Проект мини-музей "Русская изба"
проект

Светлана Викторовна Гришина

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое и нравственно – духовное воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина

Используя технологию музейной педагогики, мы создали данный музей совместно с родителями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_izba_proekt_dlya_atestatsii.docx553.48 КБ

Предварительный просмотр:

Проект мини-музей «Русская изба»

Воспитатели:  Гришина С.В.

Вид проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: воспитатели, дети ,родители.

Актуальность: В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое и нравственно – духовное воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина

Используя технологию музейной педагогики, мы создали данный музей совместно с родителями. Создание данного музея в группе и актуально и интегративно:

Цели:

  • - создать условия, которые дадут возможность ввести детей в мир русского народного быта, его обычаям и традициям;

         Задачи:

  • включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению музея экспонатами;
  • воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.
  • познакомить детей с устройством русской избы;
  • познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
  • познакомить с традициями русского народа;
  • расширять словарный запас: изба, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук, лучина, коромысло;
  • изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы) ;
  • знакомство с русскими народными хороводными играми;
  • привлечь родителей в творческо-образовательный процесс
  • вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;

Назначение музея 

  • расширяет представления детей об окружающем мире
  • вызывает интерес к историческому прошлому нашей родины
  • помогает легко и непринужденно познакомить детей с народной культурой
  • способствует взаимодействию с семьями для обеспечения полноценного развития детей

Краткое содержание проекта:

  • подбор наглядного материала
  • беседы с детьми.
  • консультации, беседы с родителями «Мини-музей русской избы»
  • рассматривание иллюстраций на тему жизни в деревне.
  • рассматривание старинных предметов быта и посуды.
  • знакомство с народными обычаями и традициями
  • чтение художественной литературы.
  • составление картотеки пословиц и поговорок
  • заучивание потешек, прибауток, закличек.
  • знакомство с русскими народными песнями
  • проведение русских народных игр в режиме дня
  • использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
  • разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
  • игры и творчество («Построй избу», «Укрась избу узором», «Составь узор», «Вылепи ушат» и т. п.)

1 Этап. Планирование мини-музея.

  • Определение цели и задач проекта;
  • Ознакомление родителей с целью и задачами проекта;
  • Подбор наглядности, художественной, познавательной литературы, дидактических материалов;
  • Определение места расположения мини-музея.

2. Этап. Основной.

  • Знакомство детей с русской печкой, самоваром, русским костюмом, тематические беседы, используя наглядность;
  • Чтение художественной литературы по данной теме (потешки, попевки, приговорки, стихотворения);
  • Прослушивание аудиозаписей;
  • Театрализованные игры и инсценировки;
  • Подбор экспонатов-

- предметы русской избы (печка, сделанная руками воспитателей,

- элементы русского народного костюма (кокошники, рубахи, кушаки, платки, юбки, бусы, ленты, сделанные руками родителей)

- предметы быта (вязанные половицы, корзинки) и утвари (самовар, чугунки, деревянная посуда) русской избы,

- народные игрушки (соломенные игрушки, матрёшки, конь-качалка, куколка-Машенька).

- русские народные музыкальные инструменты (балалайка, свистульки, дудочки, ложки)

3 Этап. Функционирование мини-музея.

- Создание мини-музея «Русская изба» в группе.

- Сначала было организовано посещение мини-музеев в других группах детей с воспитателями.

Расположение мини-музея «Русская изба»

Наш мини-музей расположился в углу группы.

Предполагаемый результат:

Мы считаем, что создание мини-музея позволит:

1. Расширить познавательный интерес детей, приобщить к наследию русской народной культуры;

2. Пополняя музей новыми экспонатами, обогатить предметно-развивающую среду.

3. Мини-музей «Русская изба» используется для проведения различных занятий, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получаю здесь положительные эмоции, учатся воображать.

4. Экспонаты музея постоянно используются воспитателями на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности.

