Проект: "«Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»"
материал
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 82».
ПРОЕКТ
«Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»
Учитель –логопед: Полякова Наталья Юрьевна
Златоуст, 2024
Актуальность проблемы
Чтобы все нас понимали, что говорим мы разбирали,
Есть один у нас совет: арт. гимнастике – привет!
Мы гимнастику начнём, ротик быстро разовьём,
Язычок мы укрепим и тогда заговорим
Очень чисто, очень внятно, чтобы всем было понятно!
(Неуймина Т.Б.)
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение в формировании полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами для совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка нужно как можно раньше.
Актуальность данной проблемы определяется увеличением количества детей с нарушениями речи.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий становления нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоение тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия.
Артикуляционная гимнастика – метод воспитания звукопроизношения признанный целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичева и др.).
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
В соответствии с ФГОС в дошкольном возрасте основная деятельность – это игра, через игру идёт накопление опыта и развитие. Следовательно, самым оптимальным эффективным средством по совершенствованию артикуляционной моторики и речи будут артикуляционные игры и сказки. Артикуляционный тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным, динамичным.
Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения – с родителями, воспитателями группы детского сада. Поэтому для достижения положительных результатов в коррекционной деятельности не только детям, но и воспитателям и родителям, необходимо иметь представление о строении речевого аппарата, о назначении каждого его органа, о необходимости сохранять органы речи здоровыми, уметь правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики. Воспитателей общеобразовательных групп так же необходимо просвещать в коррекционно-логопедическом направлении с целью профилактики речевых нарушений воспитанников.
Вид проекта: творческий, групповой, практико-ориентированный, долгосрочный.
Основная образовательная область: Образовательная область «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Проблема: Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение. Этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
- благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи логопеда;
- дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены;
- артикуляционная гимнастика позволяет сократить сроки автоматизации звуков;
- артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением;
- занятия артикуляционной гимнастикой позволяет всем — и детям, и взрослым — научиться говорить правильно, четко и красиво.
Гипотеза:
Занятия по артикуляционной гимнастке сами по себе не интересны, не понятны детям, часто проходят без желания детей выполнять какие – либо упражнения. Поэтому, если в системе коррекционно - педагогической работы, направленной на профилактику нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста, активно использовать артикуляционную гимнастику в нетрадиционных методах и приёмах, то это более эффективно скажется на формировании правильного звукопроизношения, повысит эмоциональный настрой к занятиям и другим формам работы.
Объект проекта: процесс формирования артикуляционной моторики у дошкольников.
Предмет проекта: комплекс специальных упражнений артикуляционной гимнастики, направленный на развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста.
Участники: дети 4-7 лет, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Сроки реализации: сентябрь 2024 г. – май 20205г.
Цель проекта:
Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста
(4 - 7 лет).
Задачи:
1.Сформировать представления детей об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения.
2.Сформировать и закрепить дифференцированные движения артикуляционного аппарата.
3.Сформировать у воспитателей и родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с использованием игровых приёмов и методов для развития артикуляционной моторики дошкольников.
Предполагаемые результаты.
подготовленность артикуляционного аппарата дошкольников к овладению нормами звукопроизношения родного языка;
представление детей об органах речи, их строении, назначении;
привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по речевому развитию детей;
осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей.
Итоговый продукт проекта:
картотека комплексов артикуляционной гимнастики;
пополнение развивающей среды ДОУ;
книга артикуляционных сказок «Наш весёлый язычок»;
сформированная устойчивая мотивация детей к выполнению упражнений и речевой самореализации;
повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей , повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах речевого развития дошкольников.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап ( сентябрь 2024 г.)
Задачи:
- подобрать информации о значимости артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения;
- изготовить необходимые пособия;
Основной этап ( октябрь 2024 г. – первая половина апреля 2025 г.)
Задачи:
- сформировать у воспитателей представление о необходимости внедрения артикуляционной гимнастики в педагогический процесс; выработать практические навыки проведения артикуляционной гимнастики у воспитателей с детьми 4 – 7 лет;
