Психолого-педагогическое сопровождение педагогов для участия в конкурсах профессионального мастерства
статья
Стремительные изменения, постоянно происходящие в окружающем мире, отражаются и вносят коррективы в ситиль работы современного педагога. Н сегодняшний день одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к постоянному самообразованию и повышению своего педагогического мастерства. Участие в конкурсах профессионального мастерства - это одна из возможностей систематизировать и транслировать свой педагогический опыт на разном уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов для участия в конкурсах профессионального мастерства
Обучать — значит вдвойне учиться.
Детям нужны не поучения, а примеры
Жозеф Жубер
Мы живем во время многофункциональности, нестабильности, высоких профессиональных требований и необходимости быстрого реагирования на все происходящее.
Участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства в современной действительности увеличивает состояние стресса и внутренней разбалансировки. Часто это происходит и с неприятными последствиями для психосоматического здоровья.
Слаженная командная работы педагога и его группы поддержки в образовательном учреждении могут стать благоприятными условиями для участия в конкурсе и успешном росте педагогического мастерства.
Поэтому очень важно определить мотивацию участия самого педагога и мотивацию образовательного учреждения (далее ОУ), найди точки соприкосновения между ними, ответив на вопросы:
- Что я/ ОУ хочу/ ет получить благодаря участию в конкурсе?
- Зачем мне/ ОУ это нужно?
- Что у меня/ ОУ для этого уже есть? Какие ресурсы, сильные качества, умения, навыки, возможности?
- Чему мне необходимо научиться в ходе подготовки?
- К кому я могу обратиться? - Этап создания творческой группы ОУ.
Четкое распределение функций, обязанностей, разных видов помощи и поддержки для конкурсанта. Все это будет способствовать снятию напряжения, сплочению членов творческой группы и повышению личной эффективности каждого педагога.
Важно понять, что подготовка и участие в конкурсе - это особый период в жизни и работе самого педагога и отчасти образовательного учреждения. Поэтому необходимо пересмотреть и временно поменять приоритеты в жизни и профессиональной деятельности педагога. Для этого крайне важно распределить нагрузку между работой и отдыхом. Найти взаимопонимание в семье, проанализировать содержание своей профессиональной деятельности и определить:
- главное и второстепенное;
- важное и не обязательно.
Из опыта участников конкурсов профессионального мастерства было отмечено, что в ходе конкурсного процесса педагоги совершенствуют такие навыки в области тайм-менеджмента, личной эффективности и здоровьесбережения, как:
- самоорганизация;
- эффективное планирование режима дня;
- распределение времени для работы и отдыха;
- выявление и корректировка своих «пожирателей продуктивности»;
- делегирование своих обязанностей;
- определение и корректировка актуальных приоритетов;
- повышение стрессоустойчивости;
- расширение и рост профессионального мастерства.
Если рассматривать психолого-педагогическое сопровождение как один из важных компонентов в подготовке конкурсантов, то оно будет нацелено на формирование у педагогов психологических компетенций, необходимых для участия в конкурсах разного уровня. А именно:
• совершенствование умений и навыков творческого самовыражения и самопрезентации;
• отработка навыков управления и саморегуляции своего эмоционального состояния;
• тренировка навыков управления эмоциональным состоянием других людей и способов взаимоподдержки;
• выявление и осознание своих психологических барьеров, затрудняющих активизацию ресурсных состояний;
• формирование навыков осознанного использования ресурсов в стрессовой, неожиданной ситуации и ситуациях критики и обесценивания;
• совершенствование навыка личностной и профессиональной рефлексии.
На уровне ОУ в рамках психолого - педагогического сопровождения возможно:
1) Помочь участнику конкурса проработать и актуализировать:
- осознание своих истинных мотивов для участия в конкурсе;
- видение своей текущей точки А и желаемой точки В;
- ощущение самоценности через ревизию сильных личностных сторон и дефицитов, которые планово и системно нужно восполнить;
- понимание собственного мнения и своих педагогических ценностей, их сохранение или корректировку в ходе подготовки к участию в конкурсе, с учетом мнения, рекомендаций и предложений участников творческой группы;
- а так же снятие напряжения и сопротивления в ходе всего конкурсного процесса (индивидуальная психологическая работа со специалистом педагогм-психологом).
2) Уделить время принятию ситуации заранее, если что-то произойдет не так, как планирует и на что рассчитывает конкурсант. И здесь имеет смысл вспомнить крылатую фразу Тони Роббинса: «Качество вашей жизни прямо пропорционально количеству неопределенности, с которым вы можете комфортно жить». А это значит, что неопределенности и непредвиденности в любом случае не избежать, поэтому, полезно научиться чувствовать себя комфортно в них. Для этого нужно:
- оставить немного пространства для неожиданностей. Это поможет снизить разочарование и лучше адаптироваться к возможным изменениям;
- придерживаться позитивных взглядов и установок, напоминая себе, что даже если что-то пойдет не так, это вовсе не катастрофа, а возможность для обучения и роста. Поэтому полезно сосредоточиться на процессе, а не на результате. Это поможет смягчить стресс, снизить вероятность саботажа и прокрастинации собственных планов.
3) Создать условия для углубления педагога в выбранную тему через демонстрацию и презентацию своего опыта коллегам ОУ.
Тем самым дать возможность конкурсанту сделать публичные сообщения, провести фрагменты занятий и открытые показы режимных моментов, то есть соединить теорию с практикой и отработать практические навыки.
При этом следует познакомить конкурсанта и предоставить ему возможность попрактиковать приемы, техники и упражнения на проработку страхов и снятие тревоги, формирование навыков публичного выступления и ораторского мастерства (тренировка в моменте: навыков и умений, полученных в ходе психологической работы со специалистом).
На уровне муниципалитета эффективными формами психолого-педагогического сопровождения может выступить групповое тренинговое взаимодействие участников конкурса, в ходе которого происходит:
- знакомство и командообразование;
- участие в телесно - ориентированных практиках на снятие психоэмоционального напряжения, личностное самовыражение через раскрепощение в танцах, мимических этюдах, пантомимике, пении, чтении стихов;
- отработка навыков сапопрезентации, ответов на вопросы, формулировки своей точки зрения и своего мнения.
Список литературы
1. Кандаурова А. В. Педагогическое мастерство: формирование педагогического стиля: учебное пособие для вузов / А. В. Кандаурова, Н. Н. Суртаева; под редакцией Н. Н. Суртаевой. – 2-е изд., испр. и доп. [Текст] – Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 324 с.
2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов [Текст] – Москва: Мир и образование, 2020. – 736 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в конкурсе профессионального мастерства "Педагог года города Нижневартовса - 2016"
участие в творческой группе...

