Статья "Особенности развития творческого потенциала дошкольника"
статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство просвещения Российской Федерации

Министерство физической культуры и спорта Оренбургской области

Оренбургский государственный педагогический университет

(Институт физической культуры и спорта)

Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова

Международная

научно-практическая конференция

Физическая культура,

адаптивная физическая культура,

безопасность жизнедеятельности и

туризм: образование, наука, инновации

Сборник статей

Оренбург, 2023

Басыгариева А.М.,

Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург

Научный руководитель: Кочемасова Л.А.

Особенности развития творческого потенциала дошкольника

Вопрос развития творческого потенциала дошкольников в настоящее время

приобретает особое значение. Фундаментальные изменения в социальной и

экономической жизни нашего государства представили новые работы по воспитанию

целостно развитой личности, способной интегрировать научные знания, быстро

адаптироваться к изменяющимся условиям и активно влиять на социальные,

экономические и культурные процессы. В современных условиях важно не только

вооружить человека определенным объемом знаний, но и воспитать самостоятельную,

творчески развитую личность.

Гармоничное развитие ребенка тесно связано с его способностями  чертами

личности, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют

пригодность человека к определенному виду деятельности [3 с.25-29].

Многие из них появились задолго до шестилетнего возраста. К ним относятся

когнитивные способности, в том числе сенсорные (восприятие объектов и их внешних

характеристик) и интеллектуальные способности.

Когнитивные способности ребенка проявляются, например, в точности,

чувствительности его восприятия различия предметов, умении выделять среди них

наиболее заметные признаки, умении отличать друг от друга, умении разбираться в

сложных ситуациях, задавать вопросы, уверенном использовании логических и

грамматические конструкции в речи (вызывающие воздействие, реакцию и т.д.).

Наблюдательность, умение. Важным условием развития этих способностей является

стремление к умственным усилиям, отсутствие апатии или отвращения к умственному

стрессу.

К концу дошкольного детства также развиваются особые таланты, такие как

мюзиклы. К ним относятся чувство ритма (способность эмоционально реагировать на

музыку) и тонкое, разнообразное восприятие (слуховой компонент музыки) [1, с.15-17].

Высокоразвитое музыкальное ритмическое чувство, выражающееся в его

способности двигать музыку, чувствовать эмоциональное выражение музыкального ритма

и точно воспроизводить его, как отмечает Б.М. Теплов, что является показателем

музыкальных способностей.

Многие старшие дошкольники демонстрируют возможности для визуальной

активности. Они проявляются в ярком воображении, зрительной памяти на окружающий

43 мир и фантазии, скоординированных движениях рук. Но следует иметь в виду, что при

развитии зрительных способностей необходимо формировать не только верный глаз и

умелую руку, но и эмоциональную реакцию ребенка.

В первые годы жизни необходимо развивать способность по-настоящему понимать

поэзию, получать удовольствие от художественной литературы.

К шести годам проявляются такие таланты, как художественная и театральная

деятельность, для его развития устраиваются кукольный театр, театр настольных игрушек,

театр самолетов, драма сказок, художественная литература, поэзия.

Уже в дошкольном возрасте можно наблюдать проявления организаторских

способностей. Основы организаторских навыков легко понять, взглянув на игры, в

которых они формируются. Дети с организаторскими способностями затевают игры,

распределяют роли, оценивают игру других, меняют сюжет игры.

Способность к творческой деятельности проявляется, например, в умении легко

устанавливать пространственные взаимосвязи между элементами объекта, в быстром

подборе вспомогательных деталей, конструктивных компонентов, в умении вносить

творческие изменения и решать технические задачи. Эти способности наиболее активно

проявляются при создании игры, а дизайнеру здания необходимы при разработке форм,

проектов, ситуаций, идей и впечатлений.

Сначала различные детские игры помогают развивать особые способности, затем

учебная и трудовая деятельность начинают существенно влиять на них.

Это игры, которые дают первоначальный толчок к развитию способностей. В

процессе занятий спортом развивается много двигательного, дизайнерского,

организационного, художественного, визуального и других творческих способностей.

Также важной особенностью игр является то, что, как правило, они развивают не одну, а

сразу целый набор способностей.

Поэтому в дошкольном возрасте уровень и особенности воображения ребенка

определяются главным образом его игровой деятельностью. Выготский пишет: «Детская

игра»  это не простое запоминание опыта, а творческая переработка своих впечатлений,

объединение их и создание из них новой реальности, отвечающей потребностям и

мотивациям ребенка [2 с.112].

Потребность в творчестве возникает у дошкольников в связи с их спортивными

занятиями.

Наиболее благоприятной для развития способностей является творческая

деятельность, которая заставляет ребенка мыслить. Такая деятельность всегда связана с

созданием чего-то нового, поиском новых знаний для себя, поиском новых возможностей

внутри себя.

Роль креативности в инклюзивном развитии личности настолько велика, что это дает

основание рассматривать ее как универсальную способность, обеспечивающую успешное

выполнение различных видов деятельности. В какой степени это сформировано у детей,

во многом зависит от учителя, воспитательницы, родителей, их внимания к развитию

творческих способностей, их умения вдохновлять их.

Также необходимо пробудить у детей интерес к окружающему миру, желание

разобраться в нем, вовлечь ребенка в творческий процесс.

Развитие креативности во многом зависит от условий, которые позволяют воплотить

креативность в жизнь. Одним из таких условий является особенность семейного

воспитания. Если родители заботятся о развитии способностей своих детей, у детей

больше шансов обнаружить какие-либо способности, когда они находятся рядом с ними.

В практической психологии и дошкольном образовании создаются условия для

успешного развития творческого потенциала у детей.

Важным условием развития творческого потенциала у детей является использование

инновационного метода в обучении путем создания развивающей среды по предмету.

Необходимо как можно скорее окружить ребенка средой и системой взаимоотношений,44 которые помогут активизировать его творческую активность. Например, родители могут начать первоначальную подготовку ребенка к обучению чтению, используя развивающие стимулы, воспроизводимые в повседневном общении с ребенком: буквы, кубики с буквами [4 с.28].

Еще одним условием эффективного развития творческого потенциала у

дошкольников является состояние максимального стресса. Существует утверждение, что

интенсивность развития той или иной способности зависит от частоты ее максимального

использования, достижения человеком высоких и простых результатов.

Сутью следующего условия успешного развития творческого потенциала у детей

является реализация положений принципа бесплатного образования. Предоставление

ребенку полной свободы в выборе вида деятельности, определении порядка ее

выполнения, продолжительности занятий способствуют полной реализации желаний и

интересов ребенка. Естественное восприятие интереса и эмоциональное развитие избавят

вас от переутомления, а ситуации, требующие напряжения умственных способностей,

создадут оптимальные условия для развития творческого воображения. Однако

предоставление ребенку полной свободы для реализации его творческого потенциала

означает достаточную социальную поддержку, в которой нуждается взрослый. Бесплатное

занятие для детей должно передаваться от взрослого к взрослому. В то же время важно не

превращать помощь в индикаторы. Взрослый должен постоянно поощрять ребенка к

творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, быть терпеливым к необычным идеям,

которые не характерны для реальной жизни.

Многие психологи и педагоги считают, что креативность действительно заложена в

природе ребенка, и взрослому достаточно не вмешиваться, не препятствовать его

свободному самовыражению. Однако практика психолого-педагогической работы

доказывает необходимость вмешательства в процесс интеллектуального и творческого

развития дошкольника, поскольку не каждый ребенок способен самостоятельно проявлять

творческую активность. Эффективность обучения творчеству у детей зависит от

объективности процесса [5 с.29].

В работе по изучению интересов и способностей детей все должны объединить свои

усилия: и учителя, воспитательницы и родители. У каждого из них есть возможность

увидеть ребенка в разных ситуациях за разными видами деятельности. Результатами его

комментариев следует поделиться и обсудить вместе. Тогда границы видения каждого

взрослого, участвующего в воспитании, расширятся, и личность ребенка предстанет в

более законченном виде.

Список литературы:

1. Абрамова, Я. А. Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях

дошкольной образовательной организации / Я.А. Абрамова, Ю.А. Соловьева, Л.Н. Ухинова. // Образование:

прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). —

Краснодар : Новация, 2018. — С. 15-17.

2. Дормидонтова, Л. П. Развитие творческих способностей дошкольников : научно-методическое

пособие / Л.П. Дормидонтова; Федеральное агентство по образованию, Ульяновский гос. технический ун-т.

— Ульяновск : УлГТУ, 2008. — 132 с.

3. Захарова, О.Г. Развитие креативности дошкольника в научно-педагогических исследованиях / О.Г.

Захарова. // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.).

— Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 25-29.

4.Морозова, И. С. Дошкольное детство: становление личности /И. С. Морозова // Возрастнопсихологические и организационно-методические детерминанты развития дошкольников: сборник научных

статей / Под ред. И. С. Морозовой, О. Ф. Григорьевой. — Кемерово, 2013. — 220 с. — С. 38–47

5. Морозова, И., Григорьева О.Ф. Программа развития интеллектуальных способностей детей

среднего и старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности организации: учебнометодическое пособие / И. С. Морозова, О. Ф. Григорьева // Психолого-педагогическое сопровождение

дошкольников с различным уровнем проявления одаренности в условиях учреждения ДО. Учебнометодический комплект: в 4 частях — Ч. 3. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2013. — 67 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ""

Консультация, нацеливает родителей на создание психологических условий для развития механизмов таланта ребёнка, где гармонично развивается личность дошкольника и его творческий потенциал....

Интеграция социальных институтов - необходимое условие развития творческого потенциала дошкольников.

В статье говориться о необходимости взаимосвязи социальных институтов для развития творческого потенциала дошкольников....

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности как средство развития творческого потенциала дошкольников (консультация для родителей)

Развитие творческого потенциала -сложный процесс воспитания и обучения дошкольников, использование нетрадиционных техник рисования можно рассматривать как одно из средств....

Презентация Использование техник нетрадиционного рисования в развитии творческого потенциала дошкольников

Презентация знакомит с разными нетрадиционными изобразительными техниками...

Презентация:"Художественный труд- как средство развития творческого потенциала дошкольников".

Презентация педагогического опыта по теме: " Художественный труд- как средство развития творческого потенциала дошкольников"....

Опыт работы на тему: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКА В МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Данное пособие поможет музыкальным руководителям в развитии творческих способностей дошкольников, а также молодым специалистам в освоении методики в музыкально - двигательной активности детей....

Опыт работы на тему: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКА В МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Данное пособие поможет музыкальным руководителям в развитии творческих способностей дошкольников, а также молодым специалистам в освоении методики в музыкально - двигательной активности детей....