Проект по шахматному образованию для детей 5-7 лет «Юный шахматист»
рабочая программа (старшая группа)
Эта программа для внеурочной деятельности. Научить детей играть в шахматы .Программа рассчитана на 2 года обучения - с самых азов до высоких вершин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.25 КБ |
![]() | 193.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД №19 Г.КУРГАНИНСК МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНИНСКИЙ РАЙОН
Проект
по шахматному образованию для детей 5-7 лет
«Юный шахматист»
Срок реализации 2 года
Разработчик проекта:
Макаева Кристина Александровна
воспитатель
г.Курганинск 2024г.
Паспорт проекта
Название проекта | «Юный шахматист» |
Основание для разработки проекта: |
|
Вид, тип проекта | групповой, интеллектуально-познавательный, долгосрочный |
Разработчик проекта | Макаева Кристина Александровна, воспитатель |
Цель проекта | Создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста при обучении игре в шахматы |
Задачи проекта | Образовательные:
Развивающие:
Воспитывающие:
|
Структура проекта |
|
- ожидаемые результаты реализации проекта. | |
Участники проекта | дети, воспитатели группы, родители (законные представители). |
Сроки и этапы реализации | сентябрь 2024г. – май 2026г., долгосрочный 1 этап - Подготовительный этап (сентябрь 2024 г).
3этап - Заключительный этап (май 2026 г.)
|
Формы работы | Занятия: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, в парах |
Методы | словесно-игровые, проблемно-поисковые |
Планируемые (ожидаемые) результаты | Планируемые (ожидаемые) результаты: Для воспитанников: С помощью внедрения шахматного образования у детей дошкольного возраста будут развиты интеллектуальные способности, улучшены важные компоненты школьной готовности, такие как:
Для родителей:
Для педагогов:
|
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Актуальность: Правительство РФ уделяет колоссальное внимание вопросу популяризации шахматного образования, что отмечается в Программе развития шахмат в Российской Федерации. Краснодарский край за сравнительно короткий срок вышел на первые позиции по развитию шахматного образования.
В связи с этим одной из ключевых задач модернизации в системе образования является поиск, апробация и интеграция в образовательный процесс дисциплин, способствующих интеллектуальному развитию молодого поколения. Большой опыт, накопленный во многих странах, позволяет считать шахматы одним из таких учебных предметов.
Исследования наших ученых свидетельствуют, что шахматы являются мощным катализатором развития детского интеллекта.
Выдающийся российский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти».
Шахматная деятельность влияет на формирование у детей произвольных психических процессов, в игре у них развиваются произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества и поведение. Обучение игре в шахматы позволяет наиболее полно использовать потенциал, заложенный в древней игре в формировании логического мышления дошкольников.
Актуальность проблемы обучения дошкольников игре в шахматы обусловлена созданием педагогических условий для формирования интеллектуальных способностей.
Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет поддерживать устойчивый интерес к знаниям и сделать обучение радостным, так как предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, что способствует развитию мышления и памяти, умений сравнивать, обобщать, содействует формированию таких ценных качеств, как усидчивость, собранность, самостоятельность. Шахматная игра является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.
Новизна проекта:
Возможность раннего обучения игре в шахматы в непринуждённой игровой форме с использованием интеграции образовательных областей основной образовательной программы дошкольного учреждения.
Практическая значимость проекта:
Возможность применения технологии проекта в практике дошкольных учреждений с целью развития познавательного интереса у старших дошкольников посредством обучения игре в шахматы; наличие практического материала для использования в работе с детьми.
Характеристика проблемы, на решение которой направлен проект
Проект по раннему обучению дошкольников 5-7 лет азам шахматной игры «Юный шахматист» — решает проблему умственных способностей малышей и дает возможность максимально качественного образования на дошкольной ступени.
Цель и задачи проекта Цель:
Создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста при обучении игре в шахматы
Задачи:
Образовательные:
- Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы.
- Познакомить с основными шахматными понятиями, терминами. Обеспечить успешное овладение элементарных навыков игры в шахматы.
- Учить детей свободно ориентироваться на шахматной доске, разыгрывать шахматные партии.
- Обеспечить успешное овладение детьми основополагающими принципами ведения шахматной партии.
Развивающие:
- Формировать стремление ребенка к самостоятельному решению логических задач.
- Развивать мыслительные операции, логическое мышление и способности к самостоятельному принятию решений.
Воспитывающие:
- Воспитывать, усидчивость, целеустремленность.
- Учить анализировать свои и чужие ошибки, планировать свою деятельность, выбирать правильное решение.
- Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач, активизировать мыслительную деятельность дошкольников.
- Сформировать у ребенка такие качества, как настойчивость, выдержка, воля, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.
Дидактические принципы обучения детей игре в шахматы
В процессе обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы очень важно воспитывать привычку в преодолении трудностей:
- от простого материала к сложному;
- от известного к неизвестному;
- вносить в занятия элементы новизны и занимательности.
Принципы реализации проекта:
Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным-давно) и настоящие (в наши дни).
Принцип индивидуального подхода к детям. Обучение детей игре в шахматы осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребёнку, исходя из знаний ребёнка и особенностей его развития.
Принцип мобильности. Можно играть в шахматы где угодно — на полу, за столом, на стульчике, сидя на полу, дома, на отдыхе и т. д.
Принцип интегративности и сотрудничества. Реализуется в тесном сотрудничестве с семьей на основе компетентности, авторитетности и поддержание достоинства в отношении участников проекта. Прослеживается взаимосвязь с различными видами деятельности.
Принцип систематичности и последовательности. Такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные.
Принцип доступности. Обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно проблемного обучения детям.
Принцип проблемного обучения. Дети в процессе игр, развлечений, досугов, викторин, занятий получают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков.
Принцип компетентности педагога. Воспитатель должен владеть умениями и знаниями игры в шахматы, чтобы передать их детям и родителям.
Принцип игровой подачи материала. В своей работе я опираюсь на ведущий вид деятельности — игру.
Форма и методы организации:
При знакомстве детей с увлекательной и занимательной игрой в шахматы подбираются те методы, которые позволяют повысить эмоциональную активность детей, а также создать такие условия, в которых бы им приходилось самостоятельно или с помощью взрослого действовать, находить решения. Это:
- беседы,
- дидактические игры,
- компьютерные и интерактивные игры,
- художественно — творческая деятельность,
- чтение сказок и книг о шахматах,
- просмотр энциклопедий о шахматах,
- разучивание стихотворений о шахматных фигурах,
- создание альбома «Великие шахматисты»,
- консультации для родителей,
- папки-передвижки с методическими рекомендациями по игре в шахматы,
- домашние задания для совместных занятий с детьми дома.
Сроки реализации проекта 2 год. Участники проекта:
Дети старшей и подготовительной группы, родители, педагоги ДОУ.
Этапы реализации проекта
1 этап - Подготовительный этап (сентябрь 2024 г).
- анализ содержания эффективных технологий и методик в области обучения старших дошкольников игре в шахматы;
- приобретение учебно-дидактического и наглядного материала;
- анкетирование родителей;
- планирование образовательного процесса по обучению игре в шахматы. 2 этап - Основной этап (ноябрь – май 2024–2026 гг.)
- создание условий, подбор средств, методов достижения цели;
- непосредственная реализация проекта;
- организация работы через совместную и самостоятельную деятельность детей. 3этап - Заключительный этап (2026 г.)
- обобщение результатов реализации проекта на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;
- демонстрация детских достижений на шахматных турнирах.
Взаимодействие с родителями
Общепризнанно, что семья, где воспитывается ребенок, является одним из наиболее существенных факторов, влияющих на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Поэтому очень важно выстраивать с семьями партнерские отношения, основанные на доверии и взаимной информации о ребенке.
С целью популяризации шахматного образования при выстраивании взаимодействия с семьями воспитанников используются традиционные формы взаимодействия:
- родительские собрания;
- консультации;
- информационные стенды;
- совместные шахматные турниры
Интерактивные, которые на данный момент практика определила наиболее оптимальными:
«Творческая мастерская», целью которой является привлечь родителей к обогащению развивающей среды для дошкольников. И в ходе практической деятельности передать опыт изготовления дидактических игр и пособий для интеллектуального развития ребенка. В мастерской развивается креативность родителей. Умение видеть в обыденных, практически не нужных вещах, интересные, занимательные объекты для обыгрывания с детьми. В процессе вовлеченности в общее дело родители убеждаются, насколько многому дети учатся через игру.
Выпуск буклетов «Шахматное обозрение», «Мастер-класс» позволяют родителям быть всегда в курсе событий, посвящённых обучению шахматной игре. Помочь своему ребенку запомнить стихотворение, считалочку, проиграть дома ту или иную ситуацию.
В силу своей профессии педагог обязан позитивно влиять на развитие детей. Но необходимо, что бы его мастерство, советы были искренне разделены и приняты родителями на основе сформированного доверия и продуктивного взаимодействия. Все эти задачи позволяет решить организация и проведение «Интерактивной площадки», где родители сами могут открыться воспитателю.
Рассказать что для них важно, в чем они могут поучаствовать, что они готовы сделать. Ведь одним из важных аспектов интеллектуального развития ребенка является творчество — детское или же совместно с родителями. Особенно это важно для дошкольного возраста. Так как интеллектуальное развитие ребенка начинается в семье: с простых игр, со сказок, которые рассказывают ему на ночь, с отношениями между малышом и взрослым…
Это накладывает отпечаток на его дальнейшее развитие, образ мышления. Если внимательно наблюдать за ребенком, в какие сюжетно-ролевые игры он предпочитает играть, можно определить тип отношений семьи, в которой он воспитывается. Поэтому все взрослые своим поведением должны подавать малышу достойный пример для подражания.
Так, в семье, где царит спокойная доверительная атмосфера, где никто не препятствует всестороннему развитию ребенка, где каждый член семьи всячески поддерживает друг друга, будет расти любознательный, умный ребенок.
Для решения поставленных задач составлен перспективный план взаимодействия с родителями, в котором прописана работа в рамках реализации проекта «Юный шахматист».
Партнеры проекта
Партнерами в реализации проекта являются родители, педагоги МАДОУ ЦРР №19 «Лукоморье»
Ожидаемые результаты
В ходе реализации проекта предполагается достижение определенных результатов всеми участниками образовательных отношений. Планируемые результаты освоения проекта детьми соотнесены основными требованиями ФОП ДО к целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования, которые должны выступать гарантом и основанием преемственности дошкольного и начального общего образования ребенка. Исходя из этого, для различных целевых групп (детей, педагогов, родителей) планируются следующие результаты освоения Программы (проекта).
Воспитанники:
С помощью внедрения шахматного образования у детей дошкольного возраста будут развиты интеллектуальные способности, улучшены важные компоненты школьной готовности, такие как:
- развитие логического мышления,
- развитие пространственной ориентации на плоскости,
- развитие коммуникативных навыков,
- повышение интереса детей к игре в шахматы.
Родители:
- создано единое образовательное пространство дошкольного учреждения и семьи по шахматному образованию дошкольников;
- увеличится количество родителей, вовлеченных в совместные мероприятия по шахматной деятельности, имеется понимание необходимости в шахматном образовании дошкольников.
Педагоги:
- Педагоги приобретут новый опыт работы по организации шахматной деятельности дошкольника, произойдет рост профессионального мастерства;
- Пополнится обновленная развивающая предметно-пространственная среда в группах и территории дошкольного учреждения.
- Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
Предполагаемые продукты проекта:
- Шахматный уголок в групповых помещениях.
- Методические пособия для педагогов.
- Мультимедийные продукты.
- Лэпбуки
Ресурсное обеспечение проектной деятельности (техническая платформа)
Успешность работы по развитию познавательного интереса у старших дошкольников через обучение игре в шахматы определяется не только разработанной технологией, выделением ее цели и задач, подбором соответствующих методов воздействия, но и организационными условиями, в том числе существенную роль играет оснащение развивающей предметно- пространственной среды.
Материально-техническое оборудование.
- Шахматные доски с набором шахматных фигур;
- демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур;
- шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий (изготовленные из цветной бумаги или картона);
- мнемосхемы для заучивания правил игры в шахматы;
- мешочек, сшитый из ткани, для игры «Чудесный мешочек»;
- деревянные кубики черно-белые;
- цветные карандаши;
- фломастеры;
- альбомы для рисования;
- акварельные краски;
- картотека дидактических игр и упражнений;
- настольные шахматы разных видов;
- обучающие видеоролики по шахматам;
- дидактические игры по обучению игре в шахматы.
Содержательный раздел
- Учебный план
Группа | Количество занятий | ||
в неделю | в месяц | в год | |
5-6 лет (1 год обучения) | 1 | 4 | 36 |
6-7 лет (2 год обучения) | 1 | 4 | 36 |
- Перспективный план программы (1 год обучения)
Неделя | Тема | содержание работы |
сентябрь | Тема 1 «В водное занятие. Инструктаж по ТБ.» | Ознакомление воспитанников с техникой безопасности во время игры «Шахматы» |
Тема 2 «Первичный мониторинг» | Уточнение уровня освоения программного материала. | |
Тема 3 «Вводное занятие. История-сказка возникновения шахмат.» | Знакомство с историей возникновения шахмат. Воспитывать у детей интерес к шахматам, целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. | |
Тема 4 «В стране шахматного королевства» | Познакомить детей с понятием «Шахматная игра», способствовать развитию интереса к игре в шахматы. | |
октябрь | Тема 5 «Волшебство начинается» | Продолжать знакомить детей с понятием «Шахматная игра», знакомство с шахматной студией. |
Тема 6 «В шахматной стране» | Продолжать знакомить детей с шахматной студией, познакомить с новыми понятиями «Шахматная доска» и «Шахматные фигуры» | |
Тема 7 «Удивительные клетки» | Продолжать знакомить детей с понятием «шахматная доска», «белые и черные поля», чередование белых и черных полей, шахматная доска и шахматные поля квадратные | |
Тема 8 «Шахматная доска» | Продолжать знакомить детей с понятием «шахматная доска», «белые и черные поля», чередование белых и черных полей, шахматная доска и шахматные поля квадратные, «центр» шахматной доски. | |
ноябрь | Тема 9 «Шахматное поле» | Продолжать знакомить детей с шахматной доской. Учить правильно располагать доску между партнерами. |
Тема 10 «Шахматные клетки» | Познакомить детей с полями шахматной доски: «Вертикаль», «Горизонталь» | |
Тема 11 «Волшебная доска» | Повторить понятие горизонтальных и вертикальных линий и познакомить с новым понятием «Диагональ». | |
Тема 12 «Шахматные фигуры» | Познакомить детей с понятием «шахматные фигуры», учить сравнивать между собой, делить на белые и черные. | |
декабрь | Тема 13 «В стране шахматных чудес» | Формирование первоначальных представлений о понятиях: пешка, фигура; развитие слухового и зрительного восприятия, мыслительных операций анализа и синтеза |
Тема 14 «Мудрец» | Развитие умения различать пешки и фигуры. Формирование первоначальных представлений о начальном положении, понятиях: ход, партнер, последовательности ходов | |
| Тема 15 «Шахматные фигуры» | Продолжать знакомить детей с шахматными фигурами, белыми и черными, учить сравнивать между собой, упражнять в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных. |
Тема 16 Ладья | Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой – ладья. Учить сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных. | |
январь | Тема 17 Слон | Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой – слон. Учить сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных. |
Тема 18 Конь | Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой – конь. Учить сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных. | |
Тема 19 Ферзь | Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой – ферзь. Учить сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных. | |
Тема 20 Король | Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой – король. Учить сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных. | |
февраль | Тема 21 «Шахматные фигуры» | Продолжать знакомить детей с шахматными фигурами (ладья, слон, конь, ферзь, король) белыми и черными, учить сравнивать между собой, упражнять в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных. |
Тема 22 «Пешка» | Познакомить детей с шахматной фигурой «Пешка». Место в начальном положении. | |
Тема 23 «Пешка» | Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении. Ход пешки | |
Тема 24 «Пешка» | Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки. Взятие. | |
март | Тема 25 «Пешка» | Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие. Правило «взятие на проходе» |
Тема 26 «Пешечный бой» | Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, играть по правилам. | |
Тема 27 «Пешечный бой» | Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки. Играть по правилам, уточнить что победы можно добиться тремя способами: добраться до конца доски быстрее соперника, срубить все пешки противника, лишить ходов пешки противников | |
Тема 28 «Пешка» | Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе». Познакомить с новым понятием «Превращение пешки» | |
апрель | Тема 29 «Начальная расстановка фигур» | Познакомить детей с новым понятием «начальное положение» или «начальная позиция»: черные и белые фигуры расположены друг напротив друга; слева направо: ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, ладья, следом за ними одним рядом выстраиваются пешки. |
Тема 30 «Начальная расстановка фигур» | Продолжать знакомить детей с новым понятием «начальное положение» или «начальная позиция»: черные и белые фигуры расположены друг напротив друга; слева направо: ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, ладья, следом за ними одним рядом выстраиваются пешки. | |
Тема 31 «Партия» | Продолжать знакомить детей с понятиями «начальное положение» или «начальная позиция». Познакомить с понятием «партия», запомнить правило «ферзь любит свой цвет» | |
Тема 32 «Шахматные часы» | Познакомить детей с часами, которыми пользуются шахматисты во время партии. Познакомить с новым понятием «шахматные часы» время отведенное на партию, контроль времени. | |
май | Тема 33 «Шахматные фигуры» (закрепление) | Закрепить знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии фигур. Учить определять ту или иную фигуру в ряду остальных. |
Тема 34 Так много их, но мы уже их знаем | Закрепление знаний о правильном расположении доски м/у партнерами, расстановкой фигур перед игрой; развитие интереса к игре, памяти, внимания творческих способностей. | |
Тема 35 Закрепление пройденного материала. | Закрепление пройденного материала. Развлечение «Шахматный праздник» | |
Тема 36 Тестирование по материалу за год | Диагностические задания по оценке уровня освоения программы детьми 5-6 лет. |
Перспективный план программы (2 год обучения)
месяц | неделя | содержание работы |
сентябрь | Тема 1 «В водное занятие. Инструктаж по ТБ.» | Ознакомление воспитанников с техникой безопасности во время игры «Шахматы» |
Тема 2 «Первичный мониторинг» | Уточнение уровня освоения программного материала. | |
Тема 3 «В стране шахматных чудес» | Продолжать знакомить детей с игрой в шахматы, способствовать развитию интереса к этой игре. Вспомнить названия шахматных фигур, как располагается доска и ее основные понятия: вертикаль, диагональ, центр. | |
Тема 4 «Ладья» | Познакомить детей с шахматной фигурой «Ладья», новым понятием «Ход фигуры» | |
октябрь | Тема 5 «Ладья» | Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Ладья», вспомнить место ладьи в начальном положении, ход фигуры, познакомить с новым понятием «взятие» |
Тема 6 «Бить или не бить» | Учить детей выполнять взятие – брать фигуру противника, которая стоит перед боем, не подставлять свою ладью под удар. | |
Тема 7 «Ладья» | Закреплять полученные знания детей о шахматной фигуре «Ладья» в игровой практике на шахматной доске, упражнять в умении ходить ладьей, отслеживать взаимодействие между белой и черной ладьей на шахматной доске, учиться предвидеть события на шахматной доске на один ход вперед. | |
Тема 8 «Ладья» | Повторить и закрепить данные детям знания о шахматной фигуре «Ладья» - место ладьи в начальной позиции, ход, взятие , решение простейших шахматных задач. | |
ноябрь | Тема 9 «Слон» | Познакомить детей с шахматной фигурой «Слон». Место слона в начальном положении. Ход слона. Белопольные и чернопольные слоны. |
Тема 10 «Слон» | Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Слон». Место слона в начальном положении, ход слона, что такое белопольные и чернопольные слоны. Показать детям, как слон выполняет взятие. | |
Тема 11 «Слон против слона» | Познакомить с ходами слонов, подвести детей к пониманию того, что разноцветные слоны никогда не могут встретится. Поупражнять детей в игре двумя слонами против одного, двумя против двух. | |
Тема 12 «Ладья против слона» | Закреплять полученные знания детей о шахматных фигурах «Ладья» и «Слон» в игровой практике на шахматной доске, учить детей следовать определенным правилам во время шахматной партии – делать ходы поочередно, учитывая предыдущий ход соперника и предвидя ответный ход: учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу. | |
декабрь | Тема 13 «Ладья против слона» | Подвести детей к пониманию того, что ладья сильнее слона. Поупражнять детей в игре на фрагментах доски из 4, 6, 8 полей |
Тема 14 Ферзь | Познакомить детей с шахматной фигурой «Ферзь». Место ферзя в начальной позиции, как ходит ферзь. | |
Тема 15 Ферзь | Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Ферзь». Место ферзя в начальной позиции, как ходит ферзь. Познакомить детей с правилами взятия ферзем. | |
Тема 16 Ферзь | Закреплять полученные знания детей о шахматной фигуре «Ферзь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей следовать правилам ведения шахматной партии: делать ходы поочередно, учитывая ход соперника и проведя ответный ход; учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу. |
январь | Тема 17 Ферзь против ладьи и слона | Уточнить знания детей о передвижении на шахматной доске ладьи, слона и ферзя. Объяснить детям. Объяснить детям, что слону и ладье нельзя нападать на ферзя – он их побьет. Ладью и ферзя называют тяжелыми фигурами, а слона и коня – легкими Фигурами |
Тема 18 Конь | Познакомить детей с шахматной фигурой «Конь». Место коня в начальной позиции. | |
Тема 19 Конь | Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Конь», вспомнить место в начальной позиции, ход коня, взятие. Упражнять в ходе коня и во взятии. Учить детей правильно понимать и решать поставленные перед ними учебную задачу. | |
Тема 20 Конь против коня | Продолжать учить детей играть конем против коня на фрагментах доски их 6,8,12 полей. Закрепить ход коня. | |
февраль | Тема 21 Пешка | Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе». |
Тема 22 Пешка | Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе», «превращение пешки». | |
Тема 23 Король | Познакомить детей с шахматной фигурой «Король». Место короля в начальной позиции. Ход короля. Взятие. | |
Тема 24 Король | Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Король», вспомнить знания, полученные на предыдущем занятии (место короля в начальной позиции, ход короля, взятие). Дать новое понятие «контролируемое поле» | |
март | Тема 25 Шах | Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учить находить позиции, в которых объявлен «шах», в ряду остальных, где шаха нет. |
Тема 26 Шах | Объяснить детям, как определять, объявлен ли шах в тои или ином положении: если ближайшим ходом можно побить короля, то этому королю объявлен шах. | |
Тема 27 Ставим шах | Учить детей ставить шах. Закрепить названия полей. | |
Тема 28 Не иди король под шах | Уточнить, что королей в шахматах не бьют, но и под шах их ставить нельзя, нужно подбирать для короля не атакованные поля. Если король нечаянно встанет под бой ему разрешается переходить. Уважая шахматного владыку, игроки разрешают исправить ошибку. | |
апрель | Тема 29 Защита от шаха, пат | Продолжение книги – сказки И. Сухина. Учить детей защищаться от шаха. Объяснить детям, если противник не сумел объявить шах, то король отделывается патом. Пат – это почетная ничья. |
Тема 30 Умный «шах» | Продолжение чтения книги – сказки И. Сухина. Расширять знания детей о «шахе», учить выбирать из двух возможных - лучший. | |
Тема 31 Мат | Объяснить детям, что мат – цель шахматной партии, сильного игрока выделяет умение ставить своему сопернику «мат» за кротчайшее время и за наименьшее число ходов. | |
Тема 32 Ферзь, ладья и слон дают мат в один ход. | Объяснить детям, что в шахматах выигрывает тот. Кто побьет неприятельского короля. Но чтобы побить короля, на него нужно напасть. Шахматную игру принято прекращать за ход до того, как король будет побит. Это и есть мат. Он обозначается - «X». |
май | Тема 33 Конь, пешка и король дают мат в один ход | Учить детей ставить мат конем, пешкой и королем. Д/и «Да и нет», Загадки из тетрадки». Повторить, что такое пат. |
Тема 34 Закрепление пройденного материала: | Д/и «Волшебный мешочек», «Чего не стало?»
| |
Тема 35 Контрольное занятие по итогам года. | Подвести итог определения, что такое шахматная игра, закрепить полученные знания и умения играть в шахматы. | |
Тема 36 Тестирование по материалу за год | Диагностические задания по оценке уровня освоения Программы детьми 6-7 лет. |
Формы оценивания качества образовательной деятельности по проекту
Педагогический мониторинг проводится два раза в год (в сентябре и мае). Результаты педагогического мониторинга используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Для изучения уровней развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста были подобраны следующие методики (Приложение 1).
- «Мотивы умственной деятельности», автор Е.Э. Кригер.
- «Определение мотивационного компонента», автор М.Р. Гинзбург.
- Наблюдение за проявлением учебно-познавательной активности, автор В.С. Юркевич
- Задача с шахматными фигурами, автор: Л. Береславский.
Мониторинг подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (1 год)
Количественный анализ результатов мониторинга:
№ п\п | Фамилия, имя ребенка | Знание шахматных фигур | Шахматная доска | Проявлен ие фантазии в игре с шахматн ыми фигурами | Увлече ние игрой | Итог | ||
Умение отличать фигуры по цвету и форме | Знает некоторые названия шахматных фигур (королева, пешка, конь) | Основные характеристи ки (квадратная и ее клетки окрашены в темный и светлый цвет) | Расположение между соперниками: справа от каждого игрока угловое поле будет белого цвета | |||||
Условные обозначения:
2- высокий уровень. 1 – средний уровень 0 – низкий уровень
Критерии уровней развития детей
9 – 12 Высокий уровень – Дети с интересом рассматривают шахматные фигуры, сами ставят рядом одинаковые фигуры, сравнивают две группы фигур по цвету: черные и белые, размеру: длиннее – короче, выше – ниже, больше – меньше. Различать левую и правую руку и пространственные направления от себя: справа, слева, впереди, позади, вверх, вниз. Знают некоторые названия шахматных фигур, с удовольствием по – своему играют в них.
6 - 8 Средний уровень – Интерес у детей к шахматной игре не продолжительный, затрудняются найти две одинаковые фигуры. Сравнивают две группы фигур по цвету: черные и белые, размеру: длиннее – короче, выше – ниже, больше – меньше с небольшой помощью взрослого. Допускают ошибки при различии левой и правой руки. Игра с шахматными фигурами однообразная.
0 – 5 Низкий уровень – Самостоятельно не проявляют интерес к шахматной игре. Сравнивают две группы фигур по цвету: черные и белые, размеру: длиннее – короче, выше – ниже, больше – меньше с помощью взрослого. Не умеют различать левую и правую руку. Не хотят играть с шахматными фигурами.
Мониторинг подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (2 год)
Количественный анализ результатов мониторинга:
№ п\п | Знание шахматных фигур | Шахматная доска | Умеют играть по частям, знают правила | Увлечение игрой | Итог | ||
Дети знают названия шахматных фигур и умеют отличать их друг от друга | Правила хода и взятия каждой фигуры | Правильно помещать шахматную доску между партнерами, расставлять фигуры перед игрой | Различать горизонталь, вертикаль, диагональ | ||||
Условные обозначения:
2 - высокий уровень. 1 – средний уровень 0 – низкий уровень
Критерии уровней развития детей
9 -12 Высокий уровень – Дети с интересом самостоятельно играют в шахматы «по частям» (фрагмент игры), добиваясь победы. Знают названия шахматных фигур, правила хода и взятия каждой фигуры. Умеют ориентироваться на шахматном поле
6 - 8 Средний уровень – Интерес у детей к шахматной игре не продолжительный, играют с помощью воспитателя. Ошибаются в названии шахматных фигур, путают правила хода и взятия каждой фигуры. Ориентируются на шахматном поле с помощью воспитателя, не всегда различают горизонталь, вертикаль, диагональ.
0 – 5 Низкий уровень – Самостоятельно не проявляют интерес к шахматной игре. Знают несколько шахматных фигур, не знают правила хода и взятия каждой фигуры. Не умеют ориентироваться на шахматном поле.
Литература:
- Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
- Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
- Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
- Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
- Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
- Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
- Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
- Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
- Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
- Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
- Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
- Шахматы – школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.
- Веселых Инна, Веселых Иржи. Шахматный букварь.– М: Просвещение 1983.
- Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре.– М.: ГЦОЛИФК, .1984.
- Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука.– М.:. Детская литература, 1980
Приложение 1
Показатели достижений ребенка 5-6 лет (первый год обучения)
№ | Ф.И.ребенка | Знает | Умеет | Итог | |||||||
1. | 2. | 1. | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 |
Условные обозначения: 2 балла, 1 балл, 0 баллов Проводил:
воспитатель / /
Вывод:
Знает:
- Шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья.
- Название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Умеет:
- Правила хода каждой фигуры
- Ориентироваться на шахматной доске
- Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил
- Правильно располагать шахматную доску между партнёрами
- Правильно располагать фигуры перед игрой
- Умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали
- Решать простые шахматные задачи
Показатели достижений ребенка 6-7 лет (второй год обучения)
№ | Ф.И.ребенка | Показатели | Итог | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 |
Условные обозначения: 2 балла, 1 балл, 0 баллов Проводил:
воспитатель / /
Вывод:
Показатели:
- Понимание важности первых ходов
- Понятия о приёмах взятия фигур
- Умение детей быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их в слух
- Знать и различать шахматные фигуры
- Знать ходы шахматных фигур и их отличия
- Умение самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе
- Развитие познавательной активности, логического мышления, воображения у детей; выявлению интеллектуальной одаренности воспитанников
- Навыки счёта предметов, умение соотносить количество и число; зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику рук
- Умение планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ
- Развитие ловкости и смекалки, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать
- Понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умение записывать шахматные партии.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 19 г. Курганинска муниципальное образование Курганинский район
Тематическое планирование проектной деятельности по шахматам детьми «Юный шахматист»
на 2024-2025 учебный год в старшей группе Б «Журавлёнок»
Месяц | Тема занятия | Цель | Дата |
Сентябрь | «В водное занятие. Инструктаж по ТБ.» | Ознакомление воспитанников с техникой безопасности во время игры «Шахматы» | 3.09.2024 |
«Первичный мониторинг» | Уточнение уровня освоения программного материала. | 10.09.2024 | |
«Вводное занятие. История-сказка возникновения шахмат.» | Знакомство с историей возникновения шахмат. Воспитывать у детей интерес к шахматам, целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. | 17.09.2024 | |
«В стране шахматного королевства» | Познакомить детей с понятием «Шахматная игра», способствовать развитию интереса к игре в шахматы. | 24.09.2024 | |
Октябрь | «Волшебство начинается» | Продолжать знакомить детей с понятием «Шахматная игра», знакомство с шахматной студией. | 1.10.2024 |
«В шахматной стране» | Продолжать знакомить детей с шахматной студией, познакомить с новыми понятиями «Шахматная доска» и «Шахматные фигуры» | 8.10.2024 | |
«Удивительные клетки» | Продолжать знакомить детей с понятием «шахматная доска», «белые и черные поля», чередование белых и черных полей, шахматная доска и шахматные поля квадратные | 15.10.2024 | |
«Шахматная доска» | Продолжать знакомить детей с понятием «шахматная доска», «белые и черные поля», чередование белых и черных полей, шахматная доска и шахматные поля квадратные, «центр» шахматной доски. | 22.10.2024 | |
«Шахматное поле» | Продолжать знакомить детей с шахматной доской. Учить правильно располагать доску между партнерами. | 29.10.2024 | |
Ноябрь | «Шахматные клетки» | Познакомить детей с полями шахматной доски: «Вертикаль», «Горизонталь» | 5.11.2024 |
«Волшебная доска» | Повторить понятие горизонтальных и вертикальных линий и познакомить с новым понятием «Диагональ». | 12.11.2024 | |
«Шахматные фигуры» | Познакомить детей с понятием «шахматные фигуры», учить сравнивать между собой, делить на белые и черные. | 19.11.2024 | |
«В стране шахматных чудес» | Формирование первоначальных представлений о понятиях: пешка, фигура; развитие слухового и зрительного восприятия, мыслительных операций анализа и синтеза | 26.11.2024 | |
Декабрь | «Мудрец» | Развитие умения различать пешки и фигуры. Формирование первоначальных представлений о начальном положении, понятиях: ход, партнер, последовательности ходов | 3.12.2024 |
«Шахматные фигуры» | Продолжать знакомить детей с шахматными фигурами, белыми и черными, учить сравнивать между собой, упражнять в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных. | 10.12.2024 | |
Ладья | Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой – ладья. Учить сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных. | 17.12.2024 | |
Слон | Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой – слон. Учить сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных. | 24.12.2024 | |
Январь | Конь | Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой – конь. Учить сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных. | 14.01.2025 |
Ферзь | Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой – ферзь. Учить сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных. | 21.01.2025 | |
Король | Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой – король. Учить сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных. | 28.01.2025 | |
Февраль | «Шахматные фигуры» | Продолжать знакомить детей с шахматными фигурами (ладья, слон, конь, ферзь, король) белыми и черными, учить сравнивать между собой, упражнять в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных. | 4.02.2025 |
«Пешка» | Познакомить детей с шахматной фигурой «Пешка». Место в начальном положении. | 11.02.2025 | |
«Пешка» | Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении. Ход пешки | 18.02.2025 | |
«Пешка» | Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки. Взятие. | 25.02.2025 | |
Март | «Пешка» | Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие. Правило «взятие на проходе» | 4.03.2025 |
«Пешечный бой» | Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, играть по правилам. | 11.03.2025 | |
«Пешечный бой» | Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки. Играть по правилам, уточнить что победы можно добиться тремя способами: добраться до конца доски быстрее соперника, срубить все пешки противника, лишить ходов пешки противников | 18.03.2025 | |
«Пешка» | Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе». Познакомить с новым понятием «Превращение пешки» | 25.03.2025 | |
Апрель | «Начальная расстановка фигур» | Познакомить детей с новым понятием «начальное положение» или «начальная позиция»: черные и белые фигуры расположены друг напротив друга; слева направо: ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, ладья, следом за ними одним рядом выстраиваются пешки. | 1.04.2025 |
«Начальная расстановка фигур» | Продолжать знакомить детей с новым понятием «начальное положение» или «начальная позиция»: черные и белые фигуры расположены друг напротив друга; слева направо: ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, ладья, следом за ними одним рядом выстраиваются пешки. | 8.04.2025 | |
«Партия» | Продолжать знакомить детей с понятиями «начальное положение» или «начальная позиция». Познакомить с понятием «партия», запомнить правило «ферзь любит свой цвет» | 15.04.2025 | |
«Шахматные часы» | Познакомить детей с часами, которыми пользуются шахматисты во время партии. Познакомить с новым понятием «шахматные часы» время отведенное на партию, контроль времени. | 22.04.2025 | |
«Шахматные фигуры» (закрепление) | Закрепить знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии фигур. Учить определять ту или иную фигуру в ряду остальных. | 29.04.2025 | |
Май | Так много их, но мы уже их знаем | Закрепление знаний о правильном расположении доски м/у партнерами, расстановкой фигур перед игрой; развитие интереса к игре, памяти, внимания творческих способностей. | 6.05.2025 |
Закрепление пройденного материала. | Закрепление пройденного материала. Развлечение «Шахматный праздник» | 13.05.2025 | |
Тестирование по материалу за год | Диагностические задания по оценке уровня освоения программы детьми 5-6 лет. | 20.05.2025 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ИГРЕ В ШАХМАТЫ «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ»
Цели программы:Обучить правилам игры в шахматы;2. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;3. Воспитать уважи...

Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста "Юный математик"
Работа по организации кружка «Юный математик» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление....
Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста "Юный математик"
методическая разработка...

Программа кружка дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста "Юный шахматист"
Бенджамин Франклин сказал: «Так же, как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные способности». Прежде всего шахматы - это прекрасный ...

ПРОЕКТ «ВНЕДРЕНИЕ ШАХМАТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»
Проблема, сформулированная детьми:Ничего не знаем о шахматах о правилах игры в шахматы.Педагогическая цель:Содействовать детям в достижении детской цели через знакомство с шахматами и прав...

Проект по шахматному образованию для детей 5-7 лет «Белая Ладья»
Шахматы - очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, у...

Трансляция опыта работы на городском семинара «Шахматное образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста»
laquo;Шахматное образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста»...