Духовно-нравственное воспитание детей посредством использования художественной литературы и семейных ценностей в средней группе.
проект (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_semeynye_tsennosti.docx | 280.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №32»
Проект
Духовно-нравственное воспитание детей посредством использования художественной литературы и семейных ценностей в средней группе.
Воспитатель: Калинина А. В.
2024 год
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем, Основа основ — родительский дом.
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают!
А. Лесных
Много веков назад, когда не было письменности возникло устное народное творчество. Для детей народ создал замечательные сказки, потешки, прибаутки, загадки, песенки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К.Д.Ушинский: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто -нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героика - это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Сказка – средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников. Напрасно думать, что сказка была и есть лишь плодом народного досуга. Она была и есть достоинством и умом народа, его исторической памятью, наполнявшей глубоким содержанием размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам.
Тип проекта: информационно-творческий, поисковый.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители,
Сроки реализации проекта: долгосрочный
Цель проекта: формирование представлений детей о ценностях семейных традициях. Формирование интереса детей к русским народным сказкам, при совместном их чтении со взрослыми, создание оптимальных условий для развития диалогической речи дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Задачи проекта:
Образовательные:
- дать представление о понятиях: «родители», «родные», «семья», «традиции»
- расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь;
- формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить
разбираться в родственных связях.
Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа. Расширять представление детей о сказках. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь. Укреплять дружеские отношения в семье. Прививать любовь и интерес к русским народным сказкам.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей, активно включать их в творческо- поисковую деятельность.
- развивать коммуникативные навыки детей;
- развивать интерес к семейным традициям, реликвиям.
- Формировать умение поддерживать беседу, размышлять, высказывать свои предложения. Способствовать проявлению любознательности и интереса к познавательно - творческой деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к традициям, обычаям старшего поколения;
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях;
- воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе общения друг с другом, с родными;
- побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий.
Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры. Создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы и педагогическом процессе.
Задачи по работе с родителями:
- повысить компетентность родителей в вопросах сохранения и развития семейных традиций;
- привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества;
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Актуальность:
В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям,
сохранению семейных связей. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём. Ответ прост – сохраняя семейные ценности, возрождаем традиции!
В проекте «Духовно-нравственное воспитание детей посредством использования художественной литературы и семейных ценностей в средней группе» представлена совместная работа воспитателей, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
В ходе проекта дети получают более углубленные знания о своем имени и отчестве, о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.
Дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство из родителей не находят времени с ребенком почитать книгу. Но сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Дети будут иметь представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.
Повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с воспитателем.
Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, через народное творчество.
Ожидаемые результаты:
Дети будут знать:
- прошлое своей семьи;
- профессии своих родителей, бабушек и дедушек;
- значение своей фамилии;
- смогут полностью назвать свое имя и отчество;
- смогут составить рассказ о членах своей семьи, родословной;
- будут хорошо ориентироваться в традициях своей семьи;
- пополнят словарный запас (род, родословная, традиции);
- Дети будут иметь представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.
- Родители:
- приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;
- Повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с воспитателем.
- укрепят меж семейные и внутрисемейные связи;
- будет развито чувство гордости за свою семью;
- будут уважительно относиться к своим предкам;
- научатся организовывать семейные праздники;
Содержание проекта
1 этап: Подготовительный
- Подготовка различного материала по данной теме.
-Анкетирование родителей.
- Опрос детей по данной теме и обсуждение проблемных вопросов.
- Сбор, анализ и обобщение информации по теме «семья».
- Подборка материалов, игр, атрибутов для игровой деятельности, дидактических игр, иллюстраций.
- Подбор методической, научной и художественной литературы, материала и инструментов.
- Определение содержания проекта, составление плана мероприятий, предполагаемых результатов.
-Разработка конспекта совместного мероприятия с родителями «По дорогам сказок». Литературной викторины.
