Экологический проект «Малышам о природе»
проект (младшая группа)

Калинина Анна Викторовна
Тип проекта: познавательный Форма реализации: групповая Продолжительность: долгосрочный Участники проекта: воспитатель, дети 1 младшей группы, родители

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt.docx33.52 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №32»
             

Экологический проект

«Малышам о природе»


Тип проекта: познавательный

Форма реализации: групповая

Продолжительность:  долгосрочный

Участники проекта: воспитатель, дети 1 младшей группы, родители

        

Автор проекта:

воспитатель: Калинина А.В.

г. Коркино 2024г


Паспорт  проекта «Малышам о природе»

1.Введение

  1. Актуальность проекта

Умение жить в согласии с природой и окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их экологического воспитания.

Экологическое воспитание– одно из основных направлений в системе дошкольного образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

 Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на вопросы. Для того чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нами были созданы условия для поисково-исследовательской деятельности малышей.

  1. Социальная значимость

Формирование ценностей: В современном мире, где наблюдается рост индивидуализма и социальной изоляции, особенно важно раннее обучение детей основам дружбы, заботы и взаимопомощи. Проект создает фундамент для формирования гуманистических ценностей, таких как любовь, уважение и сострадание.

2. Экологическая осознанность: В условиях глобальных экологических проблем, таких как загрязнение окружающей среды и изменение климата, воспитание уважительного отношения к природе среди самых маленьких является необходимостью. Этот проект направлен на формирование у детей отзывчивости к экологическим проблемам, что позволит вырасти в осознанных граждан, заботящихся о планете.

3. Социальная интеграция: Проект также помогает в социализации детей, взаимодействию в групповом формате. Это важно для формирования у них навыков общения и сотрудничества, что в дальнейшем поможет избежать конфликтов и недопонимания.

1.3.Цель проекта

Цели проекта:

1. Формирование у детей положительного отношения к окружающей природе.

2. Развитие элементарных навыков заботы о животных и растениях.

3. Способствование эмоциональному и эстетическому восприятию мира. 

  1. Задачи проекта

- Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.

Развитие сенсорных способностей и эстетического восприятия природы: изучение форм, цветов, текстур.

- Использование игр и прогулок на свежем воздухе для формирования интереса к окружающей среде.

- Знакомство с первичными понятиями о погоде, растениях и животных через простые игровые занятия 

-Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.

Содержание проекта

2.1 Участники  проекта

Воспитатели , родители, дети младшей группы

2.2. Вид проекта

Долгосрочный,  групповой, познавательно-ис  исследовательский – творческий.

2.3.Сроки реализации проекта

Учебный  год

3. Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап:

  1. Разработка мероприятий.
  2. Разработка и накопление методических материалов.
  3. Создание необходимых условий для реализации проекта.
  4. Создание развивающей среды.
  5. Подбор необходимой художественной литературы по теме проекта.

  2 Основной  этап (календарный план- приложение 1) Основные мероприятия: Экскурсии  по участку. Наблюдения

Чтение сказок . Показ сказок. Рассматривание  иллюстраций

Дидактические игры, Игры с пособием  «Фиолетовый лес». Огород на окне. Продуктивная деятельность, конструктивная деятельность. Опыты. Участие в  экологических Акциях

Первое полугодие: Открытое познавательное занятие на тему: «Путешествие в осенний Фиолетовый лес»

3.Заключительный этап:

1. Второе полугодие: Открытое занятие

2. Обработка результатов по реализации проекта

3. Анкетирование родителей

4. Выставка игрушек, которые можно сделать из бросового материала и природного ( совместное творчество детей и родителей)

4.Ожидаемые результата проекта

ДЕТИ:

 У детей будут сформированы элементарные экологические знания культура поведения в природе.

Сформируются знания о взаимосвязи в природе.

Разовьется интерес к явлениям и объектам природы, навыки бережного отношения к растительной фауне, птицам, насекомым и животным экспериментировать, анализировать, делать выводы.

