Доклад-консультация "Оформление и оснащение музыкальных уголков в группах ДОУ"
консультация
Оформление и оснащение музыкальных уголков в группах ДОУ
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Оформление и оснащение музыкальных уголков в группах ДОУ
СЛАЙД 1
Доброе утро, уважаемые коллеги! Влияние музыки на развитие детской личности в период её становления отмечается современными педагогами и психологами. Пение, танец, музицирование на инструментах активизируют мыслительные способности ребёнка, закладывают основы художественной культуры и формируют чувство прекрасного. Для успешного музыкального развития в предметно-пространственной среде группы воспитатель оформляет музыкальный уголок для совместной и самостоятельной деятельности детей.
Основные знания и умения ребенок получает на музыкальных занятиях, а закреплять их эффективнее в самостоятельной деятельности, когда дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут использовать пение, танец, игру на детских музыкальных инструментах в сюжетно-ролевых играх, сами организовать игры в «музыкальные занятия», «концерты», «театр».
СЛАЙД 2 Музыкальная предметно-развивающая среда в группах организуется по трем основным блокам:
- восприятие музыки;
- воспроизведение музыки;
- музыкально-творческая деятельность.
Оформление музыкальных уголков в группах младшего дошкольного возраста желательно строить на сюжетной основе, в старших – на дидактической.
СЛАЙД 3, 4, 5 Музыкальные уголки должны соответствовать современным требованиям. Речь идет об обеспечении уголка современной техникой (ее игрушечными аналогами), современными художественными средствами. Особое место отводится дидактическим, развивающим материалам, которые используются целенаправленно и побуждают к размышлениям, активизации интереса к музыке. Материалы музыкального уголка должны соответствовать возрасту детей, требованиям безопасности, эстетики и должны быть размещены в удобном и доступном для пользования детьми месте.
СЛАЙД 6,7 Музыкальный уголок в группе можно обустраивать по-разному: поставить небольшой шкаф с различными по размерам полочками или разместить несколько небольших модулей-трансформеров, на которых будут расположены детские музыкальные инструменты, музыкально- дидактические игры и пособия.
СЛАЙД 8 Для уголка также нужны 1-2 стола, или модули, которые трансформируются в столы, для самостоятельного музицирования и игровой деятельности. Музыкальный уголок оформляется в одном стиле, с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы.
СЛАЙД 9
Основное содержание уголка составляют разнообразные музыкальные пособия. Прежде всего, это музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, которые добираются с учетом возраста детей, последовательности ознакомления с тем или иным инструментом во время музыкального занятия. СЛАЙД 10 Во-вторых, это музыкально-дидактические игры и пособия, атрибуты для творческих музыкальных игр. СЛАЙД 11 Рациональным будет размещение музыкального уголка возле уголка театрализованной деятельности. Тогда дети легко могут использовать отдельные атрибуты, элементы костюмов, необходимые в музыкально-театральной деятельности.
Музыкальные уголки для младших и старших детей должны отличаться содержанием оборудования.
СЛАЙД 12(1)
Так, в музыкальном уголке для детей младших групп должно быть больше музыкальных игрушек, чем инструментов (неваляшка; музыкальные «поющие» и «танцующие» игрушки; музыкальные инструменты с фиксированным звуком - органчики, шарманки; шумовые инструменты -погремушки, колокольчики, бубен, барабан; атрибуты к музыкальным подвижным играм - флажки, султанчики, платочки и т.п.; СЛАЙД 12(2)иллюстрации по сюжетам знакомых песен; СЛАЙД 12(3)музыкально-дидактические игры «Птицы и птенчики», «Три медведя» и т.д.
СЛАЙД 13(1)
В средней группе к вышеперечисленным можно добавить металлофон; шумовые инструменты для детского оркестра; книжки «Наши песни» (каждая книжка иллюстрирует знакомую детям песню); СЛАЙД 13(2) музыкально-дидактические игры «Ножки и ладошки», 13(3)«Ритмические палочки» и др.; 13(4) музыкальная лесенка (трехступенчатая, на которой находятся большая и маленькая птичка); магнитная доска или фланелеграф.
СЛАЙД 14(1)
В музыкальном уголке для старшей группы добавляются бубны, барабаны, треугольники; музыкальные игрушки-инструменты с хроматическим и диатоническим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта); 14(2) музыкальные игрушки-самоделки; музыкально-дидактические игры «Узнай песенку по двум звукам», 14(3) «Ритмическое лото»; 14(4) рисунки детей к песенкам и знакомым музыкальным произведениям; музыкальная лесенка пятиступенчатая; атрибуты для детского танцевального творчества.
СЛАЙД 15(1)
В подготовительной группе к материалу старшей добавляются музыкальные инструменты: маракасы, кастаньеты, арфа, детское пианино; 15(2) портреты композиторов; папки-альбомы «Мы рисуем песенку» (с рисунками детей, в которых они отображают эмоции и чувства о прослушанных произведениях и полюбившихся песнях); 15(3) наглядные пособия «Симфонический оркестр», «Народные инструменты»; пособие «Эмоции» СЛАЙД 16(1,2) для определения характера мелодии при прослушивании музыки; музыкально-дидактические игры. Если позволяет интерьер помещения и по желанию, музыкальный уголок можно отгородить декоративной ширмой, которая легко убирается.
Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня: для воспитателя и для детей. СЛАЙД 17 На верхнюю полку помещают инструменты которые дети используют дозировано (например, металлофон), и те, которыми дети могут заниматься только под присмотром воспитателя, в соответствии с санитарно-эпидемиологических норм дошкольного учебного заведения (дудочки, губные гармошки и т. п.). СЛАЙД 18 На нижней полке - барабаны, ложки, треугольники, маракас. Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и выдавать знакомые детям звуки.
В самостоятельной практике очень важно использовать слушание классической, народной музыки, песен из мультфильмов, музыкальных сказок, а также проводить музыкальную релаксацию, способствующую психическому расслаблению детей. Для этого необходимо в каждой группе иметь магнитофон или портативную колонку с фонотекой из детских песен, народных мелодий, музыкальных сказок, инсценировок, которые должны быть отражены воспитателями группы в каталоге. Это позволяет удовлетворить желание детей послушать музыку, потанцевать, провести "концерт".
СЛАЙД 19
Для систематизации оснащения музыкального уголка целесообразно иметь его паспорт, в котором может быть предусмотрена такая классификация оборудования:
- озвученные детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования;
-неозвученные игрушки (имитационные);
- музыкально-дидактические игры и пособия;
- материал для творческих сюжетно-ролевых игр;
- атрибуты для музыкальных подвижных игр;
-аудиовизуальные пособия.
Озвученные детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования (бубны, погремушки, барабаны, маракас, колокольчики маленькие и большие, свистульки, дудочки, свирель, пищалки, свистки, саксофон, шарманки, музыкальные шкатулки). Также сюда можно отнести заводных пляшущих медведей, зайцев, кукол.
Неозвученные игрушки (имитационные): бутафорские музыкальные игрушки и инструменты или макеты инструментов - балалайки, гитары, гармошки и т.п. СЛАЙД 20 Они предназначены для создания игровых ситуаций, во время которых дети, фантазируя, представляют себя музыкантами, играющими на музыкальных инструментах. Важными для музыкального развития являются игры, в которых дети проявляют свое творчество, сочиняя попевки, песенки, придумывая пляски, используя знакомые танцевальные движения.
В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, которые развивают способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, чувство ритма, творческие способности, могут включать в себя разнообразные тематические альбомы: "Портреты композиторов” СЛАЙД 21, «Музыкальные инструменты» СЛАЙД 22, «Времена года», "Любимые песни” (альбом песен с иллюстрациями, причем каждая картинка должна отражать содержание определенной песни). Музыкально-дидактические игры должны быть красочно, эстетично оформлены, подобраны по возрасту. Их можно использовать индивидуально и с подгруппой детей. Воспитатель должен приучать детей к правильному и бережному пользования игрушками и инструментами, после игры убирать их на место. Не количество предметов, а их целесообразность и возможность использования детьми - это главный критерий по оснащению музыкального уголка.
СЛАЙД 23 Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО УГОЛКА В ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Куклы-неваляшки; 2. Образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. д.); 3. Органчики, шарманки; 4. Погремушки, колокольчики, бубен, барабан; 5. Музыкально-дидактические игры: «Матрёшка учит танцевать», «Где мои детки?», «Птицы и птенчики», «Угадай, на чём играю?», «Кого разбудило солнышко?», «Чудесный мешочек»; 6. Не озвученные инструменты (гармошка, дудочка, балалайка и т. д.); 7. Атрибуты к играм: «Кошка и котята», «Паровоз», «Мячи» и т. д.
8. Флажки, султанчики, погремушки, осенние листочки, снежинки, искусственные цветы; 9. Настольная ширма; 10. Перчаточная игрушка (для воспитателя); 11. Поющие и двигающиеся игрушки; 12. Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, в виде большого альбома, в виде отдельных красочных иллюстраций.
ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО УГОЛКА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
1. Образные музыкальные «поющие», «танцующие» игрушки; 2. Органчики, шарманки; 3. Колокольчики, погремушки, барабан, бубен; 4. Не озвученные инструменты: гармошка, балалайка, дудочка и т. д. ; 5. Флажки, султанчики, платочки, погремушки, осенние листочки, снежинки, искусственные цветы; 6. Настольная ширма, набор игрушек; 7. Перчаточная игрушка (для воспитателя); 8. Музыкальные картинки к песням: в виде куба или отдельные иллюстрации или альбом с картинками или книжки-малютки «Мы – поём»; 9. Металлофон, шумовые инструменты; 10. Фланелеграф или магнитная доска; 11. Музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Угадай колокольчик», «Цветик-семицветик» и т. д. ; 12. Атрибуты к играм: «Гуси вы, гуси», «Кошка и котята», «Курочка и петушок», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и другие; 13. Музыкальные лесенки (3-ёх ступенчатая, 5-ти ступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички.
ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО УГОЛКА В CТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУППАХ
1. Музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.) ;
2. Портреты композиторов;
3. Иллюстрации по теме «Времена года»;
4. Альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;
5. Пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;
6. Альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п. ;
7. Музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые) ;
8. Набор самодельных инструментов для шумового оркестра 9. Музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т. д. ;
10. Атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Алый платочек»)
11. Атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.) ; разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций.
Желательно в каждой группе иметь магнитофон и оформить фонотеку дисков с музыкальным репертуаром (набор дисков с записью детских песен, народной и классической музыки, голосов птиц и животных, шумов природных явлений и воды, русских народных сказок и сказок мира, народных плясовых мелодий, музыкальных сказок)
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида
детский сад «Березка»
Оснащение музыкальных уголков в группах ДОУ по возрастам
(памятка для воспитателей)
Подготовила музыкальный руководитель
Мареева Ю.Е.
2022г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Оформление и оснащение музыкальных уголков в группах ДОУ»
консультация...

Консультация для воспитателей на тему: «Оформление и оснащение музыкальных уголков в группах ДОУ»
В самостоятельной деятельности у детей возникают индивидуальные потребности и желания: одни рисуют, вторые лепят и строят, третьи музицируют на музыкальных инструментах и поют. Чтобы такая деяте...
Статья на тему: "Оформление и оснащение музыкальных уголков в группах в соответствии с программным содержанием образовательной области "Музыка".
1. Теоретическая часть:цели и задачи.2. Самостоятельная музыкальная деятельность детей в группе.3. Оформление музыкальных уголков в младших группах.4. Оформление музыкальных уголков в средних группах....

Статья на тему: "Оформление и оснащение музыкальных уголков в группах"
Какова цель организации музыкальных уголков, как создать благоприятные условия для развития музыкальных способностей детей, что может способствовать практическому усвоению музыкальных занятий в игрово...

Рекомендации для воспитателей «Оформление и оснащение музыкальных уголков в группах ДОУ»
В самостоятельной деятельности у детей возникают индивидуальные потребности и желания: одни рисуют, вторые лепят и строят, третьи музицируют на музыкальных инструментах и поют, четвёртые танцуют,...