Познавательно - исследовательский проект "Вода вокруг нас"
проект (старшая группа)
Дошкольник по своей природе пытливый исследователь, ему присуща потребность познания окружающего мира и экспериментирования с объектами и явлениями окружающего мира.
Познавательное развитие предполагает интересы детей, их любознательность и познавательную мотивацию. У детей формируются первичные представления о себе, других людях, объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях и свойствах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.11 КБ |
![]() | 2.12 МБ |
![]() | 17.34 КБ |
![]() | 22.11 КБ |
![]() | 18.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №4»
дошкольное отделение «Белочка»
Познавательно – исследовательский проект
«Вода вокруг нас»
Подготовила: воспитатель высшей
категории Воронова Н.В.
г.о. Мытищи
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Длительность: долгосрочный.
Участники: дети, родители, педагоги.
Актуальность: Дошкольник по своей природе пытливый исследователь, ему присуща потребность познания окружающего мира и экспериментирования с объектами и явлениями окружающего мира.
Познавательное развитие предполагает интересы детей, их любознательность и познавательную мотивацию. У детей формируются первичные представления о себе, других людях, объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях и свойствах.
Объект: вода вокруг нас.
Гипотеза: Мы предполагаем, что без воды прожить нельзя.
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, о ее свойствах и бережном отношении к ней.
Цель проекта: развитие творческой и познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности.
Задачи:
- Формировать представления детей о явлениях и объектах окружающего мира, об их взаимосвязи в природе.
- Развивать наблюдательность, интерес к к познавательно-исследовательской деятельности, познавательную активность.
- Учить детей получать новую информацию через экспериментирование.
- Формировать умения детей делать выводы и умозаключения, применять знания в самостоятельной творческой деятельности.
- Расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека и ее влиянии на здоровье.
- Формировать бережное отношение к воде как важному природному ресурсу.
- Привлекать родителей к активному участию в проекте.
Ожидаемые результаты:
- формирование у детей умения ставить проблему, находить пути ее решения, планировать, находить новую информацию;
- формирование умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающему миру, вызывать у детей желание беречь и сохранять окружающую природную среду;
- формирование представлений об объектах и явлениях природы, их закономерностях;
- обогащение словарного запаса; развитие наблюдательности, любознательности и интереса к познавательной деятельности;
- повышение компетентности родителей в экологическом образовании дошкольников.
Взаимодействие с родителями:
- Создание альбома “Для чего нужна вода”.
- Консультация с родителями “Экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста”.
- Создание плаката “Вода вокруг нас”
- Составление описания игр с водой.
- Мастер класс «Волшебные превращения воды»”.
- Помощь родителей в подготовке необходимого оборудования для проведения опытов с водой.
Взаимодействие с педагогами:
- Привлечение воспитателя, музыкального руководителя.
- Консультация для педагогов “Уголок экспериментирования в детском саду”.
- Составление плана работы с детьми по экспериментированию.
- Открытое занятие “Круговорот воды в природе”.
Формы и методы работы:
- беседы;
- занятия;
- экспериментирование;
- продуктивная деятельность;
- чтение художественной литературы;
- разучивание стихов, загадок, пословиц, народных примет;
- ручной труд;
- труд в природе;
- театрализованная деятельность, досуги, праздники;
- наблюдения в уголке природы и на прогулке;
- игры;
- работа с календарём природы, дневником наблюдения;
- рассматривание фотографий, альбомов, иллюстраций.
- взаимодействие с родителями.
Этапы проекта:
1 этап: Подготовительный.
- Создание необходимых условий для реализации проекта;
- постановка цели и задач;
- информация для родителей о предстоящем проекте, привлечение их к участию в проекте;
- подбор художественной литературы для чтения, презентаций, конспектов занятий, бесед, консультаций для родителей;
- подбор наглядно – информационного материала для просмотра;
- подбор сюжетных картинок, фотографий, иллюстраций и музыкальных произведений;
- работа с методическим материалом, литературой по данной теме;
- разработка плана мероприятий по теме проекта.
II этап: практический.
- Изготовление альбомов «Для чего нужна вода», «Вода вокруг нас»;
- конкурс рисунков «Морские пейзажи», «Зимняя сказка», «Рождественские кружева»;
- оформление стенгазеты «Вода вокруг нас»;
- наблюдения за явлениями природы: дождем, ливнем, снегопадом и т. д.;
- изготовление книжек – малышек о свойствах воды;
- проведение мастер класса «Волшебные превращения воды;
- опытно – исследовательская деятельность;
- разучивание правил поведения в природе;
- ведение календаря погоды;
- создание дидактических игр экологического содержания;
- природоохранная акция «Берегите воду на планете!»;
- Интеллектуальная игра «Знатоки воды»;
- Занятие «Капитошка и его друзья»;
- Занятие «Круговорот воды в природе».
III этап: заключительный.
- Обобщение результатов работы, их анализ;
- закрепление полученных знаний;
- создания альбомов «Для чего нужна вода», «Вода вокруг нас».
- проведение мастер класса «Волшебные превращения воды»;
- занятие «Круговорот воды в природе»;
- интеллектуальная игра «Знатоки воды»;
- презентация «Вода вокруг нас»
Реализовывая данный проект, мы пришли к выводу, что полученные ребёнком знания помогут им и их родителям в их повседневной жизни. Итог проекта – занятие «Круговорот воды в природе». Уровень участия родителей в проекте «Вода вокруг нас» был высокий. Родители помогли нам сделать альбомы: «Для чего нужна вода», «Вода вокруг нас», собрали много интересной информации о водных ресурсах. Активность родителей, их заинтересованность в проекте отразилась на знаниях детей по этой теме. На итоговом занятии “Круговорот воды в природе” дети показали знания на высоком уровне, научились понимать значение воды в нашей жизни, как ее надо беречь и не загрязнять. Дети узнали о свойствах воды, ее состояниях, научились опытническим путем находить ответы на свои вопросы. Таким образом, участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Ценностно-ориентированная деятельность помогла детям осознать многостороннее значение воды в природе и нашей жизни.
