Консультация для родителей "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста"
консультация (младшая группа) на тему

Гилязиева Гульназ Нургаяновна

                                        Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

Воспитание должно развить в человеке 
привычку и любовь к труду; оно должно 
дать ему возможность отыскать 
для себя труд в жизни. 
                                                                 К. Д. Ушинский

     В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни:  в самообслуживании, в хозяй­ственно-бытовой  деятельности  и  т. д.   Совер­шенствование умений и  навыков состоит не только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых, у него раз­виваются   самостоятельность,  умение   преодолевать   трудности, способность к волевым усилиям. Это доставляет ему радость, вы­зывает желание овладеть новыми умениями и навыками.

    В процессе труда дети практически познают свойства окру­жающих вещей, наблюдают за ростом и изменениями растений, рассматривают животных, знакомясь с условиями их обитания, и т. д. Они сравнивают, сопоставляют, стремятся самостоятельно найти ответы на бесконечные «почему?». У них развиваются любо­знательность, познавательные интересы. Труд становится важ­ным средством умственного развития детей.

   В трудовой деятельности осуществляется и эстетическое вос­питание. У детей формируется умение выполнять любое дело аккуратно, придавать своим поделкам красивый вид. Они раду­ются, замечая при поливке растения новый бутон, осматривая аккуратно прибранную комнату, чисто выстиранные кукольные вещи.

  Труд закаляет детей физически. Они становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей.

  Особое значение трудовая деятельность имеет для формиро­вания нравственных качеств.    Выполняя несложные обязанности, связанные с накрыванием на стол, помогая готовить все необхо­димое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других. Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует ответственное отношение к порученному делу, старательность и исполнительность.

  Основные задачи трудового воспитания детей:

·         ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему

·         обучение простейшим трудо­вым умениям и навыкам

·         воспитание интереса к труду, трудолю­бия и самостоятельности

·         воспитание общественно-направленных мотивов труда, умений  трудиться в коллективе и для коллектива.

  В детском саду, в семье, доступном ему общественном окру­жении — всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, поль­зуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движе­ние механизмов,  машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пре­делами детского сада позволяет формировать у них представле­ние о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкрет­ных примерах отношение  взрослых к труду, его общественную значимость. Воспитатель рассказывает детям, каким должен быть трудолюбивый человек (он трудится старательно, доводит работу до конца), что значит хорошо трудиться, заботиться об окружаю­щих, читает им произведения о труде, в которых ярко, эмоцио­нально раскрывается его значение и красота. Формируя у детей уважение к трудящемуся человеку,  желание быть похожим на него, педагог воспитывает у них бережное отношение к резуль­татам труда.

   Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать боль­шое влияние на формирование у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознаком­ление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей. Непосредственно в труде дети ощущают трудовое напря­жение и познают его необходимость для получения результата, начинают осознавать, что трудолюбие включает в себя волевое усилие, умение выполнять порученное дело до конца, не отступая перед трудностями.

    Программа воспитания в детском саду раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. Содержание труда постепенно рас­ширяется при учете все возрастающего опыта детей, овладения

ими навыками.

    Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, воспитатель должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно-гигиенические тре­бования к его организации. По мере роста и развития детей усложняются требования к качеству их трудовой деятельности,       Уровню ее самоорганизации, увеличивается объем и ускоряется темп выполняемой работы.

   В ходе обучения трудовым навыкам у детей формируется желание выполнять самостоятельно все то, что им по­сильно. Не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали огор­чения от неудачных попыток самостоятельно справиться с пред­ложенным делом, так как в этих случаях рождается неуверен­ность в своих силах и нежелание трудиться. Напротив, поощрение любой попытки ребенка проявить самостоятельность помогает ему преодолеть трудности, наполняет чувством радости от собствен­ной умелости, воспитывает начала трудолюбия.

   Необходимо помнить о том, что труд должен приносить де­тям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.

   Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение предаем этому мы педагоги.   Можно помочь ребенку полюбить труд, почувствовать радость от труда, а можно и отбить желание, если использовать сухие, неинтересные для детей приемы.  Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств. Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобы труд перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра. Известно, что детей увлекает игра, соревнования, секреты. Есть ли такие приемы, в которых все учтено, при организации трудовых дел с детьми? Конечно, есть. Приведем несколько примеров:
   После прихода с прогулки воспитатель показывает детям Хрюшу. Обращает их внимание на грязь, на его пластмассовой мордочке
– Посмотрите, ребята, кто к нам пришел в гости?
- Что ты Хрюша такой грязный? И таким грязнулей пришел к нам? Ну-ка, догадайся, что тебе нужно обязательно сейчас сделать?
Хрюша: Поцеловать вас в щечку! (тянется к воспитателю пятачком и к ребенку). Воспитатель: Нет, нет, нет! Я совсем не хочу целоваться с таким грязнулей! Ребята, подскажите, Хрюше, что ему нужно делать? (ответы детей)
   Перед мытьем рук воспитатель говорит:
- Сегодня Буратино пришел к вам учиться мыть руки. Он не верит мне, что дети могут мыть руки так чисто, что на полотенцах нет и следа от грязи. Хочет убедиться в этом сам.
   Дети любят не только игру, но и тайны и секреты. Например, такой вид труда, как уборка участка можно превратить в секрет для дворника (обыграть). «У дворника много работы – говорит воспитатель, - он устает. Но мы можем ему помочь. Представьте, придет он к нам, а на нашей веранду и делать нечего – чисто. Пусть думает, что это добрый Карлсон прилетел и помог ему».

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно-два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платье для стирки и т. д.). Такие элементарные задания включают детей в деятель­ность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побужде­нию. Поручение дает воспитателю возможность индивидуализи­ровать приемы руководства детьми: одному помочь, другого на­учить, третьему оказать поддержку, одобрить. По мере накопле­ния дошкольниками опыта участия в выполнении поручений вос­питатель усложняет их содержание.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает ув...

Консультация: « Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Консультация: « Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста...

Консультация "Поло-ролевое воспитание детей дошкольного возраста"

Содержание материала поможет разобраться в друх разных мирах мальчики и девочки....

Консультация "Трудности в воспитании детей дошкольного возраста"

данная консультация рассказывает какие трудности возникают у воспитателей при воспитании детей дошкольного возраста....

Консультация «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Консультация«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста»...

Консультация по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Консультация по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста " Воспитание любви к природе"...