Конкурс.Эссе «Моя педагогическая философия»
материал

 Марина Андреевна Дербенева

Эссе «Моя педагогическая философия»

Поступив после школы на факультет дошкольной педагогики и психологии, я не была уверена в работе педагога. Это был скорее неосознанный выбор профессии. Можно выучиться в университете, корпеть над учебниками, выучить теорию и методику воспитания, получить долгожданный красный диплом…  Но без яркой и теплой искорки в душе, из которой разгорается пламя безусловной любви к маленьким детям, все эти теоретические труды будут напрасны. Благодаря родительству мы зачастую становимся сильнее, мудрее, меняется наше видение, появляются новые направления в деятельности, о которых мы не помышляли ранее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_filosofiya.docx417.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждения детский сад «Улыбка»

Дербенева Марина Андреевна

Воспитатель младшей группы

                                                               

                                                          Черногорск, 2025г


Эссе «Моя педагогическая философия»

Поступив после школы на факультет дошкольной педагогики и психологии, я не была уверена в работе педагога. Это был скорее неосознанный выбор профессии. Можно выучиться в университете, корпеть над учебниками, выучить теорию и методику воспитания, получить долгожданный красный диплом…  Но без яркой и теплой искорки в душе, из которой разгорается пламя безусловной любви к маленьким детям, все эти теоретические труды будут напрасны. Благодаря родительству мы зачастую становимся сильнее, мудрее, меняется наше видение, появляются новые направления в деятельности, о которых мы не помышляли ранее.

Молодым специалистом я пришла в детский сад. Отработав три года, я ушла в декретный отпуск. Спустя один год я уже за руку со своей дочкой вернулась в детский сад. И вот уже 11 лет работаю с дошколятами. Счастье, когда детки вдохновляют, дают нам тот опыт, которым мы можем делиться с другими.

Быть воспитателем в современных условиях весьма сложно и ответственно, эта профессия требует терпения и выдержки, но, одновременно с этим, она очень интересная и многогранная. Разговаривать с детьми на их языке, находить к ним подход, просто любить их – вот главное в работе воспитателя. Понять ребенка, поставить себя на его место, стать с ним одного роста и возраста – вот вершина мастерства педагога!

Многие ошибочно представляют труд воспитателя как игру с детьми, веселое времяпрепровождение и не подозревают, что требуется много кропотливого труда и терпения, чтобы каждый их воспитанник вырос настоящим человеком. Я сама изменилась под влиянием профессии.

Я не отношу себя к гениям педагогического труда, но искренне стремлюсь быть примером для своих ребятишек. Не только на словах, но и в поступках. Воспитание – это не актерство, это жизнь. Ребенок должен чувствовать любовь и заботливое к нему отношение. Я глубоко убеждена, что если в общении с ребенком я проявляю искреннюю любовь, терпение и уважение, то он, следуя моему примеру перенимает эти качества и несет их в свою жизнь.

Мое внутреннее состояние – это постоянный поиск. Ведь только творческий педагог может окрылить своим теплом, верой, талантом. Я читаю, общаюсь, учусь, наблюдаю, пробую, размышляю и двигаюсь вперед. Верю в себя и ставлю цели. Повышаю не только свой профессиональный уровень, но изо дня в день работаю над личными и душевными качествами. Искренне отдаюсь любимому делу, дарю свою любовь и знания деткам и не сгораю от этого, а становлюсь лучше и богаче душой.

 Я счастлива, когда удается пробудить лучшие чувства в своих воспитанниках, когда вижу их радостные, счастливые улыбки, хорошее настроение, с которым они приходят в детский сад, ко мне. Их радость – это моя радость. 

   Стараюсь обеспечить ребятам эмоциональный комфорт, атмосферу доверия и взаимопонимания, интересную, содержательную и познавательную жизнь в детском саду, создавая условия для полноценного разностороннего развития.

 В своей работе с детьми применяю различные игры. Считаю, что забавная, но умная игра необходима для воспитания и развития, детки лучше усваивают социальные отношения, моральные нормы, учатся корректировать свое поведение.

