Проект с использованием STEAM-технологии «Пчела – полосатая труженица»
проект (подготовительная группа)
ЦЕЛЬ:
Расширить представление об экологических связях в природе на примере
жизни пчелы. Создать условия для развития познавательной активности детей.
ЗАДАЧИ проекта:
• Познакомить детей с насекомым -пчела, пчелиным царством.
• Расширить представления детей о пользе пчел, продуктах пчеловодства
(мед, прополис, воск, уза, перга) и использовании их человеком.
• Дать представление о работе пчеловода и поведении на пасеке.
• Формировать проектно-исследовательские умения и навыки.
• Развивать творческое мышление, воображение и память.
• Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
• Совершенствовать связную речь, обогащать словарный запас.
• Развивать мелкую моторику рук
• Развитие навыков программирования
• Развитие конструкторских способностей
• Развитие пространственного мышления
• Совершенствование навыков прямого и обратного счета
• Формировать умения систематизировать знания и умения, полученные в
ходе реализации проекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект с использованием STEAM-технологии «Пчела – полосатая труженица»
Разработала и реализовала:
Воспитатель Сайфетдинова А.Т.
Тип проекта: информационно - познавательно – практический –
исследовательский – творческий.
Продолжительность: долгосрочный срочный – 2 месяца
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
АКТУАЛЬНОСТЬ
В наше время экологическое воспитание дошкольников значимо и
необходимо. Экологическое образование начинается со знакомства с
объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый
день. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного
возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных
условиях. Дошкольники занимаются открытиями каждый день, познавая мир
вокруг. Современное общество желает видеть деятельного человека,
испытывающего познавательный интерес ко всему новому, способного
самостоятельно делать открытия и выводы, умеющего через креативность и
творчество реализовывать свои знания, умения и навыки, делиться ими с
другими. В данном случае на помощь приходят современные образовательные
технологии, направленные на всестороннее многоуровневое развитие ребенка
как самодостаточной личности, способной не только на принятие информации,
но и на ее поиск. Одной из таких технологий, активно реализуемой в нашем
ДОУ, является STEAM-технология, создающая условия для развития
технических и творческих навыков воспитанников.
Как сделать так, чтобы идеи экологического образования
реализовывались через разные виды деятельности ребенка с помощью
STEAM- технологий: экспериментирования, программирования,
конструирования, арт-креативной деятельности, мультипликации, умений
сравнивать, представлять, делать выводы? Одним из перспективных методов,
способствующих решению этой проблемы, является метод проектной
деятельности. Он развивает познавательный интерес к различным областям
знаний, формирует навыки сотрудничества.
В рамках реализации экологического образования и внедрения STEAMтехнологий в воспитательно-образовательный процесс был организован
проект, посвященный жизни насекомых, а именно пчел, их важности в
поддержании природного баланса и в жизни человека.
При изучении темы воспитанники знакомятся с условиями жизни
насекомых, расширяются представления детей о жизни пчел. Воспитывается
бережное отношение к пчелам, к продуктам пчеловодства и к окружающему
миру в целом.
ПРОБЛЕМА:
Во время прогулки дети увидели пчелу. Реакция ребят была неоднозначной.
Часть детей выразили восторг и любопытство, кто – то назвал ее осой,
другие — испугались. Были и такие ребята, которые предложили
уничтожить пчелу. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что
знания дошкольников о пчелах очень скудные. Таким образом, возникла
проблема: «Кто такие пчелы? Нужны ли они? Пользу или вред они
приносят?». Так возник проект «Пчела – полосатая труженица»
Участие детей в проекте позволило сформировать представления о
пчелах: особенностях их внешнего вида, пользе или вреде для человека,
развить творческие способности и поисковую деятельность.
Свою исследовательскую работу мы начали с мониторинга имеющихся
представлений детей и их ответов на проблемные вопросы:
• Кто такие пчелы?
• Как выглядит пчела?
• Какое строение пчелы?
• По каким законам живет пчелиная семья?
• Что такое мед?
• Какими свойствами он обладает?
• Где находит применение этот «эликсир»?
На эти, и многие другие вопросы мы хотели получить более развернутые
ответы в процессе развития своего проекта.
ЦЕЛЬ:
Расширить представление об экологических связях в природе на примере
жизни пчелы. Создать условия для развития познавательной активности детей.
ЗАДАЧИ проекта:
• Познакомить детей с насекомым -пчела, пчелиным царством.
• Расширить представления детей о пользе пчел, продуктах пчеловодства
(мед, прополис, воск, уза, перга) и использовании их человеком.
• Дать представление о работе пчеловода и поведении на пасеке.
• Формировать проектно-исследовательские умения и навыки.
• Развивать творческое мышление, воображение и память.
• Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
• Совершенствовать связную речь, обогащать словарный запас.
