Психолого-педагогическое сопровождение педагогов для участия в конкурсах профессионального мастерства
статья

Тютикова Жанна Александровна

Стремительные изменения, постоянно происходящие в окружающем  мире, отражаются и вносят коррективы в ситиль работы современного педагога. Н сегодняшний день одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к постоянному самообразованию и повышению своего педагогического мастерства. Участие в конкурсах профессионального мастерства - это одна из возможностей систематизировать и транслировать свой педагогический опыт на разном уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.79 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов для участия в конкурсах профессионального мастерства

Обучать — значит вдвойне учиться.

Детям нужны не поучения, а примеры

 Жозеф Жубер

Мы живем во время многофункциональности, нестабильности, высоких профессиональных требований и необходимости быстрого реагирования на все происходящее.

Участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства в современной действительности увеличивает состояние стресса и внутренней разбалансировки. Часто это происходит и с неприятными последствиями для психосоматического здоровья.

Слаженная командная работы педагога и его группы поддержки в образовательном учреждении могут стать благоприятными условиями для участия в конкурсе и успешном росте педагогического мастерства.

Поэтому очень важно определить мотивацию участия самого педагога и мотивацию образовательного учреждения (далее ОУ), найди точки соприкосновения между ними, ответив на вопросы:

- Что я/ ОУ хочу/ ет получить благодаря участию в конкурсе?

- Зачем мне/ ОУ это нужно?

- Что у меня/ ОУ для этого уже есть? Какие ресурсы, сильные качества, умения, навыки, возможности?

- Чему мне необходимо научиться в ходе подготовки?

- К кому я могу обратиться? - Этап создания творческой группы ОУ.

Четкое распределение функций, обязанностей, разных видов помощи и поддержки для конкурсанта. Все это будет способствовать снятию напряжения, сплочению членов творческой группы и повышению личной эффективности каждого педагога.

Важно понять, что подготовка и участие в конкурсе - это особый период в жизни и работе самого педагога и отчасти образовательного учреждения. Поэтому необходимо пересмотреть и временно поменять приоритеты в жизни и профессиональной деятельности педагога. Для этого крайне важно распределить нагрузку между работой и отдыхом. Найти взаимопонимание в семье, проанализировать содержание своей профессиональной деятельности и определить:

- главное и второстепенное;

- важное и не обязательно.

Из опыта участников конкурсов профессионального мастерства было отмечено, что в ходе конкурсного процесса педагоги совершенствуют такие навыки в области тайм-менеджмента, личной эффективности и здоровьесбережения, как:

- самоорганизация;

- эффективное планирование режима дня;

- распределение времени для работы и отдыха;

- выявление и корректировка своих «пожирателей продуктивности»;

- делегирование своих обязанностей;

- определение и корректировка актуальных приоритетов;

- повышение стрессоустойчивости;

- расширение и рост профессионального мастерства.

Если рассматривать психолого-педагогическое сопровождение как один из важных компонентов в подготовке конкурсантов, то оно будет нацелено на формирование у педагогов психологических компетенций, необходимых для участия в конкурсах разного уровня. А именно:

• совершенствование умений и навыков творческого самовыражения и самопрезентации;

• отработка навыков управления и саморегуляции своего эмоционального состояния;

• тренировка навыков управления эмоциональным состоянием других людей и способов взаимоподдержки;

• выявление и осознание своих психологических барьеров, затрудняющих активизацию ресурсных состояний;

• формирование навыков осознанного использования ресурсов в стрессовой, неожиданной ситуации и ситуациях критики и обесценивания;

• совершенствование навыка личностной и профессиональной рефлексии.

На уровне ОУ в рамках психолого - педагогического сопровождения возможно:

1) Помочь участнику конкурса проработать и актуализировать:

- осознание своих истинных мотивов для участия в конкурсе;

- видение своей текущей точки А и желаемой точки В;

- ощущение самоценности через ревизию сильных личностных сторон и дефицитов, которые планово и системно нужно восполнить;

- понимание собственного мнения и своих педагогических ценностей, их сохранение или корректировку в ходе подготовки к участию в конкурсе, с учетом мнения, рекомендаций и предложений участников творческой группы;

- а так же снятие напряжения и сопротивления в ходе всего конкурсного процесса (индивидуальная психологическая работа со специалистом педагогм-психологом).

