Главные вкладки
Проект «Мифологические образы в русских народных сказках»
проект (подготовительная группа)
Сказка– один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицыговорят и поступают как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна.
Сказку русский народ всегда любил, передавал ее из уст в уста, из поколения в поколение. Люди, рассказывая сказку, часто изменяли и дополняли ее. Обычно, сказка становилась от этого интереснее, занимательнее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новоангарский детский сад «Золотой петушок»
Проект в подготовительной группе «Фиксики»
с января по май 2025 год
(дети 6 – 7 лет)
Тема: «Мифологические образы в русских народных сказках»
Выполнил:
старший воспитатель Прудникова Т.С,
воспитатель Бетеева З.В.
Новоангарск, 2025 год
Введение
«Там чудеса, там леший бродит…» (А.С.Пушкин)
Русской культуре больше двух тысяч лет. Её истоки теряются в глубокой древности. Тогда наши предки, восточные славяне жили в лесах по берегам многоводных рек и озёр. Они были язычниками, то есть почитали множество богов и духов, поклонялись силам природы, верили в заговоры, магию, колдовство и вещие сказания.
По представлениям славян земля, вода, солнце и ветер, растения и животные обладали волшебной силой. Красочная картина мира, которая сложилась в сознании древних славян отразилась в мифологических сказаниях.
Сказка– один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицыговорят и поступают как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна.
Сказку русский народ всегда любил, передавал ее из уст в уста, из поколения в поколение. Люди, рассказывая сказку, часто изменяли и дополняли ее. Обычно, сказка становилась от этого интереснее, занимательнее. Одними из самых интересных являются волшебные сказки, где главному герою, чтобы стать счастливым, надо пройти через испытания, а помогают ему или мешаютволшебные, сказочные персонажи.
В мифах рассказывается о происхождении мира, явлениях природы, божествах и легендарных героях. В мифе, в отличии от сказок, ничего заранее не придумывается. Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Баба Яга, Леший и многие другие.
А задумывались ли мы с вами, когда – ни будь, читая сказки о Бабе Яге, Лешем, Русалках или слушая рассказы наших бабушек о Домовых, Водяных, Кикиморах, что все эти образы и герои являются персонажами мифов, да не просто, а славянских? Так что же такое – миф?
Осенью и зимой – долгими темными вечерами, девушки собирались на посиделки: пряли, вышивали и рассказывали друг другу волшебные мифические сказки (поверья). Эти древние поверья – страшные и забавные – передавались из поколения в поколение. Старики говорили, что если не будут маленькие дети слушаться, то придет Баба – Яга и унесет в чащу лесную! И все думают, что и правда есть такая старуха из чащи лесной. Нрав у нее капризный: того, кто забредет в ее владения, может одарить, а может и в печку посадить - себе на обед. Лучший ее друг – Леший любит морочить – да так, что и в трех соснах заблудиться можно. Живет, например, в углу за веником, маленький старичок, заросший шерстью – домовой, который может принять обличье хозяина дома. Если к нему со всем уважением – ставить в углу миску с молоком и кашей – то он принесет в дом достаток, а того, кто нечаянно обидит – ждут нужда и болезни. Ближе к жилью – свои духи. В хлеву, конюшне, овине или амбаре тоже духи живут. Подружки их, кикиморы, ночью любят пошалить: пугают скотину, заплетают гривы лошадям. У рек и озер водят хороводы русалки. Встречаться с ними опасно, особенно в летнюю «русалочью неделю»: защекочут и утащат на дно. Чтобы задобрить русалок, женщины вешали на ветках деревьев разные подарки для них: полотенца, нитки, венки. Тянется вечер, одна волшебная история сменяет другую. Заслушаешься…
Раньше жизнь людей была ограничена множеством запретов – нарушишь и придут в действие неведомые могучие силы. Поэтому, именно в волшебных сказках прослеживается отражение славянского мифа. И связь эта не случайна, ведь сказка – это миф. Сказка ложь, да в ней намек…!
Паспорт проекта
Тип проекта: информационно – практико – ориентированный
Вид проекта: долгосрочный (январь – май)
Сроки: январь - май.
Автор проекта: Прудникова Т.С, Бетеева З.В.
Возраст детей: 6-7 лет.
Участники проекта: дети, воспитатель, родители воспитанников.
