Консультация для педагогов "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста"
консультация
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше ассоциируется с темой о духовно-нравственном воспитании дошкольников. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Какими вырастут нынешние дошкольники в наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность»? Я уверена, что смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка»
города Рубцовска Алтайского края
658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33
телефон: 7-59-65, 7-59-66, e-mail:
detsad-53-2011@mail.ru
Консультация для педагогов
«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
Составитель:
Есауленко Екатерина Павловна,
воспитатель
город Рубцовск, 2024
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок». (В.А. Сухомлинский).
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше ассоциируется с темой о духовно-нравственном воспитании дошкольников. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Какими вырастут нынешние дошкольники в наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность»? Я уверена, что смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Дошкольный возраст - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных. Время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Общеизвестно, что человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь, и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Детский сад, как дом и мир детей – проблема взрослых. Я всерьез задумываюсь, каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми? Главный результат моей деятельности по формированию основ духовно-нравственной личности я вижу в обогащении внутренней культуры ребенка, в прикосновении его к истории, воспитании чувства гордости за свою Родину, народ. Я стремлюсь, чтобы мои воспитанники были самостоятельны, активны, эмоционально отзывчивы, проявляли инициативу, творческие способности, имели яркую индивидуальность, практические умения и навыки для внесения изменений в окружающий мир. Задача нелегкая, но очень важная, и я поняла, что педагог, взявшийся за ее реализацию должен в полной мере осознавать, что он будет выступать для детей не только как «Учитель», но и как «Человек» - носитель определенных нравственных ценностей. Невозможно развивать у детей уверенность в себе, оставаясь невнимательным к их чувствам и переживаниям. В процессе своей работы над проблемой «Правовое воспитание детей дошкольного возраста – реальность или миф?», я сделала вывод, что духовно-нравственное воспитание – это основа обеспечения адекватного социального развития и гармоничного формирования личности ребенка. Хочется сказать, что моя профессиональная деятельность не сводится только к формированию у детей конкретных знаний, умений и навыков, и поэтому моя тема еще в большей степени, нежели любая другая, требует от меня индивидуального подхода к каждому ребенку, основанного на принципах педагогики сотрудничества и личностно-ориентированного взаимодействия. Таким образом, мое общение и взаимодействие с детьми происходит постоянно, начиная уже с того момента, как ребенок переступил порог детского сада. Считаю обязательным условием всегда и везде относиться к детям внимательно и доброжелательно, стремлюсь к созданию положительного самоощущения у детей, создавая эмоционально комфортную атмосферу в группе.
Одна из первостепенных тем, проведенных мною занятий, это: «Что означает простое «Здравствуйте», в ходе которого дети узнали об одном очень важном правиле, без которого люди не могут обойтись ни дня и ежедневно выполняют его. Часто такие занятия начинаю с вопроса к детям: «С чего начинается Родина?». А начинается она для ребенка с родного дома. Считаю нужным формировать у каждого ребенка личностное отношение к дому как к общечеловеческой ценности. Поскольку образ родного дома включает в себя находящихся в нем членов семьи, и прежде всего мать. Содержание занятий направляю на формирование представлений о ее нелегком труде. Также рассматриваем с детьми примеры неуважительного отношения к маме и бабушке. Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Это уже и родная улица, детский сад, родной город, позже – не только малая, но и большая многонациональная Родина – Россия, гражданином которой ребенок является, и, наконец, планета Земля – наш общий родной дом.
Семья является первичным лоном человеческой культуры, именно она диктует ребенку формы и нормы поведения, интересы и ценности. Постоянно довожу до сведения родителей, что именно они - первые воспитатели, они закладывают основу духовно-нравственного развития маленького человека.
Конечно же в духовно-нравственном воспитании дошкольников особое значение имеет художественная литература, устное народное творчество, музыка, живопись, все это способствует тому, что образовательный процесс становится более интересным, увлекательным, а значит и легко воспринимаемым детьми.
Несправедливо будет, если я не отмечу значение игры в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе я всегда обращаюсь к игре: как к дидактической, так и к народной. Они являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. К сожалению, они почти исчезли из детства. А мне хотелось сделать их достоянием наших детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. Перед игрой рассказываю о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры «Гуси-лебеди», «У медведя во бору»; хакасская народная игра «Волк в отаре» и т.д.). Хочу заметить, что не менее важное значение в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника имеют дидактические игры. Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: «Укрась одежду национальным узором», «Исправь ошибку» (национальные куклы одеты неправильно). Много словесных игр использую при воспитании духовно-нравственных чувств. Например, игры «Вкусные слова» (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), «Цветок красивых слов» (дети вставляют свои «лепестки», произнося волшебное слово), «Поделись улыбкой», «Поляна добра», «Похвали соседа», «Моя игрушка рассказывает обо мне», «Люблю своих близких» (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).
Главный результат, на который мне очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. Я надеюсь, что с помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию заложенный мною еще в детстве, в каждом из воспитанников огонек добра, милосердия, сострадания к окружающему миру будет согревать душу и сердце ребенка на протяжении всей жизни. Он понесет его людям.
Список литературы:
1. Ананьев Б.Г. Воспитание дошкольников. - М.: Спарк. - 2010. - 189с.
2. Асташова Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии// Педагогика, 2011, №8.
3. Буре Р.С. Основы нравственного воспитания детей. - М.: Перспектива. - 2009. - 298с.
4. Взятышев В.Ф. Введение в методологию инновационной проектной деятельности: Учебник для вузов. - М.: «ЕЦК», 2012. -199с.
5. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. Ї М.: Просвещении, 2009. - 256с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/12/picture-313062-1381586322.jpg)
Консультация для педагогов "Половое воспитание детей дошкольного возраста"
Статья о значении полового воспитания в дошкольном возрасте, полоролевой социализации детей в условиях детского сада...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Физическое воспитание детей дошкольного возраста»
«Физическое воспитание детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/11/picture-417892-1394555963.jpg)
Консультация для воспитателей «Физическое воспитание детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Физическое воспитание детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/08/picture-362686-1386513874.jpg)
Консультация для родителей "Половое воспитание детей дошкольного возраста"
В консультации для родителей по половому воспитанию детей дошкольного возраста даны рекомендации как правильно отвечать на "трудные" вопросы наших почемучек....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/24/picture-589912-1424798474.jpg)
Консультация для родителей "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста"
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.Воспитание до...
Консультация для родителей. "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста"
Дошкольный возраст - важный период для воспитания культурных гендерных взаимоотношений. Мужчину в мальчике и женщину в девочке следует воспитывать в раннем возрасте....