Рабочая программа образовательно-коррекционных занятий для обучающихся с умственной отсталостью на 2024-2025 учебный год
материал

Болдырева Наталья Контстантиновна

Настоящая рабочая Программа разработана в соответствии с адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой.

Рабочая Программа «Чудеса из пластилина» определяет содержание и структуру деятельности воспитателя по обучению воспитанников с ограниченными возможностями здоровья такому виду декоративно-прикладного искусства, как пластилинография, представляющего собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

Применение техники «пластинографии» в коррекционно-воспитательной работе способствует оказанию помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в приобретении определенных умений и навыков, развитии самостоятельности, уверенности в своих силах, развитии общения со сверстниками, что способствует успешной социальной интеграции в обществе.

Коррекционная работа с применением пластилинографии делает коррекционный процесс более результативным. Обучающиеся воспринимают занятие как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx60.29 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО:

на заседании МС

ГБУ ЦССВ «Сколковский»

Протокол № … от … г.


УТВЕРЖДЕНО:

Директором ГБУ ЦССВ «Сколковский»

        А.С. Комаров

Приказ № … от … г.

Рабочая программа образовательно-коррекционных занятий для обучающихся с умственной отсталостью

на 2024-2025 учебный год

                                                                                                             Воспитатели:

Сухова Ю.С.

Болдырева Н.К.

Содержание

I.        Целевой раздел

1.1.        Пояснительная записка

1.2.        Нормативно-правовое обеспечение

1.3.        Цель программы

1.4.        Задачи программы

1.5.        Принципы разработки и реализации программы

1.6.        Подходы к формированию программы

1.7.        Психолого-педагогическая характеристика

1.8.        Мониторинг

1.9.        Планируемые результаты освоения программы

II.        Содержательный раздел

2.1.        Педагогическое сопровождение коррекционной работы

2.2.        Взаимодействие воспитателя со специалистами учреждения в условиях реализации ФГОС

2.3.        Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)

2.4.        Тематическое планирование образовательно-коррекционных занятий для обучающихся с умственной отсталостью

III.        Организационный раздел

3.1.        Требования к специалистам, реализующим программу.

3.2.        Формы и режим занятий

3.3.        Условия, необходимые для развития детей и реализации программы

3.4.        Методические средства

3.5.        Программно-методическое обеспечение необходимое для реализации программы

3.6.        Литература

3.7.        Организация предметно-пространственной среды

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Настоящая рабочая Программа разработана в соответствии с адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой.

Рабочая Программа «Чудеса из пластилина» определяет содержание и структуру деятельности воспитателя по обучению воспитанников с ограниченными возможностями здоровья такому виду декоративно-прикладного искусства, как пластилинография, представляющего собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

Применение техники «пластинографии» в коррекционно-воспитательной работе способствует оказанию помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в приобретении определенных умений и навыков, развитии самостоятельности, уверенности в своих силах, развитии общения со сверстниками, что способствует успешной социальной интеграции в обществе.

Коррекционная работа с применением пластилинографии делает коррекционный процесс более результативным. Обучающиеся воспринимают занятие как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций.

1.2. Нормативно-правовое обеспечение

Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

-        Конвенция ООН о правах ребенка;

-        Конституция РФ;

-        Федеральный закон «О Социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. №181-ФЗ;

-        Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 г. №46-ФЗ;

-        Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

- Указ Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 01.06.2012 г. №761;

- Приказ Министерства просвещения РФ «О мерах по развитию дополнительного образования детей» от 31.01.2017 г. №30;

- Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09.11.2018 г. №196;

- Распоряжение Правительства РФ «Концепция развития дополнительного образования детей» от 4.09.2014 г. №1726-р;

- Распоряжение Правительства РФ «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29.05.2015 г. №996-р;

- Письмо Министерства образования и науки РФ «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» от 11.12.2006 г. №06-1844;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 №28;

Программа будет реализована в течение одного учебного года, предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

При планировании работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями объем программного материала предоставляется с учетом реальных их возможностей.

1.3. Цель программы

Создание оптимальных организационно-педагогических условий (комфортной среды общения) для усвоения ребенком практических навыков работы с пластилином, общее и творческое развитие личности ребенка (образное и пространственное мышление, художественно-эстетический вкус, развитие творческих способностей, мелкой моторики пальцев рук, расширение кругозора и т.д.), его самореализация.