• Развивать мелкую моторику рук
• Развитие навыков программирования
• Развитие конструкторских способностей
• Развитие пространственного мышления
• Совершенствование навыков прямого и обратного счета
• Формировать умения систематизировать знания и умения, полученные в
ходе реализации проекта
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Сформировать у детей элементарные представления о жизни пчелы
(внешний вид, особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и
человеком)
- Развивать познавательно - исследовательскую и продуктивную
деятельность в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.
- Ввести в активный словарь детей слова: трудолюбивая пчела, улей, нектар,
опыление, соты, пчеловод.
- Воспитывать любознательность, интерес к живой природе, чувство
восхищения отлаженной жизнью пчел.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап - Подготовительный
Подбор литературы, аудиозаписей, иллюстраций; дидактических и
интерактивных игр; продуктов пчеловодства, оформление мини-музея -
«Пчелиная семейка», подбор игрового материала.
2 этап – Основной этап
S- наука
1. Беседы: «Что за насекомое пчела?», «Интересные факты из жизни пчел»,
«Как пчелы строят соты», «Откуда пчелы берут воск? », «Как пчелы общаются
друг с другом?», «Кто такой пчеловод», «Когда пчелы танцуют?», «Кто такие
трутни?», «Продукты пчеловодства», «Какие бывают сорта меда».
2. Сюжетно-ролевые игры: «На пасеке», «В лечебнице у доктора Айболита»,
«Путешествие на цветочную полянку».
3. Дидактические игры с использованием развивающего пособия
В.Воскобовича «Коврографа Ларчика»: «Помоги пчелке», «Что нужно
пчеловоду», «Отгадай насекомое», «Трудолюбивая пчелка», «Пчелки
собирают мед».
4. Интерактивные игры «Четвертый лишний», «Угадай и раскрась».
5. Подвижные игры «Лети в свой дом», «Маленькие пчелки».
6. Беседа «Пчела наш друг, пчела наш враг» (правила безопасности рядом с
пчелами).
7. Совместно с детьми разработать правила поведения с пчелами.
8. Создание библиотеки: книги о пчелах, продуктах пчеловодства;
иллюстрации, наборы открыток.
9. Видеотека: мультфильмы «Медовый переполох», «Пчелка Майя»,
«Лунтик».
10.Составление рассказов на тему: «Пчелиная семья», «Чем полезна пчела»,
«Весеннее приключение пчелки Жужи».
11.Ознакомление с художественной литературой: башкирская народная сказка
«Медведь и пчелы», Наталья Абрамцева «Сказка о веселой пчеле»,
К.Д.Ушинский « Пчелки на разведках», р.н.сказки «Козел», «Пчела и заяц»,
сказка Абдуллы Алиша «Нечкебиль», Тинг Моррис «Пчелы, бабочки,
стрекозы». Популярная энциклопедия для детей «Все обо всем»
T- технология
1.Игровая ситуация с использованием робота пчелы Bee-bot «Помоги пчелке
найти дорогу домой»
2. Игровая ситуация с использованием робота пчелы Bee-bot «Пчелиная семья»
3.Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства натурального меда»,
экспериментирование с использованием развивающего пособия «Дары
Ф.Фребеля» – «Полет пчелы».
E- инженерия
1. Конструирование с использованием «Lego-Duplo» - «Цветочная поляна».
2. Конструирование с использованием мягких модулей «Пчелкин дом»
3. Конструирование с использованием даров Фребеля «Пчелиная семья»,
«Жизненный цикл пчелки».
4. Конструирование с использованием мягкого конструктора «Пчелиные
соты».
5.Конструирование с использованием Лего –JUNIORS «Пчелка Жу-жу»
6. Конструирование с использованием развивающих игр В.Воскобовича
«Чудо-соты»
А- искусство
1. Рисование на камнях на тему «Пчелка Майя».
2. Нетрадиционная техника рисования с использованием
воздушно-пузырчатой пленки «Пчелкины соты»
3. Аппликация на тему «Пчелы летят на цветочную полянку» (коллективная
работа)
4. Оригами «Пчела»
5. Рисование на песке «В гостях у пчелки»
6. Оформление выставки: «Пчелиная семейка».
7. Слушание аудиозаписей: Н.Римский-Корсаков «Полет шмеля», песенка из
мультфильма «Пчела Майя», звуки природы, рой пчел.
8. Рассматривание картин Тюха И. А. «На пасеке»,Н.Богатого «Пасечник».
9. Лепка «Горшочек меда»
10.Пластилинография «Золотая пчелка»
11. Игры с использованием интерактивной песочницы «Пчелки»,
«Пчелиные истории»
12. Театральная постановка «История храброго Пчеленка»
10. Создание мультфильма «Пчелка Жужа»
M- математика
1.Игровая ситуация с использованием роботов пчел Bee-bot «Какая пчелка
первой доберется до цветка»
2. Закрепление прямого и обратного счета в пределах 6 на примере подсчета
лапок, крыльев, полосок у пчел.
3. Освоение практического деления целого на части с использованием даров
Ф.Фребеля «Чудо соты»
4. Сравнение объектов по пространственному расположению (слева (справа),
впереди (сзади от...)) с использованием роботов пчел Bee-bot «Построй домик
для пчелки»
Взаимодействие с родителями.
1. Сотворчество детей и родителей в оформлении мини-музея «Пчелиная
семейка», в составлении рассказов с детьми о пчелах по темам бесед.
2.Консультации «Оказание первой помощи при укусах пчелами», «Правила
поведения с пчелами».
3.Организация ярмарки «Продукты пчеловодства».
3 этап - Презентация проекта
4 РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
В ходе проекта, мы убедились в том, что пчёлы - наши лучшие друзья.
Они помогают избавиться от болезней, получить ни с чем несравнимое
удовольствие, счастье быть здоровым.
Они самые известные и самые уважаемые насекомые. Пчелы -
единственные насекомые, дающие человеку питательную и вкусную пищу. С
давних пор пчела служит символом трудолюбия.
Значение пчёл в нашей жизни неоценимо велико не только потому, что
опылительной деятельностью они сохраняют и увеличивают богатство
растительного мира, не только потому, что они сами являются
производителями питательных высококачественных продуктов, несущих
здоровье, но и потому, что само их общественное устройство вызывает у нас
большой интерес.
В ходе реализации проекта дети показали хорошие результаты;
-дети хорошо знают о жизни пчелы и ее друзей
-имеют представление о материалах, из которых изготовлены соты, улей.
-владеют навыками продуктивной деятельности
-владеют расширенным словарным запасом, навыками связной речи
-познакомились с трудом пчеловода
-знают о целебных свойствах меда, продуктах пчеловодства
- имеют представление о блюдах, включающих в свой состав мед
-сформированы умения использовать новейшие арт-технологии и
технологии программирования, робототехники и
мультипликации в условиях реализации экологического
образования.
Воспитанники, родители и педагоги - все мы члены одного коллектива.
Совместное участие в проектной деятельности помогла нам лучше узнать друг
друга, активизировать творческое общение родителей с детьми.
Родители стали более коммуникабельными, доброжелательными и
дипломатичными. Установились доверительные детско-родительские
отношения. У родителей появилась заинтересованность в продолжительном
сотрудничестве. От семей воспитанников поступают предложения
организовывать совместные встречи, походы, прогулки, экскурсии.
Результатом проекта, мы считаем, удовлетворенность от общения,
проделанной работы, совместных дел, и наш мультфильм «Пчелка Жужа», а
также организация познавательно-исследовательской деятельности детей с
использованием STEAM- технологии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном
детстве. - М: Просвещение, 2002 г.
2. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? -М.: «Издательство ГНОМ и Д»,
2003 г.
3. Мини-музей в детском саду / Рыжова Н.А.- М.: Линка - Пресс, 2008 г.
4.. Природа вокруг нас. / сост. М.А. Фисенко. - Волгоград: ИТД «Корифей»,
2007 г.
1. Дошкольное образование, №6 (12) / 2006 г.
2. Большая энциклопедия природы. - М.: ООО «Мир книги», 2004г.
3. От осени до лета. / Сост. Л.А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004 г.
4. Постников В.Ю. Моя самая первая книжка обо всем. Почемучка. М.:
Дрофа, 1996
5. Хоффман Г. «Кто живет на лугу»/ Пер. с нем. Т. П. Панфиловой. - М.:ООО
ТД «Издательство Мир книги», 2008. - 96с.
6. Махлин М.Д. / Насекомые.- СПб.: «БКК»,2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект для детей подготовительной группы "Красавица и труженица- река Лена"
Любовь к природе - это сложное чувство, которое слагается из эмоционально-положительного отношения, устойчивого интереса к природе и желания трудиться в природе, преобразуя и охраняя её.Знакомя детей ...

Летний проект во второй младшей группе "Труженица пчела"
Презентация летнего проекта "Труженица пчела".Цель проекта:познакомить детей с пчёламиразвивать познавательные и творческие способностистимулировать поисковую деятельность, желание делиться знаниями, ...
ПАСПОРТ ПРОЕКТА «КАК МЫ ПОМОГАЛИ ПЧЕЛАМ»
В ходе проекта изучали растения медоносы и составляли клумбу из этих растений....

Исследовательско-творческий проект в средней группе "Усатый-полосатый"
Очень важно прививать любовь к домашним животным уже с дошкольного возраста. Данный проект о кошках. Проект краткосрочный, он поможет воспитателям спланировать этапы проекта, выстроить работу с ...

Пчелка-труженица ПРОЕКТ
Цель: Создание условий для развития познавательно-исследовательской деятельности детей...