План реализации проекта.
Вид деятельности:
Беседы:
»Вода вокруг нас»
«Вода бывает разной»
«Без воды нам не прожить»
«Водные ресурсы»
«Волшебные превращения воды»
«Берегите воду»
«Правила поведения на водоеме»
«Куда исчезла вода?»
«Как помочь речке»
«Зачем нужно беречь воду?»
«Как вести себя на водоеме в зимний период»
«Осторожно, гололед!»
«Живительная сила воды»
«Живые картинки»
«Что такое снег»
Цель:
- расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека и ее влиянии на здоровье;
- развивать память, внимание, речь, мышление;
- воспитывать бережное отношение к воде как важному природному ресурсу.
Образовательная деятельность:
Познание:
«Водные ресурсы»
«Вода нужна всем»
«Кто живет в воде?»
«Что растет в воде?»
«У природы нет плохой погоды»
«Откуда берется питьевая вода?»
«Хрустальные родники»
«Капитошка и его друзья»
«Круговорот воды в природе»
«Без воды нам не прожить»
Речевое развитие:
- составление рассказов о приключениях Капитошки;
- сочинение сказки «Путешествие звонкой капельки;
- составление рассказов о капельке по серии картинок;
- разучивание стихотворений: Н. Рыжова «Вы слыхали о воде?», А.А. Блок «Снег да снег», И. Суриков «Белый снег пушистый…», С. Михалков «Снегопад», Т. Лаврова «Снова зимние картинки», Н. Некрасов «Снежок порхает, кружится…», Я. Аким «Первый снег».
- чтение художественной литературы: Ширм Барбер «Русалочка», Лариса Тарасенко «Путешествие капельки», Н. Рыжова, С. Мусиенко «Вода вокруг нас», сказка «Жила была река», К. Чуковский «Мойдодыр», Х. К. Андерсен «Капля воды», А Тюняев «Все о воде».
Загадывание загадок, разучивание пословиц, поговорок, народных примет.
Художественно-эстетическое развитие:
Лепка:
«Золотая рыбка»
«Рыбки в аквариуме»
«Морское дно»
«Снежинка»
«Зимние кружева»
«Капитошка»
Аппликация:
«Рыбки в аквариуме»
«Морское дно»
«Морские обитатели»
«Золотая рыбка»
«Зимнее дерево»
«Зимний лес»
«Капитошка»
Рисование:
«Золотая рыбка»
«Морские обитатели»
«Морское дно»
«Рыбки в аквариуме»
«Снежинка»
«Зимнее дерево»
«Зимняя сказка»
«Рождественские кружева»
«Капитошка»
Цель:
- закрепить знания детей о значении воды в жизни растений, животных, человека, умение составлять рассказы о путешествии звонкой капельки;
- учить детей передавать образ воды посредством изобразительной деятельности;
- развивать связную речь, внимание, память, мышление, мелкую моторику пальцев;
- развивать у детей интерес к художественной деятельности, умение передавать красоту в художественно-творческой работе;
- воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Опытно-исследовательская деятельность:
- наблюдения за состоянием погоды, как температура влияет на состояние воды, в каком состоянии бывает вода и почему;
- фиксирование наблюдений в календаре погоды;
- выявление свойств воды опытническим путем.
Цель:
- развивать у детей познавательную активность, любознательность, наблюдательность;
- формировать умение самостоятельно наблюдать за состоянием погоды, ее осадками, фиксировать наблюдения в календаре погоды;
- расширять представления о свойствах воды, ее превращениях из одного состояния в другое;
- обогащать словарный запас, развивать диалогическую и монологическую речь, память, речь, внимание, логическое мышление;
-воспитывать у детей бережное отношение к природным ресурсам, умение ценить дары природы, не загрязнять воду;
- вызвать интерес к опытно-исследовательской деятельности.
Дидактические игры:
«Скажи наоборот»
«Придумай слово»
«Угадай звуки»
«Тонет – не тонет»
«Кто где живет»
«Кто живет в воде»
«Что растет в воде»
«Узнай по описанию»
«Подбери родственное слово»
«Хорошо – плохо»
«Назови ласково»
«Я начну, а ты закончи»
«Подскажи словечко»
«Летает – не летает»
Цель:
- учить детей понимать значение воды в жизни растений, животных, человека;
- развивать у детей познавательную активность, память, речь, внимание, логическое мышление;
- воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Трудовая деятельность:
- полив растений в цветнике и огороде;
- полив комнатных растений в уголке природы;
- расчистка дорожек от снега;
- конструирование снежных построек из воды и снега.
Цель:
- учить детей ухаживать за растениями в цветнике, огороде, в уголке природы;
- учить детей поддерживать чистоту и порядок в групповой комнате и на
участке детского сада;
- воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.
Социально-коммуникативное развитие:
Участие детей и их родителей в природоохранной акции «Берегите воду на планете!»