1.4. Задачи программы

 познакомить с новым способом изображения – пластилинографией, учить детей создавать выразительные образы посредством объёма и цвета;

• освоить приемы надавливания, вдавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца, сплющивания, правильную постановку пальца, научиться приему отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между пальцами;

• научиться работать на ограниченном  пространстве,  не выходить за контур рисунка, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (бусинки, семена, перышки и т.д.), пользоваться специальными формочками для лепки;

• формировать у детей изобразительные навыки;

• учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе;

• закреплять умение восстанавливать  последовательность выполняемых действий, действовать по образцу, по словесному указанию;

• развивать умение самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы;

• развивать у детей аналитические навыки, умение планировать свою деятельность;

• формировать интерес к художественной деятельности;

• развивать образное и пространственное мышление, художественно-эстетический вкус, творческие способности, мелкую моторику пальцев рук, расширять кругозор;

• воспитывать интерес к творческой деятельности;

• воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

1.5.        Принципы разработки и реализации программы

1. Принцип государственной политики Российской Федерации в области образования. Гуманистический характер образования, светский характер, общедоступность, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и другие.

2. Принцип коррекционно-развивающей направленности. Обуславливает развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учётом особых образовательных потребностей.

3. Принцип преемственности. Предполагает взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста.

4. Принцип целостности содержания образования. Обеспечивает наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав.

5. Принцип направленности на формирование деятельности. Обеспечивает возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приёмами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением.

6. Принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков, отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире.

Содержание программного материала учитывает общие принципы обучения и воспитания, принятые в педагогике: научность, последовательность и системность, связь теории с практикой, сознательность, наглядность,  доступность, прочность знаний, умений и навыков, дифференцированный и индивидуальный подход в обучении, природосообразность, культуросообразность.

1.6.        Подходы к формированию программы

При разработке программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:

1. Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия). Важнейшими условиями психического развития являются морфофизиологические особенности мозга и общение, а движущей силой развития психики является обучение.

2. Деятельностный подход (Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.). Данный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.

3. Личностный подход (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.). Предполагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребёнка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для:

- сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

- формирования у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;

- развития познавательных способностей ребёнка;

- развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;

- развития потребности в реализации собственных способностей, логического и дивергентного мышления.

1.7.        Психолого-педагогическая характеристика

Категория обучающихся с умственной отсталостью характеризуется стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо проявляющимися в сфере познавательных процессов. Отмечается отставание от нормы, своеобразие личностных проявлений и познания.

Обучающиеся с умственной отсталостью характеризуются неспособностью к самостоятельному принятию, осмыслению и переработке информации, получаемой из окружающего мира. Наблюдается узкий круг интересов, сниженная активность и своеобразие проявлений эмоционально-волевой сферы.

Внимание

Школьники характеризуются недостатком внимания в выполнении учебной и трудовой деятельности. Среди основных недостатков внимания отмечают нарушение концентрации, устойчивости, распределения, переключаемость и объем внимания.

Мышление

У обучающихся с умственной отсталостью наблюдается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Их затрудняет решение простейших практических задач, таких, как объединение разрезанного на 2-3 части изображения знакомого объекта, выбор геометрической фигуры, по своей форме и величине идентичной данной. Обучающиеся не всегда в состоянии установить причинно-следственные связи. Наибольшую сложность представляют собой задания, требующие от обучающихся словесно-логического мышления. Таким образом, обучающиеся материал усваивают фрагментарно, могут менять смысловую последовательность, не устанавливая необходимых взаимоотношений между ними.

Речь

Характерна задержка речи, которая обнаруживается в более позднем, чем в норме, понимании обращенной к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования ею. Трудности обнаруживаются при осуществлении звукобуквенного анализа слов, в ошибках их написания. Как активный, так и пассивный словари обучающихся довольно бедны, лексическая сторона слов недостаточно дифференцирована. Отмечается низкий уровень сформированности диалогической речи. Они не умеют в достаточной мере слушать то, о чем их спрашивают, и не всегда отвечают на заданный вопрос. В одних случаях – молчат, в других отвечают невпопад. Обучение рассказу и пересказу производится с помощью наглядного материала.

