Консультация для педагогов "Леворукие дети"
консультация

Фризен Светлана Борисовна

Консультация для педагогов "Леворукие дети".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_levorukie_deti.docx73.52 КБ

Предварительный просмотр:

 Фризен С.Б.

воспитатель МДОБУ «Детский сад №1      «Светлячок»  п.Новосергиевка

Консультация для педагогов: «Дети-левши»

Что такое леворукость?

Согласно современным представлениям, это относительно редко встречающийся вариант латеральности (односторонности) двигательного поведения, когда человек во всех своих действиях устойчиво предпочитает использовать левую руку. В основе как леворукости, так и праворукости лежат особенности функционирования головного мозга – функциональная асимметрия (в системе двигательного анализатора). С асимметрией мозга и связано проявление латеральности – выделение ведущей руки, уха, глаза и других проявлений такой односторонности. Формируясь еще во внутриутробный период развития, леворукость в последующем закрепляется в ходе возрастных изменений ребёнка, при этом определенную роль играют и факторы среды.

За латеральность отвечает головной мозг. Полушария большого мозга управляют телом крест- на-крест: за функции левой половины тела отвечает правое полушарие. Отсюда и синоним – правополушарность. Это полушарие мозга отвечает за креативность, образность и спонтанность. Тогда какhttps://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/15270/pub_5b4f38926a5ab500ab998583_5b4f38ca0922d200a82bf8c0/scale_1200

преобладающее у большинства людей левое полушарие наделяет их логикой, последовательностью и аналитическими способностями.

От чего зависит появление леворуких малышей, пока точно не определили. Среди подтвержденных факторов леворукости можно выделить три:

  1. До рождения - генетический фактор. Правополушарность заложена в ДНК, и уже в момент зачатия будущий ребенок – левша. В семьях, где один из родителей является левшей, такие дети рождаются в 10 раз чаще.
  2. При рождении - травматический фактор. Компенсация последствий левополушарных родовых травм приводит к активному развитию правой стороны.
  3. После рождения - фактор среды. Здесь могут быть подражание, вынужденность, переученность, травмы правой руки.

Некоторые особенности развития левшей:

Интеллектуальные и сенсорные способности истинных левшей абсолютно соответствуют нормам. Но имеются некоторые особенности. Усидчивость формируется с затруднениями, каждый структурированный урок дается малышу с усилием. Речь формируется несколько медленнее и более прерывисто: из «спящего» состояния вдруг совершает скачок.

Звукопроизношение далеко от идеального, но консультация логопеда легко решает это затруднение. Математические способности: геометрия и стереометрия даются таким детям легче. Способы решения задач

незаурядны. Такие дети обладают хорошим слухом, близкий к абсолютному.

Ребенку больше нравится строй и звучание классики. Могут возникать сложности с ориентированием в пространстве, ребенку трудно овладеть направлениями «право – лево», «верх — низ». Художественный вкус,

чувство цвета, равновесия, гармонии развиваются раньше и проявляются ярче. Эмоциональность выше и развивается активнее.

Как определить ребенок левша или правша?руки

Выбор латеральности приходится чаще всего на возраст около 3 лет, реже – ближе к 6 годам. А пятая  часть  людей  так  и  вырастает,  не

определившись с ведущей рукой, одинаково хорошо владея обеими конечностями.

Как определить, какая рука у малыша ведущая?http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=1a82966f663fdf93b6202629ba2ba216-58-144&n=21

Первое        и        самое        доступное        средство        —        это наблюдение.

  • Проследите, какой рукой малыш ест, манипулирует предметами, пишет, рисует.
  • Предложите малышу сложить ручки на груди. Ведущей будет та рука, которая окажется сверху.
  • Отметьте также, какая рука становится опорной при падении, с какой стороны большой палец оказывается сверху при сцеплении ручек в замок.
  • Посмотрите, какая ладонь находится сверху, когда ребенок хлопает в ладоши (аплодирует).

Нужно ли переучивать ребенка левшу?

Какие могут быть последствия переучивания?

Можно переучить ребенка, заставить его работать правой рукой. Но сбой в работе полушарий никуда не денется, и таким образом, переучивая ребенка левшу, взрослые еще более осложнят ему жизнь, создавая путаницу в сознании.

Насильственное переучивание леворуких детей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы работы головного мозга, ведет, как правило, к нежелательным последствиям. Ребенок становится раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым, плохо спит, ест, особенно по утрам. Кроме нарушения эмоциональной сферы, переучивание нередко сопровождается и другими осложнениями: заиканием, ночным недержанием мочи, кожными заболеваниями. Появляются жалобы на головные боли, на усталость в правой руке и скованность пальцев и рук, истощается нервная система, появляется страх перед неудачами, понижается самооценка, повышается утомляемость и снижается работоспособность. Такие дети в пять – шесть раз чаще страдают неврозами. Эти дети обычно отстают от праворуких сверстников в выполнении письменных заданий, как в классе, так и дома. Иногда они отстают и в приобретении навыков чтения, так как неосознанно стремятся по первым двум буквам угадать слово, а не прочесть его по слогам. Со временем, правда, большинство переучиваемых детей постепенно овладевают навыками письма правой рукой, а острота невротических реакций, переживаний несколько сглаживается. Казалось бы, успех оправдывает переучивание? Но успех этот бывает, достигнут слишком дорогой ценой: напряжение у многих не проходит бесследно. Вторжение в тонкий механизм нервной деятельности может вызвать и задержку психического развития ребёнка.