2. Основной этап. Практический
Раздел Программы | Вид деятельности | |
Социально- коммуникативное развитие | Сюжетно – ролевые игры: «Праздник в доме», «Дочки — матери», «Наша дружная семья», «День рожденья». | |
Дидактические игры: «Наведи порядок», альбом игра на липучках «Моя семья», игра на липучках «Семья. Чьи вещи?», «Разные профессии», «Расскажи сказку», «Спорт», «Как расти здоровым», Д/и по развитию речи «Теремок», Настольная игра-лото «Семья» (наши родные: как их называть). | ||
Строительные игры: «Дом, где я живу…», «Завод, где папа работает…». Проблемные ситуации: «Что ты будешь делать, если мама заболеет/ папа уедет?», «Оторвалась пуговица на платье у куклы, кто может помочь?», «Сломался стул/ игрушка». | ||
Коллективный труд: «Мы помощники». Театрализованная деятельность: Пальчиковый театр, настольный театр «Заюшкина избушка», «Маша и медведь»; магнитный театр «Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зёрнышко», кукольный театр, игры- инсценировки сказок «Теремок», «Рукавичка», «Репка» и т.д. | ||
Участие совместно с детьми в акции Крепка-Семья-Сильна-Россия. 14 февраля «День книгодарения» (Дарение книг для 1мл.гр. и 2 мл.гр.), выставка любимых книг. Посещение выставочного зала на тему: «День Защитника Отечества» | ||
Посещение кинотеатра им. Горького традиционно клуб «Кроха»: «День отца», «Мы бравые ребята», «Весенняя качель». Также в кинотеатре им. Горького мы посетили спектакль песочной живописи «Серебряное копытце» (Детский театр песка и теней «Скарабей» г. Челябинска). В детско саду: Театр марионеток «Оле Лукойе» -«Девочка с волшебными веснушками»; музыкальная сказка «Приключение Ёлки» (выставка совместных рисунков родителей и детей по этой сказке в группе на тему: «Любимый персонаж»); музыкальное представление «Шоу профессий». В мае посещение вместе с детьми вечного огня «Аллею памяти». | ||
Познавательное развитие | Создание фотоальбома совместно с детьми: «Моя семья». Беседы: «Моя семья», «Имена, отчества, фамилии», «Ласковые имена моих близких людей», «Где служил мой пап», «Полезные продукты», «Разные виды спорта», «Традиции нашей семьи», «Что такое генеалогическое древо?». | |
Просмотр мультфильмов: «Мама для мамонтенка», «Крошка Енот», «Цветик-семицветик», «Кукушка», «Снегурочка», «Морозко». | ||
Прослушивание: песенок о маме, папе, дедушке и бабушке. | ||
Чтение художественных произведений: Е. Благинина «Посидим в тишине», Л. Толстой «Бабушка и внучка», В. Катаев «Цветик — семицветик», «Дедушка и внучка», Б. Емельянов «Мамины руки», ненецкая народная сказка «Кукушка». В. С. Михалков «А что у вас?», А. Платонов «Ещё мама», В. Осеева «Волшебное слово», «Печенье», Л.Толстой «Косточка», чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Гуси-лебеди». | ||
Комплексный демонстрационный материал: «Сказки бабушки Матрёны» | ||
Заучивание: пословиц и поговорок о семье. | ||
Пальчиковая гимнастика: «Моя семья», «Кто живет у нас в квартире», «Мамины помощники». | ||
Художественно- эстетическое развитие | НОД: Рисование: Рисование по сказке «Рукавичка»: «Кто-то в рукавичке живёт?» | |
Лепка: по мотивам венгерской сказки «Два жадных медвежонка» | ||
Аппликация: по сказке «Заюшкина избушка»: «Избушка ледяная и лубяная», «Дарю сердце моей маме!» (8 марта), «Весёлые вертолёты» (23 февраля). | ||
Физическое развитие | Физкультминутки | |
Подвижные игры: «Гуси-гуси», «Горелки», «Карусель» Посещение с детьми Физкультурно-оздоровительного комплекса: оздоровительные упражнения и игры, проведённые тренером по дзюдо. | ||
Взаимодействие с родителями | Консультации для родителей: «2024 Год Семьи», «Что такое семья?», «Семейные традиции», «Семейное древо», «Семейные традиции: культура общения», «Роль книги в развитии ребёнка». | |
Памятки: «Спорт это важно», «В каких продуктах «живут» витамины», «Воспитание ребёнка начинается в семье», «Здоровый образ жизни семьи-залог здоровья ребёнка», «Зачем читать детям книги?». | ||
Анкетирование: «Семейные традиции» | ||
