Краткосрочный проект средняя группа " Огород на окне"
проект (средняя группа)

Есаян Мери Робертовна

Познавательно-исследовательский проект в детском саду "Огород на окне". Средняя группа.

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno.docx40.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Образовательный центр «Успех»

Познавательно-исследовательский проект в детском саду «Огород на окне». Средняя группа №28

Воспитатель:

 Есаян М.Р.

р/п Дрожжино

Познавательно-исследовательский проект в детском саду "Огород на окне".

Введение                                                                                                                       Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов.                                                                                                                   Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении. Основная задача нас, взрослых, поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.           Тип проекта                                                                                                                                  • Исследовательский, творческий                                                                                • Групповой, с привлечением родителей                                                                                      • Краткосрочный                                                                                                       Участники проекта                                                                                                                                       Дети средней группы, воспитатели группы, родители.                                                                       Срок реализации проекта (1.02. – 25.04.2025 г.)                                             Актуальность проекта                                                                                                                Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.                                                          Цель проекта                                                                                                       Формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.                                                                                             Задачи проекта                                                                                                            • Формировать у детей знания о росте и потребности растений (тепло, влага, свет).                                                                                                                                                   • Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.                                                                                                                              • Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.                                                        •Учить активно взаимодействовать - педагог, дети и родители.                               Этапы проекта

Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.

Предполагаемый результат проекта

• Дети научатся сажать и ухаживать за культурными огородными растениями. Познакомятся с условиями их содержания.                                                        • Дети узнают особенности строения растения, узнают много интересного из жизни растений.

• Опытным путем дети исследуют условия необходимые для роста культурных растений.                                                                                                                                     • Дети научаться вести наблюдения.                                                                                        • Воспитатель продолжает осваивать метод проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников.                                                                                                          Формы реализации проекта                                                                                                                  1.Формы работы с детьми: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, тематические прогулки.                                                 2.Формы работы с родителями:                                                                            Индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы.                                                    Этапы реализации проекта                                                                                                        1. Подготовительный:                                                                                                                   • определение темы;                                                                                                                          • выявить цели и определить задачи;                                                                                                                  • подборка материала (литература, наглядный материал, дидактические игры, картинки репчатого лука, помидор, цветы; семена для посадки);  • беседы с детьми «Что такое «Огород на окне»«Какие растения можно вырастить на подоконнике»«Какую пользу приносят растения».                                                                          • подготовка семян.                                                                                                                        2. Основной                                                                                                                  Содержание деятельности воспитателя и детей:                                                                                          • рассматривание и сравнение семян (помидор, перец, цветы);                                  •посадка: лук индивидуально; помидоры, перец –коллективно                                           •посев: цветочных семян;                                                                                 •исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:                                                                                        - подготовка почвы;                                                                                                                          - отбор хороших семян от плохих;                                                                                             - знакомство с моделью трудового процесса;                                                                                 - посадка;                                                                                                                                     - установка на светлое место;                                                                                              - полив;                                                                                                                                         - рыхление;                                                                                                                                       - оформление огорода на окне;                                                                                         - наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;                                                           - знакомство с моделью строения растения;                                                                         - рассада всходов;                                                                                                                                      - отражение результата в художественно - творческой деятельности;                                    - чтение детской литературы про овощи;                                                                                                                                                      - отгадывание загадок про овощи; - пальчиковые игры; - подвижные игры;                                                                                  - дидактические игры«Что сначала, а что потом?»«Собери из частей целое»«Дать описание предмету» и др.                                                                        Работа с родителями                                                                                                  •беседы с родителями«О полезных свойствах свежих овощей»;                                            • памятка для родителей «Лук от всех недуг»;