Актуальность темы: обусловлена потребностью восполнить пробелы, связанные с недостаточными знаниями о реальном происхождении сказочных героев.Мифы, мифические существа, легенды и предания есть у всех народов мира. Изучение мифических существ актуально, так как позволяет понять культуру и представления об окружающем мире нашего народа. Данный проект позволит детям узнать о мифических существах, ярко и красочно рассказать о них.Проблема, что самыми главными причинами, из-за которых дети не знают сказки и соответственно многих сказочных героев, состоит в том, что родители мало читают. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.Данный проект заинтересует детей, привлечёт их внимание к сказкам и мифологическим героям.
Объект исследования: образы сказочных героев Лешего, Домового, Кикиморы, Водяного, Русалки, Бабы Яги, Жар – Птицы, Кощея, Змея Горыныча.
Предмет исследования – русские народные сказки
Цель проекта:
Формирование представления у детей о мифологических существах, образах и характере героев сказок.
Задачи проекта:
Для детей
Образовательные:
- формировать представления о главном в характере героев,выяснить, откуда возникли герои сказок;
- познакомить с неоднозначными, «отрицательными» героями сказок, раскрыть интересные факты о них;
- формировать интерес к чтению художественной литературы.
Развивающие:
- развивать познавательную активность,творческое воображение, ассоциативную память;
- развивать связную речь, речевой слух, активный словарь;
- развивать логическое мышление, внимание;
- развивать умение узнавать сказки и их героев.
Воспитательные:
-воспитывать умение отстаивать собственное мнение;
- воспитывать укрепление дружеских отношений в группе;
- воспитывать потребность в чтении книг, любовь к устному народному творчеству.
- воспитывать умение анализировать поступки, которые совершают герои в сказках, соотнести их с добром или злом.
Для педагога
- разработать конспекты занятий, бесед по теме, картотеку заданий;
-создать игры на липучках, лэпбуки, познавательный материал по теме;
- создать развивающую предметно-пространственную среду;
- разработать план взаимодействия и сотрудничества с родителями по теме;
- создать презентацию итогового мероприятия по проекту «Мифологические образы в русских народных сказках»
Для родителей
- привлечь родителей к реализации проекта;
-оказать по необходимости квалифицированную помощь родителям;
- разместить информацию в родительском уголке по теме проекта;
- разработать анкету для родителей.
Постановка проблемы:
Для детей:Откуда взялись волшебные персонажи русских народных сказок? Кого из волшебных героев мы можем назвать положительными, а кого отрицательными? Где обитают волшебные персонажи, и как выглядит их жилище?
Для воспитателя:Какие мероприятия, проводимые в детском саду, способствуют интересу, познавательному развитию детейпо данной теме?Как доступно предоставить детяминформацию омифологических героях.
Ожидаемые результаты
В процессе реализации проекта «Мифологические образы в русских народных сказках» у детей:
-увеличится круг знаний о мифологических героях сказок;
- повысится интерес к сказкам, героям, как положительным, так и отрицательным;
- научатся сопереживать героям, будет понимание, что такое добро и зло;
- будут применять свои знания в сюжетно-ролевых играх;
- пополнится активный словарь;
-появится желание пересказывать сказки, придумывать свои сюжеты;
- дети с интересом будут смотреть театральные постановки сверстников и с удовольствием будут воспроизводить их в своей игровой деятельности;
-родители активно включатся в образовательную деятельность группы, будут интересоваться развивающими технологиями работы с детьми дошкольного возраста.