Коммуникативные игры:
«Дружная пара»
«Найди свою капельку»
«Кого не хватает»
«Добрые слова»
«Назови ласково»
«Выложи снежинку»
Сюжетно-ролевые игры:
«Аквапарк»
«Морское путешествие»
«Поход всей семьей в зоопарк»
«Поход всей семьей на водоем»
«Поход всей семьей в Третьяковскую галерею»
«Экскурсия в океанариум»
«Зоомагазин»
«Водолечебница»
«Научная лаборатория»
Цель:
- закрепить знания детей о свойствах воды, ее значении в жизни растений, животных и человека;
- закрепить знания детей о внешнем виде и отличительных особенностях морских,
речных обитателей;
- развивать у детей познавательную активность, речь, внимание, память, мышление, коммуникативные навыки;
- закрепить знания детей о правилах поведения на водоемах в летний и зимний периоды;
- воспитывать у детей бережное отношение к природным ресурсам.
Физическое развитие:
Подвижные игры:
«Море волнуется»
«Караси и щука»
«Летает – не летает»
«1,2,3 – к снежинке беги»
«Круговорот воды в природе»
«Кто быстрее»
«Солнышко и дождик»
«Через ручеек»
«Рыбак и рыбки»
Цель:
- развивать у детей умение бегать, не наталкиваясь друг на друга, быстро убегать, занимая свое место;
- развивать у детей ловкость, координацию движений, выдержку, упражнять в прыжках на обеих ногах, в равновесии;
- способствовать повышению двигательной активности детей;
- воспитывать желание беречь и не загрязнять водоемы.
Пальчиковая гимнастика:
- «Дождик, дождик, что ты льешь?»
- «Рыбка»
- «Вышел дождик погулять»
- «Моем руки»
- «Гроза»
- «Водичка, водичка, умой мое личико»
Цель:
- продолжать закреплять знания детей о воде;
- развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев, речь, память, внимание, мышление;
- способствовать повышению эмоционального настроя детей путем упражнений с пальчиками.
Итог проекта.
Таким образом, полученные знания дети смогли использовать в повседневной жизни. По итогу проекта было проведено занятие «Круговорот воды в природе». Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Ценностно-ориентированная деятельность помогла детям осознать многостороннее значение воды в нашей жизни.
Перспективный план
Месяц | Мероприятие | Цель | Формы и методы |
Сентябрь 1-2 неделя | “Вода вокруг нас” | Объяснить детям, что вода находится не только в реках, океанах, но и в воздухе, земле, растениях, внутри нас. | -Беседа по вопросам «Вода вокруг нас»; - Занятие «Без воды нам не прожить»; - использование наглядного материала, художественного слова - д/и «Скажи наоборот»; - взаимодействие с родителями (создание альбома “Вода вокруг нас”); - просмотр мультфильма “Откуда в нашем доме вода”; рисование по мультфильму. |
3-4 неделя | “Вода бывает разной” | Объяснить детям, что температура воды зависит от внешних условий. Ее измеряют термометром. Вода бывает жидкой, твердой и парообразной. | -Беседа «Вода бывает разной», «Без воды нам не прожить»; - использование наглядного материала, художественного слова; сказка “Жила была река”, рисование рыбки; - опыты с водой, их зарисовки; - подвижная игра ”Море волнуется”. |
Октябрь 1 неделя | Игровые измерения | Закрепление изученной темы: дети должны догадаться, что можно сделать, чтобы получить низкую, высокую и комфортную температуру. | -Беседа «Волшебные превращения воды», «Берегите воду!»; - опыты с водой ( измерение температуры воды водным термометром); - д/и “Горячо-холодно”; - выучить с детьми пословицы и поговорки о воде; - взаимодействие с родителями (помощь родителей в подготовке оборудования для опытов); |
2 неделя | Свойства воды | Познакомить детей со свойствами воды, вызвать интерес к опытнической деятельности. | - Беседа «Зачем нужно беречь воду?», «Правила поведения на водоеме»; - занятие «Хрустальные родники»; - чтение стихов о воде; -опыты с водой; зарисовки опытов; - аппликация «Морские обитатели»; - п/и «Воздух, вода, земля»; - привлечь родителей к составлению альбома «Вода вокруг нас». |
3 неделя | “Вода нужна всем” | Объяснить детям, что вода находится внутри нас, в растениях, в воздухе, земле. Вода-источник жизни на Земле, наше главное богатство. | - Занятие «Вода нужна всем», - беседа «Водные ресурсы»; - д/и «Придумай слово», «Что шумит?»; - опыты “Растения пьют воду”, “У растения внутри есть вода”; - сочинение сказки «путешествие звонкой капельки»; - рисование по сказке. |
4 неделя | “Кто живет в воде” | Рассказать детям о водных обитателях воды; о том, что вода им нужна чистая, ее нельзя загрязнять, а надо беречь. | - Занятие «Кто живет в воде?»; - беседа «Водные растения»; - опыт «У растения внутри есть вода»; - чтение стихов о воде, загадывание загадок; - д/и “Узнай по описанию”, “Кто где живет”; - интеллектуальная игра «Знатоки воды»; - рисование водных обитателей; - слушание шума моря, дождя. |
Ноябрь 1-2 неделя | “Куда исчезла вода” | Объяснить детям, что под влиянием температуры вода может испаряться и это явление называется «Круговорот воды в природе». | -Беседа «Куда исчезла вода?», «Как помочь речке?»; - Занятие «Что растёт в воде?»; - опыты с водой; - д/и «Подбери родственное слово», «Хорошо-плохо»; - чтение художественной литературы; - загадки; - просмотр мультфильма «Капитошка»; - рисование по мультфильму; - П/и “Ходят капельки по кругу”; - презентация «Ходит капелька по кругу». |
3 неделя | “Лед – твердая вода” | Вызвать у детей интерес к опытам со льдом. Показать, какие у льда есть свойства: холодный, твердый, гладкий, тает от тепла, лед легче воды. | - Беседа «Как вести себя на водоеме зимой», «Осторожно, гололед!»; - чтение и разучивание стихотворения «Белый снег пушистый в воздухе кружится»; - рисование «Зимняя река»; - д/и «Назови ласково», «Придумай слово»; - опыт “Лед легче воды”; зарисовки опыта; - привлечь родителей к изготовлению плаката «Берегите водные ресурсы». |
4 неделя | “Живительная сила воды” | Объяснить детям, что все живое без воды существовать не может. Вода-источник жизни на Земле. От загрязненной воды страдает все живое вокруг.