РОДИТЕЛИ: 

Обогащение уровня экологических знаний    родителей.

Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости экологического воспитания детей.

Создание единого воспитательно-образовательного пространства детский сад и семья по экологическому воспитанию дошкольников.

Появится возможность участия в совместных экологических проектах и мероприятиях.

6.Оценка и анализ


Итоговый анализ

7. Презентация результатов  

7.1. Презентация проекта  на Педсовете -анализ эффективности реализации проекта, представление опыта работы

по проекту);

2. Создание комплекта методических, дидактических материалов по проекту;

3. Размещение информации ВКонтакте ДОУ;

4. Пополнение материалами электронной картотеки.

5.Выставка продуктов детской деятельности.
7.2. Обратная связь от участников

Родители: активная помощь и заинтересованность родителей в организации взаимодействия с ДОУ по вопросам развития эмоционально-ценностное отношение детей к культуре людей разных национальностей населяющих нашу страну. Участие родителей в фольклорных праздниках, выставках, конкурсах.


8. Список  используемой литературы

- Николаева С.Н. «Юный эколог» - М.: Мозайка-Синтез,1999;

 -  Николаева С.Н. «Экологическое воспитание детей третий год жизни»

- Программа «Теремок» -М.: Издательский дом «Цветной мир», 2020.


Приложение 1

Перспективный план

по экологическому воспитанию детей первой младшей группы.

№п/п

Тема

Цель

Форма работы

сентябрь

1

Овощи, фрукты

Учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине несколько видов овощей и фруктов.

Беседа. Рассматривание овощей, фруктов.

Чтение сказки «Спор овощей». Дидактические игры: «Что растет на дереве, а что на земле»; «Узнай по вкусу»; «Сбор урожая». Просмотр сказки «Репка». Аппликация «Фрукты на тарелке». Рисование: «Яблоко». Целевая прогулка в огород. Поделки из природно-бросового материала (для родителей).

2

Кто живет в лесу.

Дать первоначальное представление о диких животных (заяц, медведь, лиса, волк). Учить видеть и называть отличительные особенности внешнего вида. Поощрять желание больше узнавать о них

Рассматривание картин с изображением диких животных. Потешка «Идет лисичка по мосту». Чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Драматизация русской народной сказки «Теремок». Сказка на фланелеграфе «Три медведя».

Чтение «Волчишко», «Зачем зайчику другая шубка» Е. Чарушина.

Хороводная игра «Зайка беленький сидит». Дидактические игры: «Кто где живет?», «Скажи ласково», «Найди детеныша».

3.

Солнышко лучистое.

Формировать понятие о том, что для жизни на земле нужно солнце.

Дидактическая игра: «Солнышко и туча». Игровое упражнение «Солнечный зайчик». Подвижная игра «Солнышко и дождик».

Октябрь

1.

В гости к деревьям.

Познакомить детей с деревьями (рябина, ёлка), где они растут, зачем нужны. Учить находить и называть ствол, ветви, листья.

Наблюдения за деревьями. Беседа о деревьях.

 Чтение стихотворения Н. Саконской «В лесу». Дидактические игры: «Найди по месту дерево», «Найди то, о чем расскажу».

 Слушание песни «Листопад» муз. Т. Покатенко. Труд в природе: сбор осенних листьев.

Сравнивание игрушечной елки с живой елью на участке. Чтение произведения Пришвина «Листопад».

Лепка модульная «Осеннее дерево».

Аппликация и рисование карандашами. Коллективная работа : «Осеннее дерево»

2.

Дождик, лей, лей!

Показать, что осенний дождь может быть разным, выявить простейшие связи между явлениями природы.

Слушание произведения «Грустный дождик» - муз. Д. Кобалевского.

Подвижная игра «Солнышко и дождик».

Рисование «Идет дождь».  Закличка «Дождик, лей, лей, лей».

ноябрь

1.

Золотая осень.

Расширять знания детей о приспособленности растений к изменениям окружающей природы. Учить определять и называть состояние погоды.

