Рабочая программа кружка в старшей группе "Народные промыслы"
рабочая программа (старшая группа)

Алексеева Анна Степановна

Цель: развивать свободную творческую личность ребёнка. Формировать умение ориентироваться в культурном окружении и отражать это в своей деятельности. Формировать любовь к народным промыслам России и интерес к прошлому и настоящему родного края. Формировать представления детей о праздниках на Руси, об обычаях и традициях своего народа. Обогащать детей новыми знаниями. Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарное планирование кружковой деятельности на учебный год в старшей группе «Основы декоративно-прикладного искусства»

Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Учебно-тематический план

Старшая группа

2.1. Основы декоративно-прикладного искусства

2.2. Тема«Дымковская игрушка»

2.3. Тема«Городецкая роспись»

2.4. Тема«Филимоновская игрушка»

2.5. Тема«Хохломская роспись»

Пояснительная записка.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей, возможностей, интересов дошкольников на выразительном материале, повышающем интерес к ним и побуждающем ребенка к активной познавательной, творческой и игровой деятельности – основной деятельности детей этого возраста.

Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точностивыверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т. д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

Развитие детского творчества является одной из наиболее актуальных проблем современного дошкольного образования, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Данная проблема нашла широкое отражение в Федеральных государственных стандартах ДО введенных в последние годы в организацию работы детских садов.

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью её истории. Каждое изделие народного искусства — это своеобразный памятник духовной жизни народа на протяжении столетий, национальная гордость, это наше начало, которое питает и сегодняшнюю культуру, искусство, образование. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Национальная самобытность воспитания и обучения рассматривалась многими русскими педагогами как важнейшее условие разумного построения системы образования. По мнению В. А. Сухомлинского: «Только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность; самое главное – открывать глаза на дорогое и родное».

Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время - все больше они входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично. Небольшие вещицы – доски, мисочки, ложки – похожих не найдешь нигде – стали любимыми подарками, сувенирами, разносящими далеко за пределы нашей Родины славу исконных мастеров.

Учитывая большое значение народного искусства в развитии личности дошкольника, мы решили познакомить детей с историей народного творчества и вызвать у них желание участвовать в творческой деятельности : составлять узоры и орнаменты, лепить, расписывать игрушки.

Актуальность и новизна

Актуальность программы обусловлено тем, что у детей нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Нет возможности соприкоснуться с декоративно – прикладным искусством – подержать в руках изделия городецкой, дымковской игрушки, предмета с гжельской росписью и т. д. Возникла необходимость подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приемы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

Новизна и отличительная особенность программы заключается в том, что она предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами не только России, но и Урала, включая в себя знакомство с символикой русского декоративного искусства и его значением.

Педагогическая целесообразность программы заключается в создание особой развивающей среды для развития творческих способностей детей в области декоративно – прикладного искусства и их эстетического воспитания. Реализация программы происходит в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомство с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий.

Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности непосредственно соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством. Поэтому была поставлена цель - подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

Цель:

Развивать свободную творческую личность ребёнка. Формировать умение ориентироваться в культурном окружении и отражать это в своей деятельности. Формировать любовь к народным промыслам России и интерес к прошлому и настоящему родного края. Формировать представления детей о праздниках на Руси, об обычаях и традициях своего народа. Обогащать детей новыми знаниями. Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.

Задачи:

Изучить особенности народных промыслов России.

Проанализировать методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с народными промыслами.

Реализовать программу и выявить результативность проведённой работы.

значимость данной работы заключается в создании программы приобщения старших дошкольников к искусству России и местным народным промыслам, через ознакомление с традициями украшения предметов быта.

Возраст детей и сроки реализации программы

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 5-7 лет. Программа предназначена для детей старшей и подготовительной группы.

Сроки реализации программы: 2 учебных год.

Форма обучения, особенности организации образовательной деятельности

Режим занятий: 2 учебный год обучения – 4 раза в месяц по 25 минут, групповые занятия.

Занятия проводятся в группе, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветриваться. С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к изучению особенностей народных промыслов России.

