Прект "Космическое пространство"
проект (подготовительная группа)
Цель проекта: Развитие связной монологической и диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи через активизацию их творческого потенциала, формирование активной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной личности в процессе исследовательской деятельности на примере изучения темы «Космос», развитие мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 82».
ПРОЕКТ
«Космическое пространство».
Учитель –логопед: Полякова Наталья Юрьевна
Златоуст, 2024
Тип проекта: творческий, информационный, игровой.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети, логопед, воспитатель, физ.инструктор.
Цель проекта: Развитие связной монологической и диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи через активизацию их творческого потенциала, формирование активной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной личности в процессе исследовательской деятельности на примере изучения темы «Космос», развитие мелкой моторики.
Задачи:
1. Уточнять, расширять и систематизировать знания детей о космосе и космонавтике.
2. Расширять и активизировать словарь детей: антонимами, синонимами, многозначными словами по теме.
3. Развивать связную монологическую и диалогическую речь в подготовительной к школе группе с ОНР.
4.Совершенствовать детей в правильном использовании грамматических форм русского языка для точного выражения своих мыслей.
5. Развивать и совершенствовать творческие способности, психические процессы, общую и мелкую моторику.
6. Продолжать формировать у детей интерес к чтению художественной, познавательной, справочной литературы.
7. Продолжать учить сотрудничать и взаимодействовать в группе.
8.Воспитывать патриотизм и чувство гордости за советских и российских космонавтов, за нашу родину.
Актуальность проекта
Тема «Космоса» привлекает и интересует детей дошкольного возраста, как что то волшебное и таинственное, потому что космос оставляет для их взора невидимым и очень загадочным. Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие вопросы, ему помогают педагоги и родители. На вопрос о космосе один из самых трудных для объяснения на понятном ребенку языке. Это все натолкнуло на мысль именно в подготовительной группе познакомить детей с первыми представлениями о космосе, Солнце как звезде, планетах солнечной системы, Ю.Гагарине - первом космонавте земли.
Основная часть
Этапы реализации проекта «Удивительный космос»:
Первый этап: Подготовительный, выявляющий первоначальные знаний детей, разработка системы занятий, подбор разнообразных материалов, оформление логопедического кабинета по теме проекта.
Второй этап: реализация содержания проекта.
Третий этап: подведение итогов, анализ результатов.
1 этап – подготовительный
1. Раскрытие начальных знаний детей о космосе.
2. Подготовка презентаций о космосе, солнечной системе, космонавтах.
3. Подготовка космической музыки.
4. Подбор фото - коллекции на тему «Космос».
5. Подбор рассказов, стихов, загадок о космосе, ракете, звёздах.
6. Подбор материалов для реализации продуктивной деятельности.
2 этап – основной
Беседы с использованием презентаций.
1. «Неизвестная Вселенная»
Цель: сформировать у детей понятие «космос», «Вселенная», ввести понятия «звезды», «галактика», объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.
2. «Планеты Солнечной системы»»
Цель: объяснить, что представляет собой Солнечная система, ввести понятия: спутники, кометы, планеты, метеор, орбита.
3. «Сколько звезд на небе?».
Цель: дать детям представление о звёздах и созвездиях.
4. «Космические корабли»
Цель: рассказать о первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу, какие космические корабли, спутники летали в космос. 5.Изготовление коллективной работы «Удивительный космос».
Непосредственная образовательная деятельность:
Занятие 1
Тема: «Космос».
1. Коррекционно-образовательные задачи: уточнять, активизировать словарь по теме «Космос». Упражнять детей в образовании существительных Р. п. мн. ч., в согласовании сущ. с числительными.
2. Коррекционно-развивающие задачи: развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику рук.
3. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Оборудование: картинка с изображением ракеты, счетные палочки для выкладывания ракеты, карточки для игр, мяч («метеорит») .
Занятие 2
Тема: «Космодром»
Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов. Расширение представлений о значении труда взрослых. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос» (космос, космонавт, корабль, ракета, станция, иллюминатор, спутник, полет, планета, звезда, орбита; первый, космический, орбитальный; осваивать, летать, запускать). Совершенствование навыка чтения.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, связной речи, зрительного восприятия и внимания, мышления, творческого воображения, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.
Оборудование. Предметные картинки по теме «Космос», тетради по числу детей, контейнер с карандашами, плокостные изображения звезд с написанными на них словами и ракет, маленькие предметные картинки со звуком [р] в названиях, мяч.
Занятие 3
Тема: «Тайна красной планеты»
Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Космос». Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными мужского и женского рода, употребление простых предлогов). Совершенствование навыков звукового и слогового анализа. Профилактика нарушений письменной речи.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, мышления, зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.
Оборудование. Магнитная доска, карточки для организационного момента, тетради «Занимаемся вместе» по числу детей, фишки, колокольчик, мяч, алгоритм для составления рассказа о профессии, картинка с изображением космонавта, картинка с изображением космического корабля на орбите Земли, плоскостные изображения звезд.
Занятие 4.
Тема: «Путешествие к далеким планетам»
Цель: Составление творческих рассказов о неизученных планетах и их жителях с опорой на картинный план.
Задачи:
— уточнить и активизировать словарь детей по теме «Освоение космоса человеком»; словарь антонимов;
— учить детей составлять рассказы о неизученных планетах и их жителях по опорному картинному плану;
— упражнять детей в подборе слов-определений к каждой планете;
— развивать внимание, память детей;
— развивать произвольное внимание, логическое мышление и фантазию детей.