Память

Объем памяти у обучающихся с умственной отсталостью значительно меньше, чем у нормально развивающихся сверстников. Сохранение материала фрагментарное. Лучше запоминаются наглядные образы, чем словесный материал.

Характерной чертой обучающихся с умственной отсталостью является их неумение пользоваться хорошо усвоенными знаниями и навыками, необходимыми для решения поставленной перед ними конкретной задачи.

Восприятие

Зрительное восприятие замедленно. Для того чтобы разглядеть и узнать знакомый объект, требуется больше времени, чем их нормально развивающимся сверстникам.

Восприятие отличается недифференцированностью. Рассматривая предмет, обучающиеся видят его в общих чертах, не замечая специфических особенностей.

Особенно трудно дается обучающимся с умственной отсталостью активное приспособление восприятия к изменяющимся условиям. Они не узнают перевернутые изображения хорошо знакомых предметов. Особым является вопрос о восприятии сюжетных картин. В этом случае своеобразие высказываний обучающихся определяется непониманием изображенной ситуации, взаимоотношений между персонажами.

Эмоционально-волевая сфера

У обучающихся с умственной отсталостью, для которых свойственны резкие нарушения мышления, существенно страдают волевые процессы. Обучающиеся безынициативны, не умеют самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинить ее отдельной цели, не всегда могут сосредоточить усилия для преодоления даже незначительных препятствий. Обучающиеся не могут противостоять воле другого человека. Но прибегают к хитростям и уловкам, стремясь добиться желаемого результата, большей частью связанного с удовлетворением житейских потребностей.

Эмоции проявляются в конкретных формах: радость, гнев, страх и т.д. Обучающимся с умственной отсталостью свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств. Наблюдается ограниченность диапазона переживаний. Развитие эмоциональной сферы определяется такими условиями как специальное обучение и правильная организация жизнедеятельности. Проявления эмоций зависят от принадлежности обучающихся к различным клиническим группам. Так, для одних обучающихся характерны вялые, заторможенные, стереотипные эмоциональные реакции. У других – реакции чрезмерно бурные, по своей силе не соответствующие вызвавшим их причинам, в ряде случаев – неадекватные. У третьих – не отмечается грубых нарушений эмоциональной сферы, хотя в отдельных случаях наблюдаются отклонения и не всегда объяснимые поступки.

Личность

Становление личности обучающегося с умственной отсталостью связано с формированием у него правильного осознания своего социального статуса, с самооценкой и уровнем притязаний. Важнейшую роль играют взаимоотношения обучающегося с окружающими, его собственная деятельность, а также биологические особенности.

1.8.        Мониторинг

С целью эффективной реализации Программы проводится психолого-педагогическая диагностика детей три раза в год: в сентябре, январе и мае. Результаты диагностики заносятся в диагностическую карту динамики развития детей. Специалисты оценивают степень развития по каждому диагностическому критерию. Результаты психолого-педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или коррекции особенностей его развития) и оптимизации работы с группой детей.

Для большинства обучающихся основным результатом является произведение собственных рук, а также объем знаний, умений, и навыков, приобретаемый в ходе освоения Программы. При этом успехи, достижения обучающегося сравниваются не с каким-то стандартом, а с исходными возможностями.

1.9.        Планируемые результаты освоения программы

• обучающийся знаком с новым способом изображения – пластилинографией, умеет создавать выразительные образы посредством объёма и цвета;

• освоены приемы надавливания, вдавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца, сплющивания, правильную постановку пальца, научиться приему отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между пальцами;

• умеет работать на ограниченном  пространстве,  не выходить за контур рисунка, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (бусинки, семена, перышки и т.д.), пользоваться специальными формочками для лепки;

• сформированы изобразительные навыки;

• умеет анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе;

• закреплено умение восстанавливать  последовательность выполняемых действий, действовать по образцу, по словесному указанию;

• развито умение самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы;

• развиты аналитические навыки, умение планировать свою деятельность;

• сформирован интерес к художественной деятельности;

• развито образное и пространственное мышление, художественно-эстетический вкус, творческие способности, мелкая моторика пальцев рук, расширен кругозор;

• воспитан интерес к творческой деятельности;

• воспитана усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

II.        Содержательный раздел

2.1.        Педагогическое сопровождение коррекционной работы

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

Этап № 1. Подготовительный (ознакомление с новым способом изображения – пластилинографией).

