«Формирование нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОУ с семьей»
консультация
Консультация для педагогов ДОУ «Формирование нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОУ с семьей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.68 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни.
Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира»
А. С. Макаренко
«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям»
А. С. Макаренко
Одним из основных принципов дошкольного образования, определенных ФГОС дошкольного образования – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также, сотрудничество образовательной организации с семьей.
Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция.
В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия ДОУ. Только в сочетании друг с другом ДОУ и семья создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений в семье, приобщения к миру родной культуры. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных связей.
Задачами патриотического воспитания дошкольников являются:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам, уважительное отношение к языку своего народа;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- воспитание гордости за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
- развитие чувства ответственности и гордости за социальные и культурные достижения страны;
- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
«Все и хорошее и плохое человек получает в семье». Эта мудрость известна всем. Ведь ребенок рождается не злым или добрым, не нравственным и не безнравственным. Воспитание этих качеств зависит от отношения к ребенку взрослых, от того, как они его воспитывают.
Семейное воспитание носит эмоциональный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.
Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В словаре русского языка С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания патриотических чувств у дошкольников.
Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, в патриотическом воспитании детей необходимо вовлечь их в жизнь детского сада
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу; - расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения; - информационно-педагогические материалы по данной теме, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой; - разнообразные проекты совместной деятельности детей и родителей по патриотическому воспитанию; - проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции; - уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй.
В патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т. д.
В организации моей работы с родителями наиболее результативными, интересными, востребованными стали следующие формы работы:
Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива.
Не малую роль играют родительские собрания по следующим темам:
«Что такое доброта?». «Право имею» ,«Мой дом - моя крепость» или как сделать дом безопасным для ребенка», «Как рассказать детям о ВОВ.», « Какие книги о войне читать детям». Мастер-классы: «Теплая кукла или кукла-оберег», «Семейный календарь.12 месяцев счастья»
родительский уголок Для обогащения родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста был подготовлен материал в родительский уголок. Это консультации: «Растим дошкольников патриотами своей Родины», «Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду», «Как научить ребенка любить и беречь природу», «Роль семьи в воспитании ребенка» ; памятки и рекомендации: «Как вырастить вежливого ребенка», «Поговори со мною мама», «Нужна ли современным детям народная игрушка?» ,«Права ребенка провозглашенные конвенцией о правах ребенка» «Как можно провести выходные» «Традиции: создай и передай!»
Благодаря возможностям интернета оформление папок-передвижек стало интересным и увлекательным процессом, сделаны подборки к праздникам: День Знаний, День дошкольного работника, День народного единства, День Матери, Новый год и Рождество; 23 февраля, 8 марта, Масленица, День космонавтики, Пасха, День весны и труда, День Победы, День защиты детей.
Фотовыставки, фотоальбомы, коллажи
Провожу различные фотовыставки, к организации которых обязательно привлекаются родители ребят.
Оформлены были фотовыставку: «Нежность в каждом поколении», «Самый лучший папа", "Наши защитники" «Зимние забавы», «С днём защитника отечества!», фотоколлажи «Масленица». «Милые, нежные – наши дорогие женщины», «Улица на которой я живу», «Лето, лето скажи нам, где ты?», альбомы «Моя семья – моё богатство!», «Военная техника»
Организация выставок и конкурсов
Традиционно в нашей группе проходят конкурсы поделок, рисунков, стихов: «Осенний вернисаж», «Новогодний сундучок», ко дню Победы «Великой Победе посвящается», Пасха глазами детей. Ребята совместно с родителями приняли участие в выставке конкурсе рисунка «Мой прадед-победитель». Участвовали в выставке поделок «Генеалогическое древо моей семьи»
Такая форма взаимодействия помогает каждому ребёнку почувствовать значимость собственной семьи. Ведь поделка, рисунок, изготовленная совместно с мамой или папой, братом или сестрой, всегда кажется особенно привлекательной. При этом участие родителей в выставках нельзя назвать формальным – они с интересом подключаются к созданию поделок, композиций, проявляют фантазию, творчески используют различные материалы.
Следует положительно отметить, что многие выставочные работы долгое время украшали интерьер нашей группы. Каждый ребёнок непременно замечал, что это именно он с мамой, папой или бабушкой создал такую удивительную красоту, на которую теперь любуются и дети, и взрослые.
Увидев гордость в глазах ребят, за выполненную в семейном кругу работу, можно с полной уверенностью сказать: «Затеянное дело принесло благие плоды!».
Каждая из отправленных работ отмечена дипломами и грамотами призеров и победителей, или сертификатами участника. Все это вызывает у наших ребят и их родителей чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутых результатов.
