"Формирование познавательной и умственной деятельности старших дошкольников через использование метода интеллект-карт"
презентация к уроку (подготовительная группа)
Выступление на педагогическом совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.33 КБ |
![]() | 1.57 МБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Колосок»
Выступление на педагогическом совете на тему:
«Формирование познавательной и умственной деятельности
старших дошкольников через использование метода интеллект-карт»
Подготовила: воспитатель
Смирнова Н.М.
Апрель 2024г.
СЛАЙД 2: С внедрением ФГОС, а сейчас ФОПа в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Такой новой формой работы стал для меня метод интеллект – карт.
СЛАЙД 3: Интеллект карта, или карты мышления - это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать.
Интеллект - карты – это уникальный и простой метод запоминания информации, также является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между ДОО и школой.
СЛАЙД 4: ИСТОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ:
В конце 1960х годов их придумал британский психолог Тони Бьюзен, автор методики запоминания, творчества, организации мышления и креативности. При составлении интеллект карты в процессе усвоения информации задействованы оба полушария головного мозга. Интеллект-карта основана на ассоциативном мышлении. В работе с дошкольниками метод интеллект карт предложен к.п.н. Акименко Валентиной Михайловной, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института.
В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяет
осуществлять интеграцию всех областей.
Благодаря своим свойствам использование метода Интеллект - карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста позволит повысить интерес детей к программному содержанию, сделает процесс усвоения информации более структурированным, наглядным. При этом появляется возможность развития всех психических процессов, активизации различных анализаторов, творческого и интеллектуального потенциала каждого ребенка.
СЛАЙД 5: Цели создания интеллект-карт с дошкольниками
1 направление : Цель – сбор материала (информации) о предмете, явлении, объекте.
Задачи: Создать карту в ходе обсуждения. Расширять словарный запас. Развивать процессы мышления
СЛАЙД 6:
2 направление Цель – развитие связной речи детей
Задачи: Формировать умение последовательно и самостоятельно излагать свои мысли
3 направление
Цель – закрепление и обобщение материала
Задачи: Создать карту как итог работы с детьми по теме. Развивать у детей
умение выделять главную мысль. Активизировать словарь, совершенствовать
связную речь детей.
СЛАЙД 7: ПРЕИМУЩЕСТВА ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ:
- Позволяет получать и обобщать знания
- Формирует умения выделять главное, обобщать, систематизировать
- Развивает память, мышление, воображение
- Способствует концентрации внимания, запоминанию, мышлению, мотивации
СЛАЙД 8: Свойства интеллект - карты :
• наглядность (в интеллект - карте она представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними);
• привлекательность (хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно. «Настраивайтесь на создание красивых карт» - Т. Бьюзен);
• запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета интеллект-карта легко запоминается);
• своевременность (интеллект - карта помогает выявить недостаток информации);
• творчество (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);
• возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ещё лучше информацию, дополнить её новыми идеями).
Условия и правила создания карт
Используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
Основная идея, проблема или слово располагается в центре. Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально: именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры и так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.
Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки
Каждая главная ветвь имеет свой цвет. Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения выводятся линии (ветви, каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы).
Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями
Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева)
Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово
Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове
Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями
СЛАЙД 10:
Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы. Ключевые слова пишутся печатными буквами, разборчиво; размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: моделей-образов, рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями.
СЛАЙД 11:
Рекомендации по применению интеллект - карт
беседуйте по карте;
задавайте больше вопросов;
обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом;
составляйте рассказы;
добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом детей;
экспериментируйте
Интеллект - карта в работе с детьми вводится постепенно и, этот процесс поделили на 3 уровня:
1 этап. Подготовительный
Знакомство детей с интеллект - картой (2 половина старшей группы).
В начале работы дети получают представления о том, что о любом предмете или явлении можно рассказать «картинками».
1 вариант – сначала дети составляют рассказ по схеме интеллект -карты, созданной педагогом.
2 вариант – далее дети с помощью педагога (родителя) составляют интеллект - карты по заданной теме.
Варианты создания интеллект карты :
Ребенок делает ее графически со взрослым или самостоятельно;
Педагог составляет карту, а дети придумывают рассказ и обобщают информацию;
На мой взгляд проект является достаточно результативным, поэтому возможно введение метода Интеллект - карт и в других группах детского сада. Эта работа станет одним из направлений деятельности в будущем.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Новые идеи, формы и методы работы Метод интеллек -карт
Интеллект карта, или карты мышления - это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи Варианты названия: «интеллект-карта», «карта ума», «карта разума», « карта памяти», « ментальная карта», « ассоциативная карта», « ассоциативная диаграмма», «схема мышления», «мыслительная карта».
Тони Бьюзен – британский психолог, автор методики запоминания, творчества, организации мышления и к реативности.
Ц ели создания интеллект-карт с д ошкольниками: 1 направление: Цель – сбор материала (информации) о предмете, явлении, объекте . Задачи: Создать карту в ходе обсуждения. Расширять словарный запас. Развивать процессы мышления
2 направление: Цель – развитие связной речи детей Задачи: Формировать умение последовательно и самостоятельно излагать свои мысли 3 направление: Цель – закрепление и обобщение материала Задачи: Создать карту как итог работы с детьми по теме. Развивать у детей умение выделять
ПРЕИМУЩЕСТВА ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ : Позволяет получать и обобщать знания Формирует умения выделять главное, обобщать, систематизировать Развивает память, мышление, воображение Способствует концентрации внимания, запоминанию, мышлению, мотивации
Свойства интеллект-карты: наглядность привлекательность запоминаемость своевременность творчество в озможность изменения
Условия и правила создания карт: Используются только цветные карандаши, маркеры и т. д . Основная идея, проблема или слово располагается в центре Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки Каждая главная ветвь имеет свой цвет Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева ) Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями
В центре - главная мысль
Рекомендации по применению интеллект-карт : беседуйте по карте задавайте больше вопросов обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом составляйте рассказы добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом детей экспериментируйте
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллект-карты как средство развития познавательного и речевого развития.
Применение интеллектуальных карт в процессе обучения способствует познавательному и речевому развитию ребёнка. В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяет осуществлять инт...

Использование интеллект - карт для развития познавательных способностей старших дошкольников
Использование интеллект - карт для развития познавательных способностей старших дошкольников в рамках проекта "Хочу все знать"...

Консультация для педагогов: "Что такое интеллект-карты? Создание: как составить интеллект-карту?"
Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Данный материал ...
Развитие познавательных способностей детей посредством работы с интеллект картой
Интеллект-карта—это наглядный, графический инструмент мышления, который может применяться по отношению ко всему, особенно к памяти, творчеству, учебе и всем формам мышления....

Выступление на семинаре - практикуме для педагогов ДОО «Интеллект – карты как метод формирования познавательной деятельности детей дошкольного возраста»
Выступление на семинаре - практикуме для педагогов ДОО «Интеллект – карты как метод формирования познавательной деятельности детей дошкольного возраста»...
21.02.2024 г. Мастер – класс: «Технологии формирования познавательной активности дошкольников через применение интеллект – карт»
Мастер – класс: «Технологии формирования познавательной активности дошкольников через применение интеллект – карт», посвященный использованию интеллект-карт для стимулиров...
«Интеллект-карта – как метод формирования познавательной деятельности детей дошкольного возраста»
Цель: формирование навыка последовательности своих действий с помощью визуализации мышления ребенка.Задачи: Обучающие: создать условия для овладения детьми технологией заполнения интеллект – кар...