Анализ развивающей предметно-пространственной среды детского сада в соответствии с требованиями ФГОС
методическая разработка
Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 11»
Анализ развивающей предметно-пространственной среды подготовительной к школе группы «Знайки»
Организация развивающей предметно-пространственной среды группы построена в соответствии с ФГОС ДО. При создании развивающего пространства в групповом помещении, учитывается ведущая роль игровой деятельности в развитии детей. Это, в свою очередь, должно обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания. Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом.
Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Учитываются интересы, как мальчиков, так и девочек и в труде, и в игре. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д.
РППС группы обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. Все компоненты меняются, обновляются и пополняются в соответствии с возрастными характеристиками дошкольников.
РППС подготовительной группы:
- Содержательно- насыщенная - соответствует возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.
- Трансформируемая - обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Групповое пространство, по желанию играющих, может быть преобразовано в «театр», «кинотеатр», «цирк» и др. с помощью раздвижных ширм, перестановки мебели, мягких модулей; материалы и оборудование из одной образовательной области дети могут более свободно использовать и в ходе реализации других областей.
- Полифункциональная -обеспечивает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д. Наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов - заместителей в детской игре).
- Вариативная- обеспечивает наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр- инсценировок. Есть центр «Уединения», где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива, создавая свой собственный мирок (создание “своего” личного пространства).
- Доступная – обеспечивает свободный доступ для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Обстановка в группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. В нашей группе большое внимание уделяется самостоятельной деятельности ребенка, во время которой он может уединиться, заняться любимым делом или игрой. Самостоятельная деятельность дошкольника не приводится к проведению игр. Во время самостоятельной деятельности ребенок предоставлен себе. Одни дети хотят уединиться, другие заниматься творчеством, третьи – спортом. В группе создали условия для уединения, релаксации и отдыха.
- Безопасная - предполагает соответствие всех элементов РППС требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. Оборудование группового пространства соответствует санитарно - гигиеническим требованиям, нормативам и правилам пожарной безопасности. Оно эстетически привлекательно. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Центры активности группы.
- Центр двигательной деятельности и физического развития
Ориентирован на развитие основных движений; развитие двигательной активности и физических качеств детей; организацию игр средней и малой подвижности; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Наполнение: мячи большие, средние, малые, массажный мячик; обручи; кегли; кольцебросы; султанчики; нетрадиционный спортивный инвентарь; ребристые и массажные дорожки, мягкие модули; атрибуты к подвижным и спортивным играм; В Центре также находится детский бассейн, наполненный шариками; дидактические игры «Строение человека», «Рациональное питание», «Разные виды спорта».
- Центр безопасности
Ориентирован на развитие у детей навыков безопасности жизнедеятельности. Наполнение: макет улицы, различного размера и назначения машины, дорожные знаки, светофор. Это предметное наполнение способствует усвоению материала о ПДД. Также Центр наполнен различными пособиями, иллюстрациями по технике пожарной безопасности.
- Центр игровой деятельности
Ориентирован на организацию сюжетно- ролевых детских игр, накопление жизненного опыта. Наполнение: атрибуты для сюжетно-ролевых («Салон Красоты», «Кухня», «Магазин», «Больница», «Гараж», «Семья», «Почта» и т.д.), предметы- заместители.
- Центр конструирования и строительства
Ориентирован на преобразование познавательного опыта в продуктивную деятельность, развитие ручной умелости, творчества. Наполнение: строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей, бросовый материал, схемы, рисунки, иллюстрации отдельных видов построек (мосты, корабли, дома и т.д.), материалы для организации конструктивной деятельности. Конструкторы размещены в открытых коробках или корзинках, что позволяет детям работать как за столом, так и на ковре. Занимаясь строительством, дети осваивают очень многие вещи. Оно помогает развивать математические способности, приобретать социальные навыки, дает опыт решения проблем.