Этап № 2. Основной (освоить приемы надавливания, вдавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца, отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками, научиться работать на ограниченном пространстве, научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его, использовать несколько цветов пластилина, вспомогательные предметы, пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить дело до конца, аккуратно выполнять свои работы, выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми, восстанавливать последовательности выполняемых действий, действовать по образцу и словесному указанию воспитателя).

Этап № 3. Итоговый (научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы, положительно относиться к результатам своей деятельности).

2.2.        Взаимодействие воспитателя со специалистами учреждения в условиях реализации ФГОС

Данное взаимодействие направлено на оптимизацию психолого-педагогического сопровождения воспитанников.

Взаимодействие с педагогом-психологом включает:

- ознакомление воспитателя с характерологическими особенностями каждого воспитанника;

- предоставление аналитических отчётов с рекомендациями;

- предоставление графика индивидуальных и групповых занятий воспитанников;

- информирование и консультирование по вопросам психолого-педагогических основ работы с каждым воспитанником.

Задача воспитателя – своевременно предоставлять педагогу-психологу информацию о специфическом состоянии воспитанника.

Взаимодействие с учителем-дефектологом направлено на то, чтобы обеспечить целостное развитие каждого ребёнка. Для этого необходимо регулярное общение и обмен информацией о каждом ребёнке, совместное планирование занятий и программ, обсуждение прогресса каждого ребёнка и его потребностей.

Также воспитатель является важным звеном межведомственного взаимодействия с социальной, медицинской службами, территориальной медико-педагогической комиссией, методическими объединениями учреждения и района. Например, он готовит характеристики для ПМПК и ТМПК, заполняет индивидуальные планы жизнеустройства воспитанников, ведёт индивидуальные маршруты развития инвалидов, готовит характеристики для консультации специалистов (невролога, психиатра, дефектолога).

2.3.        Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)

Цель ИОМ – обеспечить формирование и реализацию потребности учащихся в самоактуализации, саморазвитии.

Использование ИОМ в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения обучающихся.

Структура ИОМ:

- постановка целей получения образования на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика;

- обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление связей;

- определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания;

- определение системы диагностического сопровождения;

- условия и пути достижения педагогических целей.

2.4.        Тематическое планирование образовательно-коррекционных занятий для обучающихся с умственной отсталостью

Тема занятия

Цели и задачи

Содержание

Занятие № 1.

Диагностика

- выявить уровень сформированности изобразительных умений

Входная диагностика

Занятие № 2. «Путешествие в Пластилинию»

- познакомить с историей возникновения пластилина, развития техники пластилинография;

- развивать художественно-эстетический вкус;

- расширять кругозор;

- воспитывать интерес к творческой деятельности

Историческая справка о пластилине. Знакомство с историей развития техники

пластилинография. Рассмотрение пластилинографии как вида декоративно-прикладного искусства. Рассмотрение образцов изделий в технике пластилинография.

Занятие № 3. «Правила техники безопасности, поведения на занятиях. Материалы и

инструменты»

- познакомить с правилами техники безопасности, поведения на занятиях;

- познакомить с материалами и

инструментами, применяемыми при работе с пластилином;

- расширять кругозор;

- воспитывать интерес к творческой деятельности

Выработка правил поведения по организации работы в технике пластилинография. Правила работы с

пластилином. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе. Разнообразие техник работ с пластилином. Знакомство с картонной основой для сюжетной картинки

Занятие № 4-5. «Приемы лепки из пластилина»

- познакомить с различными приемами лепки: раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, надавливание, размазывание др.;

- развивать образное и пространственное мышление, мелкую моторику пальцев рук;

- воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца

Просмотр презентации по теме. Правила работы с бруском пластилина. Смешивание пластилина разных цветов. Изготовление тонких колбасок и маленьких шариков из них одинакового размера. Практическое освоение и закрепление различных приемов лепки:

раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, надавливание, размазывание др.

Занятие № 6.

