Сборник конструктов
методическая разработка по обж
конструкты
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сборник конструктов непрерывной образовательной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности
КОНСТРУКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД)
Тема (проект, событие): «Пожарная безопасность»
Возрастная группа: Дети 5-7 лет
Форма НОД: формирование основ безопасной жизнедеятельности (безопасность собственной жизнедеятельности)
Форма организации: Групповая, фронтальная
Программно-методический комплект: Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная
Оборудование и материалы: экран, ноутбук; дидактическая игра: «карточная викторина»; презентация по пожарной безопасности и по правилам поведения при пожаре; диск: «звуки костра»; полотенца; фишки; медали.
Предварительная работа: беседа о пожароопасных ситуациях, рассматривание картинок, слушание звуков сирен машин специального назначения, просмотр мультфильма «Кошкин дом», разгадывание загадок, знакомство с пословицами, беседы о профессии пожарного, правилах пожарной безопасности: «Как тушили пожар в старину? », «Профессия пожарный», «Свойство огня», «Горит, не горит», «Правило обращения с огнем», рассматривание иллюстраций по правилам пожарной безопасности и профессии пожарного; чтение художественной литературы С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки», В. Житков «Пожар», «Дым», «Пожар в море», дидактические игры, сюжетно-ролевая игра «Пожарные», изобразительная деятельность: «Тушение пожара».
Планируемый результат: Дети проявляют осознанное отношение к пожароопасным предметам; демонстрируют ответственность, желание помогать людям в беде; дети самостоятельны, инициативны, любознательны в процессе познавательной, игровой деятельности; у детей развито логическое мышление, связная речь; знают о правилах пожарной безопасности; у детей сформированы умения и навыки об элементарных правилах поведения во время пожара; умеют обращаться за помощью к взрослым, называют свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон
Цель формирование основ безопасного поведения при пожаре. | ЗАДАЧИ Воспитательные задачи:
Развивающие задачи:
Обучающие задачи:
|
Этапы (последовательность) деятельности, приемы | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей | Планируемый результат |
Подготовительный этап Задача: собрать внимание детей и мотивировать детей на предстоящую деятельность. | Звучит пожарная сирена. В.: Ребята, вы слышите звук сирены? Что случилось? Правильно где-то пожар. А вы знаете, почему возникают пожары? Какие правила пожарной безопасности вы знаете? Правила пожарной безопасности в квартире: Правило № 1. Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров. Правило № 2. Не оставляй без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизор, светильники и др. Уходя из дома, не забудь их выключить. Правило № 3. Нельзя пользоваться неисправными бытовыми электроприборам. Правило № 4. Не суши белье над плитой. Оно может загореться. Правило № 5. Не забывай выключить газовую плиту. Если почувствовал запах газа, не зажигай спичек и не включай свет. Срочно проветри квартиру. Правило № 6. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома без взрослых. Пожарная безопасность в лесу: Правило № 1. Пожар — самая большая опасность в лесу. Поэтому не разводи костер без взрослых. Правило № 2. Не кидай в костер незнакомые флакончики и баллончики, пузырьки, они могут взорваться. Правило № 3. Не балуйся с огнем. В сухую жаркую погоду достаточно одной спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся. Правило № 4. Не поджигай сухую траву, сено, тополиный пух. А если случился пожар, что нужно делать? Как надо правильно себя вести? Вы знаете,? А хотите узнать? Правила поведения во время пожара в помещении: показ презентации Правило № 1. Постарайтесь первым делом сообщить о пожаре взрослым (не скрывайте, даже если пожар произошел по твоей вине). Правило № 2. Если огонь небольшой и горит не электроприбор можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, заливая водой или засыпая песком. Правило № 3. Если загорелся электроприбор, надо выключить его из розетки и накрыть его толстым одеялом. Правило № 4. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону «01» или попроси об этом соседей. Правило № 5. Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону «01» и сообщи пожарным точный адрес (улица, номер дома и квартиры, этаж, подъезд, код.), вашу фамилию и номер телефона, откуда передается сообщение. После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих. Правило № 6. Никогда не прячьтесь в шкафу или под кроватью, пожарным будет трудно найти вас там. Правило № 7. Если в помещение проник дым, надо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой и выходить, пригнувшись или ползком. Правило № 8. Обязательно закрой форточку и дверь в комнате, где начался пожар. Закрытая дверь может не только задержать проникновение дыма, но иногда и погасить огонь. Правило № 9. Наполни водой ванну, ведра, тазы. Можешь облить водой двери и пол. Правило № 11. Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти. | Эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание. Формирует у детей через проблемный вопрос представления о необходимости ведения безопасного здорового образа жизни. Способствует тому, чтобы дети самостоятельно решали возникающие проблемы. Комментирует высказывания. Использует наглядные информационные средства (презентация о пожарной безопасности и правилах поведения при пожаре). Поощряет детей к высказыванию. | Эмоционально заинтересованы предстоящей деятельностью. Самостоятельно решают проблему. Принимают информацию. Смотрят презентацию. Высказывают собственные суждения. | Дети эмоционально вовлечены. Проявляют готовность к совместной деятельности. Проявляют инициативу в общении со сверстниками и взрослым. Дети знают правила пожарной безопасности и правила поведения при пожаре в помещении и в лесу. |
Физминутка Задача: способствовать снятию мышечного и эмоционального напряжения | В.: Давайте проведем физминутку. “Пламя костра” (под музыку «звуки костра») Огонь только родился, он ещё слабый и не уверенный. Огонь набирает силу, растёт. Его языки колышутся из стороны в сторону, начиная свой огненный танец Языки пламени поднимаются то выше, то опускаются ниже, то начинают стелиться по земле. Понравилось вам быть огоньками? | Предлагает снять мышечное и эмоциональное напряжение при помощи физминутки. | Дети садятся на корточки, голову на колени, руки вдоль туловища. Медленно поднимаются, руки двигаются из стороны в сторону, поднимаются над головой. Произвольные движения руками. | Демонстрируют физическую активность. Дети готовы к предстоящей деятельности. |
Этап понимания и коррекции Задача: воспитывать осознанное отношение по сохранению здоровья и соблюдению безопасности Практический этап Задача: учить применять полученные знания в играх и повседневной жизни. | В.: Ребята, давайте проверим, как вы усвоили правила пожарной безопасности и как нужно себя вести при пожаре. Для этого нам нужно поделиться на 2 команды и придумать название каждой команде. Как вы будете делиться? Итак, у нас получилась команда: Спасателей и Пожарников. Правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает та команда, у кого по окончании игры окажется больше фишек. Вы готовы, Юные пожарники? Дидактическая игра: «Карточная викторина». В.: Молодцы ребята вы справились с этим заданием. В.: Ребята, а кто знает, как правильно вызвать пожарных? Правильно ребята. Хотите поиграть в игру: «Вызови пожарных»? (подбежать к телефону, набрать номер, сказать свое имя, фамилию, домашний адрес и что случилось). Молодцы ребята, я вижу, что и с этим заданием вы справились? Представьте, что вы находитесь в задымленном помещении, ваши действия. Правильно нужно эвакуироваться. Напомните мне, как правильно действовать в такой ситуации? (при пожаре дым скапливается в верхней части помещения, поэтому при сильном задымлении необходимо нагнуться, или лечь на пол, закрыть нос и рот мокрым носовым платком, полотенцем и двигаться на четвереньках или ползком к выходу вдоль стены, чтобы не потерять направление). | Предоставляет возможность для сотрудничества детей по подгруппам и возможность выбора. Воспитатель предлагает карточки с вопросами на тему пожарная безопасность и правила поведения во время пожара. Объясняет правила игры. Согласовывает с детьми действия, их последовательность. Корректирует ответы детей. Поощряет детей. Предлагает игру: «Вызови