Картотеки
картотека

Лыкова Галина Сергеевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                       МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                    ДЕТСКИЙ САД 27 «ФИЛИППОК»          

ИГРОТЕКА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ИГРОВЫХ ПРАКТИК

ПО ПРОГРАММЕ: «ОТ ФРЕБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ»

Подготовила: воспитатель

Лыкова Галина Сергеевна

Современные дошкольники удивляют нас своей уникальностью – они не ощущают границ между реальным и виртуальным миром, требуют свободу выбора, ценят персонализацию, легко работают в режиме многозадачности, имеют способность воспринимать огромный объем информации. Но, несмотря на внутреннюю свободу и развитость интеллектуальных процессов, дошкольникам зачастую бывает сложно генерировать новые идеи, обосновывать собственный замысел, находить практическое применение своему изобретению.

При организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста мы в первую очередь руководствуемся ведущими принципами, определенными программой «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров», согласно которым основное внимание уделяется развитию творческого воображения и инициативности, мысленно- практическому экспериментированию. Учет особенностей современных детей и ориентация на данные принципы подводит педагогов к необходимости пересмотра многих компонентов образовательной среды – стиля взаимодействия, содержания образования, средств образования и компонентов развивающей предметно-пространственной среды. Ведущим видом деятельности, которая направлена на развитие психики, личностных новообразований дошкольника остается игра, следовательно, одна из приоритетных задач педагога – создать такие условия для возникновения игровой деятельности, которые обеспечат саморазвитие, самообразование и самопознание ребенка. Одним из таких подходов в нашей работе по реализации программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» с детьми старшего дошкольного возраста является работа с игротекой.

Основная педагогическая идея игротеки – развитие интереса и формирование внутренней мотивации к техническому творчеству и конструированию через игровую деятельность. Разработанная игротека представляет собой набор иллюстрированного материала с игровыми заданиями для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с тематическим планированием программы. Развивающий эффект игротеки достигается через последовательное выполнение предложенных заданий, выстроенных в определенном логическом порядке с соблюдением принципа «от простого к сложному», где каждое последующее игровое упражнение является усложненным вариантом предыдущего. В основе игровых заданий лежит принцип фантастической математики. Суть этого метода заключается в том, что складывать, вычитать или умножать можно любые объекты – процессы, предметы, идеи, свойства и законы. И получать в результате совершенно невероятные фантастические идеи для создания нового объекта.

Вся деятельность с игротекой выстроена в следующем алгоритме, который условно разделен на модули.

Модуль 1 «Фантастическое сложение». Игровые упражнения модуля направлены на знакомство с тематическим содержанием занятий и формирование интереса к последующей конструктивной деятельности.

Игровое оборудование: набор карточек с изображение предметов, подобранных в соответствии с тематическим содержанием программы «От Фребеля до робота»: роботы- помощники, оборудование для хлебопекарного производства, сумка– холодильник, насос, танк, подъемный кран и т.д.

Игровые действия: Игрок случайным образом выбирает две карточки. Задача – определить и объяснить назначение каждого объекта и придумать, что новое может получиться, если соединить два выпавших ему предмета в один.

Например, сумка-холодильник – это ёмкость, в которой удобно перевозить продукты с сохранением их температуры; катапульта – это метательная машина. Если соединить сумку- холодильник и катапульту, то получится устройство для бесконтактной доставки мороженого.

В дальнейшем, когда дети хорошо знакомы с назначением всех объектов и усвоили метод сложения двух предметов, переходим к варианту игры с усложнением – для сложения выбираются три и более объектов.

Возможны разные варианты игры: сочетать предмет + предмет (подъемный кран + танк), процесс + процесс (летать + перемещать тяжелые предметы), свойство + свойство (размер + влажность).

Модуль 2 «Фантастическая приставка». Игровые упражнения этого модуля направлены на формирования умения мысленно преобразовывать объект в соответствии с заданным условием.

Игровое оборудование: используется два набора карточек: карточки с символическим изображением префиксов (супер– сверх, наилучший, анти– против, зоо– животный, мото– приводящий в движение, астро– звездный, видео– видеть, аква– водяной) и набор тематических карточек из модуля «Фантастическое сложение».

Игровые действия: Игрок выбирает карточку с условным изображением префикса и любой объект. Задача игрока – преобразовать свойство или назначение данного объекта в соответствии с префиксом. Например, видео + бинокль = видео- бинокль, с помощью которого можно не просто рассмотреть отдаленные объекты, но и записать увиденное на видео, поделиться видео с друзьями через социальные сети.

Модуль 3 «Фантастическое вычитание». Игровые упражнения этого модуля направлены на   формирования умения мысленно преобразовывать объект в соответствии с заданным условием.

Игровое оборудование: тематические карточки из модуля

«Фантастическое сложение», игральный кубик с различными признаками (форма, место, действие, часть, размер, материал).

Игровые действия: с помощью кубика игрок выбирает признак, который ему нужно удалить у определенного объекта. Придумать, как изменится объект, в чем плюсы и минусы данных изменений, как можно компенсировать недостающее свойство объекта. Например, что будет, если машина лишится колес? С одной стороны это плохо – она перестанет ездить, с другой стороны это может быть летающая машина, обладающая антигравитационным механизмом или машина на воздушной подушке.

  Модуль 4 «Техника безопасности». Игровые упражнения данного модуля направлены на формирование представлений о способах символизации информации.

Игровое оборудование: набор запрещающих знаков, шаблоны запрещающих знаков (основа знака круглой, треугольной или квадратной формы с красной рамкой), тематические карточки из модуля «Фантастическое сложение», дополнительные художественные средства (цветные карандаши, фломастеры, наклейки).

Игровые действия:

Первый вариант игры. Используется набор запрещающих знаков. Игрок выбирает карточку с запрещающим знаком и должен назвать, что этот знак обозначает. Далее ведущий (взрослый) предлагает ребенку придумать свой знак на тот же запрет и зарисовать его на шаблоне.

Второй вариант игры. Игрок случайным образом выбирает тематическую карточку с объектом и должен придумать и назвать правило безопасности к нему. Полученный вариант зарисовать на шаблоне.

Знаки, сделанные детьми, могут размещаться в игротеке, в этом случае они становятся дополнительными карточками для игры, либо размещаются в группе в уголке безопасности или в детских инженерных книгах.

В игротеке также предусмотрено расположение всех дополнительных материалов (набор бумаги для рисования, тематические карточки, шаблоны) для фиксации детских идей, возникающих в процессе игры по любому модулю в виде рисунков, знаков, алгоритмов, схем, записей. Результатом деятельности с игротекой всегда является продукт детского творчества.

В зависимости от возможностей ребенка роль взрослого варьируется: он может выступать как помощником, советчиком в ситуациях, когда ребенок не владеет необходимыми навыками для работы с игротекой, так и соавтором либо партнёром по игре в ситуациях, когда ребенок действует самостоятельно.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...