«Как повысить интерес родителей воспитанников к воспитанию трудолюбия у своих детей дома?»
консультация

Старченко Светлана Михайловна

практическая работа с педагогами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie.docx49.03 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовили:

Старченко С.М.

Фадеенко Л.В.

 «Как повысить интерес родителей воспитанников к воспитанию

трудолюбия у своих детей дома?»

(практическая работа с педагогами в микрогруппах)

        Сущность трудового воспитания дошкольников заключается в приобщении детей к доступным формам трудовой деятельности, а также к положительному отношению к труду взрослых. Для того, чтобы ребёнок проявлял желание трудиться и активно включался в трудовую деятельность, в детском саду создаются условия для труда детей (графики дежурств, модели трудовых процессов, фартуки, головные уборы,  инвентарь для труда в группе и на участке). Таким образом, в детском саду детям прививаются трудовые навыки, умения и стремление трудиться самостоятельно.

        Но без тесного взаимодействия с семьей, с родителями трудовое воспитание детей невозможно. Если дома у ребёнка нет никаких обязанностей, если он не привлекается к семейным делам, то устойчивые трудовые навыки сформировать невозможно. Поэтому воспитателям необходимо оказывать родителям практическую помощь в трудовом воспитании детей, обогащать знания родителей в вопросах трудового воспитания, создавать условия для сотрудничества с родителями.

        Существуют разные формы сотрудничества ДОУ с семьями дошкольников в том числе и по вопросам трудового воспитания.

Формы сотрудничества с родителями по трудовому воспитанию

  1. Родительские собрания на тему трудового воспитания детей.
  2. Индивидуальные и групповые консультации, беседы, устные журналы по данной теме.
  3. Занятия с участием родителей (например, родители могут рассказать детям о своей профессии, сделать с детьми коллаж, провести опыт и т.п.);
  4. Проектная деятельность (по темам трудового воспитания);
  5. Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов. Такая форма работы обеспечивает развитие взаимоотношений между родителями, детьми и воспитателями через эмоциональное общение, посредством включения взрослых в совместную деятельность.
  6. Оформление фотовыставок. Такое взаимодействие дает возможность родителям увидеть, какая работа проводится с детьми в ДОУ, а также делиться собственным опытом трудового воспитания в семье.
  7. Работа с родительским комитетомРодительский комитет является активным помощником воспитателя, обеспечивает постоянную и систематическую связь между ДОУ и родителями, содействует успешному решению задач всестороннего развития детей, в том числе и трудового воспитания.
  8. Оформление родительских уголков. В родительских уголках может размещаться информация о методах и приемах трудового воспитания детей в семье, о том, как воспитывать у детей стремление к труду, желание помогать взрослым, уважение к труду взрослых. Информация может быть представлена на стендах, в виде папок-передвижек, консультаций, памяток, буклетов.
  9. Анкетирование родителей. Благодаря анкетированию  воспитатели получают информацию о том, как родители заинтересованы в вопросах трудового воспитания, какие затруднения они испытывают в данном вопросе.
  10.  Субботники в группе и на участке детского сада.
  11.  Конкурсы, выставки поделок родителей и детей.
  12.  Огород на окне. Дома родители вместе с ребенком сажают семена цветов, овощей, наблюдают за их ростом, затем приносят в детский сад для посадки на участке детского сада.
  13.  Экологические акции на территории детского сада: «Посади дерево», высадка цветов на клумбу вместе с родителями и т.п.
  14.  День добрых дел – помощь родителей воспитателям в изготовлении выносного материала, нестандартного оборудования для спортивного уголка, «книжкина больница», помощь в оформлении группы и участка к празднику и т.п.
  15.  «Экран добрых дел» – очень эффективный способ стимулирования старших дошкольников и родителей. В приемной размещается список детей, и за каждое выполненное доброе дело, за оказанную помощь или выполненное поручение напротив имени ребенка приклеивается определенный символ (звездочка, смайлик и т.д.) Дети, соревнуясь друг с другом в собирании звездочек, сами начинают стимулировать родителей принять участие в делах группы.

Сегодня, уважаемые педагоги, мы продемонстрируем Вам, несколько форм работы, а Вы будете в роли родителей.

В детском саду большое внимание уделяется расширению знаний и представлений о труде взрослых, об общественной значимости разных профессий, воспитания уважения к людям труда и бережного отношения к результатам труда.

Вот на этот вопрос мы обратим сегодня Ваше внимание.

1. «Маршрут выходного дня»

Родители получают задание на выходные дни, сходить с ребенком в общественное место, познакомится с профессией, обсудить и заполнить с ребенком мнемосхему для рассказа об этой  профессии.