Важное значение придаю работе с родителями. Активно использую индивидуальный подход, сотрудничество. Как результат – отсутствие конфликтных ситуаций, теплые доверительные отношения, призовые места деток в совместных творческих конкурсах, участие родителей в праздниках, развлечениях, совместных досугах.

   В современных условиях, чтобы соответствовать постоянно изменяющимся потребностям общества, нужно настойчиво искать новую информацию, профессионально её использовать. Я, как педагог, нахожусь в постоянном профессиональном поиске своего «я» в профессии.

   По моему мнению, воспитатель должен быть творческой личностью, уметь мыслить оригинально, прогнозировать результат действий, видеть ситуацию с разных сторон. Воспитывать своим примером, но не навязывать своих идеалов. Следует больше доверять деткам. И продолжать учиться: у коллег, у детей, чтобы быть им интересной. Этот процесс не прекращается никогда, потому что профессией педагога невозможно овладеть до конца.

Воспитатель – это не просто профессия, это призвание, состояние души, это не только работа – это образ жизни. Мне радостно от того, что я педагог, я – воспитатель!

В завершении хочется привести слова Л. С. Выготского: «Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность».

Авторский материал

«Я- мастер своего дела».

Из опыта работы «Применение интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста».

                                         Актуальность.

В этом году я набрала младшую группу и решила попробовать с ребятами новое направление в своей работе, это «интелект-карта». В современном мире непрерывно растет поток информации, получаемой через интернет и телевидение. Обработать эту информацию, выделить необходимое и полезное бывает очень сложно. Именно для этого были придуманы так называемые интеллект-карты (карта ума, диаграмма связей, ассоциативная карта, майндмэп и т.п.). Использование подобных карт позволяет визуализировать процесс мышления, упорядочить и структурировать поток получаемых сообщений.

Благодаря своей структуре, подобные карты способны раскрывать интеллектуальный потенциал человека. Их применение позволяет создавать рабочие планы, планировать события, намечать цели, мотивировать и т.д. При помощи карт проще запомнить учебный материал, разложить по полочкам полученные знания.

Практическая значимость.

При реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования метод интеллект-карт позволяет осуществить интеграцию образовательных областей – познавательного, речевого, социально-коммуникативного; содействует реализации целевых ориентиров – любознательности, активности, овладении средствами общения и способами взаимодействия.

Структура интеллект-карт отражает реальное мышление человека, именно поэтому, информация, представленная в виде подобной схеме, лучше усваивается человеком. Разветвленная структура интеллект-карт способствует работе обоих полушарий мозга.

Интеллект-карты удобны для работы с детьми дошкольного возраста, так как основываются на наглядно-образном мышлении, основном виде мышления дошкольников. Создание дошкольниками интеллект-карт увлекательный и очень познавательный процесс. Необходимо заранее продумать тему, которая была бы актуальная для работы, подготовить цветные картинки, маркеры и большой лист ватмана (если предстоит групповая работа). Для индивидуальной интеллект-карты готовятся альбомные листы на каждого ребенка. Выполнение задания помогает дошкольнику пополнять активный и пассивный словарь, развивает процессы мышления (анализ, синтез, обобщение), стимулирует творчество.

Использовать интеллект-карты при работе с детьми возможно при изучении нового материала, при закреплении и обобщении темы. В зависимости от тех целей, которые преследует педагог, интеллект-карты могут способствовать развитию связной речи, формировать социальные навыки (общение и взаимодействие), побуждать к творчеству. Результативность использования данного метода при работе с дошкольниками достигается наглядностью (можно увидеть всю картину в целом) и привлекательностью (качественно составленная карта должна выглядеть эстетически приятно, чтобы дети с удовольствием ее рассматривали ее в дальнейшем).

Новизна опыта работы.        

Новизна моего опыта состоит в том, что интеллект-карты позволяют на одном листе собрать всю необходимую информацию, относящуюся к решению проблемы, и окинуть ее одним взглядом.