Дни занятий выбираются в соответствии с расписанием непосредственно образовательной деятельности и в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

В начале занятия я провожу пальчиковую гимнастику, в ходе занятия проводим физкультминутки. Физкультминутки надо обязательно проводить для расслабления мышц и снятия напряжения. Комплексы пальчиковой гимнастики и физкультминуток я старюсь подобрать, чтобы они относились к теме нашего занятия.

Методы, используемые на занятиях: просмотр презентаций, беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций; показ образца выполнения последовательности работы; обсуждения готовых работ.

Форма проведения занятия: совместная деятельность воспитателя и детей. Занятия построены по принципу от простого к сложному.

Тема«Основы декоративно-прикладного искусства»

СЕНТЯБРЬ

Тема«Линия в орнаменте» (1 неделя)

Цель: Знакомство с некоторыми основными типами линий в орнаменте: волнообразными, зигзагами, прямыми сплошными, прерывистыми.

Тема«Корона» (2 неделя)

Цель: Учить детей находить композиционное решение декора конкретного предмета. Учить строить равновесную композицию. (украшение драгоценными камнями)

Тема«Геометрический орнамент» (3 неделя)

Цель: Знакомство с геометрическим орнаментом. Понимать то, что орнамент состоит из отдельных повторяющихся элементов. Умение выделять элемент в орнаменте.

Тема«Кружка» (4 неделя)

Цель: Декоративное оформление плоскастной кружки с использованием полученных ранее знаний о геометрическом орнаменте и орнаментальных полосах.

ОКТЯБРЬ

Тема«Матрёшка - растительный орнамент» (1неделя)

Цель: Знакомство с растительным орнаментом (листочки, цветочки, завитки)

Тема«Шкатулка» (2 неделя)

Цель: Декоративное оформление деревянной шкатулки с использованием различных элементов растительного орнамента.

Тема«Узор на полосе» (3 неделя)

Цель: Знакомство с композиционными схемами на примере построения орнамента на полосе. Научиться читать и составлять простейшие схемы.

Тема«Закладки для книг» (4 неделя)

Цель: Учить детей дорисовать орнамент и украшать закладку в книгу по образцу. Развивать у детей внимание и усидчивость.

НОЯБРЬ

Тема«Квадрат. Сложение узора» (1 неделя)

Цель: Знакомить детей с простейшими схемами построения орнамента на квадрате. Учить понимать схему построения узора: из маленьких частей складываем большой узор. Использовать в работе образец.

Тема«Квадрат. Варианты сложения узора» (2 неделя)

ЦельЗнакомить детей с некоторыми вариантами композиционных построений узора на квадратной форме: платок, салфетка, крышка, шкатулки и т. д. Учить детей дорисовывать и раскрашивать по схеме.

Тема«Круг. Блюдо» (3 неделя)

Цель: Продолжать знакомить детей с вариантами композиционных построений узора на круглой форме.

Тема«Круг. Коврик или скатерть» (4 неделя)

Цель: Учить детей составлять простейший узор на круглой форме, используя знакомые примеры украшения.

Тема«Дымковская игрушка»

ДЕКАБРЬ

Тема: Лепка из соленого теста «Поросёнок» (1 неделя)

Цель: Познакомить детей с дымковской игрушкой. Учить детей лепить поросёнка из целого куска тесты, постепенно оттягивая детали изображения. Учить детей сглаживать неровности на тесте, применяя воду.

Тема«Роспись поросёнка» (2неделя)

познакомить детей с дымковской росписью. Показать элементы рисования основных элементов дымковской росписи: полоски и волнистые линии, используя яркие цвета (красный, жёлтый). Продолжать учить детей, раскрашивая игрушку, выполнять элементы кончиком кисточки. Развивать творческие способности детей, учить получать радость от результатов.

Тема: Лепка из соленого теста «Барыня» (3 неделя)

Цель: Учить детей лепить из целого куска теста барыню, сглаживая неровности при помощи пальчиков и воды. Воспитывать внимание, терпение, аккуратность.

Тема: Роспись «Барыни» (4 неделя)

Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской росписью. Обращать внимание детей выделять элементы узора и колорит. При рассматривании дымковской игрушки, видеть яркость, праздничность узора. Учить украшать узором из колец, кругов и точек в соответствии с колоритом дымковской игрушки. Совершенствовать технические навыки работы кистью.

