Главные вкладки
Материалы для педагогов
консультация
Материалы для педагогов
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ДЕТСКИЙ САД №1 «БАРВИНОК»
г.КАМЕНКА-ДНЕПРОВСКАЯ
Консультация для педагогов
«Развитие коммуникативных навыков дошкольников через различные виды музыкальной деятельности»
Подготовила: музыкальный руководитель
Яковлева Г.В.
2024 г.
Развитие коммуникативных навыков дошкольников через различные виды музыкальной деятельности
музыкальный руководитель: Яковлева Галина Валентиновна
Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его коммуникативном развитии. Проблема развития коммуникативных навыков общения у ребенка - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики. Коммуникативные навыки - это навыки общения, направленные на создание положительных взаимоотношений с партнером и группой. Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психологических функций. Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребёнок не только познаёт другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.
В последнее время в нашей стране наблюдается стремление родителей и педагогов как можно раньше начать обучение ребенка грамоте, письму, арифметике. Уже начиная с младшего дошкольного возраста, детей знакомят с цифрами, буквами, развивают логическое мышление, память. К старшему возрасту, дети умеют считать, читать, овладевают компьютером. При этом они потеряли способность удивляться и радоваться, не умеют или стесняются проявлять нежность и доброту, не знакомы с чувством патриотизма и мужества.
Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает, наряду с познавательным, развитие его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции. Эмоции в значительной степени определяют эффект обучения и принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка, в развитии его мышления. Воспитание чувств у ребенка, начиная с первых лет жизни, является важнейшей педагогической задачей, не менее важной, чем воспитание его ума.
Удивление при встрече с новым, неизвестным; любопытство и любознательность, уверенность или сомнения в своих суждениях, радость от найденного решения – все эти эмоции являются необходимой составной частью развития личности.
Музыка является одним из важнейших средств гармоничного развития личности. Начиная с раннего возраста мы приучаем детей слушать музыку. Воспитываем интерес к музыке, эмоциональную отзывчивость на яркие, образные произведения. Сначала это совсем коротенькие пьесы, к подготовительной группе продолжительность звучания музыкального репертуара значительно увеличивается. Для более точного восприятия побуждаю детей внимательно слушать музыку, обращаю внимание на культуру слушания (умение слушать музыку молча, высказываться только по окончании звучания). Обсуждая прослушанные произведения, побуждаю детей к развёрнутому высказыванию, когда ребенок излагает свои мысли подробно и обстоятельно. Обращаю внимание и на культуру общения, чтобы дети не выкрикивали, перебивая друг друга, умели выслушать товарищей.
Пение – один из самых любимых видов музыкальной деятельности. Песня помогает справляться с трудностями, благотворно влияет на психическое состояние человека. Благодаря слову песня более доступна детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Текст песни помогает ребенку лучше понять музыкальный образ. Исполнение песен объединяет детей, создает условия для их эмоционального музыкального общения. Доказано, что пение тесно взаимосвязано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. Поэтому особое внимание уделяю подбору песенного репертуара, который направлен на развитие вокальных и коммуникативных навыков. (Например, коммуникативная игра «Здравствуйте» для младшего дошкольного возраста и коммуникативная игра « Дружок – колобок» для старшего дошкольного возраста Е. Картушиной. В пении и песенном творчестве использую приёмы, развивающие умение слушать товарища и подстраивать свой голос под его пение. ( Например, пение по очереди, пение небольшим ансамблем, с солистами, творческие задания «Придумай и спой песенку», «Закончи мелодию», дидактическую игру «Передай звук по цепочке».) Большую помощь в развитии коммуникативных навыков дошкольников оказывают игры с голосом. У ребенка развиваются не только вокально-певческие навыки, он избавляется от детской стеснительности, неуверенности в себе, боязни публичного выступления.
Музыкальная игра - самый органичный из всех видов музыкальной деятельности. Потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Она развивает его интерес к музыке, правильное восприятие содержания музыкальных произведений, пробуждает потребность постоянного общения с музыкой и желание активно и творчески проявлять себя в этой сфере. Музыкально-дидактическая игра учит работать в составе малых групп, оказывая поддержку и помощь друг другу. В малой группе ребёнок постепенно научается прислушиваться к мнению товарищей, признавать и поддерживать его, согласовывать свои действия с ними. Музыкальная игра активизирует умственную деятельность ребенка, развивает его самостоятельную музыкальную деятельность. Играя, дети взаимодействуют друг с другом. Правила игры едины для всех, дети учатся взаимодействовать в коллективе сверстников. В своей работе использую игры на занятиях, включаю в программу утренников и развлечений, в самостоятельную игровую деятельность. Играя на музыкальных занятиях, на вечерах досуга, ребёнок тоже приобретает навыки общения.