пожарных» и п/и: «Эвакуация» для практического применения полученных знаний. Объясняет правила игры. Стимулирует проявление самостоятельности, активности. Хвалит детей. | Делают выбор Работают по подгруппам. Проявляют способность к логическому мышлению. Ищут, находят решение. Выстраивают полный ответ, предложение. Осознают необходимость сохранения здоровья, соблюдения безопасности. Активно играют. Соблюдают правила безопасной жизнедеятельности в практической деятельности. | Дети при помощи дидактической игры закрепили знания о пожарной безопасности и правилах поведения при пожаре. Дети знают, как вызвать пожарных. Называют свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес. Знают правила эвакуации при пожаре. |
Заключительный этап Задача: обобщить изученный материал посредством вопросов и развивать умение оценивать результат деятельности | В.: Ребята, молодцы, вы сегодня проявили хорошие знания и смекалку. Скажите, о чем мы сегодня с вами говорили? Что интересного и нового вы узнали? Какие правила пожарной безопасности нужно знать и выполнять? Как нужно вести себя при пожаре в помещении, в лесу? Что больше всего вам понравилось сегодня? А какие затруднения у вас возникли? Рефлексия На столе у вас лежат 3 сигнальные фишки: красная, желтая и зеленая. Ребята, если вы уверены, что сможете правильно поступить в экстремальной ситуации, поднимите зеленую фишку; если сомневаетесь – желтую, если не уверены - красную. В: Молодцы ребята! Сегодня обе команды показали отличные знания, были ловкими и смелыми, поэтому победила дружба. За ваши достижения я награждаю вас медалями «Юных пожарников». | Наблюдает, оценивает, корректирует, расширяет опыт детей. Инициирует общее обсуждение, поощряет детей к высказыванию. Осуществляет позитивную оценку реально достигнутых успехов детей, хвалит детей. | В организации деятельности самостоятельно руководствуются полученными знаниями. Расширяют опыт безопасной жизнедеятельности. Дети передают свои впечатления о процессе и результатах совместной деятельности. | Дети закрепили знания о пройденном материале. Умеют оценивать результат своей деятельности. |
КОНСТРУКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД)
Тема: Правила дорожного движения Возрастная группа: Дети 5-6 лет
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие». Вид деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная Форма организации: подгрупповая Планируемый результат: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения в пассажирском транспорте и на улице; закрепить знания о значении и назначении дорожных знаков, о цветовых сигналах светофора; воспитывать чуткость, желание помогать другим. Учебно-методический комплект: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.; Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидз Планируемый результат: Дети проявляют осознанное отношение к правилам дорожного движения; демонстрируют ответственность, дети самостоятельны, инициативны, любознательны в процессе познавательной, игровой деятельности; у детей развито логическое мышление, связная речь; знают о правилах дорожного движения; у детей сформированы умения и навыки об элементарных правилах поведения на дороге Оборудование и материалы : карточки с изображение светофора и дорожных знаков. Методы воспитания: беседа, поощрение, игровая ситуация, проблемная ситуация, игра Методы обучения: беседа, демонстрация, показ, игра, стимулирование занимательным содержанием, рассказ
Цель | Задачи |
Обогащение знаний и представлений детей о правилах дорожного движения, правилах и культуре поведения участников дорожного движения. | Воспитательные: Воспитывать активность, инициативность самостоятельность; Воспитывать элементарные правила культуры поведения в общественном транспорте. Развивающие: Развивать ценностность безопасного поведения; Развивать волевую саморегуляцию Развивать умения работать в команде. Обучающие: Обогащать знания детей о дорожном движении; Закреплять знания дорожных знаков и сигналов светофора. |
Этапы деятельности | Методы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