Ребенок-левша нуждается в терпеливой поддержке взрослых. Ему необходимо помогать осваиваться в пространстве. То, что очевидно для правши, трудно для леворуких деток.

Не сравнивайте его с другими детьми. Создайте ему благоприятные условия для обучения, не только эмоциональные, но и физические, вплоть до удобной организации его рабочего места. Не забывайте хвалить малыша за его успехи и достижения.

Воспитывать правополушарного малыша сложнее, отчего и интереснее.

Он развивается по своей индивидуальной программе и всегда остается загадкой для родителей и педагогов.

Рекомендации педагогам при работе с леворукими воспитанниками.https://psyfiles.ru/wp-content/uploads/6/4/3/643f8ac1cf9afb1a3b4ac5c1c5b42b1c.jpeg

  1. Поощрять использование леворукими детьми ведущей руки при овладении письмом, рисованием, лепкой, при обучении трудовым навыкам, но не настаивайте, чтобы

ребенок все делал только определенной рукой: малыш может рисовать правой, а писать и есть – левой, по своему выбору.

  1.  Обязательно: следует выделить леворукому ребёнку за столом, партой место с левой стороны, чтобы он не сталкивался с правым локтем соседа.

На уроках труда нужна техника безопасности на рабочем месте в расчёте на леворуких учащихся.

  1. Старайтесь делать процесс обучения ярким и красочным, привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог обучаться не только ушами, но и глазами и руками, не столько через слова, сколько через предметы.
  2. Развивайте моторику и координацию рук и глаз лепкой, собиранием пазлов, рисованием, складыванием оригами, плетением бус.
  3. В игровой обстановке учитывайте особенности темперамента леворуких детей – повышенную эмоциональность с ослаблением тормозных процессов.
  4. Если у ребенка имеются логопедические проблемы или задержка речи, нужны занятия с логопедом, которые лучше начать как можно раньше, чтобы к школе ребенок не испытывал проблем с речью. В противном случае малышу будет гораздо сложнее освоить чтение и письмо.
  5. Многие леворукие дети начинают читать текст справа-налево. Приучить ребенка читать правильно можно, помечая начало страницы и первой буквы цветными карандашами.
  6. Никогда не ругайте ребенка за неудачи, связанные с плохой моторикой, его неловкостью, неуклюжестью или неумелостью.
  7. Не обвиняйте ребенка в неумении, а пытайтесь понять причину его неумений, помогайте ему найти пути решения проблемы.
  8. Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность, непохожесть на других – это его достоинство.
  9. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения.
  10. Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по                незначительным        поводам        из-за        усталости        (истощение        правого,

«эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого, «рационально-логического»

полушария). Ругать их не только бесполезно, но и безнравственно. В помощь можно использовать упражнение на дыхание. Дыхание контролируется обоими полушариями, но обычно одно из них главенствует. Для того чтобы определить, какое из них активнее, закройте каждую ноздрю по очереди и определите, какая из них дышит свободнее. Таким нехитрым способом можно узнать, какая сторона головного мозга в данный момент доминантна. Предложите детям попробовать дышать только через левую, а потом только через правую ноздрю. При этом для закрытия правой ноздри используем большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки. Дышать медленно, глубоко. Дыхание через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.

  1. Необходимо знать, что успешность обучения ребенка по той или иной методике зависит от того, какой тип функциональной организации мозга присущ именно этому ребенку, т. е. на какой тип мозга, а значит, и тип мышления рассчитана данная методика.

Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять его в этом. Возможно, у вас разные типы функциональной организации мозга, а значит, вы по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т. е. дело не только в ребенке, но и в вас. Он не плохой, а просто другой!

Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, чего не заметили вы.

Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.

Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока недоступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте - «не навреди».

Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что среди левшей очень много одаренных и великих людей. Среди них Моцарт, Пушкин, Наполеон, Юлий Цезарь, Никола Тесла, Пабло Пикассо, Франц Кафка, Льюис Кэрролл, Ломоносов, Лев Толстой, Эйнштейн, Чарли Чаплин, Черчилль, Петр I, Аристотель и многие другие. Одним из самых известных левшей был великий Леонардо да Винчи, его художественные шедевры созданы левой рукой. Также, как и знаменитые записи, многие из которых он зашифровал с помощью «зеркального» письма – справа налево. Этот феномен прославленного художника свойственен большинству левшей. Они могут не только с легкостью читать справа налево, но и произносить целые фразы «шиворот-навыворот».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей средней группы «Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему».

Консультация для родителей детей средней группы«Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему»....

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Родители – активные помощники педагогов в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице"

Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас – родителей, других взрослых. Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей.Ст...

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возрастана тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитаниядетей среднего дошкольного возраста  поможет софрмировать пре...

Консультация для родителей детей 6-7 летнего возраста "Подготовка детей к школе"

Родители озабочены главным вопросом: как будет учиться их ребёнок в 1 классе, будет ли успевать, хорошо бы стать гордостью класса, первым учеником... По крайней мере, без троек. И изучение иностранных...

Логопедическая консультация для родителей детей дошкольного возраста "Развитие речи детей в ваших руках!"

Уважаемые родители! Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи....

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Развитие связной речи в процессе обучения детей родному языку"

Одно из условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подраж...