Из опыта работы: «Внедрение в педагогическую практику технологии развивающих игр как средство достижения целевых ориентиров ФГОС ДО»
материал

Черкасова Наталья Викторовна

из опыта работы ФГОС ДО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №450 компенсирующего вида

Из опыта работы:

«Внедрение в педагогическую практику технологии развивающих игр как средство достижения целевых ориентиров ФГОС ДО»

Воспитатель: Черкасова Н.В.

г.Екатеринбург

Квест-игра, как инновационная технология в физическом развитии дошкольников, в условиях реализации ФГОС ДО»

«Человек тогда в полном смысле человек, если он – человек играющий, а значит, творящий, то есть создающий в игре свой мир»

Фридрих Шиллер

Насыщенная информационная среда окружает современного ребенка с самого рождения. Все большее место в его жизни занимают компьютер, игровые приставки, электронные игрушки. Современных детей все сложнее чем-либо удивить. Это, безусловно, накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка. На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и их родителями, в основе которых лежит активизация первых и включение вторых в непосредственное участие в образовательный процесс ДОУ.

Я, как педагог, стараюсь идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые педагогические методики и технологии, оригинальные формы проведения образовательной деятельности.

Анализируя нормативные документы и современную методическую литературу, я поставила перед собой задачу найти ту форму организации образовательной деятельности, которая бы ненавязчиво в игровом, занимательном виде способствовала активизации познавательных и мыслительных процессов участников, а так же, создавала бы условия для самовоспитания и саморазвития ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является одним из целевых ориентиров ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования. Именно тогда меня и заинтересовала, такая технология, как «квест-игра».

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «Квест» ?

Для некоторых - это компьютерная игра, для других это квест-румы, в которых на протяжении всего приключения участники находятся в состоянии страха и стресса, а для кого - то - современная игровая технология. А я хочу познакомить с применением квест-технологии в образовательном процессе ДОУ.

С помощью этой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Так что же такое «квест»? Откуда он пришел к нам? И что мы подразумеваем, когда говорим о квест – игре, как инновационной образовательной технологии?

Если мы обратимся к словарю, то само понятие «квест» собственно и будет обозначать игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока.

Сами же квест-технологии в образовании и воспитании детей широко начали применяться с 1995 года, когда профессор образовательных технологий университета Сан-Диего(США) Берни Додж предложил использовать в процессе обучения некую поисковую систему.

Квест– это вид сюжета, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Дети сталкиваются с различными проблемами или персонажами, создающими проблемы, придумывают, как решить проблемы и в конце игры подходят к определенному результату. Во многом опираясь на труды Л.С. Выготского, в особенности на его учения о «зоне ближайшего развития», можно смело утверждать, что этот вид поисковой деятельности нуждается в «опорах», которые должен предоставить педагог.

Под опорами мы понимаем такие виды деятельности, которые помогают участникам квеста правильно строить план исследования, вовлекают их в решение проблемы, направляют внимание на самые существенные аспекты изучения.

Таким образом, квест- игры помогают реализовать следующие задачи:

воспитательные- формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь, сотрудничество.

образовательные

- участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;

развивающие - в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей;

Во время проведения квест- игр мне, как воспитателю предоставляется возможность в естественной игровой среде , получить информацию об особенностях личностного развития детей (физического, интеллектуального и эмоционального), их интересах, склонностях и способностях, как ребенок себя проявляет, как добивается своих целей, как работает в команде, как поступает в критической ситуации. Анализ наблюдений позволяет мне спланировать дальнейшую работу по физическому развитию дошкольников, коррекционную работу( если такова необходима), обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности ребенка.

Формы проведения таких игр довольно разнообразны. Из своего опыта, могу сказать, что квесты можно организовать в парках, скверах, в специальных помещениях, оборудованных соответствующими декорациями, в группах и по всей территории детского сада.

Квесты могут задействовать от 2–3 до нескольких десятков человек. Я же провела командный квест, когда каждая команда решает определенную задачу. В этом случае квесты становятся еще более захватывающими и интересными, а так же способствуют сплочению коллектива, поднятию командного духа.

Существуют следующие виды квестов

Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи спрятаны за игровыми формами и приёмами, использование мультимедийного оборудования, декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря;

Разумность по времени. Необходимо продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес

Использование разных видов детской деятельности. Игровую, коммуникативную, изобразительную, познавательно-исследовательскую, двигательную, музыкальную.

И обязательное наличие конечного результата. Найти клад или спасти доброго персонажа от злого, собрать карту, схему…

Квест – это не только развитие , но море эмоций и это именно та форма организации образовательной деятельности, которая

приносит большую пользу как взрослым, так и детям:

• Принимая участие в квестах, ребенок открывает в себе новые способности и черты характера, получая при этом незабываемые впечатления.

• Дети преодолевают неуверенность в себе, проявляют смекалку и логику, учатся принимать верное решение, прислушиваться и помогать друг другу в выполнении заданий.

• В конце игры мы учим детей поздравлять друг друга с победой и благодарить. Для детей важно признание другими участниками своего вклада в общую победу, а это способствует развитию веры в себя.

И в заключении, хочу отметить, что квесты – эффективная форма работы по сплочению всех участников образовательного процесса и созданию комфортного психологического климата в дошкольном учреждении и семье. Такие игры помогают каждому из участников раскрыть свой потенциал.

Любая победа даже в игре – это способ выработать у себя привычку к успеху.

Также хочу поделить своим опытом в проведении Новогоднего квеста «В поисках подарков».для детей подготовительной группы.

Мной была поставлена цель: знакомство детей с историей Нового года.

И для достижения цели, я поставила следующие задачи:

- создать праздничное настроение;

- развивать умение работать в команде:

- развивать коммуникабельность, любознательность;

- воспитать чувство любви к своему народу, его обычаям и традициям.

Дети моей группы справились со всеми задачами и достигли определенной цели. В группе было подготовлено много помещений для реализации квеста, так же много атрибутов, для детей, что бы им было интересно. Они переходили из одного помещения в другое, были интересные задания, игры, развлечения.

Я намерена продолжать этот метод работы виде квестов.

Таким образом:

квест- игра подготавливает детей к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнить. В.А. Сухомлинский писал: "Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод как средство достижения целевых ориентиров ФГОС.

Основная цель проектного метода в ДОУ Развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей....

Опытно-экспериментальная деятельность: Тема "Психогимнастика как средство достижения целевого ориентира"

В наше время все больше и больше детей нуждаются психологической помощи и чем раньше она будет оказана тем эффективнее будет. Учеными доказано, что помощь должна оказываться уже в дошкольном детстве. ...

Подвижные и спортивные игры как средство достижения целевых ориентиров ФГОС ДО

ФГОС дошкольного образования определяет ряд образовательных областей. Одной из таких областей является «Физическое развитие». Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельн...

STEAM образование – универсальный инструмент достижения целевых ориентиров ФГОС ДО

Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний – не будет похож на сегодняшний! Динамично развивающиеся технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека.65% современных детей в...

STEAM образование – универсальный инструмент достижения целевых ориентиров ФГОС ДО

Аннотация.Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний – не будет похож на сегодняшний! Динамично развивающиеся технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека.65% сов...

STEAM образование - универсальный инструмент достижения целевых ориентиров ФГОС ДО.

STEAM образование - универсальный инструмент достижения целевых ориентиров ФГОС ДО....