«Перевод рисунка на картон и работа с фоном»

- познакомить с последовательностью перевода эскиза на картон;

- развивать образное и пространственное мышление, мелкую моторику пальцев рук;

- воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца

Рассматривание сюжетной

картины. Знакомство с понятием – фон. Показ, демонстрация последовательности перевода эскиза на картон. Перевод отрисованного эскиза сюжетной картинки на картон при помощи копировальной бумаги. Самостоятельное выполнение работы

Занятие № 7.

«Работа над фрагментом основного изображения»

- познакомить с работой с фрагментами основного изображения, научить выделять контурные линии;

- развивать образное и пространственное мышление, мелкую моторику пальцев рук;

- воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца

Подготовка контура изображения. Работа с фрагментами основного изображения. Выделение контурных линий

Занятие № 8-9.

«Работа с накладными деталями»

- формировать умение выполнять некоторые детали в пластилинографии;

- развивать образное и пространственное мышление, творческие способности, мелкую моторику пальцев рук;

- воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца

Выполнение некоторых деталей в пластилинографии: трава, маленькие цветы в траве, сборный цветок, листок, лапки или коготки, оформление

Занятие № 10.

«Натюрморт»

- познакомить с приемом «вливания одного цвета в другой»;

- закреплять приемы лепки;

- развивать образное и пространственное мышление, творческие способности, мелкую моторику пальцев рук;

- воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца

Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление знаний о колорите осени. Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности. Прием «вливания одного цвета в другой». Подготовка эскиза, основы, фона. Подбор

цветового решения. Соединение частей изделия, путем сглаживания мест скрепления. Заполнение рисунка пластилином

Занятие № 11. «Веселый клоун»

- закреплять приемы лепки;

- развивать образное и пространственное мышление, творческие способности, мелкую моторику пальцев рук;

- воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца

Энциклопедические и литературные сведения о жанре изобразительного искусства – портрет. Подготовка эскиза, основы, фона. Подбор цветового

решения. Заполнение рисунка пластилином

Занятие № 12. «Ромашка»

- закреплять приемы лепки;

- формировать изобразительные навыки;

- закреплять умение восстанавливать  последовательность выполняемых действий, действовать по образцу, по словесному указанию;

- развивать образное и пространственное мышление, творческие способности, мелкую моторику пальцев рук, расширять кругозор;

- воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца

Рассмотрение технологической схемы изготовления изделия.

Подбор цветового решения. Работа по образцу над

композицией. Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и

выступают над поверхностью основы. Выполнение тонких и удлиненных лепестков с

использованием чесноковыжималки. Оформление мини выставки «Ромашковое поле»

Занятие № 13.

«В царстве снежинок»

- формировать умение создавать всевозможные декорации, сюжетные изображения на плоскости

аудиодиска;

- развивать образное и пространственное мышление, творческие способности, мелкую моторику пальцев рук, расширять кругозор;

- воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца

Энциклопедические сведения о предмете занятия. Создание всевозможных декораций, сюжетных изображений на плоскости

аудиодиска. Применение различных вспомогательных средств для выразительности и красочности образа. Самостоятельное выполнение

поделки с использование основы CD диска и различных видов круп. Оформление

композиции с полученными изделиями

Занятие № 14.

«Снеговик»

- формировать умение создавать знакомый образ посредством пластилина на горизонтальной плоскости;

- закреплять приемы лепки;

- развивать образное и пространственное мышление, творческие способности, мелкую моторику пальцев рук, расширять кругозор;

- воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца

Рассмотрение этапов изготовления изделия «Снеговика. Способ

создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Навыки раскатывания, сплющивания.

Стимулирование интереса к экспериментированию в

работе. Оформление мини-музея «Снеговик»

Занятие № 15.

«Новогодние шары так прекрасны и важны»

- закреплять приемы лепки;

- развивать образное и пространственное мышление, творческие способности, мелкую моторику пальцев рук, расширять кругозор;

- воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца

Обобщенное представление о елочных игрушках: их истории, традициях, видах. Применение различных

вспомогательных средств для выразительности и красочности образа. Украшение своими игрушками

коллективной елки

Занятие № 16.

