Проектная деятельность
проект (средняя группа)

Шпак Ольга Алексеевна

"Познавательное развитие детей средней группы через ознакомление с живой природой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект36.52 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида «Москва»

Управления делами Президента РФ

Утверждаю:

                                    Заведующий ФГБДОУ «Детский сад
                                  общеразвивающего вида «Москва»

                                            ___________ А.П. Баскина

«     » _______________ 20    г.

СОГЛАСОВАНО

Старший воспитатель д/с «Москва»

Воробьева О.А.

Познавательно-исследовательский проект  

На тему:

 «Познавательное развитие детей средней группы через ознакомление с живой природой»

                                                                   

Подготовила  воспитатель

высшей квалификационной категории:

Шпак Ольга Алексеевна

                                                             начало работы 01.09.2024г. 

                                                              конец работы 31.05.2025г.

Ессентуки, 2024г.

Вид проекта:

Долгосрочный, групповой.

Участники проекта:

Дети средней группы, воспитатели, родители.

Время реализации проекта:

Сентябрь 2024- апрель 2025 учебный год.

Актуальность

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.

Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение — необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.

Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы.

Известный педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал: «Человек был и всегда остается сыном природы. Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума». Познание природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней.

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Влияние окружающего мира на ребенка огромно. Чем глубже ребенок познает таинство окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создать условия для  поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей эстетического восприятия, чувства красоты и гуманное отношение к природе.

Поэтому совместная работа воспитателей и родителей по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы детского сада. Только опираясь на семью, только совместными усилиями  можно решить эту задачу. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков у дошкольника. Практическое применение стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении.

           

Методы и средства реализации проекта.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Обоснование актуальности темы, мотивации её выбора, формулирование цели и задач проекта.

Составление перспективного плана.

Изучение и подбор методической литературы.

Определение методов:

- познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);

- беседы;

- оснащение развивающей предметно-пространственной  среды;

- экскурсии по территории детского сада, поход в огород;

 - игры;

- просмотр презентаций;

- трудовая деятельность детей;

- опытно-исследовательская деятельность;

- экологические викторины;

- работа с родителями.

- просмотр видеофильмов и мультфильмов;

Подбор наглядно-дидактического материала: «Животные», «Птицы», «Растения», «Насекомые», «Времена года», «Явления природы».

Создание развивающей среды:

-сбор и изготовление информационного материала (метод. литература, презентации, дидактические игры, фото и т д.),

оформление уголка природы;

- оформление книжного уголка в соответствии с темой;

- наборы игрушек «Животные», «Птицы»;

- настольно-печатные игры;

- плакаты по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста;

- дополнение картотеки пальчиковых, дидактических, подвижных, театрализованных игр;

- подбор детской художественной литературы по теме;

- пополнение картотеки стихотворение, загадок и художественной литературы по экологии.

Информационная работа с родителями (знакомство с проектом, определение роли родителей в групповых мероприятиях).

 

Разработка и оформление по теме: «Животные и птицы России», «Времена года», «Насекомые», «Что, где, растет?».

 

Основной этап

Работа по перспективному плану каждой группы:

Тематические беседы, занятия, праздники, досуги, знакомство с художественной литературой, заучивание стихов, прослушивание музыкальных произведений, демонстрация презентаций по теме, дидактические игры, групповые выставки, семейные фотогазеты, мини-альбомы «Природа родного края.», «Чудеса природы»,  рисунки, поделки; оформление центров  природы и экспериментирования   в  группах; оформление   площадок и клумб , работа с родителями:

Просмотр презентаций.

Заключительный этап

  1. Обобщение результатов работы, анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов ;
  2. Открытое занятие для педагогов ДОУ «Обитатели Красной книги».
  3. Выставки рисунков, поделок для родителей по теме: «Обитатели    морей», «Построим скворечник для птиц», «Кошки», «Весенние цветы», «Осень - в гости просим!», «Зимняя фантазия».
  4. Подборка художественно-публицистической литературы по теме;
  5. Презентации, дидактические игры;
  6. Дипломы и сертификаты участникам интернет конкурсов;
  7. Материал для заочного консультирования родителей (памятки и др.);
  8. Благодарности активным родителям за участие в проекте;
  9. Оформление фото-стенда для родителей по проведенному проекту.

Цель проекта

 Расширять представления детей о природе, учить детей замечать и называть изменения в природе. Помочь детям замечать красоту природы в различное время года. Учить основам взаимодействия с природой.

Задачи:

1.Формировать активную жизненную позицию в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции.

2.Активизировать интеллектуально-познавательную деятельность и творческое самовыражение; систематизировать и углублять знания детей о растениях, насекомых и природных явлениях, о состоянии окружающей среды;

3.Рассказать о взаимосвязи человека с окружающей средой; воспитывать бережное отношение к природе.

4.Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы.

5.Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

6.Развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для  человека ситуациям в природе.

7.Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.

8.Воспитывать культуру поведения в природе, уточнить экологические запреты.

9.Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.

10.Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе.

Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.