- Центр логики и математики
Ориентирован на целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности. Наполнение: разнообразный дидактический материал и развивающие игрушки, демонстрационный материал для формирования элементарных математических навыков и логических операций, раздаточный счетный материал (игрушки, мелкие предметы, предметные картинки), комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур, головоломки, весы с объектами для взвешивания, песочные часы, счетные палочки. В Центре находятся пособия с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами.
- Центр экспериментирования и труда
Ориентирован на организацию экспериментальной деятельности с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.); реализацию поисково- экспериментальной деятельности, организацию наблюдения и труда. Наполнение: Материалы для проведения элементарных опытов, песок, песочные наборы, ситечки, стаканчики, лейки, инвентарь для трудовой деятельности, демонстрационные материалы, дидактические пособия, сезонный материал, макеты, материалы для проведения элементарных опытов, природный и бросовый материал, материал по астрономии, календарь природы.
- Центр познания и коммуникации
Ориентирован на расширение кругозора детей и их знаний об окружающем мире. Наполнение: альбомы с наглядными заданиями для пальчиковой гимнастики, звери и птицы из разного материала, настольно- печатные игры, разрезные картинки, иллюстрации о природе, животном мире; большой детский атлас, головоломки- лабиринты, графические головоломки, коллекции на разные темы. В Центре созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а также приобщения детей к уходу за растениями.
- Книжный центр
Ориентирован на духовно- нравственное и этико- эстетическое воспитание, формирование общей культуры, освоение разных жанров художественной литературы, воспитание любви и интереса к художественному слову, удовлетворение познавательных потребностей. Наполнение: детская художественная литература, музыкальные книги, иллюстрации по темам образовательной деятельности, материалы о художниках- иллюстраторах, портреты поэтов, писателей. В центре представлены энциклопедии, детские журналы, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран.
- Центр театрализации и музицирования
Ориентирован на организацию музыкальной и театрализованной деятельности. Наполнение: ширмы, элементы костюмов, различные виды театров, предметы декораций, атрибуты для ряженья; детские музыкальные инструменты, портреты композиторов, магнитофон, набор аудиозаписей, музыкальные игрушки, игрушки – самоделки, музыкально – дидактические игры и пособия, микрофон, колонка беспроводная, флешка с различными композициями. В группе имеется фонотека с записями классической и народной музыки, звуками природы (шум леса, голоса птиц, шум моря), музыкальные сказки. Центр музыки способствует формированию интереса к музыке, дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах.
- Центр уединения
Ориентирован на снятие психоэмоциоанального напряжения. Наполнение: подушки, фотографии, любимые игрушки, «коврик злости», игрушечный телефон. Центр расположен так, чтобы ребёнок чувствовал себя «закрытым» от остальных детей и воспитателя.
- Центр творчества
Ориентирован на реализация продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд), закрепление уже имеющихся знаний и навыков в самостоятельной деятельности. Наполнение: бумага разного формата, разной формы, разного тона, достаточное количество карандашей, красок, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки), ножниц, клея, клеенок, салфеток для аппликации, бросовый материал (фантики, фольга и т.д.); наборы открыток, картинки, книги альбомы с иллюстрациями, предметы народно- прикладного искусства. В Центре имеется место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и родителей, место для сменных выставок произведений искусства.
- Центр эмоционального развития
Ориентирован на развитие представлений об эмоциях, их распознавание и проявление. Наполнение: игры на закрепление представлений об эмоциях, мимике; маски настроения, картинки и фотографии, плакаты, изображающие разные эмоциональные состояния людей, заготовки для портретов. Центр находится рядом с зеркалом. Также дети могут отметить свое настроение в начале и конце дня на «Доске настроения». Это помогает развивать эмпатийные способности ребенка (способность постигать эмоциональное состояние свое и другого человека).
