Консультация для педагогов "Леворукие дети"
консультация
Консультация для педагогов "Леворукие дети".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 73.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Фризен С.Б.
воспитатель МДОБУ «Детский сад №1 «Светлячок» п.Новосергиевка
Консультация для педагогов: «Дети-левши»
Что такое леворукость?
Согласно современным представлениям, это относительно редко встречающийся вариант латеральности (односторонности) двигательного поведения, когда человек во всех своих действиях устойчиво предпочитает использовать левую руку. В основе как леворукости, так и праворукости лежат особенности функционирования головного мозга – функциональная асимметрия (в системе двигательного анализатора). С асимметрией мозга и связано проявление латеральности – выделение ведущей руки, уха, глаза и других проявлений такой односторонности. Формируясь еще во внутриутробный период развития, леворукость в последующем закрепляется в ходе возрастных изменений ребёнка, при этом определенную роль играют и факторы среды.
За латеральность отвечает головной мозг. Полушария большого мозга управляют телом крест- на-крест: за функции левой половины тела отвечает правое полушарие. Отсюда и синоним – правополушарность. Это полушарие мозга отвечает за креативность, образность и спонтанность. Тогда как
преобладающее у большинства людей левое полушарие наделяет их логикой, последовательностью и аналитическими способностями.
От чего зависит появление леворуких малышей, пока точно не определили. Среди подтвержденных факторов леворукости можно выделить три:
- До рождения - генетический фактор. Правополушарность заложена в ДНК, и уже в момент зачатия будущий ребенок – левша. В семьях, где один из родителей является левшей, такие дети рождаются в 10 раз чаще.
- При рождении - травматический фактор. Компенсация последствий левополушарных родовых травм приводит к активному развитию правой стороны.
- После рождения - фактор среды. Здесь могут быть подражание, вынужденность, переученность, травмы правой руки.
Некоторые особенности развития левшей:
Интеллектуальные и сенсорные способности истинных левшей абсолютно соответствуют нормам. Но имеются некоторые особенности. Усидчивость формируется с затруднениями, каждый структурированный урок дается малышу с усилием. Речь формируется несколько медленнее и более прерывисто: из «спящего» состояния вдруг совершает скачок.
Звукопроизношение далеко от идеального, но консультация логопеда легко решает это затруднение. Математические способности: геометрия и стереометрия даются таким детям легче. Способы решения задач
незаурядны. Такие дети обладают хорошим слухом, близкий к абсолютному.
Ребенку больше нравится строй и звучание классики. Могут возникать сложности с ориентированием в пространстве, ребенку трудно овладеть направлениями «право – лево», «верх — низ». Художественный вкус,
чувство цвета, равновесия, гармонии развиваются раньше и проявляются ярче. Эмоциональность выше и развивается активнее.
Как определить ребенок левша или правша?
Выбор латеральности приходится чаще всего на возраст около 3 лет, реже – ближе к 6 годам. А пятая часть людей так и вырастает, не
определившись с ведущей рукой, одинаково хорошо владея обеими конечностями.
Как определить, какая рука у малыша ведущая?
Первое и самое доступное средство — это наблюдение.
- Проследите, какой рукой малыш ест, манипулирует предметами, пишет, рисует.
- Предложите малышу сложить ручки на груди. Ведущей будет та рука, которая окажется сверху.
- Отметьте также, какая рука становится опорной при падении, с какой стороны большой палец оказывается сверху при сцеплении ручек в замок.
- Посмотрите, какая ладонь находится сверху, когда ребенок хлопает в ладоши (аплодирует).
Нужно ли переучивать ребенка левшу?
Какие могут быть последствия переучивания?
Можно переучить ребенка, заставить его работать правой рукой. Но сбой в работе полушарий никуда не денется, и таким образом, переучивая ребенка левшу, взрослые еще более осложнят ему жизнь, создавая путаницу в сознании.
Насильственное переучивание леворуких детей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы работы головного мозга, ведет, как правило, к нежелательным последствиям. Ребенок становится раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым, плохо спит, ест, особенно по утрам. Кроме нарушения эмоциональной сферы, переучивание нередко сопровождается и другими осложнениями: заиканием, ночным недержанием мочи, кожными заболеваниями. Появляются жалобы на головные боли, на усталость в правой руке и скованность пальцев и рук, истощается нервная система, появляется страх перед неудачами, понижается самооценка, повышается утомляемость и снижается работоспособность. Такие дети в пять – шесть раз чаще страдают неврозами. Эти дети обычно отстают от праворуких сверстников в выполнении письменных заданий, как в классе, так и дома. Иногда они отстают и в приобретении навыков чтения, так как неосознанно стремятся по первым двум буквам угадать слово, а не прочесть его по слогам. Со временем, правда, большинство переучиваемых детей постепенно овладевают навыками письма правой рукой, а острота невротических реакций, переживаний несколько сглаживается. Казалось бы, успех оправдывает переучивание? Но успех этот бывает, достигнут слишком дорогой ценой: напряжение у многих не проходит бесследно. Вторжение в тонкий механизм нервной деятельности может вызвать и задержку психического развития ребёнка.
Ребенок-левша нуждается в терпеливой поддержке взрослых. Ему необходимо помогать осваиваться в пространстве. То, что очевидно для правши, трудно для леворуких деток.
Не сравнивайте его с другими детьми. Создайте ему благоприятные условия для обучения, не только эмоциональные, но и физические, вплоть до удобной организации его рабочего места. Не забывайте хвалить малыша за его успехи и достижения.