| - Беседа «Живительная сила воды», - «Осторожно, гололед!»; - Занятие «Откуда берётся питьевая вода?»; - д/и «Кто живет в воде?», «Подбери родственные слова»; - чтение стихов о воде; разгадывание кроссвордов; - опыт с растениями; зарисовки опыта; - с/р игра «Морское путешествие»; - привлечь родителей к конкурсу рисунков о воде. |
Декабрь 1-2 неделя | “Берегите воду!” | Научить детей способу очищения воды от грязи; как надо относиться к воде (не загрязнять и беречь); формировать у детей понимание необходимости экономного расходования питьевой воды; вызвать интерес к опытнической деятельности; развитие памяти, внимания, речи, мышления. | - Беседа «Безопасность на водоемах зимой», «Берегите воду»; - занятие «Капитошка и его друзья»; - загадки о явлениях природы; - рисование явлений природы; - д/и «Я начну. А ты закончи», «Что будет, если не станет воды на Земле»; - опыт “Как очистить воду”; зарисовки опыта; - привлечь родителей к проведению мастер класса”. |
3-4 неделя | “У природы нет плохой погоды” | Рассказать детям о явлениях природы, связанных с водой. Развитие у детей памяти, внимания, речи, мышления, познавательной активности, любознательности. | - Занятие “У природы нет плохой погоды”; - беседа «Что такое снег»; - д/и «Назови ласково», «Летает- не летает»; - загадки; - чтение художественной литературы; - мастер класс для родителей «Волшебные превращения воды»; - изготовление снежинок из бумаги, рисование снежинок. |
Январь 1-2 неделя | “Живые картинки” | Развивать у детей наблюдательность, любознательность, интерес к превращению воды в снежинки, лед, иней под воздействием низкой температуры. Откуда берутся морозные узоры на стекле. | - Беседа «Живые картинки»; - разучивание стихов про снег; - д/и «Хорошо-плохо»; «Что будет, если вода на Земле будет грязная…»; - п/и «Море волнуется», «Ручейки, озера, море»; - привлечь родителей к конкурсу рисунков «Рождественские кружева»; - рисование снежинок. |
3 -4 неделя | «Круговорот воды в природе» | Создание условий для формирования познавательных способностей детей через познавательно – исследовательскую деятельность. | - Занятие “Круговорот воды в природе”; - презентация; - д/и “Ходят капельки по кругу”; - чтение стихов; - загадки - народные приметы. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тип проекта: познавательно – исследовательский Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы Срок реализации проекта: долгосрочный Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями
Проблема Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, о ее свойствах и бережном отношении к ней
Цель проекта: развитие творческой и познавательной активности дошкольников в процессе исследовательской деятельности. Задачи: формировать представления детей о явлениях и объектах окружающего мира, об их взаимосвязи в природе; развивать наблюдательность, интерес к познавательно – исследовательской деятельности, познавательную активность; учить детей получать новую информацию через экпериментирование ; формировать умения детей делать выводы и умозаключения, применять знания в самостоятельной творческой деятельности; расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека и ее влиянии на здоровье ; формировать бережное отношение к воде как важному природному ресурсу ; привлекать родителей к активному участию в проекте.
Этапы реализации проекта 1 – подготовительный 2 – основной (практический) 3 - заключительный
1 этап - подготовительный Обсуждение цели, задач с детьми и родителями. Создание необходимых условий для реализации проекта. Перспективное планирование проекта. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
2 этап – основной (практический) Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о явлениях и объектах окружающего мира, об их взаимосвязи в природе (вода –источник жизни на Земле)
Домашние задания родителям: Наблюдение на прогулках (как в лужах вода замерзает и превращается в лёд, как идёт снегопад, зимние узоры на окнах и т.д.) Выучить с детьми стихотворения о воде и явлениях природы, связанных с водой. Подобрать загадки, пословицы и поговорки, народные приметы о воде. Пополнить библиотеку группы книгами о воде. Составление альбомов «Вода вокруг нас» и «Для чего нужна вода».
Дидактические игры: «Назови ласково» «Счёт снежинок» «Подбери родственное слово» «Летает – не летает» «Тонет – не тонет» «Скажи наоборот» «Хорошо - плохо» «Угадай по описанию» «Кто живёт в воде?»
Подвижные игры «Ходит капелька по кругу» «Море волнуется» «Вода, земля, воздух» «Караси и щука» «Лёд, вода, пар»
Познавательная деятельность Занятие «Вода нужна всем» Занятие «Кто живёт в воде?» Занятие «Что растёт в воде?» Занятие «Откуда берётся питьевая вода?» Занятие «Хрустальные родники» Занятие « Капитошка и его друзья» Занятие «Без воды нам не прожить» Занятие «Круговорот воды в природе»
Беседы «Вода вокруг нас» «Вода бывает разной» «Без воды нам не прожить» «Волшебные превращения воды» «Берегите воду!» «Куда исчезла вода» «Как вести себя на водоёмах зимой» «Осторожно, гололёд!»
