Консультация по теме «Использование легенд в обучении родному языку»
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация по теме «Использование легенд в обучении
родному языку»
Роль родного языка в развитии ребенка огромна. И чувства, и понятия, выраженные на родном языке, близки ребенку.
Работа над развитием языка детей должна занимать в детском саду одно из важных мест: в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком, его лексической, фонетической и отчасти синтаксической стороной.
Методы обучения языку разнообразны. Их разнообразием должен пользоваться воспитатель, чтобы наиболее доступным и интересным для ребенка.
В своей работе широко используем все виды фольклора (сказки, легенды, пословицы, поговорки, стихи). Одним из действенных методов приобщения детей к родному языку является легенды.
Знакомя детей с народным фольклором, приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Особый интерес у детей вызывают легенды. Разнообразен и многолик фантастический лик. Раскрывая детям всю глубину легенды, открываем им богатство культуры народа, где каждый мотив или персонаж несут в себе большую смысловую нагрузку. Со сказками у детей дошкольного возраста связаны первые детские представления о справедливости, дружбе, добре. Таким образом, произведения устного народного творчества формируют не только любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
С незапамятных времён из поколения в поколение передаются произведения устного народного творчества,хранящие тайны нашего родного края,происхождения башкирского рода,возникновения Уральских гор-красы и гордости Башкортостана.
Настоящей сокровищницей таких знаний стали легенды и сказки,вобравшие в себя богатый духовный опыт нашего народа,мудрость аксакалов,свободолюбивый нрав древних башкир.Например легенды:
Как возникли Луна и Уральские горы.Кукушка.Журавлиная песнь.Происхождение Башкир.Потомки рода волков.Курай.Вороненок.
Издавна в народной педагогике она использовалась как средство поучения и наущения детей. Воздействуя на эмоции дошкольника, она ненавязчиво помогают ему понять значение моральных норм и правил общества. Этому способствует такая особенность легенд , как сжатость повествования, дающая возможность показать мотивы поступка, сам поступок и его последствия, как для самого героя, так и для других персонажей.
Проживая жизнь героев, ребенок вбирает, присваивает их духовный опыт, который становится для него собственным, личностным, начинает влиять на его поступки. Но для того чтоб облик героя стал, личностно значим для дошкольника и начал влиять на его действия и поступки, необходимо уметь воспринимать их. Непосредственное восприятие устного народного творчества вызывает незначительные изменения в мотивационно-эмоциональной сфере ребенка: отдельные моменты остаются непонятными для него. Поэтому необходимо организовать работу, которая постепенно подготовила бы дошкольника к более глубокому пониманию и прочувствованию нравственного смысла их, оценке поступков персонажей.
В качестве ведущего метода использовалась проблемная беседа по легендам с включением приема «вхождения в легенды», способствовала акцентированию вниманию детей на поступках героев, помогала понять мотив их поведения. Основные вопросы были такие: «Как должен был вести себя герой?», «Почему так надо было себя вести?», «К чему может привести такой поступок героя?», «К чему он привел?», «Как бы ты поступил на месте героя?».Сначало вопрос звучит на русском языке,а затем на башкирском языке.
Дети отвечают на башкирском,кто не может на русском,потом переводим на башкирский язык.
Одним из основных приемов было рассказывание легенд с остановками, во время которых детям предлагалось подумать: что будет дальше, как разовьются события легенд, каким образом развитие событий связано с поступком героя. Дети подводились к пониманию старой истины: прежде чем говорить и действовать, необходимо подумать. К чему это может привести, как обернется этот поступок для самого человека и других людей.
Развитие языка детей, любви к родному языку, здоровых литературных вкусов — дело первейшей и существеннейшей важности. Служить этому делу самоотверженно и детский сад, и семья.
Мы продолжим работу по приобщению детей к традициям и культуре башкирского народа, считаем, что это поможет воспитать у подрастающего поколения чувство любви и уважения к окружающему миру, родному краю, всем народностям, проживающим на ее территории.
Таким образом, работа с башкирскими легендами способствовало лучшему осознанию дошкольниками смысла должного поведения, а также понимания детьми того, что моральное долженствование является ценностью не только для мифологического героя, но для людей в реальной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: «Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов»
Предлагаемые рисуночные методики являются диагностическим, (позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека) и профилактическим материалом в работе по про...
Консультация на тему «Использование элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с неживой природой».
Консультация для воспитателей на тему «Использование элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с неживой природой»....
Консультация на тему: "ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ"
Использование ИКТ как средство повышения эффективности логопедической работы в ДОУ....

Консультация на тему: "Использование мнемотаблиц при обучении детей связной речи"
Связная речь - главный показатель умственного развития и общего кругозора дошкольников, средство общения со сверстниками, а также необходимое условие успешного обучения в дальнейшем.Очень важно научит...

Выступление на семинаре для воспитателей ДОУ на тему: « Использование УМК «Изучаем русский язык в двуязычной образовательной среде в рамках ФГОС».
Из опыта работы по УМК "Изучаем русский язык"...
18.10.2022 Консультация на тему: «Как влияет короткая уздечка языка на речь?».
Одной из причин нарушений звукопроизношения или отсутствия речи –может быть короткая уздечка. При таком варианте язык малоподвижен, как правило, мышечный тонус повышен (спастичен) и движения огр...
Консультация для педагогов "Использование легенд в обучении дошкольников родному языку"
Раскрывая детям всю глубину легенд и мифов, открываем им богатство культуры народа, , развиваем речь, способствуем развитию личности в духе патриотизма....