Мотивация на совместную деятельность Задача: заинтересовать детей на предстоящую деятельность, воспитывать желание слушать | Беседа Стимулирование занимательным содержанием | Педагог включает аудиофрагмент. - Ребята, вы слышите что случилось? Случилась авария. А как вы думаете кто виноват? Давайте прислушаемся. Педагог включает аудиофрагмент. Конечно же это старуха Шапокляк. Она вечно делает гадости всем вокруг. На этот раз она поменяла в сказочном городе все дорожные знаки и из-за этого все участники дорожного движения путаются на дороге. Ребята, а смогли бы вы помочь? Как мы можем помочь? | Внимательно слушают воспитателя, участвуют в беседе. | Демонстрируют заинтересованность на предстоящую деятельность, проявляют желание слушать |
Планирование совместной деятельности Задачи: совместно с педагогом планировать совместную деятельность, продолжать формировать умение детей отвечать на вопросы | Беседа Проблемная ситуация Игровая ситуация Эмоциональное стимулирование | - Только сначала на самим нужно доехать до сказочного города, в котором случилась беда. На каком транспорте можно доехать до нужного места? А для того чтобы узнать, на чем поедем мы с вами, нужно отгадать загадку. По дороге едет дом Пассажиров много в нем Носит обувь из резины И питается бензином. (Автобус) - Конечно это автобус. А где можно сесть в автобус? Что такое остановка? Как можно увидеть остановку на дороге? Остановка помечается знаком дорожного движения, давайте найдем, где же остановка. - Правильно, остановка здесь. Кто работает в автобусе? Можно в этот раз я буду водителем? Кто хочет быть кондуктором? Что нам нужно для того, что бы ехать на автобусе? Нам нужны билеты, но за билеты в сказочном городе вы будите рассчитываться не деньгами, а своими знаниями. Сможет поехать только тот, кто правильно ответит на вопрос. Вот билеты. Я буду задавать вопросы, кто ответит, кому кондуктор даст билет.
- Вы все молодцы, все ответили на вопросы, а значит все могут ехать. В автобус садимся парами. Все сели? Поехали! Педагог включает звук автобуса. - Вот мы и добрались до сказочного города. | Дети совместно с педагогом планируют совместную деятельность, отвечают на вопросы, принимают решения. | Дети демонстрируют умения совместно с педагогом планировать совместную деятельность, демонстрируют умение вести диалог, отвечать на вопросы. |
Совместная деятельность Задача: закрепить знания детей о дорожных знаках, сигналах светофора, умения работы в коллективе | Беседа Упражнение Игра Поощрение Эмоциональное стимулирование Проблемная ситуация | Педагог подводит детей к модели дорожного движения города. - Ребята, посмотрите, вот сказочный город. Правильно ли стоят дорожные знаки? Шапокляк их поменяла, помогите мне их собрать. Давайте посмотрим, какие знаки у нас есть? Где они должны быть расположены? Давайте расставим все знаки на дороги города в тех местах, где они должны быть. - Итак, мы с вами расставили все дорожные знаки в нужные места, но на дорогах города все равно беспорядок. Почему это может быть? Шапокляк сломала светофор и он теперь показывает неправильные цвета. Вы знаете, как работает светофор? Какие бывают светофоры? Какие цвета светофора, для автомобилей, что обозначают? А цвета пешеходного? Вы хотели бы помочь настроить движение на светофоре? Кто участвует в движении на перекрестке со светофором? Самые ответственные будут светофорами, автомобильным и пешеходным. Они будут показывать кто когда должен идти ил ехать. Если на светофоре для пешеходов зеленый сигнал, то на светофоре для автомобилей красный. Я буду говорить кто идет или едет, пешеходы или водители, а наши светофоры показывать соответствующий сигнал. У нас есть костюмы автомобилей, кто хотел бы стать водителем? Остальные будут пешеходами. Все готовы? Педагог организует игровую деятельность | Дети вступают в диалог, учавствуют в совместных заданиях и игре. | Дети закрепляют знания о дорожных знаках, активно участвуют в совместной деятельности |
Этап рефлексии (подведение итогов) Задача: формировать умение оценивать результат своей деятельности, подводить итоги | Беседа Эмоциональное стимулирование Игровая ситуация | Ребята, нам пора возвращаться домой из сказочного города. Куда нам нужно идти? Подходим к автобусной остановке, садимся в автобус. Водителем будет тот, кто ни разу не ошибся на светофоре в сказочном городе. А кто хочет быть кондуктором? Я буду задавать вопросы, кто ответит, кому кондуктор даст билет.