• подборка литературы про овощи.                                                               Ответственные за выполнение: воспитатели, дети, родители.                                                                          3. Заключительный                                                                                                                           Содержание деятельности воспитателя и детей:                                                                                    - анализ полученных результатов;                                                                                              - презентация проекта «Огород на окне».                                                                                     Работа с родителями                                                                                                Предложить родителям продолжать работу по ознакомлению с овощами; привлечение детей к сбору фруктов и овощей с мая по август.                    Ответственные за выполнение: воспитатели, родители.                                                                                                    Работа с детьми                                                                                                                 1. «Земля – какая она».                                                                                                              Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)«Семена растений отличаются друг от друга»                                                                                       2. Посадка овощных культур.                                                                                                             3. Чтение В. Коркина «Что растет у нас на грядке?»                                                                                     1. «Вода и растения» Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений                                                                                                                                                2. Отгадывание загадок про овощи и фрукты.                                                                                                                             3. Д/И «Что растет на огороде»                                                                                      Цель: выявить характер представлений детей об овощных культурах, пользе для человека. Изготовление масок овощей для игры.                                                             1. Чтение стихотворения С. В. Михалкова «Овощи»                                                                               2. П/и «Огуречик»                                                                                                             Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.                                                                                                              3. Д/И ««Собери из частей целое»                                                                                 Цель: развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику; закреплять названия овощей.                                                                                                                                 1. Беседа "Овощи, фрукты, полезные продукты"                                                                           Цель: научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья, вызвать стремление к здоровому питанию.                                                                                            2. Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки»                                                                                                   3. Д/И «Вершки и корешки»                                                                                                           Цель: закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки. Консультация «О луке – детям»                                                                             1.Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление. 2. Дидактическая игра «Что сначала, что потом». 3. Лепка «Овощи: огурцы и помидоры»                                                            Цель: учить передавать форму овощей, развивать речь.                                                 1. Д/И «Мой любимый овощ»                                                                                            Цель: закреплять знания детей об овощах. Развивать связную речь.                                   3. Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»                                                                Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах.                                                                                                                                  1. Д/И «Найди по описанию»                                                                                                                 Цель: развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога.              2. Подвижная игра «Овощи — фрукты»                                                                      Цель: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.

3. Раскрашивание овощей. Папка – передвижка «Овощи и фрукты – полезные продукты».

 1. Игра м/п «Огород у нас в порядке»

Цель: развивать внимание, способность координировать свои движения с движениями других детей.

2.Заучивание: А. Прокофьева «Огород»

3. Аппликация «Лук»

1. Д/И «Четвертый лишний»

Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку. 2. Пальчиковая игра «Варим мы компот».                                                                        3. Сюжетно-ролевая игра «Приготовим щи для кукол»

Цель: Воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле. Развивать речь и мышление.

 1. Изготовление фотоальбома «Огород на окне»

Заучивание стихотворения С. Михалков «ОВОЩИ»                                                       Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:                                                                           Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу.                                                     Ох.                                                                                                                                                Вот овощи спор завели на столе -                                                                                                           Кто лучше, вкусней и нужней на земле:                                                                         Картошка? Капуста? Морковка? Горох?                                                                       Петрушка иль свекла?                                                                                                              Ох.                                                                                                                                                                                  Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:                                                                                  Картошку, Капусту, Морковку, Горох,                                                                                           Петрушку и свеклу.                                                                                                                            Ох.                                                                                                                                                                    Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:                                                                                          Картошка, Капуста, Морковка, Горох,                                                                                   Петрушка и свекла.                                                                                                                 Ох.                                                                                                                                                   И суп овощной оказался не плох! Загадки

 Круглый бок, желтый бок, Сидит на грядке колобок.                                                                                                        Врос в землю крепко.                                                                                                                   Что же это?

(Репка)                                                                                                                                  Красна девица сидит в темнице,                                                                                                             А коса на улице.

(Морковь)                                                                                                                                     В земле сидит дед,                                                                                                                                                  Во сто шуб одет.                                                                                                                                         Кто его раздевает,                                                                                                                      Тот слёзы проливает.

(Лук)             

Запеканки, драники,                                                                                                                    Оладьи и пюре,                                                                                                                    Зразы и вареники,                                                                                                                 Печёнки в кожуре,                                                                                                                       И отличную окрошку                                                                                                                             Можно сделать из.

(Картошки)                                                                                                                            За кудрявый хохолок                                                                                                                                  Лису из норки поволок.                                                                                                                    На ощупь - очень гладкая,                                                                                                                       На вкус - как сахар сладкая.

