Проект «Мифологические образы в русских народных сказках»
проект (подготовительная группа)

Прудникова Татьяна Сергеевна

Сказка– один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицыговорят и поступают как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна.

Сказку русский народ всегда любил, передавал ее из уст в уста, из поколения в поколение. Люди, рассказывая сказку, часто изменяли и дополняли ее. Обычно, сказка становилась от этого интереснее, занимательнее. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mifologicheskie_obrazy_v_russkih_narodnyh_skazkah.docx36.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новоангарский детский сад «Золотой петушок»

Проект в подготовительной  группе  «Фиксики»

с января по май 2025 год

(дети 6 – 7 лет)

Тема: «Мифологические образы в русских народных сказках»

Выполнил:

старший воспитатель Прудникова Т.С,

воспитатель Бетеева З.В.

Новоангарск, 2025 год

Введение

«Там чудеса, там леший бродит…» (А.С.Пушкин)

Русской культуре больше двух тысяч лет. Её истоки теряются в глубокой древности. Тогда наши предки, восточные славяне жили в лесах по берегам многоводных рек и озёр. Они были язычниками, то есть почитали множество богов и духов, поклонялись силам природы, верили в заговоры, магию, колдовство и вещие сказания.

По представлениям славян земля, вода, солнце и ветер, растения и животные обладали волшебной силой. Красочная картина мира, которая сложилась в сознании древних славян отразилась в мифологических сказаниях.

Сказка один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицыговорят и поступают как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна.

Сказку русский народ всегда любил, передавал ее из уст в уста, из поколения в поколение. Люди, рассказывая сказку, часто изменяли и дополняли ее. Обычно, сказка становилась от этого интереснее, занимательнее. Одними из самых интересных являются волшебные сказки, где главному герою, чтобы стать счастливым, надо пройти через испытания, а помогают ему или мешаютволшебные, сказочные персонажи.

В мифах рассказывается о происхождении мира, явлениях природы, божествах и легендарных героях. В мифе, в отличии от сказок, ничего заранее не придумывается. Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Баба Яга, Леший и многие другие.

А задумывались ли мы с вами, когда – ни будь, читая сказки о Бабе Яге, Лешем, Русалках или слушая рассказы наших бабушек о Домовых, Водяных, Кикиморах, что все эти образы и герои являются персонажами мифов, да не просто, а славянских?  Так что же такое – миф?

Осенью и зимой – долгими темными вечерами, девушки собирались на посиделки: пряли, вышивали и рассказывали друг другу волшебные мифические сказки (поверья). Эти древние поверья – страшные и забавные – передавались из поколения в поколение.  Старики говорили, что если не будут маленькие дети слушаться, то придет Баба – Яга и унесет в чащу лесную! И все думают, что и правда есть такая старуха из чащи лесной. Нрав у нее капризный: того, кто забредет в ее владения, может одарить, а может и в печку посадить - себе на обед. Лучший ее друг – Леший любит морочить – да так, что и в трех соснах заблудиться можно. Живет, например, в углу за веником, маленький старичок, заросший шерстью – домовой, который может принять обличье хозяина дома. Если к нему со всем уважением – ставить в углу миску с молоком и кашей – то он принесет в дом достаток, а того, кто нечаянно обидит – ждут нужда и болезни. Ближе к жилью – свои духи. В хлеву, конюшне, овине или амбаре тоже духи живут. Подружки их, кикиморы, ночью любят пошалить: пугают скотину, заплетают гривы лошадям. У рек и озер водят хороводы русалки. Встречаться с ними опасно, особенно в летнюю «русалочью неделю»: защекочут и утащат на дно. Чтобы задобрить русалок, женщины вешали на ветках деревьев разные подарки для них: полотенца, нитки, венки. Тянется вечер, одна волшебная история сменяет другую. Заслушаешься…

       Раньше жизнь людей была ограничена множеством запретов – нарушишь и придут в действие неведомые могучие силы. Поэтому, именно в волшебных сказках прослеживается отражение славянского мифа. И связь эта не случайна, ведь сказка – это миф. Сказка ложь, да в ней намек…!

Паспорт проекта

Тип проекта: информационно – практико – ориентированный

Вид проекта: долгосрочный (январь – май)

Сроки: январь - май.

Автор проекта: Прудникова Т.С, Бетеева З.В.