«Елка» (коллективная работа)

- закреплять приемы лепки;

- развивать образное и пространственное мышление, творческие способности, мелкую моторику пальцев рук, расширять кругозор;

- воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца

Просмотр презентации по теме. Энциклопедические сведения о предмете занятия («Откуда к нам пришла ель). Понятие трафарет, показ и обучение приемам работы с ним. Самостоятельное выполнение работы. Выставка «Рождественская ель»

Занятие № 17.

«Выставка творческих новогодних работ»

- закреплять приемы лепки;

- развивать образное и пространственное мышление, творческие способности, мелкую моторику пальцев рук, расширять кругозор;

- воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца

Подготовка поделок для экспонирования

и оформления выставки (снежинки, елочки, новогодние игрушки) Энциклопедические и

литературные сведения о новогоднем празднике. Подготовка сообщений учащихся по новогодней тематике. Обыгрывание новогодней композиции

Занятие № 18.

Диагностика

- выявить текущий уровень сформированности изобразительных умений

Повторная диагностика

Занятие № 19.

«Зимний сад»

- учить передавать в работе характерные особенности

внешнего строения разных деревьев посредством пластилинографии;

- развивать образное и пространственное мышление, творческие способности, мелкую моторику пальцев рук, расширять кругозор;

- воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца

Передача в работе характерных особенностей

внешнего строения разных деревьев посредством пластилинографии.

Подготовка эскиза, основы, фона. Нанесение рельефного рисунка с помощью

стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Подбор цветового решения.

Заполнение рисунка пластилином

Занятие № 20.

«Северное сияние»

- закреплять приемы лепки;

- развивать образное и пространственное мышление, творческие способности, мелкую моторику пальцев рук, расширять кругозор;

- воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца

Презентация «Северное сияние». Техники пластилинографии, приемы

выполнение декоративных налепов разной формы, вливания одного цвета в другой

Занятие № 21. «Любимые игрушки»

- совершенствовать технические навыки работы с пластилином;

- развивать образное и пространственное мышление, творческие способности, мелкую моторику пальцев рук, расширять кругозор;

- воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца

Беседа о любимой игрушке. Прием обратного рисования пластилином на

прозрачных поверхностях. Техника создания изображения на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина. Создание целостностного объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки

Занятие № 22.

«Галстук»

- закреплять приемы лепки;

- развивать образное и пространственное мышление, творческие способности, мелкую моторику пальцев рук, расширять кругозор;

- воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца

Трафаретные технологии

пластилиновой живописи. Выполнение лепной картины с

использованием трафаретной технологии

Занятие № 23.

«Живые яблочки на ветках»

- закреплять приемы лепки;

- развивать образное и пространственное мышление, творческие способности, мелкую моторику пальцев рук, расширять кругозор;

- воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца

Презентация по теме. Представления детей о зимующих птицах. Особенности внешнего вида снегиря. Точная передача внешнего вида

объекта; цвет и размер

Занятие № 24.

«Ваза»

- закреплять приемы лепки;

- развивать образное и пространственное мышление, творческие способности, мелкую моторику пальцев рук, расширять кругозор;

- воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца

Просмотр презентации по теме. Исторический экскурс. Энциклопедические сведения о «Вазописи». Рассмотрение технологической карты этапов изготовления изделия. Выполнение поделки «Ваза»

Занятие № 25.

«Удивительная дымка»

- формировать умение расписывать готовый силуэт пластилином, сочетая оформление

однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи;

- развивать образное и пространственное мышление, творческие способности, мелкую моторику пальцев рук, расширять кругозор;

- воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца

Знакомство с творчеством дымковских мастеров, с художественными традициями в изготовлении игрушек. Роспись готового силуэта пластилином, сочетая

оформление однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи. Самостоятельный выбор

элементов узора для украшения кокошника и юбки дымковской куклы-водоноски, сочетая в узоре крупные элементы с мелкими

Занятие № 26-27. «Чудо-хохлома»

- учить оформлять объемную плоскость

элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинографии»;

- развивать образное и пространственное мышление, творческие способности, мелкую моторику пальцев рук, расширять кругозор;

- воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца

Знакомство детей с народными промыслами. Оформление объемной плоскости элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинографии». Знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи: ягоды, цветы, завиток травки.

