"Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры", декабрь 2020г.
методическая разработка (младшая группа)

Раскина Елена Александровна

Обмен опытом, научно-практическая конференция

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_detey_rannego_vozrasta_npk.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Сенсорное развитие детей раннего возраста

посредством дидактической игры»

Раскина Елена Александровна

Филиал МБДОУ «Детский сад №5» в с. Столыпино

Никольского района Пензенской области

    Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и другими свойствами предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками - многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия.

    Психологами  доказано,  что  для  каждого  возраста  существует ведущая  деятельность,  в  процессе  которой  и  происходит  развитие личности. Для маленького ребенка такой ведущей деятельностью является дидактическая  игра. Дидактические  игры  способствуют  умственному,  эстетическому  и нравственному воспитанию детей.

    Работая с детьми раннего возраста, мне всегда было интересно использование дидактических игр в разных видах деятельности. Я использую дидактические игры и как форму обучения, и как самостоятельную игровую деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.

    В  каждой  дидактической  игре  должно  быть  предоставлено развернутое игровое действие. По мнению группы педагогов (Ф.И. Блехер, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой и др.), дидактическая игра  становится  игрой  благодаря  наличию  в  ней  игровых  моментов: ожидания  и  неожиданности,  элементов  загадки,  движения,  соревнования, распределение ролей и др.

     Дидактическая  игра  как  самостоятельная  игровая  деятельность основана  на  осознании  этого  процесса.  Самостоятельная  игровая деятельность  осуществляется  лишь  в  том  случае,  если  правила  детьми усвоены. Роль взрослого заключается в том, чтобы у детей было в запасе много  таких  игр,  в  которые  они  играют  сами,  если  интерес  к  игре пропадает,  то  необходимо  позаботиться  об  усложнении  игр,  расширении их вариативности.

     Организуя работу по сенсорному развитию посредством дидактических игр для малышей, я стремилась найти что-то новое, современное и нетрадиционное, чтобы увлечь детей, активизировать их желание, сподвигнуть на более продуктивную развивающую детскую деятельность. Меня заинтересовал бизиборд. Совместно с другими педагогами нашего детского сада мы приобрели игровой материал и сами его изготовили.

Наш бизиборд  представляет собой развивающую доску с различными элементами для развития мелкой моторики, сенсорных эталонов и мышления ребенка, где размещены замки, двери, кнопки, задвижки, щеколды, прищепки и прочие маленькие «опасности». Он не имеет каких-то возрастных ограничений. Я предоставляю возможность играть с бизибордом  как мальчикам, так и девочкам. Ребёнок может сам выбрать элемент, с которым хочет сегодня поиграть, учиться самостоятельно решать различные задачи, видеть свои ошибки, исправлять их.

Слуховое восприятие развивает  акустическую часть бизиборда (игры  «Весёлый телефон»,  «Разноцветный металлофон»), тактильные ощущения - игра «Лабиринт», «маленькие опасности» - игры «Включаем-выключаем», «Учусь включать вилку в розетку». Игра с развивающей доской, удовлетворяет любопытство ребёнка, желание исследовать окружающий мир. Тактильная часть развивает мелкую моторику, при прокручивании разноцветными бусинами по металлическим нитям, в игре-шнуровке «Червячок и яблочко»», В играх «Разноцветные магнитики»,  «Назови цвет», «Составляем цветную картинку», мы закрепляем основные цвета. Развитие слухового аппарата - при игре с катушкой, в которой находятся шарики (игры «Покрути катушку», «Шумные счеты»). Ориентировку на ограниченном пространстве позволяет развивать игра «По дорожке в сказку» .

   Используя бизиборд, малыши с удовольствием занимаются со шнуровками, пуговицами, колесиками, различными игрушками, на которые интересно нажимать, щупать, гладить. Дети изучают каждую мелкую детальку: двигают дверную защёлку, пытаются открыть замок ключами или надеть крючок, позвонить по телефону, открыть кошелёк или расстегнуть молнию и т.д.

  Я считаю, бизиборд служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребёнка, отражённых в ФГОС ДО и может являться формой психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации дошкольника, средством всестороннего  развития  его личности.

Положительные отзывы родителей и наблюдаемая динамика в развитии детей говорят о высокой эффективности проводимой работы, о необходимости продолжения использования данного дидактического пособия.

    Еще в своей работе по развитию сенсорных эталонов применяю «Сенсорный фартук». Фартук сшила из ткани белого цвета, с яркими разноцветными элементами. Состоит из двух частей и большого количества деталей. Это способствует изучению детьми цвета, формы, фактуры предмета. Он  многофункционален.  Подходит как для индивидуальной, так и для групповой игры. Может быть использован как самостоятельное  пособие, так и как элемент занятия. Фартук способствует не только сенсорно-моторному развитию. Действуя с предметами, дети приобретают навыки, необходимые для самообслуживания: умение застегнуть и расстегнуть пуговицу, замок, липучку, достать  предмет из определенного кармашка, прикрепить его, убрать на место. Фартук помогает собирать вокруг себя детей и увлечь их интересной игрой. Особенно это актуально в период адаптации детей к детскому саду. Учитывая возрастные особенности детей, можно добавлять или убирать различные элементы. С помощью «Фартука» знакомлю и закрепляю понятия «вверху», «внизу»;  «Дифференциация по цвету» - ребенку предлагается прицепить на первую ленту зеленые прищепки, на вторую красные, на третью синие, на четвертую желтые; «Дифференциация по размеру» - ребенку предлагается разложить фигуры  по размеру  в большой карман - большие , а маленькие  – в маленький ; «Что в шариках?» (наполнить шарики  гречкой, ватой, орехами, фасолью, шишками и предложите детям на ощупь найти одинаковые и парами повесить на пуговицы); "Угадай на ощупь» (форма, фактура), "Угадай, что…." и т.п..

      Хочется отметить, что с использованием таких дидактических пособий, как  «Бизиборд» и «Сенсорный фартук»  у детей моей группы повышается желание взаимодействовать друг с другом, а общение и взаимодействие наполняются новым, интересным содержанием.

    Я считаю, что роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор.

Анализ проведенной работы показал, что использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов, развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему «Сенсорное развитие в раннем возрасте – дидактические игры»

Дидактические игры, упражнения, игры экспериментирование для сенсорного развития детей раннего возраста....

Методическая разработка на тему: «Сенсорное развитие в раннем возрасте – дидактические игры»

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значени...

Обобщение опыта "Сенсорное развитие детей через использование дидактической игры".

Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точность...

Сенсорное развитие детей раннего возраста, через игры на восприятие цвета

Во все времена, сенсорное развитие было и останется актуальным и востребованным в процессе полноценного воспитания детей, и является одним из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы в...

Родительское собрание "Сенсорное развитие детей раннего возраста через игры с блоками Дьенеша"

Сенсорное   развитие-это  развитие  у  ребенка  процессов  восприятия  и  представлений  о  предметах  и  явлениях  окружающего...

Родительское собрание "Сенсорное развитие детей раннего возраста через игры с блоками Дьенеша"

Родительское собрание "Сенсорное развитие детей раннего возраста через игры с блоками Дьенеша"...