Неоценимую помощь в работе оказывают коммуникативные танцы-игры. Помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве - в коммуникативных танцах-играх реализуется много направлений воспитательной работы. Развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению. Развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. Развитие позитивного самоощущения: состояние раскрепощенности, уверенности в себе, ощущение собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе. Многие коммуникативные танцы построены на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательности между детьми, нормализации микроклимата в детском коллективе. Коммуникативные танцы использую на занятиях, включаю в программу утренников и развлечений, активно подключаю к участию в них родителей.
Игра в оркестре открывает детям мир музыкальных звуков, красоту звучания разных инструментов. Учит положительному эмоциональному настрою от участия в совместной деятельности, совместной радости творческого музицирования. Работая над музыкальным произведением, учу детей исполнять музыку слаженно, не выделяясь из общего звучания. Объясняю ответственность каждого ребенка за общий результат работы, умению взаимодействовать в коллективе сверстников, поддерживать своих товарищей. Игра в оркестре развивает сосредоточенность, внимание, упорство в достижении поставленной задачи, помогает ребенку преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах. Игру на музыкальных инструментах включаю в программу утренников и развлечений. В свободной самостоятельной деятельности дети музицируют в музыкальных уголках в своих группах.
Игра-драматизация – это коллективное и совместное со взрослыми действие, большая свобода для проявления индивидуальности и творчества. В игре – драматизации происходит общение детей между собой и общение ребенка со взрослыми, но в новом качестве - через роль. Дети с удовольствием включаются в игру, «входят в образ», переносят элементы спектакля в самостоятельную игровую деятельность. Игра - драматизация способствует развитию не только творческих способностей дошкольников, но и навыков общения. Способствует развитию контактности, доброжелательности, взаимоуважения к своим товарищам, ответственности за общий результат деятельности.
Развития коммуникативных умений и навыков дошкольников способствует изучение народного фольклора - хороводов, народных круговых танцев, народных игр. В фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Это очень существенно тем, что снимается механизм оценивания, ребенок раскрепощается и все внимание обращает уже на процесс своего участия в данном виде деятельности. Фольклорные праздники, проводимые в нашем ДОУ, ( «Рождество», «Весенняя ярмарка» и т.д.) способствуют общению детей не только в рамках своей группы, но и всего ДОУ.
Дети очень любят развлечения с направленностью на организацию позитивного общения: «Дни рождения», совместные концерты, вечера досуга. Приглашаем родителей к творческому сотрудничеству: участию в различных формах музыкально-творческого взаимодействия ( к выступлению на детских праздниках и развлечениях, к совместной реализации игровых творческих проектов, участию в конкурсах и т.д.)
Мы считаем, что самый короткий путь к эмоциональному развитию ребенка – это научить его чувствовать, фантазировать, импровизировать, проявлять творческую активность. В своей работе в первую очередь мы выявляем факторы, способствующие возникновению и развитию стрессовых и невротических состояний, а затем стараемся обеспечить условия для преобладания положительных эмоций, доброжелательной формы общения с каждым ребенком, поддерживая у детей благоприятное эмоциональное состояние.
Совместная работа специалистов помогает осуществлять комплексный подход к развитию детей и основывается на том, что каждый специалист, решая свои сугубо специфические задачи, взаимодействует друг с другом, создавая психолого-педагогические условия для полноценного развития личности ребенка.
Для сохранения психического здоровья детей и предупреждения эмоциональных расстройств в работе используем психогимнастику. При помощи специальных игр и упражнений (релаксаций, самомассажа, мимической гимнастики) дети учатся расслабляться, чувствовать свое тело.
Использование на занятиях дидактических игр, динамических этюдов, логоритмических упражнений помогает развивать познавательную сферу ребенка (тренируют память, внимание), его различные интеллектуальные эмоции.
На занятиях используем игры-драматизации, песни и стихи о Родине, проводим знакомство с фольклором, героями сказок. Это позволяет развивать у детей эстетические переживания, учит чувствовать красоту в окружающем мире, прививает чувство патриотизма и гуманизма.