Занятие № 28-29. «Городец удалец»

- учить изображать элементы росписи при

помощи пластилина;

- развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте;

- воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца

Знакомство с городецкой росписью.  Изображение элементов росписи при

помощи пластилина. Чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном

силуэте. Умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка.

Занятие № 30.

«Волшебное яичко»

- научить приемам декорирования с последующим глянцеванием;

- развивать образное и пространственное мышление, творческие способности, мелкую моторику пальцев рук, расширять кругозор;

- воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца

Рассказ «Исторические сведения о Пасхе». Просмотр презентации по теме. Новая методика изображения – «рисование пластилином»,

приемы декорирования с последующим глянцеванием.

Самостоятельное изготовление изделия «Пасхальное яйцо». Работа над композицией. Отчет о

проделанной работе. Оформление коллективной композиции «Пасхальное яйцо»

Занятие № 31.

Знакомство с симметрией «Бабочка»

- закреплять приемы лепки;

- развивать образное и пространственное мышление, творческие способности, мелкую моторику пальцев рук, расширять кругозор;

- воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца

Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке. Работа в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения. Подготовка эскиза бабочки. Выбор основы и фона. Заполнение рисунка

пластилиновыми шариками и пластилиновыми нитями

Занятие № 32-33. 

«Мультличности»

- закреплять приемы лепки;

- развивать образное и пространственное мышление, творческие способности, мелкую моторику пальцев рук, расширять кругозор;

- воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца

Просмотр презентации по теме. Через мини-проект решать проблемные жизненных ситуаций с

персонажами мультфильма. Исторические и литературные сведения о предмете изготовления.

Просмотр мультфильма (отрывков), разбор ситуаций. Беседа и проигрывание ситуаций с образцом

изделия. Подбор цветовых решений для оформления внешнего вида со схожестью

мультипликационных героев. Работа по стеклу. Выполнение поделок. Разыгрывание

различных ситуаций

Занятие № 34-35. «Вот что я умею»

- развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины;

- закреплять умение оценивать работу сверстников и свою,

радоваться успехам других;

- развивать творческие способности, мелкую моторику пальцев рук;

- воспитывать усидчивость, аккуратность в работе

Самостоятельное задумывание сюжета картины. Вопросы, возникающие по ходу занятия. Самостоятельная деятельность. Оценка работы сверстников и своей,

радость успехам других

Занятие № 36.

Диагностика

- выявить уровень сформированности изобразительных умений

Итоговая диагностика

III.        Организационный раздел

3.1.        Требования к специалистам, реализующим программу.

Требования к воспитателю:

• высшее педагогическое образование;

• знание закономерности возрастного развития учащихся;

• умение осуществлять различные виды профессиональной деятельности;

• владение знаниями об особенностях развития детей с интеллектуальными нарушениями.

3.2.        Формы и режим занятий

Программа «Чудеса из пластилина» рассчитана на 36 часов, 1 год обучения и

предполагает 1 час занятий в неделю во второй половине дня.

Программа предусмотрена для детей школьного возраста (8-18 лет) с умственной отсталостью.

В процессе занятий используются различные формы занятий:

- комбинированные и практические занятия;

- беседа;

- беседа с показом образцов;

- игра;

- праздник;

- конкурс;

- игровой тренинг;

- творческая мастерская;

- мини-проект и др.

3.3.        Условия, необходимые для развития детей и реализации программы

- знания в области преподаваемого предмета, методологии преподаваемого предмета;

- теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности;

- практическое владение приёмами эффективного общения;

- владение управленческими технологиями;

- умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент;

- умение обобщить свою работу;

- владение ИКТ и интернет-технологиями;

- знания в области национальной, общечеловеческой культуры, умение рефлектировать личностную систему, толерантность к разным этнокультурам;

- потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность к саморазвитию;

- умения целеполагания, планирования, рефлексии учебно-познавательной деятельности, развитость творческих способностей, способность самостоятельно приобретать новые знания;

- способность взять на себя ответственность, проявление сопряжённости личных интересов с потребностями общества, подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий;

- активная жизненная позиция, профессиональные знания и умения, профессиональные личностные качества, творческие умения.