Загадывание загадок. Рассматривание картины «Золотая осень».

 Беседа об осени.

Рисование «Листопад».

2.

Ветер.

Показать природное явление – ветер. Учить определять ветреную погоду.

Чтение А.С. Пушкина «Ветер, ветер».

Игры с с

ултанчиками, бег с ленточками. Рисование «Ветер, ветер, ветерок!»

декабрь

1.

Котенька-коток и его друзья.

Дать первоначальное представление о домашних животных (корова, коза, лошадь), навыках, чем питаются. Прививать добрые чувства к домашним животным. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим.

Потешки: «Котик, коток», «Ты, собачка, не лай». Лепка «Прянички» по русской народной сказке «Кисонька мурысонька».

Настольный театр «Волк и семеро козля».

Рассматривание картин с изображением домашних животных.

Сказка «Бычок – смоляной бочок». Дидактические игры: «Чьи это детки», «Что дает корова», «Кто живет на бабушкином дворе».

2.

Зимний лес полон чудес.

Уточнить и расширить представления о диких животных, об их приспособленности к изменениям окружающей среды. Воспитывать любовь и заботу животных.

Путешествие в зимний сказочный лес.

 Чтение «Зачем зайчику другая шубка?».

 Рассматривание картины «Зайцы в лесу».

3.

Воличка-водичка.

Дать элементарные представления о свойствах воды. Подвести детей к выводу о необходимости воды для всего живого. Познакомить с процессом превращения воды в лед снега в воду.

Потешка «Водичка-водичка».

Беседа «Для чего нужна вода?».

Опыт: «Таяние снега, замерзание воды».

Изготовление цветных льдинок. Узнаем какая вода.

январь

1.

Курочка-Ряба и ее соседи.

Дать представление о домашних птицах (курица, утка, гусь), как они выглядят, как «разговаривают», чем питаются, какую пользу приносят, чем отличаются птицы от своих детенышей (птенцов). Воспитывать заботливое отношение к домашним птицам.

Дидактические игры: «На птичьем дворе», «Чей детеныш?», «Кто как кричит?», «Назови ласково».

Рассказы Ю. Дмитриева «Дети всякие бывают», «Цыплята и воробьята», «Утята и цыплята». Хр.см. для маленьких: 1987г. Ст.339-340. Сказка «Петушок и бобовое зернышко». Рассказ «Маленький утенок». Каралийчев А. Песенка «Жили у бабуси».

Конструирование «Заборчик для Петушка» .

2.

Пернатые друзья.

Познакомить детей с зимующими птицами (воробей, голубь). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к братьям нашим меньшим.

Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот».

Игра-забава «Наседка и цыплята». Наблюдение за птицами на участке.

Слушание песни «Птичка» - муз. Г. Фрида.

Рассматривание картины «Таня и голуби».

Рассматривание иллюстраций с изображение птиц.

Дидактическая игра «Найди пару».

Игра «Голуби и воробьи».

3.

Воздух вокруг нас.

Познакомить с понятием «воздух» и его свойствами (прозрачный, легкий, без запаха), ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть.

Опыт «Что в пакете?».

Игры с воздушным шаром и соломинкой. Надувание мыльных пузырей.

Февраль

1.

Волшебница зима.

Расширять знания детей о зимних явлениях природы.

Чтение Воронкова Л. «Снег идет». Стихотворение Берестова В. «Снегопад».

Рисование «Вот зима, кругом бело», «Уж ты, зимушка-зима». Подвижная игра «Снежинки и ветер».

Наблюдение за погодой на участке.

2.

Снеговичок.

Дать представление о свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия  тепла.

Рассматривание картины с зимним пейзажем.

Беседа о зиме.

Игра «Когда это бывает?» Опыт со снегом. Постройка снеговика на участке.

3.

Посадка лука.

Дать представление о луковице (желтая, круглая, гладкая, есть верхушка, корешок). Формировать навык посадки луковицы. Привлекать к наблюдению за ростом зеленых перышек. Развивать интерес и желание ухаживать за ним.