Подвижные игры
Мастер – класс «Волшебные превращения воды»
Дидактическая игра «Тонет – не тонет»
Альбомы: «Водные ресурсы», «Для чего нужна вода»
Плакат «Для чего нужна вода»
Работа с родителями Консультации для родителей «Опытно – экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста» Домашние задания родителям Анкетирование Проект
3 этап - заключительный Занятие «Круговорот воды в природе» в рамках образовательного учреждения Оформление результата проекта в виде презентации Организация и участие родителей в мероприятиях: мастер – класс «Волшебные превращения воды», изготовление альбомов «Вода вокруг нас», «Для чего нужна вода», изготовление плакатов « Водные ресурсы», «Для чего нужна вода»
Результаты реализации проекта - Расширился кругозор детей о значении воды в нашей жизни (вода – источник жизни на Земле). - Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, загадками, рассказами о воде в природе. У детей сформировались творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Воспитанники и их родители приняли активное участие в проведении проекта.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Мастер – класс «Волшебные превращения воды»
Слово «эксперимент» происходит от греческого и переводится как «проба, опыт». Ребенок по своей природе исследователь. Дети очень любят экспериментировать. Им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление и экспериментирование соответствует этим возрастным особенностям. Я. Каменский видел в природе источник знаний, средство для
развития ума, чувств, воли. К. Д. Ушинский призывал «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Для детей дошкольного возраста экспериментирование
наравне с игрой является ведущим видом деятельности, а проведение
опытов и экспериментов с природным материалом способствует общему развитию и познанию дошкольников.
Цель: Продемонстрировать родителям некоторые виды экспериментирования: с водой, магнитом, бумагой.
Задачи:
- Сформировать у детей простейшие исследовательские умения и навыки в процессе исследовательской деятельности по изучению воды.
- Применять полученные в процессе экспериментирования знания в практической деятельности.
- Показать родителям, как можно сделать снежинки из заготовок, приготовленных руками детей и в совместной деятельности их сконструировать.
- Вызвать у детей и их родителей радость и эмоциональный отклик от участия в мастер - классе.
Материалы: по два пластиковых стакана и одной пластиковой ложечке на каждого ребёнка, песок (сахарный и речной), салфетки, термос, зеркальце, цветной лёд, поднос, разноцветная гуашь, таз с водой и предметами для игры “тонет – не тонет”, медальки “Волшебник”.
Место проведения: групповая комната.
Ход мероприятия:
- Ребята, послушайте загадку!
“Снег на полях,
Лёд на водах,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?” (зимой).
- Наступила долгожданная зима! А зимой какой праздник мы встречаем? (Новый Год)
- Это праздник волшебства, в Новый Год происходят чудеса! Именно зимой с водой происходят чудеса. Хотите об этом узнать? (да)
- Давайте мы с вами пойдём в нашу волшебную лабораторию, а помогут нам туда попасть волшебные медали.
Опыт 1: У вас всех стоят стаканчики с водой, попробуйте водичку на вкус, сделайте один глоток и скажите, есть ли у воды вкус?
Вывод: у воды нет вкуса.
Опыт 2: Понюхайте воду. Пахнет вода? (нет)
Вывод: у воды нет запаха.
Опыт 3: А сейчас я налью на поднос немного воды. Вода растеклась. Имеет вода форму? (нет)
Вывод: вода форму не имеет.
Опыт 4: У меня на столе стоят два стакана: один стакан с водой, один с молоком. Если я положу ложку в стакан с водой, можно её увидеть? (через воду всё видно). А если я положу ложку в стакан с молоком, то ложки не видно. Значит, какая вода?
Вывод: вода прозрачная.
Опыт 5: У меня на столе стоят стаканы с водой, давайте мы добавим в воду гуашь. Какого цвета у нас с вами стала вода? (красная, жёлтая, синяя, зелёная).
Вывод: если в воду добавить гуашь, краску, она становится разноцветной.
Опыт 6: Давайте возьмём стакан с водой и нальём воду в другой стакан так, чтобы её было одинаковое количество в двух стаканах. Вода течёт, значит, она какая? (жидкая).
Вывод: вода бывает в жидком состоянии.
Опыт 7: В воде одни вещества растворяются, а другие нет. Давайте в один стакан насыплем ложку сахарного песка и размешаем, а в другой стакан – ложку речного песка и тоже размешаем.
Вывод: Сахарный песок растворяется в воде, а речной – нет.
Опыт 8: У меня в термосе горячая вода, давайте его откроем. Что мы видим? (пар). Я поднесу зеркальце к пару, и на нём будут капельки воды.
Вывод: пар – это тоже вода. Вода бывает в парообразном состоянии.
Опыт 9: Ребята, если на улице очень холодно, то вода в лужах превращается в лёд. А если лёд мы принесём в тёплое помещение, то он тает и превращается в воду. Лёд – это твёрдая вода.
Вывод: Вода бывает в жидком, твёрдом и парообразном состоянии.
- Посмотрите! Какой у нас волшебный лёд, он разных цветов. Давайте мы его положим в ёмкость и посмотрим, что с ним будет.
Опыт “Мы – фокусники”. В стакан с водой опустить монетку. Как достать монетку из стакана с водой, не замочив руки? (с помощью магнита). Сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.
- А сейчас давайте с вами подойдём к воде и поиграем с ней. Игра называется “тонет – не тонет”.
Игра “Тонет – не тонет”
- А сейчас Арина нам прочитает стихотворение о воде.