ПРИКАЗ от 22.10.2015г. №242 Об участии в конкурсе профессионального мастерства среди образовательных организаций «Основная образовательная программа как проект повышения качества образовательных результатов в условиях реализации ФГОС дошколь
ПРИКАЗ от 22.10.2015г. №242 "Об участии в конкурсе профессионального мастерства среди образовательных организаций «Основная образовательная программа как проект повышения качества о...

"Участие в конкурсах профессионального мастерства - реализация потребности педагога к личностному росту и саморазвитию"
Консультирование молодых специалистов на городском семинаре....

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА "Проектирование системы работы руководителя ДОО по формированию мотивационной готовности педагогов к участию в конкурсах профессионального мастерства" (магистр)
В содержании работы большое внимание уделяется вопросам теории мотивационной готовности педагогов, а также подробно дается анализ внешних и внутренних условий, способствующих формированию мотивационно...

Статья в районной газете "Искра" об участии в конкурсе профессионального мастерства "Педагог- года 2022"
В газете информация о проведении конкурса профессионального мастерства "Педагог года 2022"...

Приказ №680 "Об участии в конкурсе профессионального мастерства в сфере образования "Педагог года города Нижневартовска - 2023"
Приказ №680 "Об участии в конкурсе профессионального мастерства в сфере образования "Педагог года города Нижневартовска - 2023"...

Участие, результативное участие в конкурсах профессионального мастерства
Участие, результативное участие в конкурсах профессионального мастерства...
- Мне нравится (1)