- Вы все молодцы, а значит мы можем ехать домой. Педагог включает звук автобуса | Беседуют, отвечают на вопросы воспитателя, высказывают свое мнение | Демонстрируют умение оценивать результат деятельности, подводить итоги |
Открытость Задача: ориентировать детей на дальнейшую самостоятельную деятельность | Беседа Поощрение | Мы приехали. Скажите, вы запомнили, какое движение на перекрестке? Кому вы моли бы рассказать об этом? А если я дам вам костюмы автомобилей и таблички с цветами для светофора, вы научите правилам движения на перекрестке других ребят в группе? - Спасибо за занятие | Дети отвечают на вопросы. | Ориентированы на дальнейшую самостоятельную деятельность |
КОНСТРУКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД)
Тема: «Эта удивительная вода» Возрастная группа: дети шестого года жизни. Форма НОД: интегрированное занятие. Форма организации: групповая. Цель: Систематизировать знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов, о свойствах воды, через исследовательскую деятельность. Интеграция видов деятельности: Познавательное развитие; Речевое развитие; Социально-коммуникативное развитие; Физическое развитие. Материал и оборудование: Макет глобуса, карточки - схемы свойств воды, кубик, шарик, 3 разные по форме ёмкости под воду, стакан с водой, молоком, камешки, кусочки сахара, соль, лимон.
Предварительная работа: Рассматривание картин с изображением природных явлений; проведение опытов с водой; чтение художественной литературы М. Пришвин «Светлая капель»; беседы на темы: «Кто живет в воде?», «Путешествие капельки», наблюдения за водой на прогулке.
Цель | Задачи | ||||
Систематизировать знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов, о свойствах воды, через исследовательскую деятельность. | Образовательные: -продолжать знакомить детей со свойствами воды (прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода-растворитель), через опытно – экспериментальную деятельность; -сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека; -уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ. -способствовать формированию у детей познавательного интереса; Развивающие: - развивать у детей наблюдательность, изобретательность, познавательную активность в процессе экспериментирования; - активизировать словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия; - продолжать формировать умение детей отвечать полным ответом; - развивать социальные навыки: умение работать в группе. Воспитательные: -воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор; - воспитывать бережное отношение к воде, - воспитывать аккуратность при проведении опытов, осторожность. | ||||
Этапы (последовательность) деятельности, приемы | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей | Планируемый результат | |
I этап – организационный
| Воспитатель: - Доброе утро я вам говорю, Доброе утро! Я вас всех люблю! Желаю вам хорошо заниматься. Слушать внимательно, ума набираться. -Ребята, у нас сегодня необычный день. Давайте поприветствуем наших дорогих гостей. - Сейчас я вам загадаю загадку, слушайте внимательно. На нём уместилась Вся наша Земля: Моря, океаны, Леса и поля. И северный полюс Там тоже найдёшь, А если захочешь — В руках унесёшь.
Дети: Глобус.
Воспитатель: Что такое глобус? (Глобус – это модель земли, на которой живут и растения, и животные, и человек. Земля является их общим домом). - Какие цвета вы видите на нем? - Какого цвета больше? (голубого, синего) - А кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом? (Вода). Правильно. На нашей планете очень много воды. Вода – это реки, озера, моря и конечно же океаны, которые занимают большую часть нашего земного шара - Давайте с вами подумаем, кому и для чего нужна вода? Какую пользу она приносит? (Воспитатель вызывает детей по одному, дети показывают, где можно встретить воду. На каждом объекте, где они находят воду, приклеивают изображение капельки. После этого дети объясняют, для чего нужна вода в каждом из найденных объектов, расположенных в группе) Действительно, вода нужна всем. И нам с вами тоже. Ведь и на завтрак, и на обед, и на ужин мы обязательно что-то пьем.