Успех в деле эмоционального развития детей во многом зависит от взаимоотношений между взрослым и ребенком, которые мы стараемся строить так, чтобы ребенок с удовольствием шел на наши занятия, получал удовлетворение не только от них, но и от контакта с нами - педагогами. Очень сложно подобрать «ключик» к каждому ребенку, вызвать в нем доверие. В каждой группе есть застенчивые, робкие, нерешительные дети. Мы стараемся расположить их к себе, чаще используя положительные оценки, поощрения в их адрес.
Музыкальное творческое воспитание ребенка, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, но и путь ребенка к одухотворенной счастливой жизни и самореализации его как личности. Если все то, что мы «заложили» в наших детей пригодится им в дальнейшей жизни, значит, наш труд не прошел даром!
Список используемой литературы.
- 1.Радынова О.П., Катинене А.И., «Музыкальное воспитание дошкольников»
- Пособие для студентов пед. ин-тов, муз. руководителей и воспитателей дет.сада.
- Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста,
- Кацер О.В. «Игровая методика обучения детей пению»
- Буренина А.И. «Коммуникативные танцы-игры для детей»
- 5.Равчеева И.П.( Автор-составитель) «Организация, проведение и формы музыкальных игр»-
- Тарасова К.В., Музыкальные коммуникативные игры для дошкольников
- 7.Картушина М.Ю. « Вокально-хоровая работа в детском саду».
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ДЕТСКИЙ САД №1 «БАРВИНОК»
г.КАМЕНКА-ДНЕПРОВСКАЯ
МАСТЕР-КЛАСС
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Подготовила: музыкальный руководитель
Яковлева Г.В.
2024 г.
Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников.
План:
I часть — теоретическая;
II часть — практическая.
Ход мероприятия:
I. Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка – больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни.
Музыкальное движение это синтез музыки и движения, где первоосновой является музыка. Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка и, возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки.Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом.
Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей.
II. Муз.рук.: Прошу внимания!
Прошу вашего дружеского участия и понимания.
Я мастер-класс сегодня покажу,
Много интересного, поверьте, расскажу.
Дети любят эти упражнения,
Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.
Всем участникам раздаются картонные нотки, различные по цвету: красные, желтые, синие, ….
1. УГАДАЙ-КА! (участвуют красные нотки)
Муз.рук.: Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас убедимся в этом.
Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку»
Звучит ритмический рисунок популярной песни В. Шаинского «Пусть бегут неуклюже» в исполнении участников с красными нотками на деревянных палочках. Предлагается зрителям назвать песню.
Муз.рук.: Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника.
2. Ритмическая игра «ЗАЙЧИКИ»
(Участники с оранжевыми нотками)
Муз.рук.: Зазвучали жесты наши,
А ведь так бывает
Координацию движений, ритм
В упражнениях развиваем.
Звучит полька «Добрый жук». Участники , которым достались красные нотки, на каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты: а)хлопок; б)шлепок по коленям; в)притоп; г)два пальчика над головой.
Муз.рук.: В таких играх используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений,
3. Поэтическое музицирование (оркестр шумовых инструментов)
Муз.рук.: Если только свяжем мы музыку и слово,
Захотим учить стихи снова мы и снова.
Вы научитесь читать их с чувством, выражением.
Впереди у вас друзья, море достижений.
Участники с желтыми нотками озвучивают стихотворение «Ночь»
НОЧЬ
1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (трещетка)
2. Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!».
(кастаньеты)
3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали.
(звенит колокольчик)
4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок.
(свистулька)
Муз.рук.: Совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой),
Развивается чувство ансамбля
Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.
наличие во всех упражнениях элементов творчества. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.
4. Поем молча (участвуют зеленые нотки)
Упражнение «Испорченная пластинка»
Исполняется фрагмент песни «Кузнечик» В.Шаинского и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками
Четная строка поется вслух, нечетная про себя.
В траве сидел кузнечик, вслух
В траве сидел кузнечик, про себя
Совсем как огуречик вслух
Зелененький он был. про себя
Представьте себе, представьте себе вслух
Совсем как огуречик. про себя
Представьте себе, представьте себе вслух
Зелененький он был. про себя
Муз.рук.: Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.
5. Театр пантомимы (задание для участников с голубыми нотками)
Упражнение «Сказочные человечки»
Участники игры двигаются ритмично под музыку изображая:
а) деревянных человечков, как Буратино двигают руками, ногами - на шарнирах;
б) человечков стеклянных - идут осторожно, на носочках, боятся «разбиться»;
в) веревочных человечков - расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично;
г) человечков чугунных, тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.
Муз.рук.: Игротренинги - помимо широкого спектра развивающих задач, решают проблему увлекательного и полезного занятия. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя, тем более, что некоторые роли (или партии) могут исполнять несколько детей одновременно Взрослый мягко направляет детей, не подавляя инициативу, поддерживая их поиски.
