«Сундучок доверия» как нетрадиционная форма взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников»
проект
Инновационный проект по взаимодействию с семьями воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.14 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21» города Смоленска
ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «СУНДУЧОК ДОВЕРИЯ» КАК НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ»
Сроки реализации:
сентябрь 2024 год
Руководители проекта:
Новикова Мария Ивановна,
учитель-дефектолог
Ерохина Елена Леонидовна,
воспитатель
Старченко Ольга Валентиновна,
воспитатель
СУНДУЧОК ДОВЕРИЯ» КАК НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Аннотация
Семья предопределяет закономерности развития будущего человека. Главный момент в контексте «семья – дошкольная образовательная организация» – личное взаимодействие педагогов и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания и обучения конкретного ребенка в данной семье. Только сотрудничество и сотворчество педагогов с родителями может принести реальную пользу в деле воспитания и обучения детей.
Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В.А. Сухомлинского, в частности, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если поддерживается связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.
Главным признаком и условием создания единого образовательного пространства становятся выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о технологиях образовательного процесса, вовлеченность родителей в «жизнь группы», их инициативность, ответственность и заинтересованность.
Однако не каждый родитель может обратиться к воспитателям или педагогу дошкольной образовательной организации (ДОО) по интересующей проблеме, касаемо воспитания и развития собственного ребенка.
Поэтому нужно как можно лучше организовать взаимодействие воспитателей, педагогов и семьи по воспитанию и обучению детей, так как ДОО служит организующим центром и способна повлиять на домашнее воспитание. А родители воспитанников с ограниченными возможностями здоровья больше остальных нуждаются в помощи и поддержке в воспитании и обучении собственных детей.
Именно поэтому с целью налаживания эффективной и действенной связи в работе с семьей в проекте описана нетрадиционная форма работы по взаимодействию воспитателей и педагогов с родителями воспитанников «Сундучок доверия».
Проблема эффективного взаимодействия ДОО и семей воспитанников является одной из основных.
Изменившаяся современная семья озабочена решением проблем экономического характера, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считая, что детский сад – место, где осуществляется лишь присмотр и уход за детьми пока родители на работе.
Также на сегодняшний день зачастую работа отнимает много сил, домашние дела забирают остатки тех сил, что остались после работы. А надо еще заниматься детьми. А если еще зачастую не знаешь, как? И не у кого спросить. Ведь не каждый родитель успевает проконсультироваться по поводу развития и воспитания своего ребенка из-за отсутствия времени на долгие разговоры, а между тем, вопросы копятся и копятся.
Кроме того, в начале года, пока все педагоги и воспитатели еще такие незнакомые и посторонние для родителей и с ними еще не установлен тесный контакт, родители бояться или стесняются задать те или иные вопросы.
По этой причине в раздевалке группы компенсирующей направленности № 3 «Ромашка» при входе был размещен сундучок для обращений и писем от родителей педагогам– «Сундучок доверия».
Сундучок был размещен на видном и доступном месте для родителей. Рядом с ним лежали ручка и бумага (специальный бланк с надписью «Обращение»), которые можно было использовать при написании письма.
Сундучок имел замочек, который могли открыть только воспитатели или педагоги группы. В этот сундучок каждый родитель мог опустить письмо. В письмах можно было задать любой вопрос, поделиться проблемой, выступить с каким-либо предложением и др. В бланке нужно было указать ФИО обратившегося, номер телефона, а также проблему или иную ситуацию.
Ответ был размещен на стенде с информацией для родителей, предложения были рассмотрены, но если отправитель хотел получить ответ лично, то тогда ответ мог быть размещен в кабинке ребенка в виде письма.
Если бланк отправлялся анонимно, то информация, запрашиваемая в нем, была представлена в папке передвижке, с которой можно было ознакомиться в приемной группы.
Сбор писем производился ежедневно в конце рабочего дня.
Предполагалось, что в период работы над проектом и после завершения его родители проявят желание повышать свою компетентность в вопросах воспитания самостоятельно и будут активнее участвовать в жизни своих детей и ДОО.
Цель проекта: создание условий для повышения интереса родителей к содержанию воспитательно-образовательного процесса ДОО, их уровня педагогической компетентности, а также обеспечения беспрепятственной обратной связи между ДОО и родителями для полноценного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Задачи проекта:
1. Создание условий для благоприятной системы взаимодействия родителей, воспитателей и педагогов.
2. Стимулирование активности, заинтересованности родителей через письменную форму общения.
