Самообразование по теме"Экологическое воспитание старших дошкольников"
методическая разработка (старшая группа)

Воронова Наталья Васильевна

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.

Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.

Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_po_ekologii1.doc97 КБ
Файл samoobrazovanie2.pptx769.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №4»

дошкольное отделение «Белочка»




Самообразование по теме:

«Экологическое воспитание старших дошкольников»






Воспитатель:

Воронова Наталья Васильевна



г. о. Мытищи

Актуальность:

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.

Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.

Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.

Цель саморазвития:

- повысить свой профессиональный уровень, систематизировать работу;

повышать профессиональное мастерство и компетентность в работе над

- формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста;

- развивать творческую активность, инициативу в инновационной, научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности при воспитании детей в современных условиях;

- создать условия для развития духовно-нравственной личности ребенка, формирования гуманного отношения к природе.

Задачи:

- повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;

изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;

- обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;

- создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;

- формировать осознанно-правильное отношение  воспитанников к природе.

План методической работы воспитателя по экологическому воспитанию

Овладение современными методами диагностики всестороннего развития дошкольников;

планирование индивидуальной работы с воспитанниками по результатам диагностики;

изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;

изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию;

периодическое изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах;

изучение нормативно-правовых документов;

участие в деловых играх, профессиональных конкурсах, вебинарах, выставках,

участие в семинарах и мастер-классах;

ознакомление с публикациями в печатных изданиях;

создание эколого-развивающей среды ;

составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников;

создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий;

составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;

разработка конспекта занятия по экологическому воспитанию;

проведение открытого занятия;

выпуск экологической стенгазеты  «Берегите природу»;

проведение экологических досугов, народных праздников;

изготовление экологического лэпбука «Берегите природу»;

участие в конкурсах;

мониторинг на конец учебного года, подведение итога.

План работы с детьми

1.Образовательная деятельность по экологическому воспитанию:

непосредственно-образовательная деятельность;

проведение КВН;

моделирование ситуаций;

экологические игры;

опытно-исследовательская деятельность;

чтение художественной литературы и разучивание стихотворений;

разучивание песен, пословиц, поговорок;

художественно-продуктивная деятельность;

экскурсии и целевые прогулки;

просмотр мультфильмов;

экологические спектакли.

2.Экологические досуги, народные праздники:

«Осенины»;

«Если хочешь быть здоров»;

«Синичкин день»;

«Зимушка-зима»;

«Покормите птиц зимой!»;

«Масленица»;  

«День Земли»; 

«День птиц»; 

«День посадки деревьев»;

«Всемирный день охраны окружающей среды».

3.Проведение сезонных выставок поделок.

4.Участие в дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах в сети интернет.

5.Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы:

 «Зеленая аптека»;

«Если хочешь быть здоров»;

«Вода вокруг нас»;

«Пернатые друзья»;

«Перелетные и зимующие птицы»;

«Синичкин день»;

«Покормите птиц зимой!»;

«Путешествие по заповедникам»;

«Мы друзья природы»;

«Овощи и фрукты – полезные продукты»

«Лекарственные растения».

6.Проекты:

«Эколята – молодые защитники природы»;

«Перелетные и зимующие птицы»;

«Лекарственные растения»;

«Если хочешь быть здоров».

7.Экологические акции:

«Покормите птиц зимой!»;

«Встречаем вестников весны»;

«Посади свое дерево»;

«Береги природу».

План работы с родителями

Анкетирование родителей по экологии;

Разработка плана – программы взаимодействия с семьями воспитанников;

Разработка и проведение консультаций для родителей:

«Наблюдение с детьми старшего дошкольного возраста в природе»;

«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»;

«Игры экологического содержания»;

«Ребенок и природа»;

«Психическое здоровье ребенка»;

«Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка»;

«Чистая планета Земля»;

«Народная медицина у нас под ногами»;

«Здоровьесберегающие технологии с детьми логопедической группы».

Памятки для родителей:

«В каких продуктах «живут» витамины»;

«Синичкин день»;

«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»;

«Берегите природу»;

«Мы против мусора»;

«День Земли»;

«День птиц»;

«День посадки деревьев»;

«Зеленая аптека»;

«Всемирный день окружающей среды».

Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми для групповых выставок;

помощь родителей в изготовлении кормушек в рамках экологической акции «Покормите птиц зимой!»;

участие родителей с детьми в проектах, акциях, выставках, конкурсах;

привлечение родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам и экологическим спектаклям;

привлечение родителей для участия с детьми на дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету;

помощь родителей в изготовлении скворечников в рамках экологической акции «Встречаем вестников весны».

Привлечение родителей к созданию альбомов: 

«Здоровый образ жизни»;

«Путешествие по карте»;

«Лекарственные растения»; 

«Берегите природу»;

 «Перелетные и зимующие птицы».

Экологические акции: 

«Покормите птиц зимой!»;

«Встречаем вестников весны»;

«Посади свое дерево»;

«Береги природу»;

«Очистим планету от мусора».

Совместное изготовление атрибутов к с/р., дидактическим играм, подбор и изготовление игрового оборудования;

Привлечение родителей к участию в воспитательно – образовательной работе с детьми по формированию экологической культуры.

Самообразование воспитателя немыслимо без работы с воспитанниками и их родителями. Вышеуказанные мероприятия способствуют самообразованию воспитателя и повышению профессионального уровня. В работе с детьми воспитатель повышает свое профессиональное мастерство и компетентность. Так же воспитатель развивает свою и детскую творческую активность, и создает условия для воспитания и формирования разносторонней личности.

Для систематизации и грамотной реализации процесса самообразования все вышеперечисленные мероприятия стоит распланировать по месяцам.

Сентябрь

План методической работы воспитателя по экологическому воспитанию

1.Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;

2. Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях.

План работы с детьми

1.Непосредственно-образовавательная деятельность;

2. Беседа с использованием компьютерной презентации «Мы – друзья природы»;

3.Опытно-экспериментальная деятельность;

4. Моделирование ситуаций;

5. Экологические игры;

6. Чтение художественной литературы и разучивание стихотворений;

7. Разучивание песен, пословиц, поговорок о природе;

8. Художественно-продуктивная деятельность;

9. Целевые прогулки;

10.Просмотр мультфильмов.

План работы с родителями

1.Анкетирование родителей по экологии;

2.Разработка плана – программы взаимодействия с семьями воспитанников;

3. Консультации с родителями: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста», «Наблюдение с детьми старшего дошкольного возраста

в природе»;

4. Создание альбома «Путешествие по карте»;

5. Привлечь родителей к конкурсу поделок из природного материала.

Октябрь

План методической работы воспитателя по экологическому воспитанию

1.Овладение современными методами диагностики всестороннего развития дошкольников;

2. Создание эколого-развивающей среды.

План работы с детьми

1.Непосредственно-образовавательная деятельность;

2. Беседы с использованием компьютерной презентации «Если хочешь быть здоров»; «Овощи и фрукты – полезные продукты»;

3.Опытно-экспериментальная деятельность;

4. Моделирование ситуаций;

5. Экологические игры;

6. Чтение художественной литературы и разучивание стихотворений;

7. Разучивание песен, пословиц, поговорок;

8. Художественно-продуктивная деятельность;

9. Целевые прогулки;

10.Просмотр мультфильмов;

11. Досуг «Если хочешь быть здоров»;

12. Реализация проекта «Если хочешь быть здоров».

План работы с родителями

1.Консультация: «Экология и мы», «Правильное питание детей дошкольного возраста»;

2. Участие родителей в изготовлении поделок из природного материала к конкурсу «Осенняя сказка»;

3. Участие родителей в проекте «Если хочешь быть здоров» (изготовление плакатов здорового образа жизни);

4. Привлечь родителей к подготовке праздника «Осенины»;

5. Изготовление альбома «Если хочешь быть здоров»;

6. Участие в конкурсе  рисунков на тему: «Правильное питание»;

7. Памятка для родителей: «В каких продуктах «живут» витамины»;

8. Участие в проекте «Если хочешь быть здоров».

Ноябрь

План методической работы воспитателя по экологическому воспитанию

1.Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию;

2. Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы.

План работы с детьми

1.Непосредственно-образовавательная деятельность;

2. Беседы с использованием компьютерной презентации «Синичкин день»; «Вода вокруг нас»;

3. Начало реализации проекта «Перелетные и зимующие птицы»;

4.Опытно-экспериментальная деятельность;

5. Моделирование ситуаций;

6. Экологические игры;

7. Чтение художественной литературы и разучивание стихотворений;

8. Разучивание песен, пословиц, поговорок;

9. Художественно-продуктивная деятельность;

10. Целевые прогулки;

11.Просмотр мультфильмов;

12. Досуг «Синичкин день»;

13. Праздник «Осенины»;

14. Конкурс плакатов «Очистим планету от мусора».