-Нет на Земле ни одного живого организма, который может прожить без воды. -Как вы думаете, как бы выглядела наша планета, если бы вдруг исчезла вся вода? (ответы детей). (Звучит сигнал – писк) - Ребята, слышите, прозвучал какой-то сигнал. Наверное, пришло какое-то сообщение. Давайте послушаем. (Звучит голосовое письмо: «Жители Земли! К вам обращаются жители планеты Сухаряшка. Мы решили прилететь на вашу планету и высушить всю воду. Нам она не нравится, ведь она такая мокрая») - Ребята, что же нам делать? - Будем спасать воду на нашей планете? (ответы детей) - Давайте попробуем показать и доказать, что вода - интересное и полезное для всей нашей планеты вещество. Попробуем? (ответы детей) - Дети, посмотрите, кто спешит к нам на помощь? Звучит аудиозапись - звуки воды. Дети - Капелька. - Капелька сказала, что все слышала и решила нам помочь. Все вместе будем спасать воду от жителей планеты Сухаряшка. | Приветствует детей.
Загадывает загадку
Показывает макет глобуса
Воспитатель интересуется, знают ли дети, что такое глобус.
Воспитатель задает вопрос детям.
Воспитатель рассказывает о воде, задаёт воспитанникам вопросы.
Воспитатель делает вывод.
Сюрпризный момент Включает презентацию голосового сообщения
Воспитатель задаёт вопрос. Воспитатель включает Презентацию, появляется капелька
| Проявляют интерес, здороваются.
Слушают воспитателя
Слушают воспитателя, отгадывают загадку
Обращают внимание на глобус, рассматривают его.
Дети слушают воспитателя отвечают на вопросы.
Дети идут по группе рассуждают и показывают для чего и кому нужна вода,
Дети проявляют заинтересованность, внимательно слушают. Воспитанники отвечают на Дети проявляют интерес. | Воспитанники включаются в образовательную деятельность, заинтересовываются.
| |
II этап – основная часть
| Воспитатель Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В лужи, в море, в океане И в водопроводном кране, Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит. Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить. - А вы ребята, как думаете, почему всему живому не прожить без воды? (ответы детей). Воспитатель: Ребята, капелька приготовила для нас игру. - Помогите мне, я начну, вы продолжайте, слово в рифму подбирайте. Игра «Подскажи словечко». Дождик капает по лужам. Ну, кому? Зачем он нужен? Дождь, конечно, нужен нам, А зачем? Ответ я дам! Там, где капля упадёт, Там цветочек … (расцветёт). Травка будет зеленее, Если дождик льёт … (сильнее). А ещё нам нужен дождь, Чтоб заколосилась … (рожь, Чтоб деревья напоить, Тоже дождик должен … (лить). В городе он словно дворник, Чистит улицу и … (дворик). Пыль к земле дождь прибивает, Грязный воздух … (очищает). Без дождя нам не прожить, Так что, дождик должен … (лить).
- А вы знаете, ребята, что вода – это настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться. Отгадайте, во что превращается вода Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий. В тучах прячется, во мгле, Только ноги на земле. (Дождь) Что за звездочки сквозные На пальто и на платке, Все сквозные, вырезные, А возьмешь – вода в руке? ( Снежинки) Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою. Но солнце ее припечет, Заплачет она и умрет. (Сосулька)
- Еще вода умеет превращаться в пар, в туман, в иней, в росу, в облака, в снег. И морозные узоры на стеклах – это тоже вода. (Предложить детям картинки с изображением пейзажей в различное время года). Найдите воду. Кто узнает ее? (Дети находят и называют воду в видоизмененном состоянии). Воспитатель: – Ребята, давайте расскажем жителям планеты Сухаряшка, какими же свойствами обладает вода. - Ребята, Капелька приготовила сюрприз – предлагает нам отправиться в научную лабораторию. А кто из вас знает, что такое лаборатория? -Правильно - это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов. Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией? (одевает халат, шапочку). А вы будете научными работниками лаборатории. (Дети одевают фартуки, шапочки). Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил. Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя. Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим. Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус. Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал, убери на место. Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых. Вот теперь вы не дети, а научные сотрудники. -Для проведения опытов, по исследованию воды и её свойств, нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.