- Ребята, а какое красивое явление природы бывает зимой? (снегопад)
- А что это такое? (снег падает)
- Давайте с вами вспомним стихотворение про снег.
Динамическая пауза:
“Белый снег пушистый,
В воздухе кружится.
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес – что шапкой
Принакрылся чудной.
И заснул под нею
Крепко, беспробудно”.
- Ребята! Давайте вместе с вашими родителями сделаем много снежинок. Наше волшебство продолжается, самое интересное начинается.
Изготовление снежинок из бумаги детьми и их родителями.
Подведение итога мастер класса.
- Ребята, что вам больше всего сегодня понравилось? Красивые у нас с вами получились снежинки?
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №4»
дошкольное отделение «Белочка»
Конспект занятия
с детьми старшего дошкольного возраста
«Капитошка и его друзья»
Подготовила: воспитатель
логопедической группы
Воронова Н.В.
г. о. Мытищи
Цель: Создание условий для формирования познавательных способностей
детей через познавательно-исследовательскую деятельность.
Образовательные задачи:
- Расширять представления детей о роли воды в жизни растений, животных, человека и ее влиянии на здоровье.
- Формировать представления детей о явлениях и объектах окружающего мира, об их взаимосвязи в природе.
Развивающие задачи:
- Способствовать обогащению и углублению представлений об агрегатных состояниях воды: лед-вода-пар.
- Развитие речи, памяти, внимания, мышления, любознательности, интереса к опытнической деятельности, познавательной активности.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и по-ведении.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, разучивание стихов, пословиц, поговорок, загадок, просмотр видеороликов о воде, прове-дение опытов, дидактические игры «Скажи наоборот», «Я начну, а ты закончи», «Кто где живет?», «Что растет в воде?», Тонет- не тонет», лепка, аппликация и рисование водных обитателей, водоемов.
Развивающая среда:
- капитошка и его друзья;
- презентация «Вода вокруг нас»;
- специальная одежда для лаборатории;
- термос с водой и зеркальце;
- стаканчики, ложечки, сахарный и речной песок;
- лупы, кусочки льда;
- карточки-схемы исследования;
- иллюстрации с изображением явлений природы;
- наборы геометрических фигур.
Методы:
- беседа;
- опыты;
- наблюдения;
- создание проблемной ситуации;
- игра;
- моделирование;
- использование художественного слова;
- словесные приемы: объяснение, пояснение, указание, поощрение;
- демонстрация.
Место проведения: групповая комната.
Ход проведения занятия:
Воспитатель: «Ребята, сегодня я получила письмо. Хотите прочитать его?»
- «Здравствуйте, ребята! Помогите мне найти моих друзей. Мне без них
очень грустно. А поможет вам карта маршрута. Капитошка.»
Стук в дверь.
- Кто же к нам в гости пришел? (Капитошка).
Капитошка: «Ребята, здравствуйте! Вы мне поможете найти моих друзей?»
(ответы детей).
- Воспитатель: Капитошка! Ты пока здесь отдохни и подожди своих друзей, а мы отправимся по карте маршрута их искать.
- Сначала, ребята, мы отправимся с вами в музей воды.
- Скажите, где можно увидеть воду? (ответы детей).
- А для чего нужна вода? (ответы детей).
- А что будет, если исчезнет вода? (ответы детей).
Ребенок читает стихотворение: «Вы слыхали о воде?».
«Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без нее нам не прожить.»
( Н. Рыжова)
- А сейчас мы с вами посмотрим презентацию о воде.
Просмотр презентации о воде.
- Послушайте звуки воды и постарайтесь их угадать.
Дидактическая игра «Назови звуки воды»
- А сейчас мы поиграем, чтобы найти друга Капитошки. Он спрятался в одном из этих трех водоемов. Назовите мне их (река, море, аквариум).
- Подсказка. В этом водоеме живут карп, судак, окунь, щука, сом, карась, красноперка, плотва.
Дети находят друга Капитошки в речке.
- Ребята! Давайте посмотрим по карте, куда нам надо идти дальше? (в научную лабораторию).
- Чем люди занимаются в лаборатории? (ответы детей).
- Одевайте, ребята, специальную одежду и занимайте места в лаборатории.
- Какие свойства воды вы знаете? (ответы детей).
- Давайте перельем воду из стакана в другой стакан, но так, чтобы ее было поровну.
- Какая вода? (жидкая – она течет).
- А теперь насыпем в один стакан сахарный песок и размешаем, а в другой-речной и тоже размешаем.
- Что можно сказать про речной песок и про сахарный песок? (сахарный песок растворился в воде, а речной не растворился).
- Вода с речным песком стала какая? (грязная).
- Можно пить грязную воду? Почему? (ответы детей).
- У меня в термосе горячая вода. Давайте его откроем.
- Что вы видите? (пар).
- Я поднесу к пару зеркальце. Что стало с зеркальцем? (оно запотевает).
- На зеркальце мы видим капельки воды. Вода бывает в парообразном состоянии.
- А что с водой происходит на улице, когда холодно? (она превращается в лед).
- Потрогайте лед и скажите, какой он? (холодный, твердый, гладкий, прозрачный).
- Лед – это твердая вода. Давайте посмотрим его через лупу. Из чего состоит
лед? (из кристалликов).
- Бросьте его в стакан с чистой водой. Что мы можем сказать про лед? (лед легче воды).
- Мы с вами проверили в каком состоянии бывает вода, назовите (в твердом, жидком и парообразном состояниях).
- Скажите, ребята, а почему летом идет дождь, а зимой снег? (зимой холодно и капельки воды превращаются в снежинки).
- Подойдите все к тучкам. Под одной тучкой надо нарисовать пять снежинок, а под другой – на две капельки больше (дети выполняют задание).
- Посмотрите, ребята, у нас из одной тучки идет дождь, а из другой снег. В природе так бывает? (нет).
- Давайте с вами поиграем в игру.
Дидактическая игра: «Я начну, а ты закончи».
Летом идет дождь, а зимой - … снег.
Зимой снег лежит, а весной - … тает.
Снег идет, а ручей - … бежит.
Туча бежит, а капелька - …летит.
В холод вода в лужах - …замерзает.
Вода испаряется, когда солнышко - …греет.
Роса да туман живут - …по утрам.
Длинные сосульки - …к долгой зиме.
- А сейчас вспомним стихотворение про дождик.
Пальчиковая гимнастика:
«Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи!
Брызни в поле пуще!
Станет травка гуще!»
- Давайте поищем друга Капитошки в лаборатории. Как вы думаете, где он может спрятаться?
- Подсказка. Слушайте загадку: «Летит птица по синему небу, крылья распластала, солнышко достала».
Дети находят друга Капитошки в тучке.
- Посмотрите на карту и скажите, что нам надо с вами делать? (зарядку).
Динамическая пауза: Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».
- Пока мы с вами играли к нам на воздушном шарике прилетел друг Капитошки. Теперь мы отправимся в уголок явлений природы.
- Назовите мне явления природы, связанные с водой (ответы детей).
Дидактическая игра «Хорошо- плохо»
- Какие явления природы опасны для людей? (град, туман, наводнение, гроза, цунами).
- Назовите правила поведения во время грозы.
- не звонить по телефону;
- если дома – отключить электроприборы;
- если в машине – оставайтесь в ней;
- на воде во время грозы быть опасно;
- не приближайтесь к высоким деревьям и телеграфным столбам;
- закройте все окна дома.
- А что для людей хорошо? (дождь, роса, снег, радуга).
- Назовите пословицы и поговорки о воде:
«Вода камень точит»
«Под лежачий камень вода не течет»
«Не зная броду, не суйся в воду»
«Замолчал, как воды в рот набрал»
«Как с гуся вода»
«Друзья – не разлей вода»
- Подберите к слову вода родственные слова.
Игра «Подбери родственное слово»
- Послушайте загадки о явлениях природы и отгадайте:
«Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь» (снег).
«Валяется камень на мерзлой земле,
Его подберешь – исчезает в тепле» (лед).
«Что за чудо – красота!
Расписные ворота.
Показались на пути.
В них не въехать, ни войти» (радуга).
«Раскаленная стрела – дуб свалила у села» (молния).
- Мы, ребята, с вами играли и загадки отгадали. А где же тут спрятался друг
Капитошки? Подсказка: «Висит за окошком кулек ледяной, он полон капели и пахнет весной». Дети находят друга Капитошки в сосульке.
- Теперь мы отправимся в творческую мастерскую. Скажите, ребята, а кому нужна вода? (ответы детей).
- Соберите из геометрических фигур всех, кому нужна вода. Дети собирают фигуры животных, растений, людей.
Ребенок читает стихотворение:
«Не умыться,
Не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут -
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем, везде нужна вода!»
- А где же тут спрятался друг Капитошки? Наверное, в этом цветочке. Дети находят в цветочке друга Капитошки. Капитошка вас всех благодарит.
Капитошка: «Спасибо вам, ребята! Мне теперь с друзьями стало веселей и к маме – тучке можно возвращаться».
- Какую пословицу можно вспомнить про Капитошку и его друзей? (Друзья – не разлей вода).
Подведение итога:
- Ребята, давайте расскажем Капитошке и его друзьям, что вам больше всего понравилось (ответы детей).
- Как нам надо относиться к воде? (не загрязнять, экономить и беречь).
- Ведь от того, какая будет вода зависит наше с вами здоровье и всех тех. кто нас окружает.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №4»
дошкольное отделение «Белочка»
Занятие «Круговорот воды в природе»
Подготовила: воспитатель высшей
категории Воронова Н.В.
г.о. Мытищи
Цель: Создание условий для формирования познавательных способностей детей через познавательно – исследовательскую деятельность.
Задачи:
- познакомить детей с круговоротом воды в природе; объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега;
- формирование целостного представления об агрегатных состояниях воды:
лед – вода – пар;
- развитие речи, памяти, внимания, мышления, любознательности, познавательного интереса к опытнической деятельности, способностей к преобразованию;
- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Методы:
- Беседа;
- Опыты;
- Наблюдение;
- Создание проблемной ситуации;
- Игра;
- Упражнение;
- Моделирование;
- Использование художественного слова;
- Словесные приемы: объяснение, пояснение, указание, поощрение;
- Демонстрация.
Развивающая среда:
- Макет с изображением облаков на небе;
- Презентация «круговорот воды в природе»;
- Специальная одежда для лаборатории;
- Чайник с водой, зеркало;
- Иллюстрации с изображением явлений природы;
- Холодильник, чашка с льдом;
- Карточка – схема исследования;
- Лупы, кусочки льда;
- Карандаши, бумага.
Место проведения:
- музыкальный зал.
Ход занятия:
Вход детей под музыку.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами пойдем в лабораторию. Чем люди занимаются в лаборатории? (исследуют, изучают предметы, вещества).
- Какой у нас девиз? (наблюдать и изучать, чтоб исследователями стать).
- Давайте мы с вами расшифруем задание и узнаем, что мы будем изучать.
На небе плывут облака с буквами, надо их расположить так, чтобы получилось слово. Маркером рисуем дорожку каждой буквы.
Дети выполняют задание.
- Какое у нас получилось слово? (вода).
- Какие пословицы и поговорки о воде вы знаете? (дети перечисляют пословицы и поговорки).
«Вода камень точит»
«Замолчал, как воды в рот набрал»
«Друзья не разлей вода»
«Как с гуся вода»
«Не зная броду, не лезь в воду»
«Нужно наклониться, чтобы из ручья воды напиться»
Под лежачий камень вода не течет»
«Как рыба в воде»
«В решете воду не носят»
«Правда в воде не тонет, в огне не горит»
- Сегодня утром я накипятила воду и хотела выпить ее сразу же. Можно так делать? Почему? (можно обжечься).
- Я поставила остудить кипяток в морозилку и забыла. Как вы думаете, что произошло с водой? (она превратилась в лед).
- Надо проверить. Да, вода превратилась в лед. Она была жидкой, а стала твердой. Давайте сядем за наш исследовательский стол. Не трогая лед руками, будем рассматривать его с помощью чего? Посмотрите на карточку – схему исследования.
- Что мы видим? (кристаллики льда).
- Что нам дальше делать надо? (взять лед в руки).
- Что вы чувствуете? (холод).
- Надавите пальчиком на лед. Какой он? (твердый).
- Погладьте его. Какой он? (гладкий).
- Пальчик можно увидеть сквозь лед? Какой он? (прозрачный).
- Что происходит со льдом? (он тает).
- Почему лед тает? (от тепла ладошек).
- Давайте положим лед в емкость. Пока лед тает, скажите, когда вода бывает доброй? (во время стирки, уборки квартиры, полива цветов, приготовления
обеда, полива овощей, во время купания, во время питья и т. д.).
- А когда вода наносит вред людям? (во время шторма, наводнения, ливня, цунами).
- Давайте с вами поиграем в игру «Скажи наоборот».
Игра «Скажи наоборот»
- Пока мы с вами играли, у нас в чайнике закипела вода. Давайте подойдем поближе, что мы видим над водой? (пар).
- Давайте поднесем к пару холодное стекло, что можно увидеть на стекле?
(капельки воды).
- Это пар превратился в воду. Вода бывает не только в жидком, твердом состоянии, но и в парообразном. А что будет, если я не выключу чайник?
(вода вся выкипит и чайник может сгореть).
- Не забывайте вовремя отключать электроприборы! В природе после дождя
образуются лужи, они тоже исчезают. Где можно найти ответ на вопрос
«Куда исчезают лужи?» (в энциклопедиях, книгах, компьютере).
- Давайте посмотрим на экран.
Просмотр презентации «Куда исчезают лужи?»
- Скажите, ребята, куда же исчезает в природе вода? (дети рассказывают о круговороте воды в природе).
- А что было бы, если б в природе нарушился круговорот воды? Например, вся вода испарится на Земле, что будет? (не будет жизни на Земле, все растения засохнут, нечего будет есть, пить).
- Посмотрите на лед, что с ним произошло? (он весь растаял).
- А сейчас у нас игра «Ходят капельки по кругу».
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
- А теперь у нас игра «Подбери словечко» (дети подбирают родственные слова к слову вода).
- Ребята, а можно пить грязную воду? Почему? (можно заболеть).
- Как надо относиться к воде? (не загрязнять, беречь).
- Запасы питьевой воды на Земле с каждым годом сокращаются. Воду в кране
всегда закрывайте, попусту не лейте. Давайте с вами послушаем стихотворе-
ние о воде.
Чтение стихотворения «Вы слыхали о воде?»
- А теперь давайте с вами присядем. Обведем капельку воды и ее путь на Землю (дети под музыку выполняют задание).
- Скажите, дети, кому из вас нравиться дождь? (дождь поливает урожай,
после дождя в лесу вырастает много грибов).
- А кому дождь иногда не нравиться? (если промокнут ноги, то можно заболеть).
- А сейчас у нас игра «Я начну, а ты закончи».
- Летом идет дождь, потому что… (тепло).
- Зимой идет снег, потому что… (холодно).
- В лесу много грибов, потому что… (прошел дождь).
- Все радуются дождю, потому что… (вырастет богатый урожай).
Итог занятия: О чем мы с вами сегодня говорили? (о круговороте воды в природе). Что вам больше всего понравилось?
- Домашнее задание: нарисовать дома круговорот воды в природе.
А сейчас я хочу вас всех угостить чистой родниковой водой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/28/picture-259907-1369757513.jpg)
Воздух вокруг нас (познавательно-исследовательская деятельность
В данном конспекте. поделилась опытом составления НОД для своих коллег. В конспекте отображено все то, как заинтересовать детей к исследованию путем увлекательного их путешествия в лабораторию и оказа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/29/picture-710407-1509265169.jpg)
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/06/picture-862709-1481011010.png)
Статья по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ "Мир вокруг нас"
Статья посвящена деятельности по познавательному развитию в ДОУ с использованием технологий исследовательской деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/11/picture-724115-1449847820.jpg)
Познавательно-исследовательский проект "Вода вокруг нас"
Проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах....
Познавательно-исследовательский проект «Вода вокруг нас»
Цель проекта:Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/29/picture-461009-1404043822.jpg)
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы Тема :«Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Краткая аннотацияДанная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития п...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/01/picture-76793-1512147076.jpg)
Познавательно-исследовательский проект "Вода вокруг нас"
Познавательно-исследовательский проект «Вода вокруг нас» Участники: дети, родители и воспитатели средней группы «Незабудка». Продолжительность проекта: среднесрочный....