«Практическая значимость интерактивных игр в речевом развитии детей»
статья (старшая группа)

Полевик Наталья Геннадьевна

Интерактивные игры и компьютерные программы, которые представляют большую часть цифровых образовательных ресурсов для детей дошкольного возраста, имеют особую практическую значимость, так как включают в себя различные формы, методы и приемы, помогающие педагогам осуществлять образовательную деятельность с дошкольниками по различным направлениям развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polevik_n.g._statya.docx35.47 КБ

Предварительный просмотр:

Н.Г.Полевик

МБДОУ «Детский сад «Мальвина»

г.Тулун

«Практическая значимость интерактивных игр в речевом развитии детей»

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой частью составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Цифровые гаджеты, компьютеры прочно вошли в повседневную жизнь современных детей.

Интерактивные игры и компьютерные программы, которые представляют большую часть цифровых образовательных ресурсов для детей дошкольного возраста, имеют особую практическую значимость, так как включают в себя различные формы, методы и приемы, помогающие педагогам осуществлять образовательную деятельность с дошкольниками по различным направлениям развития. [6]

В первую очередь, их использование способствуют развитию мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия, познавательных способностей, а также речи. К одной из самых важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста относится развитие связной речи. Дети проявляют огромный интерес к компьютеру, что позволяет использовать его как дополнительное средство в работе по развитию речи дошкольников всех возрастных групп.

  Многие педагоги и я в том числе, используют компьютерные программы и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). Приобщение к информационной культуре – это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению.

Красочное оформление программ, анимация активизирует внимание ребят, развивает ассоциативное мышление, а умело подобранные задания, создают позитивную психологическую атмосферу сотрудничества.

Использование интерактивных игр на занятиях по речевому развитию позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально — аудиальные условно-рефлекторные связи ЦНС.

В процессе работы на их основе у детей формируются:

Необходимые речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью;

Мотивация обучения детей, активизация непроизвольного внимания за счет использования новых способов подачи материала; [4]

Развитие мелкой моторики детей, за счет управления мышью и работой с клавиатурой.

Развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, т.к. мозг ребенка одновременно выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением, отдает команды пальцами, а также активизирует умственную деятельность;

Повышение самооценки ребенка за счет системы поощрений, возможности исправить недочеты самостоятельно;

  Активная позиция, за счет представления себя в новой роли;

  Познавательная деятельность;

 Объем получаемой информации, увеличение восприятия, лучшее запоминание чему способствует увеличение количества и качества иллюстративного материала;

Высокая динамика способствует эффективному усвоению материала, памяти, воображения, творчества у детей;

Восприятие образной информации, понятной детям, которые пока не владеют навыками чтения и письма;

Развитие волевых качеств: самостоятельность, собранность, усидчивость.

При отборе игр следует учитывать ряд требований ФГОС, предъявляемых к развивающим и обучающим программам, применяемым в образовательной деятельности:

соответствие возрастным особенностям;

занимательность;

грамотность;

создание ситуации успеха;

достижение цели;

стимулировать познавательно-речевое развитие детей;

объекты, воспроизводимые на экране должны быть достаточными по размеру, знакомы детям;

программа должна быть русскоязычной;

текст задания должен озвучиваться диктором, либо взрослым;

задания должны быть интересны, понятны, просты в управлении;

соответствовать высокому техническому уровню: развивать, давать знания, обучать в незатейливой игровой форме;

использование разнообразных компьютерных игр;

должны носить исследовательский характер;

задания должны развивать широкий спектр навыков и представлений.[3]

Занятия с применением компьютера необходимо проводить фрагментарно, с обязательным соблюдением СанПиН для сбережения здоровья воспитанников.

  На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо искать и внедрять современные технологии и заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

 С этой целью я использую интерактивные игры и программное обеспечение «Учимся говорить правильно».