Учить детей использовать определённый элемент росписи, разнообразие геометрических орнаментов при росписи юбки (круги, точки, разноцветные полоски, так, чтобы получались клеточки.)

Тема«Городецкая роспись»

ЯНВАРЬ

Тема: Рисование «Розан на полоске бумаги» (1 неделя)

Цель: познакомить детей с городецкой росписью. Учить детей выполнять работу поэтапно: сначала красный кружок, затем мазки белой краской, в конце листок зелёной краской. Учить детей рисовать кончиком кисточки, подчёркивая колорит городецкой росписи.

Тема: Рисование «Роспись ковша» (2 неделя)

Цель: расширять представления об искусстве городецких мастеров; закреплять умение рисовать узор по городецким мотивам, состоящий из цветов, бутонов, листьев. Учить детей рисовать по жёлтому фону, подбирая краски по цвету. Развивать детское творчество.

Тема: Рисование «Городецкий вороной конь» (3 неделя)

Цель: учить детей рисовать гордого вороного городецкого коня, выполняя работу поэтапно. Вначале нарисовать чёрного коня, а роспись наносить по чёрному фону. Украшая сбрую коня: завитками, мазками используя, красную и белую краску. Развивать умение наносить узор кончиком кисточки.

Тема:«Птица в волшебном городецком саду - петух»

(4 неделя)

Цель: расширить представления детей об искусстве городецких мастеров. Учить детей выполнять работу поэтапно нанося чёрную краску на изображение, а затем выполнять роспись по чёрному фону.

Украшая петушка использовать элементы городецкой росписи.

Тема«Филимоновская игрушка»

ФЕВРАЛЬ

Тема: Рисование «Собачка» (1 неделя)

(Роспись бумажного силуэта филимоновской игрушки)

Цель: Расширять представления детей о многообразии филимоновской игрушки. Показать особенности выполнения росписи различных силуэтов.

Учить детей наносить полоски, чередуя их по цвету. Развивать творчество и фантазию; учить подбирать для росписи нужные цвета, формировать эстетический вкус.

Тема: Лепка из теста «Петушок»(2 неделя)

Цель: Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушке. Учить детей лепить петушка в традициях филимоновской игрушки. Приучать детей работать с тестом. Учить сглаживать места скрепления деталей. Воспитывать терпение. Развивать эстетическое восприятие.

Тема«Роспись петушка» (3 неделя)

Цель: Расширять знания детей о творчестве филимоновских мастеров. Познакомить с выполнением простейших элементов филимоновской росписи – полосок, ёлочек. Закреплять знания о составлении узора. Воспитывать аккуратность в выполнении работы. Формировать эстетический вкус

Тема«Лепка из соленого теста филимоновской красавицы» (4 неделя)

Цель: Продолжать расширять представления детей о филимоновской игрушке. Учить детей лепить из теста филимоновскую красавицу. Формировать у детей желание доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу. Развивать эстетическое восприятие.

МАРТ

Тема:«Роспись филимоновской красавицы» (1 неделя)

Цель: Продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой. Учить украшать филимоновскими узорами объё мную фигуру игрушки: ёлочкой, разноцветными полосками, чередуя их, красная, розовая и зелёная.

Тема«Хохломская роспись»

Тема«Узор травка» (2 неделя)

Цель: Учить детей рисовать простейшие элементы травяного орнамента. Упражнять детей выполнять орнамент «травка» ритмично расположенными мазками (все элементы наносятся без предварительного рисунка карандашом).

Тема«Подарки для Мишутки» (3 неделя)

Цель: Учить детей раскрашивать ложку травяным орнаментом, используя элементы«травинки»«капельки».

Продолжать учить детей выполнять элемент росписи, пользуясь кончиком кисточки.

Тема«Травяной орнамент» (4 неделя)

Цель: Постепенно, от простого к сложному, научить детей рисовать сложный травяной орнамент, с использованием всех ранее изученных элементов. Познакомить с рисованием ведущего стебля «криуля» - «завиток», имеющему одинаковую длину и закручивающуюся попеременно то вверх, то вниз.