3.4.        Методические средства

Для успешной реализации данной программы используются современные методы и приемы занятий, которые помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес к данному виду деятельности:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой и т.д.);

- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, просмотр фотографий, поделок, схем, работа по образцу и др.);

- практические (ролевые игры, выполнение работ по технологическим картам, изготовление изделий, экскурсии, игровой тренинг др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- частично-поисковый;

- исследовательский.

Методы создания положительной мотивации обучаемых:

- эмоциональные: ситуации успеха, поощрение и порицание, познавательная

игра, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью;

- волевые: предъявление образовательных требований, формирование ответственного отношения к получению знаний, информирование о прогнозируемых результата образования.

3.5.        Программно-методическое обеспечение необходимое для реализации программы

Требования к информационной обеспеченности учреждения для реализации программы:

• библиотека: учебно-методические материалы для специалистов, необходимые для реализации комплекса программы;

• доступ к сети Интернет;

• сайт образовательного учреждения.

3.6.        Литература

Диагностический инструментарий

Название методик и авторы

1. Тест «Незаконченные рисунки» Я.Л. Коломенского и Е.А. Панько.

2. Методика «Пять рисунков» Н.А. Лепской.

3. «Дорисовывание кругов» (автор Т.С. Комарова).

4. Бухарова И.С.  Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста: учебное пособие для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2024.

5. https://infourok.ru/diagnosticheskie-zadaniya-dlya-opredeleniya-tvorcheskih-i-izobrazitelnih-sposobnostey-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-727306.html

6. https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2011/10/25/test-5-risunkov

1. Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно-методическое пособие. – Ростов р/Д: Феникс, 2006.

2. Давыдова Г.Н. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.

3. Иванова М. Лепим из пластилина. – М.: Издательство «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2007

4. Лыкова И.А. Лепим игрушки: Лепка из пластилина. Мастерилка. – М.: Издательство: Мир книги, 2008

5. Орен Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. – М.: Издательство Махаон, 2010

6. Стародуб К.И., Ткаченко Т.Б. Пластилин. ИздательствоФеникс. 2003

7. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Лепим из пластилина. – Ростов р/Д: Феникс, 2003.

8. Шкицкая И.О. Пластилиновые картины. – Ростов р/Д: Феникс, 2009.

9. Чернова Е.В. Пластилиновые картины. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

3.7.        Организация предметно-пространственной среды

Организация предметно-пространственной среды для пластилинографии предполагает создание уголка, в котором есть материалы и инструменты для самостоятельных занятий этой техникой.

Художественные средства:

- методические пособия и книги по пластилинографии;

- энциклопедии;

- литературные произведения (тематические).

Наглядные средства:

- стенды (правила техники безопасности и др.);

- технологические карты;

- иллюстрационный тематический материал, презентации.

- демонстрационные работы и образцы в технике пластилинография.

Технические средства:

видео-, аудио материалы, компьютер, медиа проектор, ноутбуки, магнитофон, цифровой фотоаппарат.

Материалы, используемые в пластилинографии: пластилин (разных цветов); пластиковые дощечки для выполнения работ; стеки; картон (однотонный и цветной), плотный; бросовый материал для создания игровых фантазийных изображений: бумага разной фактуры, фантики от конфет, семечки, зернышки, пуговицы, пайетки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа образовательной деятельности с детьми 2-3 лет на 2024- 2025 учебный год

Рабочая Программа образовательной деятельности во второй группе раннего возраста обще развивающей направленности на 2024–2025учебный год (далее – Рабочая Программа) разработана в соответст...

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ на 2024 – 2025 учебный год

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗна 2024 – 2025 учебный год...

Рабочие программы по физической культуре во всех возрастных группах на 2024-2025 у.г.

Образовательные программы по физической культуре во всех возрастных группах в соответствии с ФОП....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА 2024/2025 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ СТАРШЕЙ ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИНА 2024/2025 УЧЕБНЫЙ ГОДРабочая программа по развитию детей старшей группы разработана в соответствии с осно...

Рабочая программа образовательно-коррекционных занятий для обучающихся с умственной отсталостью на 2024-2025 учебный год

Настоящая рабочая Программа разработана в соответствии с адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой.Рабочая Программа «Чудеса из пластилина» определяет со...