мини-музей «Народная игрушка»
материал (средняя группа)
мини-музей «Народная игрушка»
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Дошкольное детство — очень важный период в становлении личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств. Именно дошкольный возраст – благоприятный период воспитания: патриотизма, любви к малой Родине, воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти дошкольнику человеком – гражданином своей страны, патриотом, умеющим оценить и сберечь историческое и культурное наследие русского народа.
В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольников. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей, происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм ребенка дошкольного возраста выражается в его потребности участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличии у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.
Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них в ДОУ является работа по созданию мини-музеев.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Создание мини-музеев помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.
Музейная педагогика позволяет использовать дополнительные пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников.
- Является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса.
- Позволяет заложить основу гармоничного развития личности ребенка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус.
- Активизирует мыслительные процессы, облегчает процесс познания.
- Развивает воображение, фантазию, творческое отношение к миру.
- Способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры.
- Помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями.
Принципы музейной педагогики:
Наглядность
Доступность
Динамичность
Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).
Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-викторины и дидактические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.
Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:
заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;
выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)
Назначение создаваемых мини – музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. Экспонаты музея могут использоваться для проведения образовательной деятельности, для развития речи, воображения, интеллекта. Любой предмет мини-музея может подсказать интересную тему для разговора.
Каждый мини-музей – познавательный центр, результат общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей, а также – это эффективное средство интеллектуального, социального и патриотического воспитания детей.
Мини-музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи.
Цель создания мини-музея:
- Приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям через создание мини-музея.
- Создание благоприятных условий для самореализации детей, их интеллектуальных способностей и интересов в области краеведения.
Для реализации данной цели определены следующие задачи:
- Формирование у дошкольников представления о музее.
- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
- Развитие познавательных интересов и познавательной деятельности.
- Воспитание положительного отношения к культурно-историческим ценностям русского народа и чувство сопричастности нему.
- Развитие воспитательного потенциала семьи в патриотическом воспитании своих детей, активное привлечение к созданию мини-музеев.
Создание мини-музеев проходит в три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей.
- Определение темы и названия мини-музея, разработка его модели, выбор места для размещения.
- Создание разнообразных экспозиций: сбор экспонатов, их группировка, оформление, изготовление игр, макетов.
- Организация детской деятельности в мини-музее: подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОО, организация выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.
Виды оформления мини-музея:
- Горизонтальное размещение экспонатов на одной плоскости.
- Вертикальное расположение экспонатов на полочках, стеллаже (музей народной игрушки, кукол можно расположить рядами в вертикальном расположении, чтобы выделить группы в экспонатах).
- На стендах (можно использовать для легких экспонатов, которые могут крепиться к стенду).
Формы работы в мини-музее:
- Беседы с детьми.
- Экскурсии для детей и родителей.
- Самостоятельное рассматривание экспонатов.
- Мастер-класс по изготовлению экспонатов.
- Работа творческой группы по пополнению мини-музея экспонатами.
В процессе создания мини-музеев учитывались следующие принципы:
- интеграции – мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, “Социализация”, по воспитанию у детей патриотических чувств;
- деятельности и интерактивности – мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);
- научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;
- гуманизации и партнерства – мини-музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе “взрослый – ребенок”, “ребенок – ребенок”;
- культуросообразности – мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;
- динамичности и вариативности – экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;
- разнообразия – наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;
- регионального компонента – мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
Процесс модернизации дошкольного образования предполагает развитие ребенка посредством приобщения его к народным истокам через игровую деятельность, с использованием народных игр и игрушек. Народная культура передает национальную самобытность народа. Этот богатый материал не только формирует любовь к традициям своего народа, но и обогащает знания детей об окружающей жизни. Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы.
Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях, необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке.
Создание мини-музея «Народной игрушки» в образовательном пространстве значительно обогащает развивающую среду группы. Выполняя свою педагогическую функцию, мини-музей народной игрушки открывает для детей возможность узнать культуру, историю страны, родного края, для формирования основ патриотического воспитания.
Мини-музей «Народной игрушки» позволяет приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности, позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
Причиной создания мини-музея «Народной игрушки» в детском саду стало то, что народные игрушки незаметно исчезли из жизни наших детей. Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Восновном ребята играют с персонажами иностранных кукол и мультфильмов (куклы Барби, Винкс, Человеки-пауки и др.), которые не несут никакой педагогической ценности, а зачастую травмируют психику наших детей.
Именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. Народные игрушки имели важное значение в жизни наших далёких предков. Сначала они были объектом древних ритуалов, затем их предназначением явилась подготовка ребёнка к будущей жизни.
Русская народная игрушка считается одним из эффективных средств приобщения детей к национальной культуре, формирования нравственных качеств, коммуникативных умений и навыков, духовного возрождения, эстетического и трудового воспитания.
В процессе знакомства воспитанников с историей русской народной игрушки, процессом ее изготовления, особенностями пропорций, цвета игрушки, народными мастерами и центрами, где ее изготавливают, разными видами игрушек, региональными особенностями их выполнения, ребенок в буквальном смысле «окунается» в глубину нашей истории, истории своего народа.
Игра с народной игрушкой, формирует у детей гражданское сознание, так как в каждом таком предмете (кукле, петушке, лошадке, матрешке и др.) есть история, олицетворяющая самобытность нашего государства. Игры с народной игрушкой, ее самостоятельное изготовление дошкольниками вместе с овладением родным языком, восприятием фольклорных произведений, являются источником формирования у ребенка того «душевно-духовного уклада», который потребуется ему в его дальнейшей жизнедеятельности, являются приобщением его к культурной народной традиции, истокам нашей Родины. В такой игре, лучше всего решаются педагогические задачи, народная игрушка становится предметов взаимодействия с окружающим миром, игра приобретает свою яркость и насыщенность. При систематической работе по данной теме, подбирая методы и приёмы работы, дети исследуют игрушки по содержанию, видам, материалу и технике исполнения.
Цели создания мини-музея «Народной игрушки»:
- Познакомить детей с историей России на примере народной игрушки;
- Воспитывать интерес к народным промыслам;
- Познакомить с русским народным фольклором посредством народной игрушки;
- Развивать воображение, художественный вкус, моторику рук.
- Привлечь внимание родителей к истории нашей страны с использованием народной игрушки;
- Организовать совместную деятельность и досуг родителей с детьми;
- Повысить общий культурный уровень родителей.
Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны учитывать возрастные особенности детей.
Тематика мини-музеев народной игрушки может быть различной:
«Тряпичные и вязаные куклы»
«Глиняные игрушки»
«Фарфоровые игрушки»
«Деревянные игрушки»
«Игрушки из бумаги»
«Богородская игрушка»
«Русская матрешка»
«Игрушки-забавы»
Экспонаты могут находиться в свободном доступе у детей и использоваться ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Экспонаты могут быть выполнены профессиональными мастерами, а также воспитателями, родителями и детьми.
В мини-музее могут быть также организованы:
«Галерея творчества»
Оформлена в виде стенда, где расположены детские рисунки, аппликации, фотографии. Фотографии после некоторого времени переносятся с полотна в фотоальбом. Эти композиции постоянно меняются в соответствии с изменениями тематики по ознакомлению с народными игрушками: Гжель, Дымка, Хохлома, Городец и др.
Экспонаты галереи могут быть использованы в процессе организованной познавательной, образовательной деятельности в различных образовательных областях.
«Библиотека»
Здесь собран материал о видах народной игрушки (альбом, книга), загадки, стихи и авторские произведения о народных игрушках, которые могут быть использованы в образовательной деятельности и в свободной деятельности, при работе с родителями.
«Мастерская»
Материалы для рисования, лепки, аппликации расположены на низкой полке. Дети могут использовать их в процессе самостоятельной художественной деятельности или вместе с педагогом в процессе образовательной деятельности.
На базе мини-музея народной игрушки можно проводить различные формы работы:
– чтение художественной литературы
– НОД по формированию элементарных математических представлений
– развитие речи (беседы о быте человека и народных промыслах в старину)
– художественное творчество: лепка, рисование, аппликация
– дидактические игры
– хороводные игры
– знакомства с народными праздниками
– театрализованные представления
Таким образом, создание музейной среды в дошкольной организации с помощью детей и их родителей, социальных партнеров предоставляет редкую возможность приобщения к природным, материальным и внутренним богатствам общества в процессе интересной деятельности. Музейная педагогика научит детей, и не только их, дорожить и оберегать наследие предшествующих поколений и умело ими воспользоваться. Это даст ощущение почвенности и будет содействовать формированию единства картины мира и исторического процесса, социализации личности.
Использование средств музейной педагогики в патриотическом воспитании дошкольников в воспитательно-образовательном процессе, поможет воспитать у дошкольников интерес к родным местам, а также приобщить детей к истокам народной культуры, сохранению её традиций и воспитания чувства патриотизма.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини – музей «В стране игрушки»
Наименование мини-музея: «В стране игрушки».Профиль мини-музея: познавательный.Расположение мини-музея: Занимает место в групповой комнате в центре познавательной деятельности....
Экскурсия в мини-музей «В стране игрушки» для детей I младшей группы
Тема: «Развивающие игрушки»Цель: Формирование представлений о различных видах развивающей игрушки.Задачи:Знакомство с разновидностями игрушки, её свойствами и признаками. Развивать тактильные восприят...

Презентация "Мини-музей русской народной игрушки"
В группе я создала мини-музей для лучшего знакомства детей с народной культурой и традициями....

Перспективный план к мини музею " Матрешка - любимая игрушка детей"
Разработала перспективный план к мини-музею " Матрешка - любимая игрушка детей" по месецам - это и открытые мероприятия для детей совместно с родителями...

Мини -музей«МУЗЕЙ ИСТОРИЯ ИГРУШКИ»
Эту презентацию я изготовила для родителей , чтобы познакомить с мини музеем нашей группы....

Мини-музей "Русская народная игрушка"
Представлены цель создания мини-музея, задачи; фотографии экспонатов....

Мини-музей "Русская народная тряпичная игрушка"
Русская тряпичная кукла – это образ и символ времени, культурное наследие страны и народа, отражение духовного развития поколений. С давних времён она является традиционной русской игрушкой, сим...