повторного опроса и подведение итога опроса.
Этапы реализации проекта
Этапы | Виды деятельности | Формы работы |
1 этап | - Создание технической базы (оборудование, костюмы, оформление места проведения праздника). - Составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий. - Провести начальный опрос детей. | |
2 этап | Коммуникативная деятельность | Беседа на тему «Что за праздник, Масленица?» Цель: Познакомить ребят с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Развивать у детей коммуникативные качества, совершенствовать речь, расширять кругозор детей. Беседа «Как отмечать Масленицу» Цель: Дать представление о традиционном празднике, народных посиделках, чаепитиях с песнями, хороводами, народными играми, национальными кушаньями. Обогащение знаний и представлений о национальной культуре. |
Музыкально-художественная деятельность | Слушание русских народных песен Цель: Закреплять умение чувствовать музыку, ее изобразительность, передавать характер музыки в движениях и игре. Продолжать учить инсценировать знакомые песенки. Воспитывать любовь и интерес к народному творчеству. | |
Восприятие художественной литературы | Заучивание поговорок про масленицу, стихотворения «Масленица», разучивание масленичных закличек | |
Восприятие произведений изобразительного искусства | Рассматривание картин Кустодиева «Масленица», Соловьёва “Тройка” Цель: Познакомить детей с художественным творчеством. Дать представление о русской тройке, праздновании Масленицы на Руси. Развивать творческое начало, воображение, эстетическое восприятие, активизировать словарь. | |
Познавательно исследовательская и продуктивная деятельность | Изготовление из соломы чучела Масленицы Цель: Познакомить детей с особенностями изготовления чучела из соломы. Развивать мышление, общую и мелкую моторику. Воспитывать заинтересованность к отображению своих представлений. | |
Продуктивная и восприятие произведений изобразительного искусства | Рассматривание картин Кустодиева «Масленица», Соловьёва “Тройка” Цель: Познакомить детей с художественным творчеством. Дать представление о русской тройке, праздновании Масленицы на Руси. Развивать творческое начало, воображение, эстетическое восприятие, активизировать словарь. Рисование «Масленица» Цель: Развивать у детей самостоятельность, активность при выборе листа бумаги, способов изображения; совершенствовать технику рисования цветными карандашами; обогащать знания детей о народном празднике. Лепка «Ой, блины» Цель: Развивать художественно-творческие способности. Изготовление праздничной скатерти Цель: Развивать творчество, воображение, эстетическое восприятие. Учить чередовать элементы по цвету. Формировать умение по образцу собирать из частей целое. Доставить удовольствие от совместной творческой деятельности с взрослыми и сверстниками. | |
Развитие двигательной деятельности | Катание на санках Физкультурный досуг «Широкая Масленица». Цель: Упражнять детей в различных видах бега, прыжках на обеих ногах, совершенствовать умение исполнять движения по сигналу, развивать координацию движений, ловкость, память. Воспитывать внимание, любовь к спорту. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Подвижные и хороводные игры Цель: Развивать двигательную активность, точность движений, чувство ритма. Дать почувствовать радость от совместных действий со сверстниками. Дать детям представления о русских народных играх – забавах. | |
Игровая и познавательная деятельность | Развлечение на улице «Масленица загорела, всему миру надоела» Цель: Приобщать к истокам народных традиций. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Углубить представления детей о народных традициях. | |
Работа с родителями | Выставка газет родителей «Блинный пир на весь мир» Выпечка блинов, чаепитие «Блин не клин, живота не расколет». Организация катания детей на лошадях. Цель: Воспитание уважительного отношения к народным традициям. Дать представление о русской тройке. Воспитывать познавательный интерес к природе. | |
3 этап | Презентационный, обобщение результатов работы на педсовете, анализ, закрепление, оценка результатов проекта, проведение повторного опроса и подведение итога опроса. |
Формы работы
Оценка результатов проекта
Для выявления результатов по вопросу по формированию знаний детей о русском традиционном празднике была проведена диагностика в начале работы над проектом и по ее окончанию.