6. Релакс (упражнение для синих ноток)
Муз.рук.: Представьте, что к каждому их суставчику привязана нить. С начала все нити натянуты: "куклы" стоят с прямыми спинами и высоко поднятыми руками, так как к кончикам их пальцев тоже привязаны нити. Но вот я начинаю поочередно "отрезать ножницами" нити, идущие от пальцев, и они свободно опускаются. Когда "отрезаю" нити от локтей, свободно опускаются руки. Дальше "отрезаю" ниточки от головы, спины, коленей. Наша "марионетка" совсем расслабилась и либо села на корточки, либо мягко опустилась на пол).
Упражнение "Куклы-марионетки"
Участники – кукловоды взяв в руки воображаемые ножницы отрезают воображаемые нити, держащие конечности участников-марионеток.
Муз.рук.: Это упражнение учит детей релаксации (расслаблению). Да и поваляться на полу во время занятия - большое удовольствие для малыша
7. Танцтерапия (для участников с фиолетовыми нотками)
Муз.рук.: Звуки мы изображаем с помощью движений.
Исполняем и творим с большим воодушевлением.
Приглашаю участников исполнить ритмическую турецкую детскую песню с движением «Арам – зам - зам»
Двигательное упражнение с пением, звучащими жестами «Арам зам-зам»
Арам Зам Зам, Арам Зам Зам, Гули, гули, гули, гули, гули, рам зам зам, Арам Зам Зам, Арам Зам Зам, Гули гули гули гули гули рам зам зам Ариба, ариба, гули гули гули гули рам зам зам Арафи Арафи гули гули гули гули рам зам зам | 1 хлопок по коленям, 3 хлопка в ладошки,
вращают предплечьями на уровне груди,
движения повторяются,
поднять правую руку потрясти кистью руки, затем кистью левой руки,вращают предплечьями,1 шлепок по коленям, два хлопка |
Муз.рук.: Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.
Рефлексия. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.
Необходимым условием развития воображения, пластической выразительности является умение ребенка владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.
Наша память сохраняет
10% из того, что мы слышим
50% из того, что мы видим
90% из того, что мы делаем
просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие.
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ДЕТСКИЙ САД №1 «БАРВИНОК»
г.КАМЕНКА-ДНЕПРОВСКАЯ
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОЛЬ ВЕДУЩЕГО НА ПРАЗДНИКЕ»
Подготовила: музыкальный руководитель
Яковлева Г.В.
2024 г.
Роль ведущего очень ответственна. Ведущий – это лицо, которое руководит праздничным мероприятием, объединяет все элементы праздника в органическое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. От ведущего в большей степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность исполняемой программой.
Основная задача ведущего – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей. Ведущий должен хорошо знать программу праздника (развлечения), должен знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки.
Перед праздником (развлечением) ведущий должен разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков.
На празднике (развлечении) ведущий должен держаться свободно, естественно. Он не должен быть многословен. То, что нужно сообщить детям, должно будь изложено просто и понятно. На празднике (развлечении) надо говорить достаточно громко, отчетливо и выразительно. Ведущий не только сообщает какие песни, танцы будут исполнены, но и разъясняет происходящее. Праздник (развлечение) должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы - утомляют ребят.
Ведущий должен быть находчивым! На мероприятии могут возникнуть непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.). В таких случаях ведущий должен быстро найти выход из затруднительного положения (шутки, загадки, приобщение зрителей к разрешению затруднений). Воспитатель должен видеть на празднике каждого ребёнка. Если у ребёнка нет пары, её заменяет воспитатель.
Необходимо ведущему научиться организованно заканчивать праздник! После угощения - поблагодарить гостя (взрослый персонаж), попрощаться с ним, обязательно напомнить по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравить всех с праздником), предложить детям выйти из зала организованно (если не предусмотрен сценарием другой вариант) т.е. встать друг за другом или парами и выйти под музыку, а не бежать к родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для педагога-психолога ДОУ
Консультации для родителей...
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в инновационной деятельности. Сборник методических материалов для педагогов образовательных организаций.
В сборник вошли методические материалы, используемые педагогом-психологом для осуществления психолого-педагогического сопровождения педагогов, работающих в инновацион...
Материалы для педагогов
материалы для педагогов...
материалы для педагогов к празднику победы
мероприятия ко дню победы...
материалы для педагогов и родителей
Консультации по теме "Капризы и упрямство"...