2) Уделить время принятию ситуации заранее, если что-то произойдет не так, как планирует и на что рассчитывает конкурсант. И здесь имеет смысл вспомнить крылатую фразу Тони Роббинса: «Качество вашей жизни прямо пропорционально количеству неопределенности, с которым вы можете комфортно жить». А это значит, что неопределенности и непредвиденности в любом случае не избежать, поэтому, полезно научиться чувствовать себя комфортно в них. Для этого нужно:

- оставить немного пространства для неожиданностей. Это поможет снизить разочарование и лучше адаптироваться к возможным изменениям;

- придерживаться позитивных взглядов и установок, напоминая себе, что даже если что-то пойдет не так, это вовсе не катастрофа, а возможность для обучения и роста. Поэтому полезно сосредоточиться на процессе, а не на результате. Это поможет смягчить стресс, снизить вероятность саботажа и прокрастинации собственных планов.

3) Создать условия для углубления педагога в выбранную тему через демонстрацию и презентацию своего опыта коллегам ОУ.

Тем самым дать возможность конкурсанту сделать публичные сообщения, провести фрагменты занятий и открытые показы режимных моментов, то есть соединить теорию с практикой и отработать практические навыки.

При этом следует познакомить конкурсанта и предоставить ему возможность попрактиковать приемы, техники и упражнения на проработку страхов и снятие тревоги, формирование навыков публичного выступления и ораторского мастерства (тренировка в моменте: навыков и умений, полученных в ходе психологической работы со специалистом).

На уровне муниципалитета эффективными формами психолого-педагогического сопровождения может выступить групповое тренинговое взаимодействие участников конкурса, в ходе которого происходит:

- знакомство и командообразование;

- участие в телесно - ориентированных практиках на снятие психоэмоционального напряжения, личностное самовыражение через раскрепощение в танцах, мимических этюдах, пантомимике, пении, чтении стихов;

- отработка навыков сапопрезентации, ответов на вопросы, формулировки своей точки зрения и своего мнения.

Список литературы

1. Кандаурова А. В. Педагогическое мастерство: формирование педагогического стиля: учебное пособие для вузов / А. В. Кандаурова, Н. Н. Суртаева; под редакцией Н. Н. Суртаевой. – 2-е изд., испр. и доп. [Текст] – Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 324 с.

2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов [Текст] – Москва: Мир и образование, 2020. – 736 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИКАЗ от 22.10.2015г. №242 Об участии в конкурсе профессионального мастерства среди образовательных организаций «Основная образовательная программа как проект повышения качества образовательных результатов в условиях реализации ФГОС дошколь

ПРИКАЗ  от  22.10.2015г. №242   "Об участии в конкурсе профессионального мастерства среди образовательных организаций «Основная образовательная программа как проект повышения качества о...

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА "Проектирование системы работы руководителя ДОО по формированию мотивационной готовности педагогов к участию в конкурсах профессионального мастерства" (магистр)

В содержании работы большое внимание уделяется вопросам теории мотивационной готовности педагогов, а также подробно дается анализ внешних и внутренних условий, способствующих формированию мотивационно...

Статья в районной газете "Искра" об участии в конкурсе профессионального мастерства "Педагог- года 2022"

В газете информация о проведении конкурса профессионального мастерства "Педагог года 2022"...

Приказ №680 "Об участии в конкурсе профессионального мастерства в сфере образования "Педагог года города Нижневартовска - 2023"

Приказ №680 "Об участии в конкурсе профессионального мастерства в сфере образования "Педагог года города Нижневартовска - 2023"...

Участие, результативное участие в конкурсах профессионального мастерства

Участие, результативное участие в конкурсах профессионального мастерства...