- пропагандировать логопедические знания в целях профилактики речевых нарушений у детей 4 – 7 лет;
- выработать и закрепить дифференцированные движения артикуляционного аппарата у дошкольников.
Работа с родителями
Мероприятие | Возраст детей | Сроки | Ответственный |
Индивидуальные консультации по результатам диагностики детей. | 4 – 7 лет | Октябрь 2024 г. – апрель 2025 г. | Учитель – логопед ДОУ |
Мастер – класс по выполнению комплексов артикуляционной гимнастики. | 4 – 7 лет | Октябрь 2024 г. – апрель 2025г. | Учитель – логопед ДОУ |
3. Консультация о значении артикуляционной гимнастики для профилактики нарушений звукопроизношения ( Информационный стенд логопеда/ папки- передвижки/ папки «Советы логопеда») | 4 – 7 лет | Октябрь 2024 г. – апрель 2025 г. | Учитель – логопед ДОУ |
4. Совместный с ребёнком подбор и раскрашивание картинок для сборника сказок «Наш весёлый язычок» | 4 – 7 лет | Январь – апрель 2025 г. | Родители детей 4 – 7 лет |
5.Регулярное выполнение дома артикуляционных сказок / упражнений | 4 – 7 лет | Октябрь 2024 г – май 2025 г. | Родители детей 4 – 7 лет |
Работа с педагогами
Мероприятие | Возраст детей | Сроки | Ответственный |
Семинар – практикум « Артикуляционная гимнастика» | 4- 7 лет | Октябрь 2024 г. | Учитель – логопед ДОУ |
Изготовление картотеки картинок артикуляционных упражнений | 4- 7 лет | Октябрь – ноябрь 2024 г. | Воспитатели детей 4 – 7 лет |
Изготовление книги сказок «Наш весёлый язычок» с иллюстрациями детей | 4- 7 лет | Октябрь 2024 г. – первая половина апреля 2025 г. | Воспитатели детей 4 – 7 лет |
Изготовление пособий по развитию артикуляционной моторики дошкольников | 4- 7 лет | Октябрь 2024 г. – первая половина апреля 2025 г. | Воспитатели детей 4 – 7 лет |
Работа с детьми
Мероприятие | Возраст детей | Сроки | Ответственный | |||
Диагностика | 4 – 7 лет | Сентябрь 2024 г. | Учитель - логопед | |||
Ежедневное выполнение комплексов артикуляционных гимнастик | 4 – 7 лет | Октябрь 2024г. – май 2025 г. | Воспитатели детей 4 – 7 лет | |||
Конкурс «Моя любимая сказка для язычка» | 4 – 7 лет | Январь – февраль 2025 г. | Воспитатели детей 4 – 7 лет | |||
4. Изготовление книги сказок «Наш весёлый язычок» | 4 – 7 лет | Вторая половина апреля 2025 г. | Воспитатели детей 4 – 7 лет |
Ожидаемый результат:
- четкое представление детей об органах речи: их строении, назначении;
- подготовленность артикуляционного аппарата к овладению нормами звукопроизношения родного языка;
- осуществление взаимосвязи в работе логопеда, воспитателей, и родителей воспитанников;
- развитие артикуляционной моторики до уровня максимальной достаточности для постановки звуков у детей;
- умение детьми выполнять основные артикуляционные упражнения и специальные упражнения, направленные на выработку артикуляционного уклада определенных звуков;
- повышение интереса родителей к проблеме развития речи своих детей задачи:
Список литературы:
Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2004.
Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. — М.: Астрель, 2007.
Ваш домашний логопед. Учим ребёнка говорить правильно. Электронное издание для родителей и педагогов. М.: ООО «Парус — Сервис», 2007.
Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.- М.: ГНОМ и Д, 2007.
Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. – М.: ЛИТУР, 2005.
Костыгина В. Н. Тру-ля-ля Артикуляционная гимнастика. М.: Карапуз, 2000.
Батяева С.В. Логопедическая сказка. «Приключения зайчонка Кузи». – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 5-9 лет. — М.: ГНОМ и Д, 2004.
Т.В.Большева «Учимся по сказке». – СПб.: Детство- пресс, 2001.
О.И.Крупенчук, Т.А.Воробьева «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». СПб.:Изд. Дом «Литера», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для родителей «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»
Проект призван привлечь родителей к совместному взаимодействию: логопед-родители-дети. Не раз опробирован, незначително изменялся в зависимости от ситуации....

Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников
Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно. Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступно...

Проект "Артикуляционная гимнастика - как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников."
Приект "Артикуляционная гимнастика - как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников."...

Проект «Артикуляционная гимнастика, как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»
Проект создан для родителей, чьи дети получают логопедическую помощь в ДОО. Чтобы повысить компетентность родителей в оценке значимости артикуляционной гимнастики, о правилах ее выполнения с возможнос...

Проект "Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников"
Проект долгосрочный (сроком на 1 год) для реализации в старшей группе детского сада....

Приказ "Об утверждении положения о проекте "Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников"
Приказ "Об утверждении положения о проекте "Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников"...
Проект: «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников».
Данный проект направлен на расширение и углубление теоретических и практических знаний по разделу звуковая культура речи, на апробирование инновационных технологий, а также на развитие творческой иниц...