3. Изучение затруднений родителей в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
4. Повышение педагогической культуры родителей.
5. Оказание практической помощи семье по использованию различных методов и приемов по воспитательным и образовательным умениям родителей.
6. Использование проекта «Сундучок доверия» как рабочего инструмента для дальнейшей работы с родителями.
Проект «Сундучок доверия» являлся инновационным, учебно-образовательным краткосрочным проектом и был реализован в период со 2 сентября по 30 сентября 2024 года.
Участниками данного проекта являлись:
–дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития);
–родители;
–воспитатели и педагоги ДОО.
Возможные риски и ограничения
Стоит отметить, что проект «Сундучок доверия» не замещает и не может заменить непосредственное общение родителей с воспитателями и педагогами ДОО. Так, при личном общении с родителями гораздо быстрее понять искажения между ожиданиями родителей и реальной проблемой. При общении может выясниться дополнительная информация или так называемые «подводные камни», влияющие на решаемую ситуацию.
Также, все дети разные, имеющие свои особенности, поэтому каждый случай требует индивидуального разбора по конкретному ребенку, что невозможно при анонимности обращения.
Кроме того, поскольку все же большинство обращений оставалось анонимными, невозможно сделать прогноз о том, кто из родителей находится в статусе «наблюдателей», а кто стал активным участником в жизни своего ребенка.
Таким образом, проект «Сундучок доверия» являлся ступенькой для очередной последующей работы, а также средством обеспечения быстрой и альтернативной обратной связи педагогов и воспитателей с родителями на начало учебного года.
В целях реализации проекта «Сундучок доверия» использовались следующие методы:
- анкетирование (в начале учебного года с целью сбора информации о детях, вновь поступивших в ДОО и их родителях);
- наблюдение (в целях сбора точной и объективной информации о поведении и обучении детей);
- беседа (в целях сбора информации о способах и формах информирования родителей по их обращениям).
Техническое оснащение проекта включало в себя:
- родительский уголок, включающий различную информацию;
- сундучок для обращений;
- объявление о работе проекта «Сундучок доверия»;
- бланки «Обращения»;
- письменные принадлежности;
- папка передвижка;
- нормативные документы.
Работа по реализации проекта «Сундучок доверия» проходила следующие этапы:
Первый этап. Подготовительный.
Воспитателями и педагогами ДОО были изучены и проанализированы методические материалы по данной тематике, разработан алгоритм внедрения проекта в ДОО, а также тщательно продумано место размещения сундучка, поскольку важно, чтобы он был расположен на видном и в доступном месте.
Были подобраны и утверждены формы информирования родителей по их обращениям, а также назначены ответственные за сбор и анализ полученной информации, подготовку ответов на вопросы.
Определено выемку обращений производить ежедневно в конце смены.
Второй этап. Основной.
Сундучок был поставлен в приемной группы на видном месте, были подготовлены все необходимые принадлежности (бланки обращений, ручка). Написано объявление о начале работы проекта «Сундучок доверия», в котором были указаны варианты тем обращений и формат написания обращений.
Родители были проинформированы непосредственно о начале работы проекта «Сундучок доверия» в группе. Им была продемонстрирована готовность ДОО отвечать и реагировать адекватно на все обращения, чтобы поддержать желание родителей обращаться к воспитателям и педагогам с помощью обращений. Также было сделано пояснение родителям, что представленная форма взаимодействия не замещает и не может заменить непосредственного общения, но служит хорошим поводом сделать его продуктивным, понятным и насыщенным.
Также на данном этапе оперативно анализировались и обрабатывались поступившие обращения. Своевременно были даны ответы на все заданные вопросы.
Третий этап. Заключительный.
Данный этап включал в себя подведение итогов реализации проекта «Сундучок доверия».
Воспитателями и педагогами ДОО проанализированы поступившие за время проекта обращения, которые были классифицированы по проблематике и анонимности.
Так, за время осуществления проекта родителями было оставлено три обращения. Одно –с указанием адресанта, два – анонимных. Во всех обращениях были заданы вопросы относительно развития и обучения дошкольников.
На все обращения даны ответы, которые были помещены либо в папку передвижку, либо в кабинку соответствующего воспитанника.
Описание продукта, полученного в результате проекта.
Проект «Сундучок доверия» подразумевал создание «сундучка», который дает возможность развить новые формы взаимодействия с родителями, получить обратную связь, изучить актуальные вопросы и мнения родительской общественности по вопросам обучения, воспитания дошкольников и др. У родителей была возможность оставить подписанные или анонимные обращения, в которых содержались вопросы, предложения и т.д.