АПРЕЛЬ

Тема«Роспись чашки» (1 неделя)

Цель: Закрепить с детьми рисование элемента «криуля» - «завитка» подчёркивая округлую форму изделия. Учить детей самостоятельно использовать ранее изученные элементы травяного орнамента.

Тема«Узор листочки» (2 неделя)

Цель: познакомить детей с новым элементом росписи — листочки, способом его изображения. Используя цвета: красный, чёрный, зелёный, жёлтый. Продолжать учить рисовать кончиком кисточки

Тема«Роспись салфетницы»(3 неделя)

Цель: Учить детей располагать ветку с осенними листочками подчёркивая форму изделия, учитывая свободное расположение листочков и травки. Создавая эту композицию учить детей применять палитру красок хохломской росписи: зелёный, красный, черный, жёлтый цвет.

Тема«Роспись салфетницы» (4 неделя)

Цель: Учить детей располагать ветку с осенними листочками подчёркивая форму изделия, учитывая свободное расположение листочков и травки. Создавая эту композицию учить детей применять палитру красок хохломской росписи: зелёный, красный, черный, жёлтый цвет.

МАЙ

Тема: Рисование «Красная смородина» (1 неделя)

Цель: Учить детей рисовать печаткой- тычком один из основных элементов хохломской росписи - красную смородину на жёлтом фоне. Учить детей выполнять работу аккуратно, работая кончиком кисточки и печаткой-тычком.

Тема: Рисование «Красная смородина» (2 неделя)

Цель: Учить детей рисовать печаткой- тычком один из основных элементов хохломской росписи - красную смородину на жёлтом фоне. Учить детей выполнять работу аккуратно, работая кончиком кисточки и печаткой-тычком.

Тема«Уточка-солонка» (3 неделя)

Цель: Учить детей расписывать изделие кистью и печаткой — тычком, используя «разживку» и другие приёмы росписи. Воспитывать терпение и аккуратность в работе.

Тема: «Орнамент с «ягодками» и «листочками» (4 неделя)

Цель: Упражнять детей в рисовании хохломского орнамента с использованием ранее изученных элементов, дорисовывая орнаментальную полосу по образу.

Ожидаемый результат:

старшая группа :

- Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства;

- Составляют узоры с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий;

- Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие;

- Лепят из глины декоративные изделия, используя способы конструктивного и кругового налепа;

- Используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования;

- Самостоятельно и творчески применяют навыки и умения, полученные на занятиях.

Методическое обеспечение:

1. Программа «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе

2. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» под редакцией Лыковой И. А.

3. «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада» под редакцией Бондаренко Т. М.

4. Ю. Г. Дорожин «Простые узоры и орнаменты» Издательство «Мозаика-Синтез» г. Москва

5. Ю. Г. Дорожин «Жостовский букет» Издательство «Мозаика-Синтез» г. Москва

6. Ю. Г. Дорожин «Сказочная Гжель» Издательство «Мозаика-Синтез» г. Москва

7. Ю. Г. Дорожин «Хохломская роспись» Издательство «Мозаика – Синтез» г. Москва

8. Н. И. Бедник «Цветы на подносе» Издательство «Художник РСФСР» г. Ленинград

9. Т. Н. Доронова «Художественное творчество детей 2-7 лет» Издательство «Просвещение» г. Москва

10. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Фантазия" по теме :использование узоров русских народных художественных промыслов в декоративной изобразительной деятельности старших дошкольников.

Данная методическая разроботка посвящается проблеме формирования и развития основ художественной культуры ребёнка, через знакомтво с народным декоративно - прикладным искусством.В системе работы испол...

рабочая программа кружка в старшей группе и подготовительной

разв1.Пояснительная записка.     Рабочая программа  кружка по формированию элементарных математических представлений у детей старшей и подготовительной к школе  гру...

Рабочая программа кружка на старшей группе "Веселые картинки"

Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Развитие интеллектуальных и творческих способностей. Развивать память,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Речецветик» СТАРШЕЙ ГРУППЫ № 1 с 5 до 6 лет на 2020-2021 учебный год

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Мастерилка» СТАРШЕЙ ГРУППЫ № 4 с 5 до 6 лет на 2020-2021 учебный год

           Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, по...