Выставки детского сада: «Осенняя ярмарка», «Мастерская Деда Мороза», «Пасхальная Русь». Выставки рисунков и поделок в группе: «Маму очень я люблю!» (День Матери), «Папа ты самый лучший» (портрет папы на «День Защитника Отечества»), «Моя мама самая красивая» (портрет мамы к 8 марта), «Генеалогическое древо» (в виде дерева или детских ладошек), «Любимый сказочный герой», «Пожарная безопасность», «Правила дорожного движения», «Мы сражались за Родину». Акция Трудовой десант «Борьба со снегом» Акция Крепка-Семья-Сильна-Россия (трое лидеров-семьи) Утренники: «День Матери», «День Защитника Отечества» (23 февраля), «8 марта», «Масленица», «Прощание с детским садом» (выпускной). Поздравительное оформление для родителей к празднику «День Матери», поздравительная газета к празднику «Наши папы бравые солдаты», к 8 марта «Наша дружная семья!». Мини-газеты на тему: «Как я провёл каникулы летние», «Семейные традиции», «Как я провёл зимние каникулы», «Мамины помощники», «Как провожу время с папой». Домашнее задание для родителей (совместно с детьми): -для создания книги сказок «Путешествие по сказкам» в группе (задание: «Сочиняем вместе»); -сделать семейное фото и принести в детский сад для создания фотоальбома «Моя семья»; -к выставке любимой книги (задание: поделиться фото, где изображена домашняя библиотека и как мне читает книгу мама или папа) Беседа с использованием презентации на тему: «Здоровый образ жизни» (проводит мама Софии: Липатникова Татьяна Владимировна). К празднику 9 мая принести фотографию близких и родных, которые воевали в ВОВ (задание: дети должны выучить где они воевали и кем были в ВОВ). На итоговом мероприятии совместно с родителями- награждение благодарственными письмами самых активных родителей. Помощь родителей в пошиве костюмов к инсценировки сказки «Репка». |
3 этап. Заключительный.
Завершающие мероприятия:
- Итоговая игра «Знатоки русских сказок»
- Посещение центральной библиотеки: «Литературная викторина»
- Совместное мероприятие с родителями «По дорогам сказок». Литературная викторина.
Продукт:
Инсценировка сказки «Репка»
Вывод: Данное проект позволяет сделать вывод о том, что разработанный перспективный план, формы и методы, применяемые в процессе духовно- нравственного развития дошкольников, очень эффективны в формировании духовно-нравственных качеств с организацией и применением сказок у дошкольников.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников будет более эффективно при использовании русских народных сказок как педагогического средства если: работа по духовно-нравственному воспитанию осуществляется целенаправленно в соответствии с намеченным планом; в работе будут учитываться разные виды деятельности по сказкам; будут учитываться индивидуальные и возрастные особенности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно- нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы
Призентация "Духовно- нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы"...
Тема «Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»
Духовно нравственное воспитание...
Консультация «Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»
Духовно-нравственное воспитание на современном этапе развития образования является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Нравственные категории, такие как хорошо и плохо, добр...
Духовно- нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы В. А.Сухомлинского
Духовно- нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы В. А.Сухомлинского...
«Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - оч...
БАНК дидактических и методических материалов по использованию по «Духовно-нравственному воспитанию детей посредством чтения художественной литературы»
Папка по самообразованию ТЕМА: «Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»...
Духовно-нравственное воспитание детей посредством использования художественной литературы и семейных ценностей в средней группе.
Цель проекта: формирование представлений детей о ценностях семейных традициях. Формирование интереса детей к русским народным сказкам, при совместном их чтении со взрослыми, создание оптимальных усло...