Самообразование. «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет»
учебно-методический материал (младшая группа)

Самообразование «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_sensornoe_vospitanie_detey_2-3_let.docx82.54 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Lenovo\AppData\Local\Temp\Temp1_Attachments_znn_77@mail.ru_2025-01-26_09-54-10.zip\лист сам 21.png

Актуальность темы:

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т. п. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Так как я работаю на группе раннего возраста, решила начать работать над темой по самообразованию «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста». Так как считаю, что в данном возрасте у ребенка идет подготовительный этап сенсорного воспитания и только потом начинается организация систематического усвоения сенсорной культуры.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями.

Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, т.к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Цель работы:

1. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

2. Формирование представлений о сенсорных эталонах 

3. Обучение способам обследования предметов

4. Развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина).

В своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:

1. Изучить литературу по данной теме;

2. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

3. Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).

4. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

5. Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников

6. Создать картотеку дидактических игр по развитию сенсорных эталонов.

Формы работы с детьми:

- совместная работа с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- подгрупповая работа с детьми.

Методы работы:

- показ:

- объяснение;

- вопросы;

- дидактическая игра;

- наблюдение;

- конструирование;

- изобразительная деятельность.

Этапы работы:

1 этап - Подготовительный

  • Изучение научной и учебно-методической литературы:

1. Программа «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой

2. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста Методическое пособие Под ред. И.В. Петровой Москва 2012

3. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года) Москва Мозаика – Синтез 2011

4. Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч».

5. Алямовская В.Г. «Ясли – это серьезно». – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000–144 с.

6. Играем с малышами Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Груба Москва Просвещение 2007

7. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Э.Г. Пилюгина. Москва Просвещение 1983 г.

8. Игровые занятия с детьми 2-3 лет Д.Н. Колдина. Москва «ТЦСфера» 2012 г.

  • Создание дидактических игр:

Для того, чтобы привлечь внимание ребенка к свойствам предметов, форме, цвете и величине планирую изготовить следующие игры:

Дидактическая игра «Большой и маленький листочек» 

Цель: Формировать представления о цвете и величине.

Дидактическая игра «Цветные ежики»

Цель: Формировать умения чередовать объекты по цвету.

Дидактическая игра «Подбери форму»

Цель: Формировать умение детей подбирать фигуры к геометрическим образцам

Дидактическая игра с бельевыми прищепками

Цель: Развивать мелкую моторику, закреплять знания основных цветов.

И другие интересные игры

2 этап - Основной (Практический)

- Разработка перспективного плана 2021-2022 учебный год

- Изучение опыта педагогов ДОУ

- Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в

индивидуальной работе с детьми

- Изучение методик и технологий педагогов в Интернет-сетях

- Консультация для родителей «Сенсорные игры малышей»

- Презентация «Дидактические игры»

3 этап - Заключительный. представление опыта работы по теме.

Презентация для родителей «Сенсорное развитие детей 2 группы раннего возраста»

Предполагаемый результат:

У детей развивается мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы, карандаши, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.

План по самообразованию на 2021-2022 учебный год:

Срок

Методическая работа

Цель

Сентябрь

Изучение литературы и знаний детей по сенсорному развитию.

Повышение своего уровня знаний, профессионального мастерства. Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала на начало года.

Октябрь

Оформить в группе уголок «Сенсорики»

Обогащение развивающей среды.

Ноябрь

Д.И. «Назови геометрическую фигуру» «Подбери по форме»

Формировать умение детей узнавать и правильно называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Декабрь

«Прыг – скок по дорожке»

Формировать умение детей узнавать и правильно называть цвета: красный, желтый, синий, зеленый.

Январь

«Подбери игрушки маленькому зайке и большому мишке»

Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине.

Февраль

«Игры с прищепками» выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик)

Учить детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Учить детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры.

Март

1. «Воздушные шары»

2. «Поможем мишке разложить игрушки»

Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый.

Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.

Апрель

1. «Ткани»

2. «Что лежит в мешочке?»

Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей.

Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка. Активизировать движения пальцев рук

Май

1. «Сделаем куклам бусы»

2. Диагностика

Самоанализ деятельности

Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала на конец года.

Работа с родителями:

Месяц

Название

Сентябрь

1.  Консультация для родителей на тему «С чего начинать обучения цветам ребенка»

2.  «Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости»

Октябрь

1. Оформление папки передвижки на тему: «Дидактические игры по сенсорике»

2. «Как развить мелкую мускулатуру рук»  

Ноябрь

1. «Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук»

Декабрь

1. Анкетирование родителей на тему «Для чего нужна сенсорика»

Январь

Консультация для родителей на тему «Какие игрушки необходимы детям»

Февраль

1. Консультация «Нетрадиционные методы рисования и аппликации для малышей» 

2. Памятка «Пальчиками играем – стихи повторяем»

Март

1. Консультация для родителей на тему «Хотите ли вы умного ребенка?»

2. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей

Апрель

1. Консультация на стенде информации «Как проводить с ребёнком речевые пальчиковые игры».

Май

1.  Презентация для родителей «Сенсорное развитие детей»

Список использованной литературы:

1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.

2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г.

6. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

7. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова

8. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.

9. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.

10. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет по самообразованию "Сенсорное воспитание детей через дидактические игры"

Буклет по моей теме самообразования "Сенсорное воспитание детей через дидактические игры" в первой младшей группе "Мотылек"...

План работы по самообразованию "Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста".

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи:Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать основны...

Самообразование: "Сенсорное воспитание детей через дидактические игры"

Сенсорное развитие представляет собой фундамент общего умственного развития ребенка, которое является, в свою очередь, неотъемлемым условием успешного обучения ребенка. Уже с рождения ребенок учится в...

План самообразования "Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста"

В документе содержится план самообразования педагога...

План по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего возраста через дидактические игры»

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....

Отчёт по теме самообразования «Сенсорное воспитание детей раннего возраста через дидактические игры»

Сенсорное развитие ребёнка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д....

План по самообразованию "Сенсорное воспитание детей через дидактические игры"

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно но...