Проект: "«Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»"
материал

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_art.gimn_.docx28.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 82».

 

ПРОЕКТ

«Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»

 

 

                                                                                         Учитель –логопед: Полякова Наталья Юрьевна

 

Златоуст, 2024

Актуальность проблемы

Чтобы все нас понимали, что говорим мы разбирали,
Есть один у нас совет: арт. гимнастике – привет!
Мы гимнастику начнём, ротик быстро разовьём,
Язычок мы укрепим и тогда заговорим
Очень чисто, очень внятно, чтобы всем было понятно!

(Неуймина Т.Б.)

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение в формировании полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами для совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка нужно как можно раньше.

Актуальность данной проблемы определяется увеличением количества детей с нарушениями речи.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий становления нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоение тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия.

Артикуляционная гимнастика – метод воспитания звукопроизношения признанный целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичева и др.).

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

В соответствии с ФГОС в дошкольном возрасте основная деятельность – это игра, через игру идёт накопление опыта и развитие. Следовательно, самым оптимальным эффективным средством по совершенствованию артикуляционной моторики и речи будут артикуляционные игры и сказки. Артикуляционный тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным, динамичным.

Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения – с родителями, воспитателями группы детского сада. Поэтому для достижения положительных результатов в коррекционной деятельности не только детям, но и воспитателям и родителям, необходимо иметь представление о строении речевого аппарата, о назначении каждого его органа, о необходимости сохранять органы речи здоровыми, уметь правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики. Воспитателей общеобразовательных групп так же необходимо просвещать в коррекционно-логопедическом направлении с целью профилактики речевых нарушений воспитанников.

Вид проекта: творческий, групповой, практико-ориентированный, долгосрочный.

Основная образовательная область: Образовательная область «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Проблема: Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение. Этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

- благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи логопеда;

- дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены;

- артикуляционная гимнастика позволяет сократить сроки автоматизации звуков;

- артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением;

- занятия артикуляционной гимнастикой позволяет всем — и детям, и взрослым — научиться говорить правильно, четко и красиво.

Гипотеза:

Занятия по артикуляционной гимнастке сами по себе не интересны, не понятны детям, часто проходят без желания детей выполнять какие – либо упражнения. Поэтому, если в системе коррекционно - педагогической работы, направленной на профилактику нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста, активно использовать артикуляционную гимнастику в нетрадиционных методах и приёмах, то это более эффективно скажется на формировании правильного звукопроизношения, повысит эмоциональный настрой к занятиям и другим формам работы.

Объект проекта: процесс формирования артикуляционной моторики у дошкольников.

Предмет проекта: комплекс специальных упражнений артикуляционной гимнастики, направленный на развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста.

Участники: дети 4-7 лет, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Сроки реализации: сентябрь 2024 г. – май 20205г.

Цель проекта:

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

(4 - 7 лет).

Задачи:

1.Сформировать представления детей об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения.

2.Сформировать и закрепить дифференцированные движения артикуляционного аппарата.

3.Сформировать у воспитателей и родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с использованием игровых приёмов и методов для развития артикуляционной моторики дошкольников.

Предполагаемые результаты.

подготовленность артикуляционного аппарата дошкольников к овладению нормами звукопроизношения родного языка;

представление детей об органах речи, их строении, назначении;

привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по речевому развитию детей;

осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей.

Итоговый продукт проекта:

картотека комплексов артикуляционной гимнастики;

пополнение развивающей среды ДОУ;

книга артикуляционных сказок «Наш весёлый язычок»;

сформированная устойчивая мотивация детей к выполнению упражнений и речевой самореализации;

повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей , повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах речевого развития дошкольников.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап ( сентябрь 2024 г.)

Задачи:

- подобрать информации о значимости артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения;

- изготовить необходимые пособия;

Основной этап ( октябрь 2024 г. – первая половина апреля 2025 г.)

Задачи:

- сформировать у воспитателей представление о необходимости внедрения артикуляционной гимнастики в педагогический процесс; выработать практические навыки проведения артикуляционной гимнастики у воспитателей с детьми 4 – 7 лет;

- пропагандировать логопедические знания в целях профилактики речевых нарушений у детей 4 – 7 лет;

- выработать и закрепить дифференцированные движения артикуляционного аппарата у дошкольников.

Работа с родителями

Мероприятие

Возраст детей

Сроки

Ответственный

Индивидуальные консультации по результатам диагностики детей.

4 – 7 лет

Октябрь 2024 г. – апрель 2025 г.

Учитель – логопед ДОУ

Мастер – класс по выполнению комплексов артикуляционной гимнастики.