После подведения итогов работы проекта «Сундучок доверия» было отмечено, что предложенный инновационный проект в целом дает положительные результаты и обеспечивается особый контекст взаимодействия ДОО и семьи, способствует налаживанию динамичной и действенной обратной связи в работе педагогов и воспитателей с родителями.
Таким образом, руководители проекта пришли к мнению, что организация проекта «Сундучок доверия» явилась весьма значимой и эффективной формой для партнерского взаимодействия семьи и ДОО.
Практическая значимость результатов.
Дошкольная образовательная организация – это первая ступень в образовании. И какой бы высокой ни была квалификация педагогов, как бы глубоко не продумывались содержание и формы образовательной деятельности с детьми, положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого информационно-образовательного пространства, подразумевающего обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями приносят положительные результаты. Чем лучше налажено общение между семьей и ДОО, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным. И только совместными усилиями, семья и детский сад, могут достигнуть желаемых результатов, дополняя и поддерживая друг друга.
Используемая литература и источники информации.
- Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы / Ю.П. Азаров. М.: Топикал, 1994. 608 с.
- Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет / Ш.А. Амонашвили. М.: Просвещение, 2012. 176 с.
3. Гумерова Р.Р. Педагогическое просвещение родителей посредством нетрадиционных форм работы ДОО с семьёй // NovaUm.Ru. – 2020. – № 23. – С. 92-96.
4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. М.: Творческий центр, 2005 г.
5. Емельянова М.В. От сосуществования к сотрудничеству и партнерству // Дошкольное образование. – 2019. – № 7. – С. 118-120.
5. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие / О.В. Солодянкина. М.: АРКТИ, 2011. 80 с.
Приложение 1
Объявление о начале работы проекта «Сундучок доверия»
Дорогие родители!
Каждый родитель переживает за своего ребенка, но, за частую, не всегда получается задать воспитателям или педагогам интересующие Вас вопросы, а кто-то и вовсе хотел бы высказать о наболевшем, но при этом хотел бы остаться инкогнито. Не проблема!
Вашему вниманию мы представляем «Сундучок доверия». Он предназначен для Ваших писем.
В письмах можно будет задать любой вопрос на интересующую Вас тему:
- предложения, идеи по организации праздников и повседневной жизни группы;
- пожелания и просьбы;
- благодарности и поздравления;
- претензии или замечания;
- пожелания и многое другое.
В бланке нужно указать ФИО обратившегося, а также проблему (или иную ситуацию, вопрос).
Ответ будет размещен на стенде с информацией для родителей, предложения будут рассмотрены, но если отправитель хочет получить ответ лично, то тогда ответ будет размещен в кабинке ребенка в виде письма.
Если бланк отправляется анонимно, то информация, запрашиваемая в нем, будет представлена в виде ответного письма, размещенного в буклете, папки передвижки, с которой можно будет ознакомиться в приемной группы.
Выемка писем будет производиться ежедневно в конце рабочего дня.
Приложение 2
Бланк обращения
ОБРАЩЕНИЕ
Приложение 3
Вопросы, поступившие от родителей и ответы педагогов
Вопрос: Дома ребенок постоянно смотрит мультики. Вредит это? Они же развивающие.
Ответ: В просмотре мультфильмов безусловно есть развивающий эффект, если он имеет сценарий и обучающий сюжет, расширяющий уровень представлений ребенка. Также мультфильм можно повторить в динамике совместной игры родителей с ребенком. Зачастую мультфильмы очень помогают и дают готовые сюжеты для совместной игры.
Но стоит понимать, что включать мультфильмы ребенку на целый день не стоит. Неконтролируемый просмотр мультфильмов может негативно отразиться не только на зрении и весе ребенка, но и на его психике, поскольку это препятствует развитию ребенка — и физическому, и интеллектуальному. Из-за отсутствия полноценного общения с родителями и сверстниками у детей может отмечаться задержка становления речи. Они могут испытывать трудности с произношением некоторых звуков.
Просматривая длительное время мультфильмы, дети накапливают агрессию посредством подсознательного восприятия. Как утверждают психологи, дети становятся нервными и агрессивными, нетерпеливыми и непослушными, равнодушными к боли других людей.
Чтобы мультфильмы были здоровым развлечением, а также хорошим и эффективным источником обучения, родители должны уделять больше внимания их отбору и контролировать время, которое дети проводят за просмотром телевизора.
Вопрос: Как стимулировать ребенка к занятиям? Дома не получается сосредоточиться и не хочет выполнять задания.
Ответ: Данный вопрос один из наиболее сложных. Поскольку, чтобы стимулировать ребенка к занятиям, надо научиться быть педагогом. Ведь со стороны кажется, что очень легко организовать занятие и еще легче просто повторить за педагогом. Но, на деле, когда пытаешься сделать тоже самое со своим ребенком, оказывается все не так просто.
Потому что у каждого задания есть цель, каждое задание направлено на результат, каждая результативная деятельность состоит из простых действий, а действия из операций. И если в большом вы не увидите малое и это малое не поймете сами и не откроете своему ребенку, то ничего не получится. Вы просто проиграете ребенку в его активности.
Поэтому обязательно старайтесь раскрыть ключи каждого задания. У детей будут положительные результаты только тогда, когда родители знают, на что направленно каждое задание и какого результата они должны добиться каждый раз. Какие игрушки использовать в объяснении и как их предлагать, как часто, в какой последовательности, и сколько по времени.
Кроме того, помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками. Находите в себе силы сохранять душевное равновесие и не повышать голос, не требовать от ребенка безупречного выполнения задания.
Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.
Не стесняйтесь и не бойтесь спрашивать те или иные моменты у воспитателей и педагогов группы. Они дадут Вам необходимую поддержку и знания, которые помогут ребенку в освоении учебной программы и социализации.
У Вас все обязательно получится!
Вопрос: Когда нужно бить тревогу о том, что ребенок не разговаривает? Стоит ли ждать 4-5 лет? (Иванова С.Н.)
Уважаемая Светлана Николаевна!
Знание основных этапов развития речи поможет вовремя выявить возможные речевые проблемы ребенка.
Первый год жизни крайне важен для речевого развития, так как идет активное созревание речевых областей мозга.
Первый год – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи. Его условно можно разделить на следующие этапы: первый (0 – 3 мес.) – развитие эмоционально-выразительных реакций; второй (3 – 6 мес.) – время появления голосовых реакций (гуления и лепета); третий (6 – 10 мес.) – начало развития понимания речи, активного лепета; четвертый (10 мес. – 1 год) – время появления первых слов.
От 1 года до 3 лет (преддошкольный возраст) происходит становление активной речи, потому что ребенок начинает ходить.
К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т.д. Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж…).
К 3 годам ребенок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции. Общаясь со взрослыми или сверстниками, детишки используют простые предложения.
Несмотря на то, что жестких стандартов нет (ведь каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе), любое отклонение от возрастных норм должно насторожить внимательных родителей и стать сигналом для своевременного обращения к специалисту. Если доктор отметил Вам в карте задержку речи, то надо идти к специалисту с тревожным запросом от врача. Обычно многие ждут чуда, и реально кто-то дожидается, а кто-то нет.
Очень часто бывают ситуации, когда мама приходит на прием к врачу и у нее запрос об отсутствии речи. Но врач не задает маме вопрос, а что она делает для того, чтобы речь у ребенка была. Как она занимается с ребенком, какие пособия использует? Врач, как и мама, просто констатирует факт задержки в сравнении с другим сверстником.
Стоит отметить, что все дети разные и некоторые начинают говорить в 1 год, а кто-то в 3 года и это все бывает в рамках нормы. Однако во избежание излишней тревожности родителя, все же каждый случай требует индивидуального разбора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников с ОВЗ".
консультация для педагогов...

Реферат музыкального руководителя на тему: “Формы взаимодействия педагогов образовательных организаций с семьями воспитанников.”
Реферат музыкального руководителя на тему: “Формы взаимодействия педагогов образовательных организаций с семьями воспитанников.&rdquo...

План взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников «Индивидуальная поддержка развития детей в семье»
План взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников «Индивидуальная поддержка развития детей в семье» ...

«Служба ранней помощи в дошкольном учреждении как одна из вариативных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями детей раннего возраста»
Управленческий проект...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей «Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей» на тему: ««Десант пап» нетрадиционная форма работы с родителями»
laquo;Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей» на тему:««Десант пап» нетрадиционная форма работы с родителями»...
Проектно - познавательная деятельность как форма взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников
Консультация для педагогов на тему "Проектно - познавательная деятельность как форма взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников"...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «СУНДУЧОК ДОВЕРИЯ» КАК НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ»
Главным признаком и условием создания единого образовательного пространства становятся выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов...