игры по психомоторике
картотека (старшая группа)

картотека игр по развитию психомоторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_na_form_psixomotoriki.docx991.12 КБ

Предварительный просмотр:

 

Игры и упражнения для развития психомоторики у детей дошкольного возраста.

https://i.pinimg.com/originals/7c/de/f4/7cdef4e679b20769b7370d9e95f84513.png

Примеры дифференцированных упражнений и игр, направленных на развитие динамического параметра движений.

- для детей с низкой двигательной активностью.

 Игра «Футбол»

Цель игры: развитие общей моторики и динамической координации движений, стимуляция двигательной активности детей.

Ход игры: из группы детей выбираются два участника, задача которых загнать в свои «ворота» свой мяч. Передвижение к воротам осуществляется прыжками на одной ноге, которой толкается мяч в нужном направлении. Игра имеет соревновательный характер. Выигрывает тот участник, чей мяч раньше окажется в воротах.

Игра «Кто быстрее?»

Цель игры: тренировка мелкой моторики, стимуляция двигательной активности детей.

Ход игры: из группы детей выбираются несколько участников, задача которых свернуть пальцами атласную ленту в рулон. Упражнение имеет соревновательный характер, выполняется под музыкальное сопровождение.  Выигрывает тот, кто быстрее и качественнее скрутил ленту. Игру можно проводить одновременно с несколькими участниками или попарно.

- игры для детей с высокой двигательной активностью.

Пальчиковая игра «Цветок»

Цель игры: тренировка мелкой моторики, умения соотносить темп речи и движения.

Ход игры: упражнение выполняться вначале под стихотворное сопровождение педагога, затем - под самостоятельное проговаривание текста детьми:

Шевелились у цветка                                  

руки соединены перед собой основаниям ладоней, пальцы двигаются вразнобой

Все четыре лепестка

поочередно соединяются одноименные                                                                                     пальцев левой и правой руки

Я поймать его хотел

руки сцепляются в замок, пальцы ритмично сгибаются  и разгибаются

Он вспорхнул и улетел

руки сжимаются в кулаки и разжимаются;

                     

Игра «Что я съел?»

Цель игры: тренировка сложных движений лицевых мышц, произвольная регуляция двигательной активности.

Ход игры: дети по очереди тянут карточки с изображением продуктов (лук, лимон, варенье, перец, шоколад) и, не показывая рисунок остальным, пытаются изобразить только мимикой вкусовые качества продукта – остальные дети отгадывают его название. Перечень продуктов перед игрой оглашается.

Примеры упражнений и игр, направленных на развитие темпо-ритмического параметра движений.

Игра «Часы» Вариант для детей с низкой двигательной активностью.

Цель игры: развитие общей моторики, темпо-ритмической организации движений, стимуляция двигательной активности детей.

Ход игры: дети по очереди прыгают через скакалку, соотнося количество прыжков с названным числом: «Часы пробили ровно час – раз! Часы пробили ровно два – раз, два!». Необходимо добиваться ровного, ритмичного вращения скакалки детьми, т.к. оно задает темп прыжков. При затруднении в удержании темпа детям необходимо вначале потренироваться прыгать на месте без скакалки.

Вариант для детей с высокой двигательной активностью. 

Цель игры: развитие общей моторики, темпо-ритмической организации движений, произвольная регуляция движений в соответствии с заданным темпом.

Ход игры: дети по очереди прыгают через скакалку, соотнося количество прыжков с названным числом: «Часы пробили ровно час – раз! Часы пробили ровно два – раз, два!». Необходимо вращать скакалку в медленном темпе, чтобы каждый прыжок ребенка был изолированным, без промежуточных (лишних) прыжков. При затруднении в удержании темпа детям необходимо вначале потренироваться прыгать в заданном темпе на месте без скакалки.

 Примеры упражнений и игр, направленных на развитие серийной организации движений.

- игры для детей с низкой двигательной активностью.

 Игра «Попрыгунчик»

Цель игры: тренировка серийной организации движений, стимуляция двигательной активности детей.

Ход игры: детям предлагается под музыкальное сопровождение выполнять чередование следующих движений: ходьба на месте – 2 прыжка на месте – 2 прыжка на левой ноге – 2 прыжка на правой ноге; 2 прыжка вперед – 2 прыжка назад – 2 прыжка на левой ноге – 2 прыжка на правой ноге. Каждое движение выполняется на один счет.

- игры для детей с высокой двигательной активностью.

Игра «Будь внимательней»

Цель игры: развитие общей моторики, серийной организации движений, внимания, тренировка произвольной регуляции движений.

Ход игры: детям предлагается выполнить по команде и по образцу серии из нескольких движений: руки в стороны - руки на пояс – руки на плечи – руки вверх – руки вниз. После освоения детьми движений задание изменяется: педагог дает команды и сам выполняет другие движения. Дети должны выполнять движения строго в соответствии с командами.

Примеры упражнений и игр, направленных на развитие чувства ритма.

- игры для детей с низкой двигательной активностью.

Игра «Зайка»

Цель игры: развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, стимуляция двигательной активности детей.

Ход игры: детям предлагается проговаривать стихотворение, сопровождая каждую строку определенными движениями.

Ушки длинные у зайца,                    

ладошки ставятся на макушку на манер заячьих ушей и ритмично сгибаются

Из кустов они торчат

пальцы сжаты в кулак, выпрямленные указательный и средний палец ритмично сгибаются

Ушки прыгают и скачут

чередование ритмичных хлопков в ладоши и о коленки

Веселей самих зайчат

ритмичные прыжки на месте

Наши ушки на макушке,                          

ладошки ставятся на макушку на манер

заячьих ушей и ритмично сгибаются

Не придется вам скучать!                                             

руки на поясе, ритмичные

наклоны в стороны

Мы веселые зверушки,                                        

чередование ритмичных хлопков в ладоши и о коленки

Любим прыгать и плясать

 ритмичные прыжки на месте

- игры для детей с высокой двигательной активностью.

Игра «Эхо»

Цель игры: развитие чувства ритма, слухового восприятия, тренировка произвольной регуляции движений.

Ход игры: педагог дает каждому ребенку по очереди ритмический образец хлопками или протопыванием об пол, который ребенок должен в точности повторить другим способом. Педагог: три хлопка в ладоши, ребенок – три раза топает ногой об пол и т.д.

Примеры упражнений и игр, направленных на развитие  слухового и фонематического восприятия, анализа и синтеза.

- игры для детей с низкой двигательной активностью.

Игра: «Живые звуки»

Цель игры: развитие фонематического восприятия, стимуляция двигательной активности детей.

Ход игры: дети стоят в шеренге перед педагогом, на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Педагог произносит вразнобой гласные звуки: А – У – О – И – Ы – Э. Задача детей изобразить услышанный звук определенным движением.

Примеры изображения звуков:

«А»  - ноги широко расставлены, спина прямая, руки разведены в стороны и опущены под углом 45 градусов.

«У» - ноги вместе, спина прямая, руки перед собой выпрямлены вниз и соединяются ладошками.

«О» - ноги на ширине плеч, спина прямая, руки подняты над головой и соединены, образуя круг.

«И» - ноги на ширине плеч, спина прямая, руки подняты ровно вверх.

«Ы» - ноги на ширине плеч, спина прямая, руки подняты вверх под углом 45 градусов.

«Э» - ноги широко расставлены, спина прямая, руки поднимаются к плечам.

- игры для детей с высокой двигательной активностью.

Игра: «Слушай – прыгай!»

Цель игры: развитие общей моторики, навыка определения количества слогов, тренировка произвольной регуляции движений.

Ход игры: дети стоят в шеренге перед педагогом. Педагог по очереди для каждого ребенка произносит определенное количество (от одного до четырех) прямых слогов, состоящих вначале из одинаковых, как вариант усложнения - из различных гласных и согласных звуков. Задача каждого ребенка подпрыгнуть на месте столько раз, сколько слогов было произнесено. При затруднении возможно сопряженное выполнение, самостоятельное произнесение слогов ребенком. После усвоения игры прыжки могут выполняться всеми детьми одновременно.

Примеры упражнений и игр, направленных на коррекцию звуко-слоговой структуры слова.

- игры для детей с низкой / высокой двигательной активностью.

Игра: «Цепочка»

Цель игры: развитие общей моторики, отработка способов передачи мяча, отработка отраженного произнесения прямых и обратных слогов, слогов со стечением.

Ход игры: дети становятся в круг, педагог начинает передавать по кругу мяч (бросать из рук в руки, ударять об пол, катить по полу), сопровождая передачу мяча произнесением определенного слога – дети продолжают передавать мяч, произнося данный слог. Когда мяч возвращается к педагогу, дается другой слог, способ передачи мяча изменяется. Отрабатываются вначале прямые, затем обратные слоги, слоги со стечением согласных.

Игра: «Не повторись»

Цель игры: развитие общей моторики, отработка способов передачи мяча, отработка навыка составления слогов из звуков.

Ход игры: дети становятся в круг, педагог начинает передавать по кругу мяч, (бросать из рук в руки, ударять об пол, катить по полу), сопровождая передачу мяча произнесением слога с определенным гласным звуком – дети продолжают передавать мяч, произнося другой слог с этим же гласным. Повторения не допускаются. Когда мяч возвращается к педагогу, дается слог с другим гласным звуком способ передачи мяча изменяется. Отрабатываются вначале прямые, затем обратные слоги, слоги со стечением согласных.

Примеры игр, направленных на развитие общей моторики, статической координации.

- игры для детей с низкой / высокой двигательной активностью.

Игра «Волк и зайцы»

Цель игры: развитие общей моторики, тренировка равновесия. Для детей с низкой двигательной активностью – стимуляция двигательной активности.

Ход игры: среди детей выбирается ведущий – «волк», который пытается осалить остальных – «зайцев». Дети свободно бегают по залу, волк стоит в стороне. По команде педагога: «Волк», дети должны остановиться и стоять на одной ноге. «Волк» имеет право салить тех, кто теряет равновесие и подставляет другую ногу. Осаленный ребенок становится «волком».

Развитие тактильных ощущений

Приемы самомассажа

поглаживание - и.п.- кисть и предплечье левой руки на столе ладонью вверх. Начинаем с легкого поглаживания подушечками пальцев правой руки пальцы левой от ладони к концу пальцев. Приемы поглаживания:

  • круговое поглаживание ладошки
  • спиралевидное
  • зигзагообразное поглаживание
  • поглаживание тыльной стороны
  • растирание - ладонь об ладонь
  • циркулярное растирание (намыливание)
  • разминание - подушечкой большого пальца круговое разминание ладони
  • щипцеобразное разминание края ладони
  • вибрация - игра на пианино подушечками четырех пальцев правой руки у оснований пальцев левой руки,
  • поколачивание ладонной впадины кончиком указательного пальца
  • поколачивание щепоткой пальцев.
  • пила - ребром ладони правой руки имитируем пиление вверх- вниз по левой руке.
  • каток - костяшками согнутых пальцев правой руки разминаем вверх- вниз ладонь левой.
  • буравчик - правая рука сжата в кулак, его костяшками «буравим» левую ладонь.
  • спиральки - каждый палец левой руки поочередно кладется на четыре пальца правой руки.
  • большим пальцем правой руки делаем спиралевидные движения по пальцу левой вверх от основания к кончику.

Самомассаж ладоней и пальцев с предметами                                    

           Упражнения с карандашом  

1.        Карандаш прокатывается между ладонями до кончиков пальцев.

Карандаш в руках катаю, между пальцами верчу.

Непременно каждый пальчик быть послушным научу.

2. Взять        карандаш вертикально подушечками указательного и большого пальцев. Сжимать карандаш, с силой пружиня его, как бы желая расплющить. Расслабление мышц при сжатии чередуется с их расслаблением. Перехватить карандаш в вертикальном положении большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим пальцем и мизинцем. Снова делать пальцами пружинящие движения. После стряхнуть кисть рук, расслабляя ее.1

3.        Не        выпуская карандаш, повернуть ладони так, чтобы одна была сверху, а другая - снизу. Карандаш находится в горизонтальном положении между ладонями и выполняет функции массажера. Перемещать ладони вперед-назад, совершая энергичные движения от начала ладони до кончиков пальцев.

4.             Карандаш перетирать, нажимая подушечкой большого пальца перемещать карандаш вверх – вниз подушечкам остальных четырех пальцев, (карандаш горизонтально)

5.        Чередуя сжатие и расслабление, пружинящими движениями, как бы желая расплющить, сжимать карандаш между большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем, (карандаш вертикально).

6.        «Спускаемся        по лесенке». Зажать верхний конец карандаша вертикально между ладонью и большим пальцем. Перехватить снизу карандаш другой рукой.

7.        Карандаш,        находящийся в горизонтальном положении, словно, крючками, зацепить указательными пальцами за концы и так удерживать. Попеременно отрывая пальцы- «крючки» от карандаша, вновь цеплять его, передвигая пальцы к середине до момента их сближения. После этого продолжать движения пальцами в обратном направлении, к концам карандаша.img013img010

8.        «Качели».        Зажать горизонтально карандаш четырьмя пальцами и нажимать то указательным, то мизинцем.img012

9.        «Косичка».        Держа карандаш вертикально, большим и указательным пальцами попеременно то одной, то другой рукой перемещаться вверх-вниз.

12.        «Коромысло». Под карандашом средний и безымянный пальцы, сверху указательный и мизинец. Средний и безымянный ходят по столу, удерживая коромысло.

10.        «Циркач».        Держа карандаш горизонтально, большим и указательным пальцами обеих рук передвигаться мелкими шажками от одного конца к другому.

11.        «Трудолюбивый муравей». Зажать карандаш между указательным и средним пальцами. Указательный и средний пальцы «шагают» или «бегут» вперед по столу до его края, удерживая при этом карандаш. Движения пальцев напоминают движения муравья, который тащит соломинку. 2 раза, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.img014

12.        «Встреча братьев». Руки вытянуты вперед, ладони обращены друг к другу. Концы карандаша зажаты между ладонями и упираются в основания больших пальцев рук.img015

а) Указательным пальцем правой руки прижаться к подушечке мизинца левой руки. Затем указательным пальцем левой руки прижаться к подушечке мизинца правой руки.

б) Указательный палец правой руки последовательно встречается со всеми «братьями» левой руки.img017

в) Подушечки пальцев обеих рук последовательно касаются друг друга 2 раза, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

12. «Косичка». Взять карандаш за один конец и держать вертикально указательным и большим пальцами одной руки. Перехватить ниже карандаш указательным и большим пальцами другой руки. Перехватывая карандаш указательным и большим пальцами то одной руки, то другой, «дойти» до другого конца карандаша. Движения пальцев напоминают плетение косички, их можно повторить снизу вверх, сжимая при этом карандаш с максимальной силой. «Сплести» 2-3 косички, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.img015

13. «Ходьба с коромыслом». Карандаш расположен между пальцами так, что средний и безымянный пальцы находятся под карандашом, а указательный и мизинец – на нем. Прикасаясь к поверхности стола средним и безымянным пальцами, «ходить», подпрыгивая, по столу, удерживая «коромысло», периодически меняя темп «ходьбы». 3-4 раза.img016

14. «Нажми на кнопку». Зажать карандаш в горизонтальном положении четырьмя пальцами одной руки, отведя большой палец в сторону до упора. Подушечкой большого пальца нажимать по очереди на ноготь каждого пальца, как на кнопки, отводя после каждого нажима большой палец в сторону до упора. Упражнение можно выполнять под счет «раз – два» до появления признаков легкой усталости, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

15. «Закрутим винтик». Взять карандаш за один конец и держать в вертикальном положении тремя пальцами: указательным, средним и большим. Перетирающими движениями этих пальцев перемещать карандаш вниз до тех пор, пока пальцы не окажутся у противоположного конца карандаша. Движения пальцев такие же, как при закручивании винтика. «Вкрутить винтик», после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.img018

16. «Весы». Положить кисть одной руки на стол ладонью вниз, выпрямив пальцы. Разместить карандаш горизонтально так, чтобы средний палец был под карандашом, а остальные – на нем. Слегка приподняв ладонь над столом, нажимать попеременно пальцами то на один, то на другой конец карандаша, не выпуская ее. Это напоминает балансирование тарелок весов. Повторить упражнение 3-4 раза, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.img021img029

Упражнения с катушкой из-под ниток

  1. «Перевертыши». Катушка        стоит на столе. Надо удерживать ее между указательным и средним пальцами одной руки. Приподнять катушку над столом, повернуть кисть руки ладонью вверх и поставить катушку на стол противоположной стороной.img028
  2. «Круги». Катушка в горизонтальном положении лежит на столе. Надо удерживать ее за среднюю часть перекладины кончиками указательного и среднего пальцев одной руки. Повернуть катушку на столе кончиками пальцев по часовой стрелке, а затем обратно так, чтобы она описала круг. Повторить упражнение 3 раза в каждую сторону, после чего поставить катушку, стряхнуть кисть руки, расслабляя мышцы.img028
  1. «Закрой дырочку». Катушка стоит на столе. Закрывать с силой дырочку на торце катушки подушечками пальцев по очереди.img027
  2. «Штанга». Ладонь с разведенными в сторону пальцами лежит на столе. Между средним и указательным пальцами одной руки зажата катушка. Поднять катушку усилием мышц над столом как можно выше, как штангу. Большой, безымянный пальцы и мизинец плотно прижать к поверхности стола. Повторить подъем «штанги» 4-5 раз, после чего поставить катушку, стряхнуть кисть руки, расслабляя мышцы.
  3. «Подъемный кран». Катушка лежит на столе. Средним и указательным пальцами одной руки захватить катушку по центру перекладины так, чтобы указательный палец был внизу, под катушкой, а средний – на ее перекладине. Поднять катушку усилием мышц над столом как можно выше, не меняя положение пальцев. Большой, безымянный пальцы и мизинец соединить в щепоть. Повторить подъем 4-5 раз, после чего поставить катушку, стряхнуть кисть руки, расслабляя мышцы.img029
  4. «Рыбка ныряет». Катушка удерживается ребенком перед собой за внешние стороны дисков в горизонтальном положении между большим и средним пальцами одной руки. Мизинец и безымянный палец прижимаются к ладошке ребенка. Указательный палец превращается в «ныряющую рыбку». Сначала «рыбка» «отдыхает» на перекладине катушки. По команде взрослого палец-«рыбка» «ныряет» под катушку, а затем, тоже по команде, «выныривает». Повторить 5-6 раз, после чего поставить катушку, стряхнуть кисть руки, расслабляя мышцы.img036
  5. «Ловкие руки». Ребенок удерживает катушку перед собой за внешние стороны дисков в горизонтальном положении подушечками указательных пальцев, которые как бы «проникают» в отверстие катушки для устойчивости позы.img032

Перехватить катушку кончиками больших пальцев и удержать ее, вытянув указательные пальцы вперед, а их кончики соединить. Затем перехватить катушку кончиками  указательных пальцев, большие пальцы отвести на себя, приближая их к груди, и соединить кончики. Повторить 3-4 раза, после чего поставить катушку, стряхнуть кисть руки, расслабляя мышцы.

  1. «Мельница». Ребенок удерживает катушку перед собой за внешние стороны дисков в горизонтальном положении подушечками больших пальцев. Удерживая катушку, совершать вращательные движения всеми остальными пальцами вокруг друг друга.img039

После выполнения самомассажа можно приступать к следующим упражнениям.

  1. «Найди, из чего сделано». Ребенок вначале ощупывает 3—5 игрушек с различной фактурой поверхности, затем кусочки материалов, из которых сделаны игрушки. Необходимо соотнести на ощупь игрушку и материал, из которого она сделана.
  2. «Бассейн для пальчиков». В большую коробку с бортиками высотой 7—8 см насыпать горох (фасоль, гречневую крупу, рис) и поместить несколько предметов, различных по форме и величине, знакомых ребенку. Он должен опустить кисти рук в «бассейн», найти предметы, ощупать их и назвать. 

 Для развития тактильных ощущений можно использовать различные варианты игры «Волшебный мешочек». В зависимости от содержимого мешочка, ставятся задачи: определить на ощупь из какого материала предмет (металл, пластмасс, стекло, дерево, ткань), найти на ощупь заданный предмет среди других и т. д.

«Волшебный мешочек».

1-й вариант. Ребенок должен на ощупь угадать, что находится в мешочке:

а) бытовые предметы (карандаш, монета, кольцо и т.д.);

б) мелкие игрушки; в) геометрические фигуры различной величины и фактуры (наждачная, бархатная бумага, плотная фольга); г) буквы и цифры, различные по размеру и фактуре (для детей, знакомых с ними).

2-й вариант. Ребенку предлагается ощупать предмет одной рукой, затем: а) рассмотреть рисунки предметов и выбрать из них такой же; б) нарисовать такой же предмет; в) выбрать среди других такой же предмет одной, затем другой рукой.

развитие кинетического компонента двигательного акта. Движения выполняются по образцу, производятся сначала одной, затем другой рукой и наконец двумя руками одновременно.

Движения кистями рук.

  1. Катать теннисный мячик по наклонной плоскости ладонью.
  2. Сжимать резиновые игрушки
  3. Ударять по подвешенному воздушному шару (кулаком, ладонью, указательным пальцем).
  4. «Веселые маляры». Локти на столе, пальцы сомкнуты и устремлены вверх, кисти двигаются вверх-вниз.
  5. «Трусливый зайка». Указательный и средний пальцы раздвинуты и двигаются, остальные прижаты к ладони.
  6. «Курочка пьет воду». Большой и указательный пальцы собраны в «клювик», остальные вверх гребешком, производятся движения кистями по направлению вверх-вниз
  7. «Гусь». Кисть изогнута, большой и указательный пальцы собраны в клювик, остальные прижаты к ладони, производятся движения кистями по направлению вверх-вниз
  8. «Петушок». Локти опираются на стол, большой и указательный пальцы образуют «клювик», остальные уложены на указательный палец, производятся движения кистями по направлению вверх-вниз.
  9. «Погладим котенка». Пальцы сомкнуты, кисти движутся вправо-влево.
  10. «Коза рогатая». Указательный палец и мизинец направлены в стороны, кисти двигаются вправо- влево.
  11. «Флажок». Локти опираются на стол, пальцы плотно прижаты к ладони, кроме большого пальца, который оттопырен и направлен вверх, производятся движения кистями по направлению влево - вправо.
  12. «Хорошо — плохо». Локти опираются на стол, пальцы плотно прижаты к ладони, кроме большого пальца, который оттопырен и направлен вверх — «хорошо», затем вниз — «плохо».
  13. «Осы». 

Осы любят сладкое, к сладкому летят

И укусят осы, если захотят

Локти опираются на стол, указательный палец вытянут, остальные плотно прижаты к ладони, производятся движения кистями по кругу.

  1. «Зайка и барабан»

Зайка взял свой барабан

И ударил трам-трам-трам.

Пальчики согнуты в кулачок. Указательный и средний пальцы подняты вверх и прижаты друг к другу. Безымянным и мизинцем поочередно стучать по большому пальцу.

  1. «Репа»

Репа здесь у нас растет.                    

Открывай пошире рот.                      

Нужно рот сильней открыть,              

 Чтобы репу проглотить.                        

Согнуть правую руку, кисть смотрит вверх.

Левой рукой отгибать вниз большой палец,

стараясь прижать его  к запястью.

То же самое проделать с левой рукой.

  1. «Ладони»

Мы ладони сложим вместе,              Словно их слепили тестом.             Начинаем опускать,                          Только, чур, не разжимать!            

Ладони вместе, пальцы смотрят вверх,

локти – в стороны.

Не разжимая ладони и не опуская локти,

опускать кисти рук вниз, прогибая запястья.                                              

Движения пальцами 

Движения выполняются по образцу, производятся одной рукой, другой рукой, затем двумя руками одновременно.

  1. «Жук» - и.п. локти на стол, по очереди вытягиваем пальцы и делаем ими круговые движения, остальные пальцы прижаты к ладони.
  2. «Петушок»Пальчиковая гимнастика Петушок

Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой

Ладонь вверх указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

  1. «Змея». Локти опираются на стол, указательный палец вытянут, остальные пальцы плотно прижаты к ладони, движения производятся указательным пальцем, имитируя движения змеи. Аналогично упражнение проводится с другими пальцами.
  2. «Зайчик». Локти опираются на стол, указательный и средний пальцы вытянуты и направлены вверх, остальные пальцы плотно прижаты к ладони, движения производятся вытянутыми пальцами — зайчик шевелит ушками. 
  3. «Козлик». 

Локти опираются на стол, указательный палец и мизинец вытянуты и направлены вперед от себя, остальные пальцы плотно прижаты к ладони, движения производятся вытянутыми пальцами — козлик бодается.

