Статья "Особенности развития творческого потенциала дошкольника"
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_osobennosti_razvitiya_tvorcheskogo_potentsiala_doshkolnika.docx | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство физической культуры и спорта Оренбургской области
Оренбургский государственный педагогический университет
(Институт физической культуры и спорта)
Актюбинский региональный университет имени К. Жубанова
Международная
научно-практическая конференция
Физическая культура,
адаптивная физическая культура,
безопасность жизнедеятельности и
туризм: образование, наука, инновации
Сборник статей
Оренбург, 2023
Басыгариева А.М.,
Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург
Научный руководитель: Кочемасова Л.А.
Особенности развития творческого потенциала дошкольника
Вопрос развития творческого потенциала дошкольников в настоящее время
приобретает особое значение. Фундаментальные изменения в социальной и
экономической жизни нашего государства представили новые работы по воспитанию
целостно развитой личности, способной интегрировать научные знания, быстро
адаптироваться к изменяющимся условиям и активно влиять на социальные,
экономические и культурные процессы. В современных условиях важно не только
вооружить человека определенным объемом знаний, но и воспитать самостоятельную,
творчески развитую личность.
Гармоничное развитие ребенка тесно связано с его способностями чертами
личности, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют
пригодность человека к определенному виду деятельности [3 с.25-29].
Многие из них появились задолго до шестилетнего возраста. К ним относятся
когнитивные способности, в том числе сенсорные (восприятие объектов и их внешних
характеристик) и интеллектуальные способности.
Когнитивные способности ребенка проявляются, например, в точности,
чувствительности его восприятия различия предметов, умении выделять среди них
наиболее заметные признаки, умении отличать друг от друга, умении разбираться в
сложных ситуациях, задавать вопросы, уверенном использовании логических и
грамматические конструкции в речи (вызывающие воздействие, реакцию и т.д.).
Наблюдательность, умение. Важным условием развития этих способностей является
стремление к умственным усилиям, отсутствие апатии или отвращения к умственному
стрессу.
К концу дошкольного детства также развиваются особые таланты, такие как
мюзиклы. К ним относятся чувство ритма (способность эмоционально реагировать на
музыку) и тонкое, разнообразное восприятие (слуховой компонент музыки) [1, с.15-17].
Высокоразвитое музыкальное ритмическое чувство, выражающееся в его
способности двигать музыку, чувствовать эмоциональное выражение музыкального ритма
и точно воспроизводить его, как отмечает Б.М. Теплов, что является показателем
музыкальных способностей.
Многие старшие дошкольники демонстрируют возможности для визуальной
активности. Они проявляются в ярком воображении, зрительной памяти на окружающий
43 мир и фантазии, скоординированных движениях рук. Но следует иметь в виду, что при
развитии зрительных способностей необходимо формировать не только верный глаз и
умелую руку, но и эмоциональную реакцию ребенка.
В первые годы жизни необходимо развивать способность по-настоящему понимать
поэзию, получать удовольствие от художественной литературы.
К шести годам проявляются такие таланты, как художественная и театральная
деятельность, для его развития устраиваются кукольный театр, театр настольных игрушек,
театр самолетов, драма сказок, художественная литература, поэзия.
Уже в дошкольном возрасте можно наблюдать проявления организаторских
способностей. Основы организаторских навыков легко понять, взглянув на игры, в
которых они формируются. Дети с организаторскими способностями затевают игры,
распределяют роли, оценивают игру других, меняют сюжет игры.
Способность к творческой деятельности проявляется, например, в умении легко
устанавливать пространственные взаимосвязи между элементами объекта, в быстром
подборе вспомогательных деталей, конструктивных компонентов, в умении вносить
творческие изменения и решать технические задачи. Эти способности наиболее активно
проявляются при создании игры, а дизайнеру здания необходимы при разработке форм,
проектов, ситуаций, идей и впечатлений.
Сначала различные детские игры помогают развивать особые способности, затем
учебная и трудовая деятельность начинают существенно влиять на них.
Это игры, которые дают первоначальный толчок к развитию способностей. В
процессе занятий спортом развивается много двигательного, дизайнерского,
организационного, художественного, визуального и других творческих способностей.
Также важной особенностью игр является то, что, как правило, они развивают не одну, а
сразу целый набор способностей.
Поэтому в дошкольном возрасте уровень и особенности воображения ребенка
определяются главным образом его игровой деятельностью. Выготский пишет: «Детская
игра» это не простое запоминание опыта, а творческая переработка своих впечатлений,
объединение их и создание из них новой реальности, отвечающей потребностям и
мотивациям ребенка [2 с.112].
Потребность в творчестве возникает у дошкольников в связи с их спортивными
занятиями.
Наиболее благоприятной для развития способностей является творческая
деятельность, которая заставляет ребенка мыслить. Такая деятельность всегда связана с
созданием чего-то нового, поиском новых знаний для себя, поиском новых возможностей
внутри себя.
Роль креативности в инклюзивном развитии личности настолько велика, что это дает
основание рассматривать ее как универсальную способность, обеспечивающую успешное
выполнение различных видов деятельности. В какой степени это сформировано у детей,
во многом зависит от учителя, воспитательницы, родителей, их внимания к развитию
творческих способностей, их умения вдохновлять их.
Также необходимо пробудить у детей интерес к окружающему миру, желание
разобраться в нем, вовлечь ребенка в творческий процесс.
Развитие креативности во многом зависит от условий, которые позволяют воплотить
креативность в жизнь. Одним из таких условий является особенность семейного
воспитания. Если родители заботятся о развитии способностей своих детей, у детей
больше шансов обнаружить какие-либо способности, когда они находятся рядом с ними.
В практической психологии и дошкольном образовании создаются условия для
успешного развития творческого потенциала у детей.
Важным условием развития творческого потенциала у детей является использование
инновационного метода в обучении путем создания развивающей среды по предмету.
Необходимо как можно скорее окружить ребенка средой и системой взаимоотношений,44 которые помогут активизировать его творческую активность. Например, родители могут начать первоначальную подготовку ребенка к обучению чтению, используя развивающие стимулы, воспроизводимые в повседневном общении с ребенком: буквы, кубики с буквами [4 с.28].
Еще одним условием эффективного развития творческого потенциала у
дошкольников является состояние максимального стресса. Существует утверждение, что
интенсивность развития той или иной способности зависит от частоты ее максимального
использования, достижения человеком высоких и простых результатов.
Сутью следующего условия успешного развития творческого потенциала у детей
является реализация положений принципа бесплатного образования. Предоставление
ребенку полной свободы в выборе вида деятельности, определении порядка ее
выполнения, продолжительности занятий способствуют полной реализации желаний и
интересов ребенка. Естественное восприятие интереса и эмоциональное развитие избавят
вас от переутомления, а ситуации, требующие напряжения умственных способностей,
создадут оптимальные условия для развития творческого воображения. Однако
предоставление ребенку полной свободы для реализации его творческого потенциала
означает достаточную социальную поддержку, в которой нуждается взрослый. Бесплатное
занятие для детей должно передаваться от взрослого к взрослому. В то же время важно не
превращать помощь в индикаторы. Взрослый должен постоянно поощрять ребенка к
творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, быть терпеливым к необычным идеям,
которые не характерны для реальной жизни.
Многие психологи и педагоги считают, что креативность действительно заложена в
природе ребенка, и взрослому достаточно не вмешиваться, не препятствовать его
свободному самовыражению. Однако практика психолого-педагогической работы
доказывает необходимость вмешательства в процесс интеллектуального и творческого
развития дошкольника, поскольку не каждый ребенок способен самостоятельно проявлять
творческую активность. Эффективность обучения творчеству у детей зависит от
объективности процесса [5 с.29].
В работе по изучению интересов и способностей детей все должны объединить свои
усилия: и учителя, воспитательницы и родители. У каждого из них есть возможность
увидеть ребенка в разных ситуациях за разными видами деятельности. Результатами его
комментариев следует поделиться и обсудить вместе. Тогда границы видения каждого
взрослого, участвующего в воспитании, расширятся, и личность ребенка предстанет в
более законченном виде.
Список литературы:
1. Абрамова, Я. А. Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях
дошкольной образовательной организации / Я.А. Абрамова, Ю.А. Соловьева, Л.Н. Ухинова. // Образование:
прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). —
Краснодар : Новация, 2018. — С. 15-17.
2. Дормидонтова, Л. П. Развитие творческих способностей дошкольников : научно-методическое
пособие / Л.П. Дормидонтова; Федеральное агентство по образованию, Ульяновский гос. технический ун-т.
— Ульяновск : УлГТУ, 2008. — 132 с.
3. Захарова, О.Г. Развитие креативности дошкольника в научно-педагогических исследованиях / О.Г.
Захарова. // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.).
— Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 25-29.
4.Морозова, И. С. Дошкольное детство: становление личности /И. С. Морозова // Возрастнопсихологические и организационно-методические детерминанты развития дошкольников: сборник научных
статей / Под ред. И. С. Морозовой, О. Ф. Григорьевой. — Кемерово, 2013. — 220 с. — С. 38–47
5. Морозова, И., Григорьева О.Ф. Программа развития интеллектуальных способностей детей
среднего и старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности организации: учебнометодическое пособие / И. С. Морозова, О. Ф. Григорьева // Психолого-педагогическое сопровождение
дошкольников с различным уровнем проявления одаренности в условиях учреждения ДО. Учебнометодический комплект: в 4 частях — Ч. 3. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2013. — 67 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ""
Консультация, нацеливает родителей на создание психологических условий для развития механизмов таланта ребёнка, где гармонично развивается личность дошкольника и его творческий потенциал....
Интеграция социальных институтов - необходимое условие развития творческого потенциала дошкольников.
В статье говориться о необходимости взаимосвязи социальных институтов для развития творческого потенциала дошкольников....
Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности как средство развития творческого потенциала дошкольников (консультация для родителей)
Развитие творческого потенциала -сложный процесс воспитания и обучения дошкольников, использование нетрадиционных техник рисования можно рассматривать как одно из средств....
Презентация Использование техник нетрадиционного рисования в развитии творческого потенциала дошкольников
Презентация знакомит с разными нетрадиционными изобразительными техниками...
Презентация:"Художественный труд- как средство развития творческого потенциала дошкольников".
Презентация педагогического опыта по теме: " Художественный труд- как средство развития творческого потенциала дошкольников"....
Опыт работы на тему: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКА В МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Данное пособие поможет музыкальным руководителям в развитии творческих способностей дошкольников, а также молодым специалистам в освоении методики в музыкально - двигательной активности детей....
Опыт работы на тему: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКА В МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Данное пособие поможет музыкальным руководителям в развитии творческих способностей дошкольников, а также молодым специалистам в освоении методики в музыкально - двигательной активности детей....