"Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры", декабрь 2020г.
методическая разработка (младшая группа)
Обмен опытом, научно-практическая конференция
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сенсорное развитие детей раннего возраста
посредством дидактической игры»
Раскина Елена Александровна
Филиал МБДОУ «Детский сад №5» в с. Столыпино
Никольского района Пензенской области
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и другими свойствами предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками - многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия.
Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребенка такой ведущей деятельностью является дидактическая игра. Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей.
Работая с детьми раннего возраста, мне всегда было интересно использование дидактических игр в разных видах деятельности. Я использую дидактические игры и как форму обучения, и как самостоятельную игровую деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.
В каждой дидактической игре должно быть предоставлено развернутое игровое действие. По мнению группы педагогов (Ф.И. Блехер, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой и др.), дидактическая игра становится игрой благодаря наличию в ней игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнования, распределение ролей и др.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если правила детьми усвоены. Роль взрослого заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами, если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботиться об усложнении игр, расширении их вариативности.
Организуя работу по сенсорному развитию посредством дидактических игр для малышей, я стремилась найти что-то новое, современное и нетрадиционное, чтобы увлечь детей, активизировать их желание, сподвигнуть на более продуктивную развивающую детскую деятельность. Меня заинтересовал бизиборд. Совместно с другими педагогами нашего детского сада мы приобрели игровой материал и сами его изготовили.
Наш бизиборд представляет собой развивающую доску с различными элементами для развития мелкой моторики, сенсорных эталонов и мышления ребенка, где размещены замки, двери, кнопки, задвижки, щеколды, прищепки и прочие маленькие «опасности». Он не имеет каких-то возрастных ограничений. Я предоставляю возможность играть с бизибордом как мальчикам, так и девочкам. Ребёнок может сам выбрать элемент, с которым хочет сегодня поиграть, учиться самостоятельно решать различные задачи, видеть свои ошибки, исправлять их.
Слуховое восприятие развивает акустическую часть бизиборда (игры «Весёлый телефон», «Разноцветный металлофон»), тактильные ощущения - игра «Лабиринт», «маленькие опасности» - игры «Включаем-выключаем», «Учусь включать вилку в розетку». Игра с развивающей доской, удовлетворяет любопытство ребёнка, желание исследовать окружающий мир. Тактильная часть развивает мелкую моторику, при прокручивании разноцветными бусинами по металлическим нитям, в игре-шнуровке «Червячок и яблочко»», В играх «Разноцветные магнитики», «Назови цвет», «Составляем цветную картинку», мы закрепляем основные цвета. Развитие слухового аппарата - при игре с катушкой, в которой находятся шарики (игры «Покрути катушку», «Шумные счеты»). Ориентировку на ограниченном пространстве позволяет развивать игра «По дорожке в сказку» .
Используя бизиборд, малыши с удовольствием занимаются со шнуровками, пуговицами, колесиками, различными игрушками, на которые интересно нажимать, щупать, гладить. Дети изучают каждую мелкую детальку: двигают дверную защёлку, пытаются открыть замок ключами или надеть крючок, позвонить по телефону, открыть кошелёк или расстегнуть молнию и т.д.
Я считаю, бизиборд служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребёнка, отражённых в ФГОС ДО и может являться формой психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации дошкольника, средством всестороннего развития его личности.
Положительные отзывы родителей и наблюдаемая динамика в развитии детей говорят о высокой эффективности проводимой работы, о необходимости продолжения использования данного дидактического пособия.
Еще в своей работе по развитию сенсорных эталонов применяю «Сенсорный фартук». Фартук сшила из ткани белого цвета, с яркими разноцветными элементами. Состоит из двух частей и большого количества деталей. Это способствует изучению детьми цвета, формы, фактуры предмета. Он многофункционален. Подходит как для индивидуальной, так и для групповой игры. Может быть использован как самостоятельное пособие, так и как элемент занятия. Фартук способствует не только сенсорно-моторному развитию. Действуя с предметами, дети приобретают навыки, необходимые для самообслуживания: умение застегнуть и расстегнуть пуговицу, замок, липучку, достать предмет из определенного кармашка, прикрепить его, убрать на место. Фартук помогает собирать вокруг себя детей и увлечь их интересной игрой. Особенно это актуально в период адаптации детей к детскому саду. Учитывая возрастные особенности детей, можно добавлять или убирать различные элементы. С помощью «Фартука» знакомлю и закрепляю понятия «вверху», «внизу»; «Дифференциация по цвету» - ребенку предлагается прицепить на первую ленту зеленые прищепки, на вторую красные, на третью синие, на четвертую желтые; «Дифференциация по размеру» - ребенку предлагается разложить фигуры по размеру в большой карман - большие , а маленькие – в маленький ; «Что в шариках?» (наполнить шарики гречкой, ватой, орехами, фасолью, шишками и предложите детям на ощупь найти одинаковые и парами повесить на пуговицы); "Угадай на ощупь» (форма, фактура), "Угадай, что…." и т.п..
Хочется отметить, что с использованием таких дидактических пособий, как «Бизиборд» и «Сенсорный фартук» у детей моей группы повышается желание взаимодействовать друг с другом, а общение и взаимодействие наполняются новым, интересным содержанием.
Я считаю, что роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор.
Анализ проведенной работы показал, что использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов, развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему «Сенсорное развитие в раннем возрасте – дидактические игры»
Дидактические игры, упражнения, игры экспериментирование для сенсорного развития детей раннего возраста....

Методическая разработка на тему: «Сенсорное развитие в раннем возрасте – дидактические игры»
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значени...
сенсорное развитие детей раннего возраста в игре
консультация для родителей...
Обобщение опыта "Сенсорное развитие детей через использование дидактической игры".
Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точность...
Сенсорное развитие детей раннего возраста, через игры на восприятие цвета
Во все времена, сенсорное развитие было и останется актуальным и востребованным в процессе полноценного воспитания детей, и является одним из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы в...

Родительское собрание "Сенсорное развитие детей раннего возраста через игры с блоками Дьенеша"
Сенсорное развитие-это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего...

Родительское собрание "Сенсорное развитие детей раннего возраста через игры с блоками Дьенеша"
Родительское собрание "Сенсорное развитие детей раннего возраста через игры с блоками Дьенеша"...