План работы с родителями

 

1. Консультация «Современные дети и природа»;

2.Памятка: «Синичкин день»;

3.Участие в международном дистанционном конкурсе «Осенняя мастерская 2020»;

4.Участие родителей в подготовке к досугу «Синичкин день» и к празднику «Осенины»;

5. Участие в конкурсе плакатов «Очистим планету от мусора».


Декабрь

План методической работы воспитателя по экологическому воспитанию

Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях.

План работы с детьми

1.Непосредственно-образовавательная деятельность;

2. Беседа с использованием компьютерной презентации «Покормите птиц зимой»;

3.Опытно-экспериментальная деятельность;

4. Моделирование ситуаций;

5. Экологические игры;

6. Чтение художественной литературы и разучивание стихотворений;

7. Разучивание песен, пословиц, поговорок;

8. Художественно-продуктивная деятельность;

9. Целевые прогулки;

10.Просмотр мультфильмов;

11. Досуг «Покормите птиц зимой»;

12. Конкурс поделок: «Рождественские чудеса»;

План работы с родителями

 1. Консультация «Психическое здоровье ребенка»;

 2.Изготовлении кормушек в рамках экологической акции «Покормите птиц зимой!»;

3.Памятка: «Берегите природу»;

4.Изготовление поделок с детьми «Рождественские чудеса»;

5. Участие родителей в подготовке к досугу «Покормите птиц зимой»;

6. Создание альбома «Перелетные и зимующие птицы».

Январь

План методической работы воспитателя по экологическому воспитанию

1.Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников.

2.Изучение нового материала по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

План работы с детьми

1.Непосредственно-образовавательная деятельность;

2. Беседа с использованием компьютерной презентации «Путешествие по заповедникам»;

3.Опытно-экспериментальная деятельность;

4. Моделирование ситуаций;

5. Экологические игры;

6. Чтение художественной литературы и разучивание стихотворений;

7. Разучивание песен, пословиц, поговорок;

8. Художественно-продуктивная деятельность;

9. Целевые прогулки;

10.Просмотр мультфильмов;

11. Досуг «Зимушка - зима»;

12. Конкурс поделок: «Рождественские чудеса».

План работы с родителями

1.Разработка и проведение консультаций для родителей: «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»;

2.Памятка: «Мы против мусора»;

3. Участие в подготовке к досугу «Зимушка - зима»;

4. Участие в конкурсе поделок «Рождественские чудеса».

Февраль

План методической работы воспитателя по экологическому воспитанию

1.Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;

2. Изучение нового материала по экологии;

3.Изготовление экологического лэпбука «Берегите природу».

План работы с детьми

1.Непосредственно-образовавательная деятельность;

2. Беседа с использованием компьютерной презентации «Вода вокруг нас»;

3. Опытно-экспериментальная деятельность;

4. Моделирование ситуаций;

5. Экологические игры;

6. Чтение художественной литературы и разучивание стихотворений;

7. Разучивание песен, пословиц, поговорок;

8. Художественно-продуктивная деятельность;

9. Целевые прогулки;

10. Праздник «Масленица».

План работы с родителями

1. Разработка и проведение консультации для родителей: «Прогулки на природу-основа здоровья ребенка»;

2.Памятка: «Берегите природу».

3.Участие в подготовке к празднику «Масленица».

Март

План методической работы воспитателя по экологическому воспитанию

1. Разработка конспекта открытого занятия «Встречаем вестников весны»; проведение открытого занятия для родителей;

2. Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу».

План работы с детьми

1. Непосредственно-образовательная деятельность;

2. Начало реализации проекта «Лекарственные растения»;

3. Беседа с использованием компьютерной презентации «Лекарственные растения»;

4.Опытно-экспериментальная деятельность;

5. Моделирование ситуаций;

6. Экологические игры;

7. Чтение художественной литературы и разучивание стихотворений;

8. Разучивание песен, пословиц, поговорок;

9. Художественно-продуктивная деятельность;

10. Целевые прогулки;

11. Досуг «День птиц»;

12. Реализация проекта «Перелетные и зимующие птицы».

План работы с родителями

1.Разработка и проведение консультации для родителей: «Народная медицина у нас под ногами»;

2. Помощь в изготовлении скворечников в рамках экологической акции «Встречаем вестников весны»;

3.Памятка: «День птиц»;

4. Участие родителей в подготовке к досугу «День птиц».

5.Участие в проекте «Перелетные и зимующие птицы».

Апрель

План методической работы воспитателя по экологическому воспитанию

Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий.

План работы с детьми

1.Непосредственно-образовавательная деятельность;

2. Беседа с использованием компьютерной презентации «Наш дом  - природа»;

3.Опытно-экспериментальная деятельность;

4. Моделирование ситуаций;

5. Экологические игры;

6. Чтение художественной литературы и разучивание стихотворений;

7. Разучивание песен, пословиц, поговорок;

8. Художественно-продуктивная деятельность;

9. Целевые прогулки;

10. Досуг «День Земли»;

11. Реализация проекта «Эколята – молодые защитники природы».

План работы с родителями

1. Разработка и проведение консультации «Экологические игры»;

2. Привлечение родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к досугу «День Земли»;

3.Участие в экологической акции «Посади свое дерево»;

4. Памятка: «День Земли»; «День посадки деревьев»;

5. Участие в проекте «Наш дом - природа».

Май

План методической работы воспитателя по экологическому воспитанию

1.Мониторинг на конец учебного года, вывод по диагностики;

2. Родительское собрание : «Наши успехи!»

План работы с детьми

1.Непосредственно-образовавательная деятельность;

2. Беседа с использованием компьютерной презентации «Зеленая аптека»;

3.Опытно-экспериментальная деятельность;

4. Моделирование ситуаций;

5. Экологические игры;

6. Чтение художественной литературы и разучивание стихотворений;

7. Разучивание песен, пословиц, поговорок;

8. Художественно-продуктивная деятельность;

9. Целевые прогулки;

10. Досуг «День Солнца»;

11. Реализация проекта «Лекарственные растения».

План работы с родителями

1. Разработка и проведение консультации для родителей: «Чистая планета Земля»;

2. Участие в подготовке к досугу «День Солнца»;

3. Создание альбома «Лекарственные растения»;

4. Участие в проекте «Лекарственные растения».

Литература:

1. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитание в детском саду. Москва. 2010 г.

 2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М.: Новая школа, 1995 г.

3. О. Ф. Горбатенко. «Система экологического воспитания в ДОУ»2- издание 2008г. «Учитель» Волгоград.

4. Н. П. Ильчук, В. В. Гербова, Л. Н. Елисеева, Н. П. Бабурова «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет» Москва. Издательство АСТ 1997г.

старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.

5. Л. Г. Селихова. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» - интегрированные занятия для работы с детьми

старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.

6. Т. И. Попова. «Мир вокруг нас» Москва. Издательство «Линка-пресс».1998г.

7. Л. С. Журавлева. «Солнечная тропинка» Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Москва. Издательство «Мозаика-

синтез» 2006г.

8. С. А. Козлова. «Я человек» Программа социального развития ребенка. Москва. «Школьная Пресса» 2004г

9. Т. И. Гризик. «Ребенок познает мир» Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2003г.

10. Л. Я. Гельперштейн. «Моя первая энциклопедия» Москва. РОСМЭН. 2013г.

11. Н. А. Рыжова «Не просто сказки» Экологические рассказы, сказки и праздники. Москва. «Линка-пресс» 2002г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

м униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №4» дошкольное отделение «Белочка » САМООБРАЗОВАНИЕ НА ТЕМУ: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Автор: воспитатель высшей категории Воронова Н. В.

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ Обострение экологической ситуации в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Слайд 3

ЦЕЛЬ Повысить свой профессиональный уровень, профессиональное мастерство в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста, создать условия для развития духовно – нравственной личности ребенка.

Слайд 4

ЗАДАЧИ - Повышение профессионального уровня педагогического мастерства ; - Изучение учебной, справочной и научно – методической литературы ; - Обеспечение непрерывного профессионального образования ; - Создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками ; - Формирование осознанно правильного отношения воспитанников к природе.

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»

Данный проект разработан с целью показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры....

Педагогический проект на тему: «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»

Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилия...

Консультация для родителей тема: «Экологическое воспитание старших дошкольников – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту....

Проект по самообразованию на тему «Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»

Проект по самообразованию на тему: «Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»...

план самообразования на тему "Экологическое воспитание старших дошкольников в детском саду"

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. П...