Мастер-класс на тему: «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
методическая разработка

Мастер - класс для педагогов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Архангельская СШ»

Группа дошкольного образования

Конспект мастер-класса

на тему: «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

DSCN3859.JPG                                           

                                               Подготовила:

воспитатель Медведева Н. А.

 Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих

 эффективное запоминание текстов.

Задачи:

- повышение эффективности образовательного процесса, путём использования      

  инновационных методов работы;

-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями,  

 принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при заучивании

 стихотворений, сказок;

 - активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в

 работе с детьми в речевом развитии.

Оборудование:

  • мультимедийная установка (проектор, экран);

  • мультимедийная презентация;

  • мнемотаблицы,

  • цветные карандаши,

  • альбомные листы.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста.

 Прогнозируемый результат мастер-класса:

- получение воспитателями представления о методике заучивания текстов с использованием

 мнемотаблиц;

- активизация внедрения в образовательный процесс воспитателей методику работы с мнемотаблицами при заучивании текста.

Участники: воспитатели дошкольных образовательных учреждений.

   

Слайд 2

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

   Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.

Мнемотехника - очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь-это результат применения мнемотехники. Использование приемов мнемотехники для развития речи  - это новое направление.

  У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления.

Слайд 3.

Великий педагог и ученый Константин Дмитриевич Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь

 неизвестным ему пяти словам –

 он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких

слов с картинками, и

он их усвоит на лету».

Я применила в своей работе приемы и методы мнемотехники и практически сразу убедилась в их эффективности.

Слайд 4

 Что такое мнемотехника?

МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.

     Актуальность

1.Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью.

2. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление.

3. Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт. 

Слайд 5

Цель:  Совершенствовать процесс становления связной речи дошкольников, используя в совместной и самостоятельной деятельности приёмы мнемотехники.

Задачи:

  • Учить строить высказывания разных типов.
  • Учить пересказывать художественные произведения.
  • Развивать образную память детей, ее различные виды.
  • Развивать у детей психические процессы (мышление, внимание, воображение); 
  • Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умения сравнивать, выделять существенные признаки.

Слайд 6

    Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

Слайд 7

Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.

Слайд 8

Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Слайд 9

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются:

- предметные картинки,

- силуэтные изображения,

- геометрические фигуры.

Слайд 10

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные  образы.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребенка.

Слайд 11

Мнемотаблицы – дидактический материал по развитию связной речи детей, используются для:

- обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов по картине и серии картин; описательных рассказов, творческих рассказов;

- при пересказах художественной литературы;

- при отгадывании и загадывании загадок;

- при заучивании стихов.

Слайд 12

Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:

1 Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.

3 После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания. 

Слайд 13

Предлагаю вам, разобрать совместно стихотворение «Веселый снеговик».

По сугробам напрямик,

Шел веселый снеговик.

А в руке его была

Не корзина, не метла,

Не плитка шоколадная,

А елочка нарядная!

Слайд 14

Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивания стихотворения. Послушайте его:

«ЁЛОЧКА» Н. Нищева

Перед нами ёлочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки.

– Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.

– «Перед нами елочка». Что мы можем нарисовать к этой строчке? (Ёлочку). Правильно.

Следующая строчка – «Шишечки иголочки». Рисуем …. И т. д.

– Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного.

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запоминается лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.

Слайд 15

– Хочу предложить еще один вид работы с мнемотаблицами. Это использование готовых схем чистоговорок, потешек.

Предлагаю для образца несколько карточек. Глядя на картинки, прошу вас прочитать чистоговорку. Теперь закрываем текст, подгибаем. И дальше предлагаю, опираясь только на схему рассказать чистоговорку.

– Как вы считаете, использование карточки способствует быстрому запоминанию?

Слайды 16 - 17

Мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и т. д.

Слайд 18

Мнемотаблицы для пересказа сказок.

  Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

   Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой воспитатель в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Слайд 19

Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок. Мнемозагадки - это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанных при помощи знаков, определять объект.

Слайд 20

Вашему вниманию представлена мнемотаблица загадки:

Кругла, а не мяч,  Желта, а не солнце,   С хвостиком, а не мышь.

– Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.

– «Кругла, а не мяч». Что мы можем нарисовать к этой строчке? (Круг и мяч). Правильно.   Следующая строчка – «Желта, а не солнышко». Рисуем …. И т. д.

– Наша загадка «нарисована», мнемотаблица готова.  

Слайд 21

Результаты

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Выводы

Овладение приемами работы с мнемотехникой помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

     Я считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

– Я думаю, что все приемы работы с мнемотехникой, которые были показаны сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать как в работе, так и в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!

Слайд 22

Прекрасна речь,

когда она как

ручеек,

Бежит среди камней,

чиста, нетороплива,

И ты готов внимать

ее поток,

и восклицать:

«О, как же

ты красива!».

Слайд 23

Список используемых источников:

1. Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.:   «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2001.

2. Белоусова Л. Весёлые встречи. - СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС»,2003.

3. Венгер Л. Угадай, как нас зовут. – М.: «Просвещение»,1994.

4. Житникова Л. Учите детей запоминать. – М.: «Просвещение»,1985.

5. Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР//         «Воспитание и обучение».-2004.-№6.

6. Полянская Т. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. -СПб., «ДЕТСТВО ПРЕСС» 2009.

7. Ткаченко Т. «Использование схем в составлении описательных рассказов // «Дошкольное воспитание».-1990.-№10.

Слайд 24

Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: " Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников"

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.Цель речевого развития детей дошкольного возра...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование мнемотехники в развития связной речи дошкольников.

Цель:- ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информаци...

Мастер-класс для педагогов ДОУ по образовательной области: речевое развитие на тему «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Данный мастер класс поможет воспитателем овладеть мнемотехникой для развития связной речи дошкольников....

мастер-класс для педагогов по теме "Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"

ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи , памяти и мышления дошкольников...

Мастер-класс на тему: «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.Задачи:- повышение эффективности образовательного процесса, путём использования  инноваци...

Конспект мастер-класса на тему: «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Конспект мастер-классана тему: «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»   Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечива...