Самообразование. «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет»
учебно-методический материал (младшая группа)
Самообразование «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 82.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность темы:
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т. п. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Так как я работаю на группе раннего возраста, решила начать работать над темой по самообразованию «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста». Так как считаю, что в данном возрасте у ребенка идет подготовительный этап сенсорного воспитания и только потом начинается организация систематического усвоения сенсорной культуры.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями.
Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, т.к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Цель работы:
1. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
2. Формирование представлений о сенсорных эталонах
3. Обучение способам обследования предметов
4. Развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина).
В своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме;
2. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
3. Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).
4. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).
5. Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников
6. Создать картотеку дидактических игр по развитию сенсорных эталонов.
Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- подгрупповая работа с детьми.
Методы работы:
- показ:
- объяснение;
- вопросы;
- дидактическая игра;
- наблюдение;
- конструирование;
- изобразительная деятельность.
Этапы работы:
1 этап - Подготовительный
- Изучение научной и учебно-методической литературы:
1. Программа «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой
2. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста Методическое пособие Под ред. И.В. Петровой Москва 2012
3. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года) Москва Мозаика – Синтез 2011
4. Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч».
5. Алямовская В.Г. «Ясли – это серьезно». – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000–144 с.
6. Играем с малышами Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Груба Москва Просвещение 2007
7. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Э.Г. Пилюгина. Москва Просвещение 1983 г.
8. Игровые занятия с детьми 2-3 лет Д.Н. Колдина. Москва «ТЦСфера» 2012 г.
- Создание дидактических игр:
Для того, чтобы привлечь внимание ребенка к свойствам предметов, форме, цвете и величине планирую изготовить следующие игры:
Дидактическая игра «Большой и маленький листочек»
Цель: Формировать представления о цвете и величине.
Дидактическая игра «Цветные ежики»
Цель: Формировать умения чередовать объекты по цвету.
Дидактическая игра «Подбери форму»
Цель: Формировать умение детей подбирать фигуры к геометрическим образцам
Дидактическая игра с бельевыми прищепками
Цель: Развивать мелкую моторику, закреплять знания основных цветов.
И другие интересные игры
2 этап - Основной (Практический)
- Разработка перспективного плана 2021-2022 учебный год
- Изучение опыта педагогов ДОУ
- Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в
индивидуальной работе с детьми
- Изучение методик и технологий педагогов в Интернет-сетях
- Консультация для родителей «Сенсорные игры малышей»
- Презентация «Дидактические игры»
3 этап - Заключительный. представление опыта работы по теме.
Презентация для родителей «Сенсорное развитие детей 2 группы раннего возраста»
Предполагаемый результат:
У детей развивается мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы, карандаши, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год:
Срок | Методическая работа | Цель |
Сентябрь | Изучение литературы и знаний детей по сенсорному развитию. | Повышение своего уровня знаний, профессионального мастерства. Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала на начало года. |
Октябрь | Оформить в группе уголок «Сенсорики» | Обогащение развивающей среды. |
Ноябрь | Д.И. «Назови геометрическую фигуру» «Подбери по форме» | Формировать умение детей узнавать и правильно называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). |
Декабрь | «Прыг – скок по дорожке» | Формировать умение детей узнавать и правильно называть цвета: красный, желтый, синий, зеленый. |
Январь | «Подбери игрушки маленькому зайке и большому мишке» | Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине. |
Февраль | «Игры с прищепками» выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик) | Учить детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Учить детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры. |
Март | 1. «Воздушные шары» 2. «Поможем мишке разложить игрушки» | Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый. Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. |
Апрель | 1. «Ткани» 2. «Что лежит в мешочке?» | Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей. Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка. Активизировать движения пальцев рук |
Май | 1. «Сделаем куклам бусы» 2. Диагностика Самоанализ деятельности | Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку. Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала на конец года. |
Работа с родителями:
Месяц | Название |
Сентябрь | 1. Консультация для родителей на тему «С чего начинать обучения цветам ребенка» 2. «Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости» |
Октябрь | 1. Оформление папки передвижки на тему: «Дидактические игры по сенсорике» 2. «Как развить мелкую мускулатуру рук» |
Ноябрь | 1. «Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук» |
Декабрь | 1. Анкетирование родителей на тему «Для чего нужна сенсорика» |
Январь | Консультация для родителей на тему «Какие игрушки необходимы детям» |
Февраль | 1. Консультация «Нетрадиционные методы рисования и аппликации для малышей» 2. Памятка «Пальчиками играем – стихи повторяем» |
Март | 1. Консультация для родителей на тему «Хотите ли вы умного ребенка?» 2. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей |
Апрель | 1. Консультация на стенде информации «Как проводить с ребёнком речевые пальчиковые игры». |
Май | 1. Презентация для родителей «Сенсорное развитие детей» |
Список использованной литературы:
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.
2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;
3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г.
6. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
7. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова
8. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.
9. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.
10. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет по самообразованию "Сенсорное воспитание детей через дидактические игры"
Буклет по моей теме самообразования "Сенсорное воспитание детей через дидактические игры" в первой младшей группе "Мотылек"...

План работы по самообразованию "Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста".
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи:Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать основны...
Самообразование: "Сенсорное воспитание детей через дидактические игры"
Сенсорное развитие представляет собой фундамент общего умственного развития ребенка, которое является, в свою очередь, неотъемлемым условием успешного обучения ребенка. Уже с рождения ребенок учится в...

План самообразования "Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста"
В документе содержится план самообразования педагога...

План по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего возраста через дидактические игры»
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....

Отчёт по теме самообразования «Сенсорное воспитание детей раннего возраста через дидактические игры»
Сенсорное развитие ребёнка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д....

План по самообразованию "Сенсорное воспитание детей через дидактические игры"
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно но...