Интеллект-карты не дают упустить из виду все минусы и плюсы того или иного решения. Они активизируют ассоциативное мышление, которое позволяет увидеть важные факторы, упущенные при традиционном анализе.

Плюс ко всему использование в ментальных картах образов и цветов активизирует интуицию, а это так же может оказать влияние на правильность принимаемых решений.

        

Цель: развитие познавательного интереса и когнитивных способностей детей дошкольного возраста, т.е. навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации.  Интеллект карты помогают лучше управлять мыслительными процессами и дают большую свободу мысли.

Задачи:

  • развивать психические функции (внимание, память, мышление);
  • стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь, выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в речевом развитии ребенка;
  • развивать интересы детей, познавательную активность, любознательность;
  • развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развивать воображение и творческую активность;
  • формировать преемственность между детским садом и школой;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • формировать элементарные представления о нормах и правилах здорового образа жизни;
  • развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;
  • способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

Описание опыта работы:

Работая с детьми и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процессы усвоения детьми знаний.  

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется мышление.

Составление интеллект-карты - необычный вид деятельности, имеющий много общего с игровой, но это эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам. Сам процесс создания интеллект-карты стимулирует творчество обучающихся, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми схемами. Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т.е. самое главное — это процесс получения нового знания. Составление интеллект-карты можно назвать визуализацией мышления.

В практике применяются интеллект-карты следующим образом:

1 направление – сбор материала

2 направление – закрепление и обобщение материала.

3 направление - развитие связной речи.

Общие требования к составлению любой интеллект – карты.

• Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры.

• Лист располагается горизонтально.

• Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.

• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

• Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

• Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

В своей работе с интеллект-картами я опираюсь на совокупность следующих принципов:

  • Наглядность: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
  • Привлекательность: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;
  • Запоминаемость: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
  • Своевременность: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
  • Творчество: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
  • Возможность пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

В процессе составления интеллект-карт у детей:

- развивается способность к мышлению;

- развивается восприятие;

 - память;

- творческие способности;

- воображение;

 - пополняется словарный запас;

- улучшается лексико - грамматическая структура речи;

- дети учатся связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

С помощью интеллект-карт дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные факты.

Результативность.

Составляя интеллект-карты дети знакомятся с изобразительным способом предоставления информации – картой. В качестве условных заместителей (по договоренности с детьми) могут выступать символы разнообразного характера.

А также неоднократное составление интеллект-карт способствует систематизации знаний дошкольников; повышению уровня качества этих знаний; проявлению познавательной активности и интереса к процессу необходимости получения информации. В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.

«Методическая копилка»

Открытое занятие по познавательно – исследовательской деятельности в младшей группе «Поможем кукле Тане».

Проект «Моя семья» в младшей группе (краткосрочный)

Краткосрочный познавательно-исследовательский проект в младшей группе «Удивительный мир экспериментов».

«Публикации»

Статья в издании «Солнечный свет» «Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях».

 Сборник материалов ХХIII-х межрегиональных краеведческих чтений имени Веры Арсеньевны Баландиной, проходивших 29 февраля 2024 года в Музее истории города Черногорска.

Статья во всероссийском сетевом издании «Дом Знания» «Из опыта работы с родителями».


«Сертификаты»


«Отзывы»

«Фотографии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

МОЙ ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ....

Моя педагогическая философия

В большей мере я ребенок. Мне все в округе интересно также, как и моим малышам. И наверное поэтому они с удовольствием вкладывают свои ладошки в мою руку и ждут от меня чуда......

Эссе Моя педагогическая философия

Эссе подготовлено к конкурсу "Воспитатель года"...

Педагогическое эссе на тему "Моя педагогическая философия"

Эссе - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции - одна из принятых форм самовыражения педагога на профессиональных конкурсах "Учитель года" и "Воспитатель года". Педагогиче...

Эссе на тему "Судьба моя -я воспитатель" написано на районный конкурс эссе по данной теме

Эссе на тему "Судьба моя -я воспитатель" написано на районный конкурс эссе по данной теме...