«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях» - писал Франсуа де Ларошфуко.
Я думаю, что это актуально всегда и везде. Поэтому не забываю хвалить и поощрять родителей, участников конкурсов грамотами, благодарственными письмами.
Родители привлекаются к организации праздничных мероприятий. Оказывают помощь в поиске и подготовке костюмов, разучивании репертуара. Сами участвуют в спектаклях «Заюшкина –избушка», «Птичий теремок», «Волк и семеро козлят» Участвуют в организации тематических уголков «Мини-музей народная игрушка»,
Участвуем с детьми и родителями в народных праздниках: «Масленица», «Пасха». В процессе работы над праздником, дети, да и родители много узнают о русских обычаях, традициях
В целях сохранения исторической преемственности поколений, воспитания бережного отношения к историческому прошлому и настоящему России, уважительного отношения к подвигам наших соотечественников во время Великой Отечественной войны, формирования духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств подрастающего поколения проходит праздник «Никто не забыт, ничто не забыто».( с учетом возраста детей)
Проектная деятельность
Одним из эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность. Родители вместе с детьми подключаются к выполнению определенной части общего задания, собирают информацию, материал, пособия, фотографии. Разработан и сейчас реализуется проект «Моя семья.Семейные ценности и традиции». Цель, которого воспитание гражданина и патриота своей страны, любящего свой дом, близких ему людей. Реализован уже дважды с детьми старшего дошкольного возраста проект «Знать должны все на свете, что права имеют дети» Одной из главных задач которого является воспитание уважения к правам другого человека, формирование эмоционально-положительного отношения к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми. Объёмный проект, затрагивающий семью, дом, родину, социум. Большая работа с родителями (памятки «Когда у ребенка появляются права», консультации, анкетирование выставки рисунков «Каждый ребенок имеет право», поделок «Генеалогическое древо», фотовыставки «Как мы отдыхаем», участие в родительском собрании, спектаклях); «Народная игрушка» средний дошкольный возраст. Цель: формирование нравственно-патриотических чувств и интереса дошкольников к русской народной культуре. Без активного участия не получилось бы создать мини-музей. Тем более дети видели и знали, что приносится из семьи. Покупались игрушек как в группу, так и домой .Проектная деятельность «В мире профессий», родители помогали организовывать экскурсии, составляли с детьми рассказы о профессиях родителей, фотовыставка «Мои родители на работе» Ребята испытывают большую гордость за свою семью.
Нельзя не отметить и участия родителей в экологическом проекте «Покормите птиц зимой» Родители вместе с детьми изготовили кормушки для птиц из разных материалов. Они рассказали детям, зачем зимой нужно подкармливать птиц, какой корм надо приготовить, какие кормушки можно сделать и как подвесить, чтобы птицам было удобно доставать корм, как правильно и где установить, почему это так важно. В итоге дети и родители пожелали принять участие в экологической акции и развесили не только кормушки у себя у дома, но и по городу листовки, призывающие горожан подкармливать птиц.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Успешно решить задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста возможно только при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Успеха в патриотическом воспитании детей можно достигнуть только тогда, когда сами взрослые будут знать историю своей страны, своего города, любить и уважать старшее поколение
Планы на будущее:
• продолжить работу по взаимодействию сада и семьи;
• использовать в дальнейшем проектный метод работы;.
Завтра начинается сегодня
Принцип искусства воспитания гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого!
«Родители у нас народ прекрасный,
Смысл воспитания для них предельно ясен.
Ведь только творчество и труд,
Нам личность в будущем дадут!»
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста
В презентации рассматриваются вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников: определены задачи, принципы, методы, средства, особенности формирования нравственно- патриотическ...
Особенности формирования нравственно- патриотических качеств у детей дошкольного возраста. Приложение к одноименной презентации.
Текст консультации для педагогов является приложением к одноименной презентации, но может быть использован самостоятельно. В данной работе рассматриваются вопросы нравственно-патриотического воспитани...
формирование нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста
Задачи нравственно – патриотического воспитания:· воспитывать уважение к людям;· воспитывать...

«Формирование нравственно – патриотических качеств у детей предшкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот отре...
Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОУ и семьи
Детский сад – маленький мир в жизни малыша, ступень, новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям. Придя в детский сад, первыми знакомятся с воспитателями именно родит...

Муниципальный конкурс «Творческая папка по самообразованию» Тема: «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»
Актуальность работы:Чувство патриотизма необходимо закладывать с самого раннего детства. Его становление - это сложный, целенаправленный, длительный процесс.Большая Родина всегда начинается с малой, А...

План работы по самообразованию «Формирование нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково» вторая младшая группа на 2023/2024 учебный год
Развить в ребенке чувства ответственности, любви к близким, интереса к родной стране, потому что именно это, все вместе взятое, дает человеку...