(Морковь)                                                                                                                                       Как на нашей грядке.                                                                                                                   Выросли загадки                                                                                                                  Сочные да крупные,                                                                                                                    Вот такие круглые.                                                                                                                    Летом зеленеют,                                                                                                                                          К осени краснеют.

(Помидоры)

Дидактическая игра «Что растёт в огороде

Цель: выявить характер представлений ребёнка об овощных культурах, правилах их жизнеобеспечения и пользе для человека.

Используется метод беседы.

Материал.

Карточки с изображением овощей, садово-огородного инвентаря,

природных явлений. Игровой персонаж – пугало, от имени которого педагог задаёт вопросы детям.

-Покажи и назови овощи. Какие из них ты любишь?

-Какие не любишь, почему?

-Как ты думаешь, овощи полезны для человека? Почему?

-Хочешь ли ты сам вырастить овощи?

-Как ты думаешь, что тебе для этого потребуется? Выложи карточки.

-Какой водой и как нужно поливать овощи?

-Как ты думаешь, а сами овощи любят витамины (подкормку?

-Что может произойти с овощными растениями, если не ухаживать за ними?

«Что сначала, что потом».

Цель: Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.

Материал. Два комплекта схем (косточка, росток, дерево с почками, листьями, бутонами, цветами, плодами, яблоко.

Ход игры

Педагог показывает детям яблоко и задает вопрос«Как оно появилось?» Затем предлагает детям разделится на две команды и составить цепочку схем, объясняя, как как появилось яблоко. Команды составляют рассказ с опорой на схему

«Закончи предложение».

Цель. Закрепить у детей знания овощей. Расширять и активизировать словарный запас.

Материал. Мяч.

Ход игры

Огурец овальный, а тыква…

Лук горький, а морковь…

Огурец зеленый, а свекла…

Редиска мелкая, а редька…

Кабачок большой, а тыква…

Помидор кислый, а чеснок…

Морковь в земле, а помидор…

Помидор круглый, а морковь…

Пальчиковые игры

Тема "Фрукты"

Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга

На базар ходили мы,

(мизинцы)

Много груш там и хурмы,

(безымянные пальцы)

Есть лимоны, апельсины,

(средние пальцы)

Дыни, сливы, мандарины,

(указательные пальцы)

Но купили мы арбуз —

(большие пальцы)

Это самый вкусный груз.

(пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)

Театр пальчиков и языка

(сопряженная гимнастика)

1.Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.

Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

2. Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды — яблоки.

Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. Язык скруглить, выгнуть с опорой на верхнюю губу.

3. Яблоки кислые.

Махнуть рукой "эх". Сморщиться и слегка высунуть язык.

4. Яблоки соберем в корзины.

Пальцы рук переплести "корзинкой". Скругленные концы языка загнуть "чашечкой".

5. Дома сварим из яблок варенье.

Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.

6. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.

Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавно двигать широкий язык вперед-назад.

7. Тяжело нести корзины. Увидели лодку.

Сложить ладони "лодочкой". Руками делать волнообразные движения. Язык сложить "лодочкой" (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.

8. Приплыли домой.

Соединить кончики пальцев (пальцы "домиком"). Язык присосать к нёбу (крыша домика).

Пальчиковая игра "Варим мы компот"

Используется пособие "Клавиатура" (авторское). Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками вместе на клавиатуру (пуговицы, сопровождая игру произнесением стиха:

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много.Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Пальчиковая игра "В сад идем мы погулять"

Сад — решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети "ходят" указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу.

Раз, два, три, четыре, пять.

В сад идем мы погулять:

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

П/и «Огуречик… огуречик…»

Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.

Ход игры: На одном конце зала – воспитатель, на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах.Воспитатель говорит: «Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик,

Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет».

После окончания речевки, дети убегают в свой дом. Воспитатель произносит слова в таком ритме, чтобы дети могли на каждое слово подпрыгнуть два раза. После того как игра освоена детьми роль мышки можно поручать

наиболее активным детям.

П/И «ПРИГЛАШАЕМ В ОГОРОД».

Приглашаем народ:

Сделать руками жест «к себе».

– Заходите в огород!

Развести руки в стороны перед собой.

Проходите между гряд -

Указательные и средние пальцы обеих рук,

как ножки, «шагают» по столу.