Загадки о луке. Рассматривание луковицы.

Опыт с луком. Наблюдение за ростом лука. Рассматривание появившихся зеленых перышек. Беседа со сверстниками и взрослыми о впечатлениях. Сравнение вновь посаженной луковицы с ранее высаженной.

Март

1.

Весна пришла.

Познакомить с характерными особенностями весенней погоды. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

Чтение стихотворения Клоковой М. «Зима прошла», А. Плещеева «Весна», А. Мошков «Ласточка примчалась», А. Толстой «Птица свела гнездо». Рисование «Сосульки длинные и короткие».

Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?».

2.

Я – человек.

Познакомить с телом человека, его строением.

Рассматривание книги «Мое тело».

Беседа. Дидактические игры: «Строение человека».

Игры: «Кто я?», «Узнай по голосу».

Развлечения: «Веселые человечки играют».

3.

Береги живое.

Рассказать о том, как люди помогают природе. Вспомнить, как они ей помогали. Воспитывать желание помогать слабым беззащитным, бережно относиться к природе.

Дидактическия игра «Хорошо-плохо».

Путешествие на полянку. Чтение стихотворения Моштаковой «Жил на свете один человек».

Наблюдение. Беседа. Игра «Убери мусор на поляне».

4.

Какой песок.

Познакомить со свойством и качеством песка. На собственном опыте убеждать детей в изменениях свойства песка. Показать детям водопроницаемость песка.

Опыт с песком. Рассматривание песка.

Игры с песком.

Лепка пирожков и печенья.

Лепка с помощью формочек  и песка разные фигурки.  

Апрель

1.

Экологическая тропинка.

Расширять знания детей о растениях. Показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период. Воспитывать бережное отношение к природе.

Целевая прогулка по объектам экологической тропинки.

Рассматривание картины «Весна».

Рисование «Одуванчики на траве».

Стихотворение Александровой «Одуванчик». Стихотворение Благининой «Яблонька».

2.

Насекомые – маленькие помощники.

Подвести к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых. Формировать желание наблюдать за ними. Воспитывать доброе отношение к миру природы.

Чтение «Божья коровка» - потешка.

Лепка «Червячки для цыплят». Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых.

Чтение рассказа «Пестрые крылья» .

Май

1.

Природа наш родной дом.

Учить на деле и в доступной форме помогать природе. Учить определять и называть состояние погоды. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе.

Рассматривание иллюстраций с изображением живой и неживой природы.

Экскурсия по участку детского сада.

Наблюдение.

Дидактическая игра «Берегите природу».

2.

Нужные вещи из ненужных вещей.

Дать понятие, что для изготовления различных вещей и предметов необходимо сырье. Учить детей логически мыслить, делать правильные экологические выводы. Воспитывать интерес и желание узнать из какого бросового материала можно сделать те или иные предметы.

Рассматривание игрушек, предметов.

 Выставка игрушк, которые можно сделать из бросового материала и природного.

Беседа. Дидактическая игра «Что из чего сделано».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "В мир природы с добротой"

Природа щедро отдает людям свои богатства. Как человеку выразить свою благодарность?Главный принцип жизни человека в гармонии с природой: "Не навреди". Познавая, не разрушай. Не бери у приро...

Экологический проект "Наш дом - природа"

Пояснительная записка   Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши д...

Экологический проект "Мы - друзья природы"

В течение 3 лет я работала по теме «Экологическое воспитание дошкольников». Проект «Мы – друзья природы» является обобщением опыта работы по данной теме.Цель: формировать у детей и родителей чувства с...

Экологический проект "Тропинка в природу"

Проект направлен на создание экологической развивающей среды на участках детского сада....

Проект "Малышам о природе"

Прект для второй младшей группы по экологическому воспитанию....

Экологический проект «Малышам о природе»

Экологическое воспитание– одно из основных направлений в системе дошкольного образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребнос...