Статья «Сенсорная комната в развитии детей в Доу»
статья (старшая группа)
Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорная комната в развитии детей в Доу
Левкина Марина Владимировна
воспитатель СП-Детский сад "Лучик" МБОУ "Прелестненская СОШ
Дошкольное образование
Наш детский садик расположен в сельский местности. Он маленький -всего две разновозрастные группы. В 2016 году была создана замечательная сенсорная комната. Так как, сад стали посещать дети, которые нуждались в дополнительных занятиях в сенсорной комнате. Что же это за комната и для чего она нужна?
Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие. Кроме того, сенсорное восприятие часто имеет эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов: приятно – неприятно, комфортно – дискомфортно, прекрасно – безобразно Это – профилактическое средство для детей от переутомления, стрессов, агрессии.
Сенсорная комната создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей. Детям очень нравится заниматься в сенсорной комнате.
Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате:
Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей: - снятие психоэмоционального напряжения; - саморегуляция и самоконтроль; - управлять своим телом, дыханием; - умение передавать свои ощущения в речи; - умение расслабляться, освобождаться от напряжения; - формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях уверенность в себе.
Развитие коммуникативной сферы детей: - эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;
- формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;
- преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).
Развитие психических процессов и моторики детей: - произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;
- память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности; - развитие координации, в том числе зрительно- моторной.
Особенностью сенсорной комнаты являются «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света, ощущений, нежные звуки успокаивающей музыки. Различные мягкие модули: мячи, шары, дорожки, «сухой бассейн».
Полезность сухого бассейна очень высока. Это место, для игр и отдыха детей, способствует улучшению деятельности сердечно-сосудистой системы ребенка, его центральной нервной системы. Сухой бассейн оказывает положительное влияние на органы дыхания, улучшение деятельности опорно-двигательного аппарата. Занятия в сухом бассейне дают отличный массажный эффект, тем самым улучшая в организме обмен веществ и кровообращение. Безусловно, все это, заставляет защитные силы организма активно работать, поэтому занятия в таких бассейнах оказывают как профилактическое, так и лечебное действие при различных заболеваниях.
Кроме всего, детские сухие бассейны положительно влияют на психоэмоциональное состояние ребенка. Дети испытывают огромное удовольствие и радость, увлеченные игрой они расслабляются, вследствие чего ведут себя более спокойней, с аппетитом едят и быстро засыпают.
В комнате имеется мягкое напольное покрытие.; предназначены преимущественно для релаксации и спокойных развивающих игр.
Напольная сенсорная дорожка способствует развитию рецепторов стопы, развитию тактильного восприятия, развитию координации движений, профилактика плоскостопия, стимулирует работу внутренних органов.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ условно можно разделить на три функциональных блока :
Релаксационный блок; в него входят мягкие покрытия пуфики и подушечки, напольные и настенные маты, сухие бассейны, приборы, создающие рассеянный свет, подвешенные подвижные конструкции, игрушки, установка для ароматерапии и библиотека релаксационной музыки
Активизирующий блок; в него входят все оборудования с светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики и т. д.
Общеоздоровительный блок
Сенсорная комната – это волшебный мир для ребенка! Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.
Любой ребёнок, лёжа в «сухом бассейне» или на мягком диване среди множества подушек, наблюдая за звездным небом, солнцем и луной, рассеянным светом, слушая успокаивающую музыку попадает в сказку. В такой комнате создаётся ощущение комфорта и безопасности.
В сенсорной комнате дети могут находиться в специально созданной для них среде, где каждый элемент призван вызывать у них интерес и желание исследовать. Здесь они могут учиться через игру, экспериментировать с различными материалами и улучшать свои навыки в области восприятия и общения. Важно отметить, что сенсорная комната может быть адаптирована под потребности детей с различными особенностями развития, что делает ее важным инструментом инклюзивного образования.
Благодаря различным сенсорным стимулам, представленным в комнате, дети могут развивать свою творческую мысль, улучшать память и внимание, а также учиться адаптироваться к новым ситуациям. Специально подобранные игрушки, материалы и оборудование помогают детям вырабатывать навыки сотрудничества, решения.
Ученые доказали, что чем беднее мир сенсорных ощущений ребенка, тем медленнее он развивается, а в поведении и мировоззрении становится больше стереотипов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/18/picture-378568-1629314808.jpg)
Возможности сенсорной комнаты в развитии детей дошкольного возраста
О значении дошкольного детства в жизни человека мы узнаем из исследований ученых, таких как А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский и др. Этот жизненный период они характеризуют к...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/14/picture-677161-1602700067.jpg)
Конспект интегрированного занятия в сенсорной комнате по развитию познавательной сферы и речи у детей 5–6 лет со сложной структурой дефекта по теме "Лесная школа"
Сенсорная комната-это волшебный мир сенсорных стимулов, активно влияющих на все основные рецепторы человека, через которые он познаёт окружающий мир. Вашему вниманию предоставлен конспект интегрирован...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/07/picture-472994-1680868626.jpg)
Сенсорная комната в развитии детей дошкольного возраста.
Сенсорная комната в развитии детей дошкольного возраста.В нашем детском саду в 2014 году стараниями педагогов была создана замечательная сенсорная комната. Что же это за комната и для чего она нужна?С...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/27/picture-851560-1493297032.jpg)
Полифункциональная интерактивная среда темной сенсорной комнаты в развитии детей с ЗПР.
Коррекционно-развивающая работа в условиях темно сенсорной комнаты предполагает не столько знакомство детей с ЗПР с интерактивным оборудованием, сколько непосредственное привлечение ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-706211-1447250368.jpg)
Статья "Сенсорная комната в эмоциональном развитии"
Развитие ребенка тесно связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, воздействие не будет эф...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/25/picture-1251758-1590401469.jpg)
Консультация для родителей "Роль сенсорной комнаты в развитии детей дошкольного возраста"
Цель:- улучшение эмоционального состояния;- снижение беспокойства и агрессивности;- снятие нервного возбуждения и тревожности;- активизация мозговой деятельности....
Использование оборудования сенсорной комнаты для развития речи детей
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов – к специально организованным занятиям с детьми с использованием инновационных технологий, к которым мо...