Там огурчики лежат,

Изобразить огурец: сложить пальцы в форме овала.

Помидоры висят,

Изобразить помидор: сложить пальцы в форме круга.

Прямо в рот хотят.

Рядом зреет репка

Изобразить репу: сложить пальцы в форме сердечка.

Ни густа, ни редка.

Наберем мы овощей

Округлить левую руку как лукошко, а правой рукой «класть» в него воображаемые овощи.

Для себя и для друзей.

П/И «МОРКОВКА»

Красный нос в землю врос,

Изобразить морковку: собрать пальцы правой руки вместе, а большой палец спрятать. Пальцы направлены вниз.

А над ним зеленый хвост.

Изобразить ботву моркови: к правой кисти сверху приставить левую с растопыренными пальцами.

Нам зеленый хвост не нужен,

Убрать левую кисть, изображающую ботву, оставить только саму «морковку».

Нужен только красный нос.

П/И «КАПУСТА»

Что за скрип? Что за хруст? Потереть кулак о кулак.

Это что еще за куст? Изобразить  куст капусты: соединить ладони в области запястья вместе, пальцы раздвинуть (рис. 25).

Как же быть без хруста? Потереть ладонь о ладонь.

Если я – капуста!

Изобразить кочан капусты: левую руку сжать в кулак, а правой ладонью его обхватить.

Летом жарко, летом душно -

Обмахивать себя руками, как веером.

Просит дождика капуста.

П/И «КАРТОШКА»

И зелен, и густ (изобразить куст картошки: показать левую кисть с растопыренными пальцами)

На грядке куст.

Покопай немножко (правой ладонью изобразить лопату, которой подкапывают «куст»,

Под кустом – картошка. Изобразить клубни картофеля: сжать кулаки.

П/И «Овощи»

У Лариски — (По очереди разгибают пальчики из

Две редиски. кулачка, начиная с большого, на одной

У Алешки — или обеих руках.)

Две картошки.

У Сережки-сорванца —

Два зеленых огурца.

А у Вовки —

Две морковки.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.

Ожидаемые результаты:

По реализации проекта «Огород на окне» будут получены следующие результаты:

1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливали, сажали, выращивали из семян.

2. С помощью исследовательской работы дети выявили многообразие и разнообразие посевного материала.

3. В группе был создан огород на окне.

4. Дети вели наблюдения за растениями на окне.

5. Дети принимали участие в практической деятельности по выращиванию культурно – огородных растений на окне.

6. Дети научились, и стали более уважительно относиться к труду.

7. Все участники проекта (дети, воспитатель, и родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.

Выводы:

На основании этих результатов можно сделать вывод, что уровень интереса детей среднего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Дети стали различать растения, познакомились с условиями их роста, научились ухаживать за растениями.

Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.

Литература и интернет источники:

1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. –Волгоград: Учитель, 2011

2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2001

3. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001

4. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.», М. 2005г.

5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.

6. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.

7. «Формирование целостной картины мира» под ред. О. Н. Каушкаль, М. В. Карпеевой, М. 2015 г.

8. Т. А. Шорыгина «Овощи. Какие они? Знакомство с окружающим миром». М. 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект в средней группе "Огород на окне"

Краткосрочный проект в средней группе "Огород на окне"...

Краткосрочный-экологический проект в средней группе " Огород на окне"

Здравствуйте, уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию  краткосрочный- экологический проект в средней группе " Огород на окне". Делала я его первый раз)...

отчет по экологическому проекту в средней группе "огород на окне"

Предлагаю вашему вниманию отчет по краткосрочному-экологическому проекту в средней группе " огород на окне!...

Проект в средней группе "Огород на окне"

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение  ...

Проект в средней группе "Огород на окне"

Проект разработанный для средней группы....

Краткосрочный познавательно - исследовательский проект в средней группе "Огород на окне"

Целью проекта является создание условий для познавательного развития детей через проектно - исследовательскую деятельность.,организацию художественно - продуктивной деятельности и воспитанию у детей л...

Краткосрочный проект средняя группа " Огород на окне"

Познавательно-исследовательский проект в детском саду "Огород на окне". Средняя группа.Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Чем глубже ребенок познает та...