- Центр развития речи, письма и грамотности
Ориентирован на развитие и коррекцию речи воспитанников. Наполнение: магнитная доска, иллюстрации, демонстрационный материал по разнообразным лексическим темам, настольные игры по развитию речи, азбука, книги про буквы, игры с буквами, кубики с буквами и слогами, трафареты, бумага, плакаты, коллажи (созданные и подписанные детьми), магнитная азбука, плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по изучаемой лексической теме, разрезные картинки и пазлы., материал для дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики.
- Центр нравственно-патриотического воспитания
Ориентирован на расширение познавательного опыта, его использование в повседневной деятельности, расширение краеведческих представлений детей. Наполнение: государственная символика города Боготола, Красноярского края; фотографии достопримечательностей большой и малой родины, образцы русских костюмов; наглядный материал (альбомы, картины, фотоиллюстрации), предметы русского быта, детская художественная литература, настольно- печатные игры. Центр способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с историей нашей страны.
- Центр финансовой грамотности
Ориентирован на формирование знаний о деятельности в экономической сфере, о базовых потребностях человека, об основах планирования семейного бюджета. Наполнение: игровые модули: «Школа», «Аптека», «Банк», «Рекламное агентство», атрибуты к играм, тематические альбомы: картотека сказок по финансовой грамотности, «Азы домашней бухгалтерии», «Основные потребности человека», «Благотворительность», дидактические игры, художественная литература, настольные игры: «Конфетки и монетки», «Математическое лото, «Супермаркет»,"Играем в магазин"; разные купюры денег и монеты; банковские карты, транспортные карты, сберегательные книжки, кассовый аппарат. Создание такой среды по экономическому воспитанию приближает дошкольника к реальной жизни, формирует у него правильное представление о финансовом мире, и в то же время помогает сделать процесс познания экономики для детей интересным и доступным.
- Центр коррекции
Ориентирован на организацию совместной деятельности воспитателя (специалиста) с детьми с ОВЗ, направленной на коррекцию имеющихся у него нарушений. Наполнение: тренажер для формирования воздушной струи, ручные балансиры для развития ловкости и зрительно- моторной координации, тренажеры с различной конфигурацией линий в виде желобков для подготовки руки к письму.
- Центр дежурства
Ориентирован на формирование умений выполнять обязанности дежурных, навыков сервировки стола. Наполнение: «Карта дежурства», где дошкольники сами отмечают, чья очередь дежурить, схема (алгоритм) подготовки к дежурству, схема и плакат сервировки стола, фартуки и колпаки дежурных, салфетницы для столов.
Вывод: развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна. РППС группы отражает возрастные особенности детей, отвечает принципам активности, способствует решению развивающих задач, творчества, самостоятельности, а также учитывает гендерные особенности. РППС не может быть построена окончательно, поэтому поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале детского сада в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале детского сада в соответствии с требованиями ФГОС ДО...
Анализ развивающей предметно-пространственной среды детского сада в соответствии с требованиями ФГОС
Образовательная система ДОУ выполняет жизненно важную функцию помощи и поддержки при вхождении детей в мир социального опыта. Заказ государства на сегодняшний день предполагает подготовку со...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале детского сада в соответствии с требованиями ФГОС ДО
В соответствии с ФГОС предъявляются новые требования к результату обучения в целом и в частности по физической культуре....

Перспективный план на три года (2017 – 2020 уч год, возраст детей от 1года до 4 лет) по совершенствованию предметно-пространственной развивающей среды детского сада в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ
Развивающая предметно-пространственная среда в группах общеразвивающей направленности Подходящий уровню развития данной возрастной группы и индивидуальным способностям детей. Являются регулярно -...
Участие в РМО "Предметно- развивающая среда детского сада в соответствии с требованиями ФГОС"
Предметно- развивающая среда детского сада в соответствии с требованиями ФГОС Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией ...

«Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале детского сада в соответствии с требованиями ФГОС»
laquo;Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале детского сада в соответствии с требованиями ФГОС»...

Презентация "Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации – одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Именн...