Интеграция образовательных областей:

  1. «Познавательное развитие»
  2. «Речевое развитие»
  3. «Художественно-эстетическое развитие»
  4. «Физическое развитие»
  5. «Социально-коммуникативное развитие»

Предполагаемые результаты:

Дети:

  • Проявляют интерес к животным и растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе.
  • Проявляют эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы.
  • Проявляют бережное отношение к природе.
  • У детей сформировались элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
  • Дети научились экспериментировать, анализировать и делать выводы.
  • Сформировалось представление о правильных способах взаимодействия с объектами природы
  • Развился интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы и бережному отношению к ним
  • Повысился уровень экологической воспитанности детей и родителей.

Родители:

  • Активное участие в проекте.
  • Повышение экологической культуры родителей, понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
  • Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

Формы работы:

- Организованная образовательная деятельность.

- Исследовательская деятельность.

- Беседы- рассуждения.

- Творческая деятельность.

- Составление описательных рассказов.

Учебный план

Образовательная область

Название темы

Задачи

Срок реализации

Физическое развитие

Подвижные игры:

«У медведя во бору»

«Кот и мыши»

«Цыплята и кот»

«Птички в гнездышках»

«Зайцы и волк»

«Рыбаки и рыбки»

«Лохматый пес»

«Караси и щука»

Формирование двигательных навыков, развитие воображения, внимания.

Учить ориентироваться в пространстве, развивать интерес к игре.

Сентябрь-май

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры:

«Накормим зверей»

«Польем цветы»

«Магазин цветов»

«Мы идем в зоопарк»

Дидактические игры:

«Так бывает или нет», «Какое время года», «Что сажают в огороде», «Что за птица», «Где что растет», «Как зимуют звери»

Побуждать детей творчески воспроизводить в играх конкретные ситуации. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

Развивать логическое мышление; учить замечать непоследовательность в суждениях; учить классифицировать предметы по определенным признакам; учить понимать происходящие в природе процессы; закреплять знания детей о временах года.

Сентябрь-май

Познавательное развитие

Конспекты НОД:

«Матушка природа. Планета Земля»

Разговор о природе. Природа-наш общий дом, в котором живут все царства природы.

«Царство растений»

Разнообразие видов растений в природе. Деревья, кустарники, цветы, их характерные признаки. Дикорастущие, культурные, комнатные, лекарственные, садовые, полевые  растения.

«Царство животных»

Основные отличительные признаки животных. Разнообразие животного мира. Домашние и дикие животные.

«Птицы»

Основные отличительные признаки птиц. Перелетные и зимующие птицы.

«Морские обитатели»

Беседы: «О морях и океанах», «О рыбах», «О подводном мире»

«Насекомые»

Беседы о насекомых.

«Будь природе другом» итоговая тема.

Формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе; расширять знания детей о жизни растений, животных, птиц, насекомых.

Подвести детей к пониманию, что в природе есть удивительное царство – мир растений; ввести и обосновать классификацию растений, как  дикорастущих и культурных.

Подвести детей к пониманию, что в природе есть удивительный мир животных; ввести и обосновать классификацию животных на диких и домашних.

Познакомить  с многообразием подводного мира.

Сентябрь-май

Речевое развитие

Загадки о растениях и животных; Пословицы и поговорки о растениях и животных; рассказы «Прогулка в лес» Т.А.Шорыгина, «Девочки в лесу»  В.А.Сухомлинский, Н. Хилтон «Скворечник»; В.Звягина «Воробей»; Т. Евдошенко « Берегите птиц»; В. Берестов «Воробушки»; А. Барто «Воробей»,

«Птичья столовая» С.Михалков; «Покормите птиц зимой» А.Яшина; «Скачет шустрая синичка»,рассказы о природе и животных В.Бианки Е.Чарушина Пришвина.

Обогащать у детей словарный запас слов по теме

Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

Развивать внимание, память, мышление, интонационную выразительность речи.

 Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства.

Сентябрь-май

Художественно-эстетическое развитие

-Рисование «Рыбки плавают в воде», «Одуванчики в траве», «Деревья осенью»

-Лепка «Божья коровка», «Птичка»,

-Аппликация «Скворечники для птиц», «Жители нашего леса» (обрывная аппликация)

Пластилинография «Луг»

-формировать интерес и положительное отношение к рисованию, аппликации и лепке

-Формирование художественно-творческой активности личности

Сентябрь-май

Список используемой литературы

1. Программа  "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.  ФГОС ДО.

2. . Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.-М.: Юнити

3. Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду»

4. Николаева С.Н. Воспитание основ экологической культуры в дошкольном детстве

5. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.

6. Гризик Т.И. Радуга. Познавательное развитие детей 2-7 лет.: метод. Пособие для воспитателей.

7. Попова Т. И. Мир вокруг нас

8. Шорыгина Т. А. Какие звери в лесу?! Путешествие в мир природы и развитие речи

9. Шорыгина Т. А. Кустарники. Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи

  1. Николаева С. Н. «Юный эколог».  

11. Рыжова Н. А. «Почва- живая земля».

12. Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...