мастер-класс для педагогов по теме "Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"
учебно-методический материал
ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи , памяти и мышления дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
использование мнемотехники в развитии речи детей | 25.19 КБ |
презентация к мастер-классу | 2.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов.
Тема: «Использование мнемотехники в развития связной речи дошкольников»
Цель: ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации; повысить профессиональную компетенцию педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста; содействовать педагогам в поиске новых рациональных средств, форм и методов речевого развития дошкольников; создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса.
Задачи:
-раскрыть понятие мнемотехники, выявить актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;
-предложить рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.
Оборудование:
Листы бумаги, карандаши, мнемотаблицы; слайдовая презентация.
Ожидаемые результаты:
-получение педагогами представлений о мнемотехнике;
Внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи дошкольников.
Форма проведения:
Педагоги, без участия детей.
Сообщение и практическая работа.
Ход мастер-класса
- Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги!
Я рада вас приветствовать на своем мастер – классе.
Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
Пришли вы на мастер-класс, а сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю….
Но как быть нам тогда?
Проблемы детей решать нужно всегда? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас тогда:
Активными все будете? (Да)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.
К. Д. Ушинский говорил «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в речевой работе с детьми.
Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка.
В большинстве случаев девочки и мальчики дошкольного возраста уже должны полноценно оперировать синонимами и самыми разными образами, описывать все происходящие события, применяя яркие, но одновременно и грамматически правильные словоформы. Но, к сожалению, не все дошкольники могут похвастаться такими умениями.
Большинство детей сталкиваются с различными речевыми проблемами:
• Неумение составлять длинные, сложноподчиненные предложения – речь ребенка состоит исключительно из простых, лаконичных предложений.
• Ребенок не может самостоятельно сформулировать логически правильное и завершенное предложение.
• Систематическое применение нелитературной лексики.
• Минимальный, бедный словарный запас, который не соответствует возрастной категории ребенка.
• Дошкольник не может самостоятельно формулировать вопросы и отвечать на поставленные вопросы.
• Плохой уровень дикции.
• Дошкольник не может строить правильные логические выводы и утверждения.
Для исправления таких речевых дефектов часто я в своей работе часто применяю мнемотехнику.
Что представляет собой мнемотехника?
Мнемотехника – в дословном переводе с греческого языка означает «искусство запоминания». Это определенная система приемов и методов, действие которых направленно на максимально эффективное сохранение, воспроизведение и запоминание получаемого материала.
Название данной методики абсолютно не случайно – оно происходит от имени древнегреческой богини памяти, логики и рассудительности по имени Мнемозина. Мнемотехника – это популярная методика, суть которой заключается в максимально ускоренном развитии связной речи, основанная на визуальном восприятии информации с дальнейшим ее воспроизведением при помощи изображений.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- развитие связной речи;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Начинать работу с мнемотаблицами рекомендуется со средней группы, но в младших группах можно использовать в виде алгоритмов умывания, одевания и т. д.
Для изготовления таблиц не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.
Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стихотворение, сказка и т. п.)
Работа по мнемотаблицам строится в 3 этапа.
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью:
• Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т. д
• Заучивания стихов, потешек, пословиц, поговорок;
• При отгадывании и загадывании загадок;
• При пересказе текстов;
• При составлении описательных рассказов;
• Заучивание и проговаривание чистоговорок, скороговорок;
• При проведении артикуляционной гимнастики
Составление описательного рассказа.
Это наиболее трудный вид в монологической речи.
В работе использую как готовые мнемотаблицы, так и изготовленные самостоятельно.
А также для индивидуальной работы с детьми создан альбом с мнемотаблицами.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание мы придумываем картинку (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят стихотворение целиком.
Пересказ
При пересказе с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок.
Мнемозагадки - это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанных при помощи знаков, определять объект.
Ну а сейчас, я хотела бы пригласить педагогов попробовать поработать с мнемотаблицами.
1. Составить мнемотаблицу к сказке «Колобок»
2. Составить мнемотаблице к загадке (Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает тот слезы проливает)
Пока коллеги готовятся мы попробуем узнать какие пословицы зашифрованы на экране.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Делу время – потехе час.
Без труда – не вытащишь и рыбку из пруда.
Наши коллеги готовы представить свои работы. Давайте послушаем.
В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:
Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.
Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету». К.Д. Ушинский
«У нас стихи не запоминаются!!!» «Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами». «Ребенок не может самостоятельно сформулировать логически правильное и завершенное предложение»
МНЕМОТЕХНИКА система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.
Составление описательных рассказов
ВЕСЕЛЫЙ СНЕГОВИК По сугробам напрямик, Не корзина, не метла, Шел веселый снеговик. Не плитка шоколадная, А в руке его была А елочка нарядная!
Результаты - у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; - появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; - появляется интерес к заучиванию стихов и потешек ; - словарный запас выходит на более высокий уровень; - дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Заучивание стихотворения
ПОСЛОВИЦЫ
Вывод Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников.»
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей....
Консультация для педагогов "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"
Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».Сегодня я попытаюсь...
Мастер-класс для педагогов: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"
Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного в...
Мастер-класс для педагогов "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников".
Данный мастер-класс предназначен для педагогов ДОУ, в котором представлен опыт работы по развитию связной речи дошкольников приемами мнемотехники....
Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование мнемотехники в развития связной речи дошкольников.
Цель:- ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информаци...
Мастер-класс для педагогов ДОУ по образовательной области: речевое развитие на тему «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
Данный мастер класс поможет воспитателем овладеть мнемотехникой для развития связной речи дошкольников....
Консультация для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников».
Консультация для педагогов«Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»....