(обратить внимание на возраст ребёнка. Если старший дошкольный возраст – мнемосхема может выглядеть схематично. Если ребёнок младше – цветные рисунки)

Оборудование: фломастеры, таблицы

Мнемосхема «Рассказ о профессии»

Обьект посещения

Название профессии

Инструменты, орудия труда либо интересные предметы

Общественная значимость профессии

(+ или - )

2. «Встреча с интересными людьми» (участие родителей на открытых занятиях в группе)

Родители оформляют плакат-рекламу своей профессии и рассказывают (рекламируют)  доступным для детей языком.

Оборудование: фломастеры, листа А4

3. «Творческая мастерская» (игра и труд – рядом идут)

Родители дома вместе с ребёнком изготавливают атрибут для сюжетно-ролевой игры из бросового материала.

Оборудование: корзинки с клеем, ножницами, цв. картон, бумага, бросовым материалом.

4. «Выходные добрых дел»

Родители на выходных дают своему ребёнку фишки за каждое выполненное поручение или доброе дело.

-Все дети пришли в группу с фишками – это хорошо! А сейчас расскажите за что Вы дали ребёнку фишку? (заправил кровать, вымыл кружку, убрал игрушки и т.д). Вы оценивали выполненное дело? Как?

(обратить внимание на совместный труд родителей и ребёнка. Если ребёнок старшего возраста – можно, в доброжелательной форме указать ему на ошибки)

Оборудование: фишки.

«Каких ошибок необходимо избегать родителям, приучая детей к труду?»

1. Родители часто отстраняют детей от домашней работы, предпочитая все сделать самим. Объясняют они это тем, что ребенок работает медленно и не всегда хорошо справляется с полученным заданием.

2. В семье, где не налажен режим дня, снижаются и возможности трудового воспитания. Жизнь у ребенка протекает беспорядочно, он переутомляется, перевозбуждается, и ему уже не до выполнения трудовых поручений.

3. Труд должен быть в радость, а некоторые родители могут наказать и нашлепать ребенка, если он не хочет чего-то делать.

4. Надо учитывать, что ребенок не всегда готов выполнить трудовое задание, особенно если он занят какой-то интересной игрой. В таком случае может сложиться отрицательная реакция на предложение взрослого выполнить работу.

5. Некоторые родители не контролируют выполнение того или иного поручения, они не видят ни недостатков, ни успехов малыша. Это снижает воспитательное значение такого трудового поручения.

6. Часто родители устраняются от трудового воспитания своих детей, перекладывая это на детский сад. Они ошибаются. Педагогам трудно привить дошкольнику трудолюбие, если такая работа не ведется в семье.

Вывод: Народная пословица гласит «Яблоко от яблони далеко не падает».

Отношения ребёнка к труду в наибольшей степени зависит от родителей, от личного примера. Приучение ребёнка к труду полезно не только родителям, оно необходимо для становления личности. Только труд помогает воспитать ребёнка  ответственным и успешным человеком и здесь родители должны быть активными и ответственными помощниками педагогам ДОУ.

МАДОУ города Нижневартовска ДС №77 «Эрудит»

Памятка для родителей

 Трудовое

воспитание детей

    Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был счастливым человеком - научите его различным видам деятельности, сделайте его трудолюбивым!Как организовать труд детей дома - Детский сад № 3 г. Узда

Воспитываем трудолюбие

(советы родителям)

    Ошибочно, на наш взгляд, мнение тех родителей, которые отводят трудовому воспитанию детей одно из последних мест в системе подготовки к школе. Они хотят видеть в своем малыше готового вундеркинда, умеющего манипулировать многозначными числами, либо творческого ребенка, играющего на музыкальном инструменте с малых лет. **********************************

     К сожалению, родители забывают о том, что только в процессе умения и желания трудиться, заниматься, упражняться, учиться, можно достигнуть высоких целей в развитии и продвижении ребенка как личности. Только воспитанные в ребенке трудом заинтересованность и любознательность могут вырастить в нем Умницу или Умника.

     Дети считают, что их родители знают и умеют все, поэтому в их руках направить действия малыша в нужное русло. Но не все родители знают, что в дошкольном возрасте ребенку посильны только четыре самостоятельные вида труда:

— самообслуживание (следить за своим внешним видом);

— бытовой труд (поддерживать порядок в своей комнате);

— труд в природе (уход за домашними животными и растениями);

— ручной труд.

***********************************

Советуем познакомить детей с профессиями (начните с профессий мамы и папы), почитать литературу о труде взрослых. Велика роль и сюжетно-ролевых игр (в больницу, магазин, железную дорогу), дидактических игр («Если нужно приготовить обед»).

Каких ошибок необходимо избегать родителям, приучая детей к труду?

1. Родители часто отстраняют детей от домашней работы, предпочитая все сделать самим. Объясняют они это тем, что ребенок работает медленно и не всегда хорошо справляется с полученным заданием.

2. В семье, где не налажен режим дня, снижаются и возможности трудового воспитания. Жизнь у ребенка протекает беспорядочно, он переутомляется, перевозбуждается, и ему уже не до выполнения трудовых поручений.

3. Труд должен быть в радость, а некоторые родители могут наказать и нашлепать ребенка, если он не хочет чего-то делать.

4. Надо учитывать, что ребенок не всегда готов выполнить трудовое задание, особенно если он занят какой-то интересной игрой. В таком случае может сложиться отрицательная реакция на предложение взрослого выполнить работу.

5. Некоторые родители не контролируют выполнение того или иного поручения, они не видят ни недостатков, ни успехов малыша. Это снижает воспитательное значение такого трудового поручения.

6. Часто родители устраняются от трудового воспитания своих детей, перекладывая это на детский сад. Они ошибаются. Педагогам трудно привить дошкольнику трудолюбие, если такая работа не ведется в семье.

Советы родителям о том, как дома приучать ребенка к труду:

1. Стремитесь привлекать малыша не только к личному самообслуживанию, но и к совместной работе со взрослыми по дому, которая идет на общую пользу всей семье.

2. Поощряйте самостоятельную и совместную деятельность детей.

3. Учитывайте здоровье ребенка, его самочувствие при выполнении трудового поручения.

Обсудите с ребенком

ПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕ

  • Без труда нет плода.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Советы хорошо, а дело лучше
  • Поспешишь - людей насмешишь.
  • Не спеши языком - торопись делом.
  • Умелые руки не знают скуки.
  • Дело мастера боится.
  • Сделал дело - гуляй смело.
  • Скучен день до вечера - коли делать нечего.
  • В деле не сила нужна, а умение.
  • Без        труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Человек от лени болеет, от труда здоровеет.
  • Птицу        узнают в полете - человека в работе.

Что же может делать ваш малыш дома?

— помыть посуду, вытереть ее, накрыть и убрать со стола;

— навести порядок на своем столе, протереть пыль;

— подмести пол в комнате, вместе со взрослым   почистить ковры пылесосом;

— подмести дорожки на улице, очистить их от снега;

— включить стиральную машину в присутствии взрослого;

— помочь развешивать белье (мелкие вещи);

— гладить носовые платки;

— лепить пирожки, прокручивать через мясорубку вареное мясо, чистить ягоды, мыть фрукты (вместе со взрослым);

— помочь нести покупки из магазина;

— ухаживать за братьями и сестрами;

— заботиться о животных и растениях.

Необходимо помнить: для того, чтобы привить детям какую-то полезную привычку, в первую очередь, необходимо самим быть для них примером.

«Пример лучше правила», «Добрый пример лучше ста слов» - говорили наши предки.

    Родители всегда старались использовать и поощрять стремление ребенка научиться делать так, как «взрослые». Сам труд входит в жизнь ребенка как плавное, логическое развитие игры, а сам «пример» из подсознательного усвоения тех или иных действий, норм и правил перерастал в систематическое обучение, стимулом к  которому выступала сила общественного мнения – «Там где труд, там и почет».

  Тот, кто лишает ребенка посильного для него труда, обрекает его на физическое и духовное вырождение.

  Вы хотите видеть своего ребенка сильным, выносливым и закаленным - тренируйте его в разнообразном физическом труде.

  Вы хотите видеть его умным и образованным - заставляйте его ежедневно выполнять посильные трудности в умственной работе.

Воспитание есть цепь непрерывных все усложняющихся упражнений в разнообразных видах труд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Советы логопеда родителям, заинтересованным в правильной речи своих детей»

Консультация для родителей на тему: «Советы логопеда родителям, заинтересованным в правильной речи своих детей»...

КАК ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ - или - Что такое ответственность родителей за настоящее и будущее своих детей - РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

ЧТО могут делать родители, чтобы ребёнок-дошкольник чувствовал себя в этом мире желанным и любимым, рос счастливым и уверенным в себе человеком? Краткие ответы на важные вопросы заинтер...

Деловая игра с родителями ДОУ «Роль родителей в нравственно-патриотическом воспитании своих детей»

Деловая игра  с родителями ДОУ "Роль родителей в нравственно-патриотическом воспитании своих детей"...

Тест для родителей, которые хотят лучше узнать своих детей. Дорогие родители, предлагаем вам увлекательную и полезную забаву - тематическое тестирование ваших детей.

Тест для родителей, которые хотят лучше узнать своих детей.Дорогие родители, предлагаем вам увлекательную и полезную забаву - тематическое тестирование ваших детей....

Деловая игра с родителями в ДОУ. Тема: «Роль родителей в нравственно-патриотическом воспитании своих детей»

Цель: Повышение профессионального уровня родителей в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию....

Семинар — практикум для родителей «Роль родителей в нравственно - патриотическом воспитании своих детей».

Расширение представлений родителей о своей роли в нравственно-патриотическом воспитании своих детей....

Консультация для родителей ; "Будьте осторожны. Берегите жизнь своих детей и свою жизнь"

           Консультация для родителей «Будьте, осторожны.     Берегите своих детей и себя»Зима – это не только радость от сне...