Оборудование: картинки с изображениями планет Солнечной системы, звездного неба, видов из космоса, портрет Ю.А. Гагарина, три конверта с лежащими в них изображениями неизведанных планет, опорный картинный план; «космическая музыка» (на выбор логопеда), магнитофон, мяч, магнитно-маркерная доска.
Физкультминутки:
«Ждут нас быстрые ракеты»,
«Космическая эстафета»
«Ракетодром»
«Невесомость» «Солнце – чемпион».
Сюжетно-ролевые игры:
«Космическое путешествие».
Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Развитие фонематического слуха "Галактическое собрание"
Выстраиваем цепочку слогов. Работаем по тому же алгоритму. Цепочка может быть, например, такой:
ПА–НА–РА; ПА–НА–РА–КА;
ПА–НА–РА–КА–ДА.
В этой работе очень важны фантазия и чувство юмора самого ведущего. Так, ребятам можно сказать, что это язык марсиан. Можно даже в них поиграть, давая возможность ребенку на более поздних этапах развивающей работы самому придумать новый язык (цепочку слогов или звуков) – упражнение.
Дидактические игры:
- «Собери картинку»
- «Вертушки»
- «Найди силуэт».
- «Найди тень»
- «Добавь словечко»
- «Артикуляционная гимнастика»
- «Собери по образцу» блоки Дьеныша, счетные палочки
- «Луноходы»
- «Звездочеты»
Чтение художественной литературы:
Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.
- Н.Носов « Незнайка на луне»
- стихотворения о космосе.
- загадки о космосе .
Занятие 4
Детские работы «Удивительный космос»
Третий этап – заключительный:
Развлечение «Как? Зачем? Почему?»
Задачи:
1.Познавательное развитие: познакомить детей с днем космонавтики и первопроходцами, покорившими воздушное пространство; закрепить у детей понятия «космос»; расширить знания детей о строении Солнечной системы; формировать коммуникативные навыки через работу в группах. Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса, чувство патриотизма, гордости за страну, первой преодолевшей силу земного притяжения; доставить детям радость, поднять настроение.
2.Речевое развитие: содействовать активизации речевой и познавательной деятельности; развивать у детей навыки выразительного чтения, артистические умения.
3.Физическое развитие: способствовать развитию двигательных возможностей детей;
Презентация проекта
Вывод:
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей подготовительного дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности;
Систематизировались знания детей о космическом пространстве и об освоении космоса людьми
Обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и др.
У детей повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Значительно расширился кругозор детей по теме «Космос» в процессе организованной образовательной деятельности, бесед, чтения художественной и научно-познавательной литературы, просмотра презентаций, проведении исследовательской деятельности. Дети увидели, насколько проблема освоения космоса значима для страны и почувствовали себя причастными к ней.
В процессе реализации данного проекта удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог - родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Предполагаемый результат:
- Повышение знаний у детей о Космосе.
- Сформировать у детей интерес к празднику «День Космонавтики» .
¬ Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, счетных палочек, блоков Дьеныша, проявление творчества и детальности в работе.
¬ Организация в детском саду физкультурного досуга "Путешествие в космос" ко Дню космонавтики.
¬ Повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у детей.
Список литературы:
1. Скоролупова О. А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва, 2007
2. Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128с. – (Библиотека воспитателя) (3).
3. Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы. - М. : ОЛМА Медия Групп, 2013г.
4. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. Воронеж, 2007г.
5. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Космос. – СПб., Паритет, 2005г. Серия «Грамматика в играх и картинках»
6. Волкова Е., Микерин С. Играем в ученых. - Новосибирск, 2008г
7. Гризик Т. И. Познаю мир. Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга», М. ,2001г
8. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. - М. : Сфера, 2002г.
9. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М. : «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009г.
10. Левитан Е. П. Малышам о звездах. - М. ,1986г.
11. Малофеева Н. Н. Энциклопедия дошкольника. - М. : ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2008г.
12. Носов Н. «Незнайка на луне».- М. : РОСМЭН, 1996г.
13. Шорыгина Т. А. О космосе. Серия «Педагогические беседы». – М. : Книголюб, 2005г.
14. Энциклопедия для детей. «Чудесная планета Земля». М., 2000 г.
15. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание экологического пространства в МБДОУ» «Создание экологического пространства в МБДОУ»
Выступление на педагогической конференции на тему: «Создание экологического пространства в МБДОУ» Дошкольное детство является важным периодом в формировании основ экологич...
Подгрупповое занятие по развитию ориентировки в пространстве с использованием компьютерной программы (игры) «Домик времени и пространства»: Географическая песочница
Конспект открытого занятия. Компьтерная программа раннего обучения KIDZMART...

конспект занятия на тему: "Ориентировка в пространстве, построение своего пространства группой детей вместе со взрослыми и каждым ребенком индивидуально" по программе "Золотой ключик".
Освоение пространства группы, всего детского комплекса, участвка, прилегющей местности....

Моделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОСМоделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОС
Осташова Ирина Николаевна, воспитатель ГБДОУ №48 Калининского района, Сакнт -Петербурга Конференция ДОУ Моделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОС Немало...

Моделирование игрового пространства игрового пространства в группе раннего возраста.
Моделирование игрового пространства игрового пространства в группе раннего возраста....

«Голос ребёнка и пространство детской реализации. Связь зоны ближайшего развития пространства детской реализации», выступление
Уровень обр. орг., Педагогический совет«Работаем по инновационной программе «От рождения до школы», МАДОУ д/с № 10 «Лучик», г. Долгопрудный, 19.10.2022г....
Дидактическая игры на «Количество и счет», "Форму", "Величину", "Ориентировка в пространстве", "Временные пространства " для старших дошкольников.
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста направлена на уточнение, закрепление и расширение имеющихся представлений; развитие умственных способностей. Дидактические игр...