5. Главное – мы достигли цели:

  • Создали развивающее пространство - мини-музей. Он помогает воспитателям вести большую работу по духовному и нравственному воспитанию. Он сплотил коллектив, дал возможность творческой деятельности.
  • Дети получат первоначальные знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве.
  • Дети познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.
  • Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта: «чугун», «ухват», «кочерга», «печь», «прялка», «веретено» и др.
  • Узнают русские народные хороводные игры
  • Дети в игровой форме разберутся в традициях русского народа: гостеприимство, почитание старости.
  • Узнают пословицы, поговорки о хлебе, о труде, о Родине.
  • Положительная динамика взаимодействия с родителями.
  • Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.
  • Пополниться предметно – развивающая среда по данной теме.

Оценка эффективности Проекта: 

  • результаты работы данного Проекта окажут прямое влияние на работу по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию детей
  •  Создание единого пространства детей, педагогов будет способствовать формированию у детского и взрослого населения чувства ответственности, любви к малой родине и созидательного отношения к окружающему.
  • Родители и педагоги, объединив усилия, создадут для детей интересную среду, позволяющую играть, отдыхать, заниматься познавательной деятельностью. Знакомство с предметами художественных промыслов, украшенных различными растительными орнаментами, наводят ребят на мысль о неразрывной связи человека и природы.
  •  Воспроизведение детьми различных видов домашних работ крестьянского быта: сматывание клубков, толчение зерна, перебирание крупы и т.д., весьма традиционных для народной культуры, но, к сожалению, ушедших из современного быта, помогает как развитию мелкой моторики, усидчивости так и осознанию ребёнком себя в роли необходимого помощника в семье.
  • Занятия в музее могут включать в себя и знакомство с различными народными играми. Даже хорошо всем известные «ладушки» в лёгкой и весёлой форме раскрывают перед ребёнком понятие лада, т.е. умения жить в мире и добре с окружающими, учат считаться с интересами других, ведь надо успевать попадать в ритм хлопков.
  • Экспонаты могут использоваться для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка, для ознакомления с окружающим миром.

Таким образом, посещение музея позволит ребёнку стать непосредственным участником событий, прикоснуться к страницам истории России.

Перспективы Проекта: 

на базе созданного музея будут проходить:

  •  занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, изодеятельности, музыке;
  • экскурсии в выставочный зал на экспозицию «Русская изба», исключительность которого в том, что дети могут не только рассмотреть предметы русского быта, но и потрогать их;
  •  театрализованная деятельность, драматизация русских народных сказок;
  • концерты старших дошкольников, посвященных народной песне, музыке, игре на музыкальных инструментах; - изготовление поделок (игрушек, кукол, роспись, аппликация);
  •  будут проводиться мастер-классы для воспитателей, консультации с целью углубления знаний в данном направлении. Дети «вживую» смогут рассмотреть одежду, мебель, предметы народного быта. В рамках проекта организуется деятельность вне избы с привлечением узких специалистов, массовые праздники («Масленица» и др.), мы проводим на улице, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы в группе. В музее  созданы зоны детской активности, где дети смогут использовать в деятельности предметы старинного крестьянского быта, орудия труда, игрушки и др.

Полный цикл познания предмета народной культуры позволит развивать у дошкольников не только необходимые навыки мышления, наблюдательности, но и умение сопоставлять прошлое и настоящее, способствует формированию исторической памяти и уважения к труду мастеров.

 Воспроизведение детьми различных видов домашних работ крестьянского быта: сматывание клубков, толчение зерна, перебирание крупы и т.д., весьма традиционных для народной культуры, но, к сожалению, ушедших из современного быта, помогает как развитию мелкой моторики, усидчивости так и осознанию ребёнком себя в роли необходимого помощника в семье.

Таким образом, посещение музея позволит ребёнку стать непосредственным участником событий, прикоснуться к страницам истории России тем более, если в организации музея участвовали сами дети и их родители.

E:\фото к проекту\минимузей.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Загадки русской избы"

Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми п...

Проект "Убранство русской избы"

Выбор темы вызван интересом детей к образу жизни русского народа, к разнообразия старинных предметов домашнего быта, к разделению труда в семье, к традициям русского народа в воспитании мальчиков и де...

проект " Убранство русской избы"

Проект " Убранство русской избы"...

Проект "Традиции Русской избы""

Проект в старшей разновозрастной группе...

Проект: Макет - «Русская изба»

Вид проекта – познавательно-творческийУчастники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.Цель проекта:Становление гражданских, патриотических чувств и ...