Разработанная с участием профессиональных психологов и логопедов (Г.О. Аствацатуров , Л.Е. Шевченко )обучающая программа познакомит дошкольников с миром звуков. Она включает обширный набор заданий, которые в увлекательной форме позволят освоить навыки правильного произношения, научат связно и грамотно говорить. Кроме того, программа поможет расширить знания об окружающей действительности, увеличить словарный запас, развить логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность.  

Программа содержит четыре раздела:

1.        Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.)

2.        Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).

3.        Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).

4.        Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).

В своей работе я применяю такие ЦОР для восприятия детьми неречевых звуков, например, звучание музыкальных инструментов, тиканье часов, стук колес, гудок машины и многие другие аудиозаписи, которые позволяют пополнить слуховые ассоциации дошкольников. Для знакомства с художественными произведениями использую диафильмы с голосом диктора. Для закрепления материала предлагаю детям интерактивные игры. Использую их на фронтальных занятиях, в подгруппах и индивидуально.  

Для развития дикции и правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста я использую «Речевые звуки», которые представлены мультимедийными играми-заданиями «Голосистые звуки», «Безголосые звуки», «Звуки-двойняшки», «Сердитые и ласковые звуки»    они направлены на развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка. Для того чтобы начать выполнение задания, необходимо нажать клавишу Начать. После выполнения задания повторное нажатие этой клавише позволит выполнить его повторно, но будет предложен уже другой вариант (набор картинок, слов или т.п.).

Также можно создать целую серию ЦОР в виде презентаций и компьютерных игр для детей дошкольного возраста разных возрастных групп, которые можно распределить по тематическим неделям в соответствии с ФОП ДО.

Таким образом, благодаря использованию ЦОР образовательный процесс в ДОО становится более интересным, интенсивным и разнообразным. Повышается познавательная активность детей, что ведет к положительной динамике в процессе усвоения знаний.

Литература

1.   Болотина Л.Р.Дошкольная педагогика/Л.Р.Болотина-М.:Юрайт,2020-219с.

2.   Ворошнина Л.В.Теория и методика развития речи у детей в 2ч. Часть2. Старшая и подготовительная группа ДОУ: практическое пособие для СПО/Л.В.Ворошнина-2-е изд.-М.:Юрайт,2019-302с.

3. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр //Дошкольное воспитание. 2000. № 11

4.    Новые информационные технологии в дошкольном образовании:

учебное пособие /Под ред. Ю.М. Горвица, Л.Д. Чайновой, Н.Н. Поддъякова. - М.: Педагогика 1998.

5.  Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N° 273-Ф3 (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 07.07.2021)

6.     Пащенко О.И. Информационные технологии в образовании / О.И. Пащенко. Ниж- невартовск, 2013. 227 с.

7.   Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648- Санитарные правила...») (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573) ».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический опыт работы по коррекции речевого развития детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

·        Раннее начало диагностической и коррекционной работы с детьми способствует полноценному овладению родным языком  в максимально сензинтивный перио...

Мастер - класс «Интерактивные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Целью мастер - класса я вляется повышение уровня педагогической компетентности по использованию интерактивных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста....

Презентация по Мнемотехнике "Роль интерактивного оборудования в речевом развитии детей"

Наши дети проявляют мало интереса к художественной литературе, их диалогическая речь не отличается особой выразительностью, ограничивается простыми односложными предложениями. Имея бедный словарный за...

Значимость фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Слово  «фольклор»  в  буквальном  переводе  с   английского   означает народная  мудрость. В данной статье представлен материал о раз...

Применение интерактивных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона...

Использование интерактивных игр в речевом развитии детей дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема уровня развития речи детей  дошкольного возраста в учебном процессе и внеурочной деятельности с помощью интерактивных игр. А так же описываются интерактивные при...

Использование интерактивных игр в речевом развитие детей.

В данной презентации раскрывается опыт применения современных информационно - коммуникативных технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Испрльзование компьютерных игр позволяет эффективно сти...