Пальчиковая гимнастика Курочка

  1.  «Курочка»

Курочка прыг на крыльцо: Я снесла тебе яйцо.

Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

  1. «Бочонок». Локти опираются на стол, пальцы, кроме большого, плотно прижаты друг к другу и смыкаются с ладонью, движения производятся большим пальцем — бочонок открывается — закрывается. 
  2. «Гусь» Пальчиковая гимнастика Гусь

Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.

Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.

  1.  «Собака»

У собаки острый носик, есть и шейка, есть и хвостик.

Правую ладошку поставить на ребро, тыльной стороной к себе. Большой пальчик поднять вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе. Попеременно опускать и поднимать мизинец.

  1. «Кошка»

А у кошки ушки на макушке,

чтоб лучше слышать мышь в норушке.

Средний и безымянный пальчики упираются в большой. Указательный и мизинец - поднять вверх.

  1. «Мышка»

Серенький комок сидит,

и бумажкой все шуршит 

Средний и безымянный пальчики упираются в большой. Указательный и мизинец, согнутые в дуги, прижать к среднему и безымянному.

  1. «Цветок раскрывается». Локти опираются на стол, пальцы плотно прижаты друг к другу, ладонь направлена вверх, пальцы медленно раскрываются.

  1. «Колокольчик». Пальчиковая гимнастика Колокольчик

Колокольчик все звенит,

Язычком он шевелит

Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены, средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает. 

  1. «Лягушка открывает - закрывает глаза». Локти опираются на стол, указательный палец и мизинец согнуты и оттянуты назад, средний и безымянный пальцы плотно прижаты к ладони, большой палец приложен к ним горизонтально. Движения производятся указательным пальцем и мизинцем — лягушка спит — проснулась.
  2. «Крокодил открывает пасть». Локти опираются на стол, указательный палец и мизинец согнуты и оттянуты назад, средний и безымянный пальцы вытянуты вперед, большой палец прижимается к ним снизу — пасть. Движения производятся вытянутыми пальцами — крокодил «кушает».
  3. «Улитка шевелит рожками». Положить руки на стол, поднять указательный и средний пальцы, остальные плотно прижаты к столу. Поднятые пальцы двигаются — улитка шевелит рожками.
  4. «Сова летит». Локти опираются на стол, указательный, средний и безымянный пальцы согнуты так, чтобы подушечки были прижаты к основанию пальцев, большой палец и мизинец оттопырены в стороны. Ими производятся движения — сова летает.  
  5. «Лошадка»

У лошадки вьется грива,
Бьет копытами игриво.
Пальчиковая гимнастика Лошадка

Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

  1. «Вертолёт»

Вертолёт, лети, лети! Быстро лопасти крути!

Пальцы обеих рук – в положение плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть впереди, соединить их подушечками (это- «хвост вертолета»). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые   круговые движения, как лопасти вертолета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие психомоторики посредством подвижных игр.

За последние годы резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. Это связано с экологическими проблемами, генетическими и хроническими заболеваниями матери, малоподвижным образом жиз...

Развитие и коррекция сенсорных процессов, психомоторики у дошкольников. (из опыта работы воспитателя и педагога-психолога)

Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Очевидно, что совершенствование любых двигательных навыков предполагает востребованность психических функций — э...

Обследование состояния психомоторики детей с тяжелыми речевыми нарушениями

Одной из основных задач в комплексном психолого - логопедическом, педагогическом и коррекционном воздействии на детей с тяжелыми  нарушениями является формирование, развитие и коррекция речевой ф...

Обследование состояния психомоторики детей с тяжелыми речевыми нарушениями

Одной из основных задач в комплексном психолого - логопедическом, педагогическом и коррекционном воздействии на детей с тяжелыми  нарушениями является формирование, развитие и коррекция речевой ф...

Обследование состояния психомоторики у детей с ОНР.

В статье описаны приемы для исследования психомоторики у детей с ОНР, которые использовались в речевом детском саду во время мониторинга (сентябрь, январь, май). По результатам мониторинга составлялся...

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОМОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

КОМПЛЕКС ИГР ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОМОТОРИКИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ....

Дидактические игры и упражнения по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию сенсорных процессов...