Воспитывать правополушарного малыша сложнее, отчего и интереснее.
Он развивается по своей индивидуальной программе и всегда остается загадкой для родителей и педагогов.
Рекомендации педагогам при работе с леворукими воспитанниками.
- Поощрять использование леворукими детьми ведущей руки при овладении письмом, рисованием, лепкой, при обучении трудовым навыкам, но не настаивайте, чтобы
ребенок все делал только определенной рукой: малыш может рисовать правой, а писать и есть – левой, по своему выбору.
- Обязательно: следует выделить леворукому ребёнку за столом, партой место с левой стороны, чтобы он не сталкивался с правым локтем соседа.
На уроках труда нужна техника безопасности на рабочем месте в расчёте на леворуких учащихся.
- Старайтесь делать процесс обучения ярким и красочным, привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог обучаться не только ушами, но и глазами и руками, не столько через слова, сколько через предметы.
- Развивайте моторику и координацию рук и глаз лепкой, собиранием пазлов, рисованием, складыванием оригами, плетением бус.
- В игровой обстановке учитывайте особенности темперамента леворуких детей – повышенную эмоциональность с ослаблением тормозных процессов.
- Если у ребенка имеются логопедические проблемы или задержка речи, нужны занятия с логопедом, которые лучше начать как можно раньше, чтобы к школе ребенок не испытывал проблем с речью. В противном случае малышу будет гораздо сложнее освоить чтение и письмо.
- Многие леворукие дети начинают читать текст справа-налево. Приучить ребенка читать правильно можно, помечая начало страницы и первой буквы цветными карандашами.
- Никогда не ругайте ребенка за неудачи, связанные с плохой моторикой, его неловкостью, неуклюжестью или неумелостью.
- Не обвиняйте ребенка в неумении, а пытайтесь понять причину его неумений, помогайте ему найти пути решения проблемы.
- Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность, непохожесть на других – это его достоинство.
- Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения.
- Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого,
«эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого, «рационально-логического»
полушария). Ругать их не только бесполезно, но и безнравственно. В помощь можно использовать упражнение на дыхание. Дыхание контролируется обоими полушариями, но обычно одно из них главенствует. Для того чтобы определить, какое из них активнее, закройте каждую ноздрю по очереди и определите, какая из них дышит свободнее. Таким нехитрым способом можно узнать, какая сторона головного мозга в данный момент доминантна. Предложите детям попробовать дышать только через левую, а потом только через правую ноздрю. При этом для закрытия правой ноздри используем большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки. Дышать медленно, глубоко. Дыхание через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.
- Необходимо знать, что успешность обучения ребенка по той или иной методике зависит от того, какой тип функциональной организации мозга присущ именно этому ребенку, т. е. на какой тип мозга, а значит, и тип мышления рассчитана данная методика.
Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять его в этом. Возможно, у вас разные типы функциональной организации мозга, а значит, вы по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т. е. дело не только в ребенке, но и в вас. Он не плохой, а просто другой!
Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, чего не заметили вы.
Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока недоступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте - «не навреди».
Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что среди левшей очень много одаренных и великих людей. Среди них Моцарт, Пушкин, Наполеон, Юлий Цезарь, Никола Тесла, Пабло Пикассо, Франц Кафка, Льюис Кэрролл, Ломоносов, Лев Толстой, Эйнштейн, Чарли Чаплин, Черчилль, Петр I, Аристотель и многие другие. Одним из самых известных левшей был великий Леонардо да Винчи, его художественные шедевры созданы левой рукой. Также, как и знаменитые записи, многие из которых он зашифровал с помощью «зеркального» письма – справа налево. Этот феномен прославленного художника свойственен большинству левшей. Они могут не только с легкостью читать справа налево, но и произносить целые фразы «шиворот-навыворот».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей средней группы «Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему».
Консультация для родителей детей средней группы«Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему»....

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Родители – активные помощники педагогов в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице"
Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас – родителей, других взрослых. Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей.Ст...
Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Консультация для родителей детей среднего дошкольного возрастана тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитаниядетей среднего дошкольного возраста поможет софрмировать пре...

Консультация для родителей детей 6-7 летнего возраста "Подготовка детей к школе"
Родители озабочены главным вопросом: как будет учиться их ребёнок в 1 классе, будет ли успевать, хорошо бы стать гордостью класса, первым учеником... По крайней мере, без троек. И изучение иностранных...

Логопедическая консультация для родителей детей дошкольного возраста "Развитие речи детей в ваших руках!"
Уважаемые родители! Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи....

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»
консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Развитие связной речи в процессе обучения детей родному языку"
Одно из условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подраж...