Возраст детей: 6-7 лет.

Участники проекта: дети, воспитатель, родители воспитанников.

Актуальность темы: обусловлена потребностью восполнить пробелы, связанные с недостаточными знаниями о реальном происхождении сказочных героев.Мифы, мифические существа, легенды и предания есть у всех народов мира. Изучение мифических существ актуально, так как позволяет понять культуру и представления об окружающем мире нашего народа. Данный проект позволит детям узнать о мифических существах, ярко и красочно рассказать о них.Проблема, что самыми главными причинами, из-за которых дети не знают сказки и соответственно многих сказочных героев, состоит в том, что родители мало читают. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.Данный проект заинтересует детей, привлечёт их внимание к сказкам и мифологическим героям.

Объект исследования: образы сказочных героев Лешего, Домового, Кикиморы, Водяного, Русалки, Бабы Яги, Жар – Птицы, Кощея, Змея Горыныча.

Предмет исследования – русские народные сказки

Цель проекта:

Формирование представления у детей о мифологических существах, образах и характере героев сказок.

Задачи проекта:

Для детей

Образовательные:

- формировать представления о главном в характере героев,выяснить, откуда возникли герои сказок;

- познакомить с неоднозначными, «отрицательными» героями сказок, раскрыть интересные факты о них;

- формировать интерес к чтению художественной литературы.

Развивающие:

- развивать познавательную активность,творческое воображение, ассоциативную память;

- развивать связную речь, речевой слух, активный словарь;

- развивать логическое мышление, внимание;

- развивать умение узнавать сказки и их героев.

Воспитательные:

-воспитывать умение отстаивать собственное мнение;

- воспитывать укрепление дружеских отношений в группе;

- воспитывать потребность в чтении книг, любовь к устному народному творчеству.

- воспитывать умение анализировать поступки, которые совершают герои в сказках, соотнести их с добром или злом.

Для педагога

- разработать конспекты занятий, бесед по теме, картотеку заданий;

-создать игры на липучках, лэпбуки, познавательный материал по теме;

- создать развивающую предметно-пространственную среду;

- разработать план взаимодействия и сотрудничества с родителями по теме;

- создать презентацию итогового мероприятия по проекту «Мифологические образы в русских народных сказках»

Для родителей

- привлечь родителей к реализации проекта;

-оказать по необходимости квалифицированную помощь родителям;

- разместить информацию в родительском уголке по теме проекта;

- разработать анкету для родителей.

Постановка проблемы:

Для детей:Откуда взялись волшебные персонажи русских народных сказок? Кого из волшебных героев мы можем назвать положительными, а кого отрицательными?   Где обитают волшебные персонажи, и как выглядит их жилище?

Для воспитателя:Какие мероприятия, проводимые в детском саду, способствуют интересу, познавательному развитию детейпо данной теме?Как доступно предоставить детяминформацию омифологических героях.

Ожидаемые результаты

В процессе реализации проекта «Мифологические образы в русских народных сказках» у детей:

-увеличится круг знаний о мифологических героях сказок;

- повысится интерес к сказкам, героям, как положительным, так и отрицательным;

- научатся сопереживать героям, будет понимание, что такое добро и зло;

- будут применять свои знания в сюжетно-ролевых играх;

- пополнится активный словарь;

-появится желание пересказывать сказки, придумывать свои сюжеты;
- дети с интересом будут смотреть театральные постановки сверстников и с удовольствием будут воспроизводить их в своей игровой деятельности;
-родители активно включатся в образовательную деятельность группы, будут интересоваться развивающими технологиями работы с детьми дошкольного возраста.

План реализации проекта

Iэтап – организационный

IIэтап – реализация проекта

III этап – заключительный

Сроки

Тема

Содержание деятельности

Форма отчёта

Педагог

Дети

Родители

I этап – Организационный

Январь

Мониторинг знаний детей. Подбор и изучение художественной и

методической литературы.

Создание РППС. Изготовление пособий, дидактических игр, бесед, Разработка конспектов деятельности

Сюжетно – ролевые игры, рассматривание художественной литературы.

Анкетирование. Размещение информации по теме проекта в уголке родителей. Консультация.

Фото и видео материалы, конспекты, буклеты, папки - передвижки

II этап – Реализация проекта

Январь

1. Персонаж Баба – Яга

2. Персонаж

Леший

Организация познавательной деятельности детей. Создание лэпбуков, музейных экспонатов.