План реализации проекта
Iэтап – организационный
IIэтап – реализация проекта
III этап – заключительный
Сроки | Тема | Содержание деятельности | Форма отчёта | ||
Педагог | Дети | Родители |
I этап – Организационный | |||||
Январь | Мониторинг знаний детей. Подбор и изучение художественной и методической литературы. Создание РППС. Изготовление пособий, дидактических игр, бесед, Разработка конспектов деятельности | Сюжетно – ролевые игры, рассматривание художественной литературы. | Анкетирование. Размещение информации по теме проекта в уголке родителей. Консультация. | Фото и видео материалы, конспекты, буклеты, папки - передвижки |
II этап – Реализация проекта
Январь | 1. Персонаж Баба – Яга 2. Персонаж Леший | Организация познавательной деятельности детей. Создание лэпбуков, музейных экспонатов. Выставка сказок | Игры, раскраски, развлечение, дидактические игры, просмотр видео материалов. Экскурсия по лесу, энциклопедия (игра) Художественно-эстетическая деятельность (лепка, ИЗО, аппликация). Импровизация сказок, придумывание своих сказок. | Пошив, изготовление масок, костюмов, МК по изготовлению персонажей | Итоговое занятие, размещение в родительском уголке фото и видео материалов |
Февраль | 3. Персонаж Водяной 4. Персонаж Кикимора | Подготовка конспектов, энциклопедии, экспонаты, беседы Мероприятие «Проделки Кикиморы» Чтение р.н. сказок | Игры «Круговорот воды», «Вода в природе» «Лягушки в кадушке». Участие в мероприятии. Художественно-эстетическая деятельность (лепка, ИЗО, аппликация). Театрализованная деятельность. | Помощь в подготовке мероприятия. Изготовление персонажей из бросового материала. Помощь в пополнении книжного уголка сказками. | Рекомендовать список художественных произведений для совместного чтения. Итоговое занятие |
Март | 5. Персонаж Кощей Бессмертный 6. Персонаж Жар – Птица | Провести серию познавательных мероприятийМузейные экспонаты,лэпбуки, спортивное развлечение «В поисках Жар – Птицы». | Игры «Смерть Кощея», бродилка «Кощей», «Укрась тарелочки», раскраски, участие в спортивном мероприятии. | Домашнее задание с детьми изготовление поделок по теме. | Выставка поделок Итоговое занятие. |
Апрель | 7. Персонаж Домовой | Беседа о домовом, ННОД «Домовой», музейный экспонат, лэпбук, мероприятие «В гостях у Домового». Чтение художественной литературы | Лепка угощения для Домового, раскраски, игры, музыкальное мероприятие. Прослушивание сказок. | Изготовление Домового Рассказывание детьми сказок, составленных дома с родителями: «Сказка на новый лад». | Фото, выставка персонажей Итоговое занятие |
Май | 9. Персонаж Русалка 10. Персонаж Змей Горыныч | Музейные экспонаты, лэпбуки. Беседа, рассматривание иллюстраций, Чтение сказок. Загадки, пословицы. | Художественно-эстетическая деятельность по персонажам, игры, театрализация. | Изготовление персонажей. Анкетирование | КВН «Мифологические персонажи в сказках» выставка персонажей - кукол |
III этап – Заключительный | |||||
Май | Обработка и оформление материалов проекта; Оценка результатов работы всех участников проекта; Проведение открытого итогового мероприятия в ДОУ | ||||
Презентация проекта | |||||
Май | Публикация на сайте ДОУ, на собственном сайте педагога, в СМИ; Презентация проекта на районном методическом объединении, на семинаре в детском саду. |
Литература
- Верования древних славян // Энциклопедия «Славянская мифология и эпос». -М., 2005.
- Афанасьев А. Н. Мифы древних славян. М.: РИПОЛ классик, 2013. 288 с.
- Белякова Г.С. Славянская мифология. - М.: «Просвещение», 1995. - 240 с.
- Русские волшебные сказки, Москва, Советская Россия, 1988.
Интернет ресурсы:
- группаvk.kom «Совушкины игры на липучках» https://vk.com/owl_games_kids автор Федосеева Ольга Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Образ лисы в русских народных сказках»
Работая с детьми нашей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо зап...
Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора (образ лисы в русских народных сказках)
Материал предназначен для развития образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/24/picture-742404-1453634361.jpg)
Детский информационный проект "Образ Бабы - Яги в русских народных сказках"
Цель: узнать, кто такая Баба – Яга и всегда ли она злая.Задачи:· провести опрос ребят группы;· прочитать русские народные сказки...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/21/picture-777145-1608576530.jpg)
Проект " Образ бабы Яги в русских народных сказках"
Проект по познавательному развитию для детей старшего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/07/picture-983213-1512637759.jpg)
Конспект интегрированного занятия «Образы героев русской народной сказки «Колобок»
Интегрированное занятие предназначено для дошкольников 6,5 – 7 лет.Занятие состоит из трех частей: 1 часть – занятие театральной деятельностью; 2 часть – занятие игровой деятельность...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/13/picture-1162919-1568393828.jpg)
Проект " Сказки о животных и их образы в русских народных сказках"
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Сказка-проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки-эт...