Скажите, с чем нам сегодня предстоит работать? (Дети перечисляют всё, что стоит на столе.) Посмотрите, ребята, это схема свойств воды, результаты наших опытов мы будем отмечать вот такими символами. На доске: три схемы (вода прозрачная, вода жидкая, чистая вода не имеет запаха)
Опыт 1: Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем бутылочку и наполним ее водой. Нальем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется (предложить еще емкости другого размера и формы). Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода–жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. Молодцы! Хорошо поработали. А сейчас приступим ко второму опыту.
Опыт 2 Какого цвета вода? - Ребята, перед вами стоят 2 стакана. Скажите что в них налито? (Молоко и вода.) - Положите в оба стакана камушек. Сравните их, что заметили? В каком стакане видны камни, а в каком нет? Как вы думаете, почему в стакане с молоком камень не виден, а в стакане с водой – виден? Вывод: Вода прозрачная, можно сказать бесцветная, поэтому сквозь неё видны разные предметы. Молоко непрозрачное, оно белое, мутное, поэтому сквозь него предметы не видны. - Отметим результат нашего опыта вот таким символом (педагог крепит к магнитной доске символ прозрачности воды) А сейчас немного отдохнём. - Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.) Физминутка Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой) Рукава засучим смело. (засучиваем рукава) Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой) Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу) Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен) И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны) Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте). Воспитатель: Ребята, вернемся в нашу лабораторию и продолжим наши опыты с водой, чтобы узнать еще одно интересное свойство воды.
Опыт № 3 Вода –растворитель. А есть ли у воды вкус? Попробуйте воду?Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. А теперь возьмите кусочек сахара, положите его в стакан с водой, хорошо размешайте. Что произошло с сахаром?(он растворился) А теперь попробуйте снова воду. Что изменилось? Какая стала вода? А теперь возьмите немножко соли и положите во второй стакан с водой, хорошо размешайте и снова попробуйте. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая. Вывод: своего вкуса у воды нет. А у воды есть запах Перед вами один стакан с чистой водой, понюхайте чистую воду, чем пахнет чистая вода? А теперь, в другой стакан с водой положите кусочек лимона, понюхайте и почувствуйте запах, чем пахнет вода с лимоном (лимоном). Вывод: чистая вода не имеет запаха, вода может пахнуть лишь, тем, что в нее положили. | Воспитатель продолжает вести беседу воде.
Задаёт детям вопрос.
Предлагает детям поиграть в игру.
Загадывает детям загадки
Воспитатель предлагает детям посмотреть картинки в видоизмененном состоянии воды.
Предлагает детям отправиться в «Научную лабораторию»
Интересуется, знают ли дети, что такое лаборатория?
Воспитатель одевает халат, шапочку.
Зачитывает правила
Воспитатель обращает внимание детей на лабораторные столы. Задаёт вопрос Показывает схемы символы свойств воды на доске. Задаёт детям вопрос. Объясняет и показывает детям действия по проведению опыта. Вовлекает в совместную деятельность. Обращает внимание детей на стол. Задаёт вопрос. Подводит детей к выводу
Воспитатель предлагает детям сделать физминутку.
Воспитатель предлагает детям продолжить опыты.
Объясняет задание.
Задаёт воспитанникам вопросы, Подводит детей к размышлению.
| Сосредоточивают внимание. Слушают педагога.
Воспитанники внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопрос. Внимательно слушают, отгадывают загадки. Заинтересовываются, Рассматривают картинки в видоизмененном состоянии воды.