Выставка сказок

Игры, раскраски, развлечение, дидактические игры, просмотр видео материалов. Экскурсия по лесу, энциклопедия (игра)

Художественно-эстетическая деятельность (лепка, ИЗО, аппликация).

Импровизация сказок, придумывание своих сказок.

Пошив, изготовление масок, костюмов, МК по изготовлению персонажей

Итоговое занятие, размещение в родительском уголке фото и видео материалов

Февраль

3. Персонаж Водяной

4. Персонаж

Кикимора

Подготовка конспектов, энциклопедии, экспонаты, беседы

Мероприятие «Проделки Кикиморы»

Чтение р.н. сказок

Игры «Круговорот воды», «Вода в природе» «Лягушки в кадушке». Участие в мероприятии. Художественно-эстетическая деятельность (лепка, ИЗО, аппликация).

Театрализованная деятельность.

Помощь в подготовке мероприятия.

Изготовление персонажей из бросового материала. Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

Рекомендовать список художественных произведений для совместного чтения. Итоговое занятие

Март

5. Персонаж Кощей Бессмертный

6. Персонаж

Жар – Птица

Провести серию познавательных мероприятийМузейные экспонаты,лэпбуки, спортивное развлечение «В поисках Жар – Птицы».

Игры «Смерть Кощея», бродилка «Кощей», «Укрась тарелочки», раскраски, участие в спортивном мероприятии.

Домашнее задание с детьми изготовление поделок по теме.

Выставка поделок

Итоговое занятие.

Апрель

7. Персонаж

Домовой

Беседа о домовом, ННОД «Домовой», музейный экспонат, лэпбук, мероприятие «В гостях у Домового». Чтение художественной литературы

Лепка угощения для Домового, раскраски, игры, музыкальное мероприятие. Прослушивание сказок.

Изготовление Домового

Рассказывание детьми сказок, составленных дома с родителями: «Сказка на новый лад».

Фото, выставка персонажей

Итоговое занятие

Май

9. Персонаж Русалка

10. Персонаж Змей Горыныч

Музейные экспонаты, лэпбуки. Беседа, рассматривание иллюстраций, Чтение сказок. Загадки, пословицы.

Художественно-эстетическая деятельность по персонажам, игры, театрализация.

Изготовление персонажей. Анкетирование

КВН «Мифологические персонажи в сказках»

выставка персонажей - кукол

III этап – Заключительный

Май

Обработка и оформление материалов проекта;

Оценка результатов работы всех участников проекта;

Проведение открытого итогового мероприятия в ДОУ

       Презентация проекта

Май

Публикация на сайте ДОУ, на собственном сайте педагога, в СМИ;

Презентация проекта на районном методическом объединении, на семинаре в детском саду.


Литература

  1. Верования древних славян // Энциклопедия «Славянская мифология и эпос». -М., 2005.
  2. Афанасьев А. Н. Мифы древних славян. М.: РИПОЛ классик, 2013. 288 с.
  3. Белякова Г.С. Славянская мифология. - М.: «Просвещение», 1995. - 240 с.
  4. Русские волшебные сказки, Москва, Советская Россия, 1988.

Интернет ресурсы:

  • группаvk.kom  «Совушкины игры на липучках» https://vk.com/owl_games_kids  автор Федосеева Ольга Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Образ лисы в русских народных сказках»

Работая с детьми нашей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо зап...

Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора (образ лисы в русских народных сказках)

Материал предназначен для развития образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора...

Детский информационный проект "Образ Бабы - Яги в русских народных сказках"

Цель: узнать, кто такая Баба – Яга и всегда ли она злая.Задачи:·       провести опрос ребят группы;·       прочитать русские народные сказки...

Проект " Образ бабы Яги в русских народных сказках"

Проект по познавательному развитию для детей старшего возраста...

Конспект интегрированного занятия «Образы героев русской народной сказки «Колобок»

Интегрированное занятие предназначено для дошкольников 6,5 – 7 лет.Занятие состоит из трех частей: 1 часть – занятие театральной деятельностью; 2 часть – занятие игровой деятельность...

Проект " Сказки о животных и их образы в русских народных сказках"

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Сказка-проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки-эт...