Для выявления знаний были подготовлены вопросы, которые мы представили в таблице.
№ | Вопрос | Начало проекта | Конец проекта |
Какие народные праздники вы знаете? | |||
Какие русские народные игры ты знаешь? | |||
Знаешь ли ты потешки, заклички, пословицы про Масленицу | |||
Какое блюдо готовят на масленицу | |||
Какие картины о масленице знаете |
Результаты знаний представлены в диаграмме
1. Имеют представления о народных праздниках
2. Имеют представления о народных играх
3. Используют устное народное творчество в повседневной жизни.
4. Владеют знаниями масленичной кухни
5. Владеют знаниями о творчестве художников
Отчет о реализации проекта.
Особое место в нашем проекте отведено народным играм, дети с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложения взрослых поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут … учиться. Нами были проведены такие подвижные игр такие как «Горелки», «Звонарь», «Заря», «Анюта»; хороводные игры «А я по лугу гуляла», «Заинька, попляши»; игры-эстафеты «Перетягивание каната», «Петушиный бой», Кто быстрее на метле».
С помощью родителей были изготовлены атрибуты для развлечений, костюмы; организованы выставки, катание на лошадях. В родительском уголке были организованы выставки: выставка рисунков «Масленица», фотовыставка «Масленичная неделя».
В свою работу мы включили разнообразную деятельность с литературными произведениями: дети их слушают, инсценируют, разыгрывают сказки, стихотворения.
Большое значение в воспитании детей имеет взаимодействие детского сада и родителей, поэтому нами были проведены развлечения с участием родителей такие, как «Широкая Масленица», «Масленица загорела, всему миру надоела», так же проведена презентация проекта «Масленица».
При работе над проектом, у детей произошли позитивные изменения в отношении к народным играм и обрядам. Дети стали более эмоционально восприимчивы к народным традициям, играм и обрядовым праздникам.
Полученные данные свидетельствуют, что в итоге реализации педагогического проекта уровень интереса к традиционным народным праздникам у детей значительно возрос. У них значительно повысился интерес к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
Достигнутые результаты.
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны.. Дети ближе с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, разучивание с детьми народных песен, масленичных закличек дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы думаем, что нам это удалось.
Список литературы
- З. А. Богатеева «Приобщение детей к традиционной культуре народов Среднего Поволжья» Чебоксары Издательство ЧРИО 2003 г.
- Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Москва Мозаика-синтез 2010
- И.В.Романова «Технология проектирования образовательной деятельности» 2011г.
- Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник.- 2-е изд.-М.: Флинта: Наука,2001.
- Науменко Г. М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках: Сборник фольклорных материалов.-М.:ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.
- Панфилов В.В. По старому русскому обычаю: Сборник обрядовых представлений и праздников.- М.:РИГ,1997.
- Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5 – 7 лет – Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., Владос, 2001 г
- Лысова В.Я., Яковлева Т.С. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. Старший дошкольный возраст. М.: Аркти, 2000.
- Харченко Т.Е. Физкультурные праздники в детском саду. Сценарии спортивных праздников и развлечений: Пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: « Детство – Пресс», 2009
- Кузьмина Р.Б., Капустина М.А. Новые подходы к обновлению содержания дошкольного образования в Чувашской Республике.-Чеб. 1998.
- Культура чувашского края.-Чеб. 1995.
- Егоров Н.И. Чувашские праздники и обряды.-Чеб. 1991
Список литературы для детей:
- Л. Е. Белоусова «Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!». Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2003 г
- В.В.Гербова, Н.П.Ильчук и др. «Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия». Москва, 2005г.
дидактические игры
беседа
наблюдение
Формы работы
чтение худ. литературы
подвижные игры
продуктивная деятельность
рассматривание иллюстраций
развлечения