Внимательно слушают воспитателя. Отвечают на вопросы. Дети перечисляют всё, что стоит на столе, выполняют действия
Дети подходят к столу. Отвечают на вопрос воспитателя. Повторяют действия за воспитателем. Вместе с воспитателем делают вывод.
Дети, подходя к столу. Повторяют действия за воспитателем.
Вместе с воспитателем делают вывод.
| ||
III этап – заключительный этап
| Подведение итогов Итак – вода одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами. Ребята, скажите мне какие новые свойства воды вы обнаружили? Дети: Вода прозрачная -не имеет запаха, -Не имеет формы, -Не имеет запаха. Воспитатель: Молодцы! Хорошо поработали. Воспитатель: - Мне кажется, ребята, что наш опыт и ваши ответы на вопросы понравились бы жителям планеты Сухаряшка. Какие же вы молодцы! Как вы думаете, сможем мы переубедить жителей планеты Сухаряшка (ответы детей) (Звучит сигнал - писк) Воспитатель: - Ребята, нам опять пришло какое-то сообщение. Давайте послушаем. (Звучит голосовое письмо: «Жители Земли! Спасибо, что вы так интересно рассказали о воде. Мы постараемся, чтобы вода появилась и на нашей планете. До свидания, жители Земли»)
Воспитатель: - Ой, ребята, как хорошо. Наша вода на планете спасена. Капелька, спасибо тебе за помощь.
А сейчас я вас приглашаю всех поиграть.
Проводится физкультминутка «Тучка и капельки» (автор Н. А. Рыжова) . Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебная леечка, сейчас я полью на вас из нее, и вы превратитесь в капельки. Ну-ка, лейка, лей, лей. Для ребяток не жалей. В капельки пусть превратятся, От души повеселятся. ( Дети одевают на голову маски - капелек, воспитатель - тучка) Воспитатель: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу. Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (дети-ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут и солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчиках)
Воспитатель: Мы не только отдохнули, но и еще через игру увидели, как вода путешествует по кругу на нашей планете. И такое путешествие называют - круговорот воды в природе. (Показать картинку | Приглашает детей подойти к таблице.
| Воспитанники отвечают на вопрос, подводят итог занятия. | Проявляют умение анализировать свою деятельность. Выражают положительное отношение к результатам общения сверстников.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт интегрированной НОД в старшей группе: рассказывание сказки «Гуси-лебеди» и конструкт интегрированной НОД в старшей группе: аппликация "Гуси Лебеди"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельностипо физическому развитию детей № 7 «Берёзка»...

Публикация материалов в сборнике научно-методических разработок педагогов 2017 г. ОДА «Озарение» «Сборник работ учащихся и педагогов учреждений дошкольного и дополнительного образования, общеобразовательных школ, училищ и колледжей по итогам 2016\2017 г."
laquo;Наураша - цифровая лаборатория в опытно-экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками»....
Сборник конструктов
Разработан сборник конструктов по развития связной речи с помощью мнемотехники.К каждому кнострукту подоброны примерные картинки....

Публикация в Сборнике статей Международной педагогической дистанционной конференции «Педагогика и образование», сборник статей, часть 9, сентябрь 2020 г.
Публикация в Сборнике статей Международной педагогической дистанционной конференции «Педагогика и образование» (стр. 61)Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «...

Публикация статьи "Познавательно-исследовательский проект "Пейте дети молоко будете здоровы!" в сборнике "Развитие интеллектуальных способностей дошкольника" (Сборник материалов №3 межмуниципального конкурса исследовательских и проектных работ)
Цель проекта: понять пользу молока и молочных продуктов....

Сборник конструктов НОД "Познаём, конструируем, играем".
Сборник конструктов НОД "Познаём, конструируем, играем"....

Сборник конструктов непрерывной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию обучающихся дошкольного возраста
Сборник конструктов непрерывной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию обучающихся старшего дошкольного возраста и подготовительной к школе группы....