4 – 7 лет

Октябрь 2024 г. – апрель 2025г.

Учитель – логопед ДОУ

3. Консультация о значении артикуляционной гимнастики для профилактики нарушений звукопроизношения ( Информационный стенд логопеда/ папки- передвижки/ папки «Советы логопеда»)

4 – 7 лет

Октябрь 2024 г. – апрель 2025 г.

Учитель – логопед ДОУ

4. Совместный с ребёнком подбор и раскрашивание картинок для сборника сказок «Наш весёлый язычок»

4 – 7 лет

Январь – апрель 2025 г.

Родители детей 4 – 7 лет

5.Регулярное выполнение дома артикуляционных сказок / упражнений

4 – 7 лет

Октябрь 2024 г – май 2025 г.

Родители детей 4 – 7 лет

Работа с педагогами

Мероприятие

Возраст детей

Сроки

Ответственный

Семинар – практикум « Артикуляционная гимнастика»

4- 7 лет

Октябрь 2024 г.

Учитель – логопед ДОУ

Изготовление картотеки картинок артикуляционных упражнений

4- 7 лет

Октябрь – ноябрь 2024 г.

Воспитатели детей 4 – 7 лет

Изготовление книги сказок «Наш весёлый язычок» с иллюстрациями детей

4- 7 лет

Октябрь 2024 г. – первая половина апреля 2025 г.

Воспитатели детей 4 – 7 лет

Изготовление пособий по развитию артикуляционной моторики дошкольников

4- 7 лет

Октябрь 2024 г. – первая половина апреля 2025 г.

Воспитатели детей 4 – 7 лет

Работа с детьми

Мероприятие

Возраст детей

Сроки

Ответственный

Диагностика

4 – 7 лет

Сентябрь 2024 г.

Учитель - логопед

Ежедневное выполнение комплексов артикуляционных гимнастик

4 – 7 лет

Октябрь 2024г. – май 2025 г.

Воспитатели детей 4 – 7 лет

Конкурс «Моя любимая сказка для язычка»

4 – 7 лет

Январь – февраль 2025 г.

Воспитатели детей 4 – 7 лет

4. Изготовление книги сказок «Наш весёлый язычок»

4 – 7  лет

Вторая половина апреля 2025 г.

Воспитатели детей 4 – 7 лет

Ожидаемый результат:

- четкое представление детей об органах речи: их строении, назначении;

- подготовленность артикуляционного аппарата к овладению нормами звукопроизношения родного языка;

- осуществление взаимосвязи в работе логопеда, воспитателей, и родителей воспитанников;

- развитие артикуляционной моторики до уровня максимальной достаточности для постановки звуков у детей;

- умение детьми выполнять основные артикуляционные упражнения и специальные упражнения, направленные на выработку артикуляционного уклада определенных звуков;

- повышение интереса родителей к проблеме развития речи своих детей задачи:

Список литературы:

Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2004.

Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. — М.: Астрель, 2007.

Ваш домашний логопед. Учим ребёнка говорить правильно. Электронное издание для родителей и педагогов. М.: ООО «Парус — Сервис», 2007.

Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.- М.: ГНОМ и Д, 2007.

Репина З. А., Буйко В. И. Уроки  логопедии. – М.: ЛИТУР, 2005.

Костыгина В. Н. Тру-ля-ля Артикуляционная гимнастика. М.: Карапуз, 2000.

Батяева С.В. Логопедическая сказка. «Приключения зайчонка Кузи». – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 5-9 лет. — М.: ГНОМ и Д, 2004.

Т.В.Большева «Учимся по сказке». – СПб.: Детство- пресс, 2001.

О.И.Крупенчук, Т.А.Воробьева «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». СПб.:Изд. Дом «Литера», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для родителей «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»

Проект призван привлечь родителей к совместному взаимодействию: логопед-родители-дети. Не раз опробирован, незначително изменялся в зависимости от ситуации....

Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников

Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно. Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступно...

Проект "Артикуляционная гимнастика - как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников."

Приект "Артикуляционная гимнастика - как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников."...

Проект «Артикуляционная гимнастика, как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»

Проект создан для родителей, чьи дети получают логопедическую помощь в ДОО. Чтобы повысить компетентность родителей в оценке значимости артикуляционной гимнастики, о правилах ее выполнения с возможнос...

Проект "Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников"

Проект долгосрочный (сроком на 1 год) для реализации в старшей группе детского сада....

Приказ "Об утверждении положения о проекте "Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников"

Приказ "Об утверждении положения о проекте "Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников"...

Проект: «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников».

Данный проект направлен на расширение и углубление теоретических и практических знаний по разделу звуковая культура речи, на апробирование инновационных технологий, а также на развитие творческой иниц...