Готовность ребенка к школе
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Шамсетдинова Елена Олеговна

Цель: организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению; построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание обучение при подготовке детей к школе.

Задачи:

ознакомить родителей с критериями готовности детей к школе;

вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sobraniya.docx28.64 КБ
Файл gotovnost_k_shkole.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ №161 «Ёлочка»

Родительское собрание на тему:

«Готовность детей к школе»

Разработала: Воспитатель

Шамсетдинова Е.О

2025 г

Здравствуйте, мы рады видеть вас сегодня на собрании. Хотим вас еще раз поздравить с переходом в подготовительную к школе группу. Этот год пролетит очень быстро и ваши как еще казалось малыши отправятся в первый класс.

Наша с вами задача помочь ребятам подготовиться к школе. Как это сделать, узнаем немного погодя, а пока несколько слов о диагностике. (в тетради).

  1. Что должен знать ребенок на конец года (выступление)
  2. Каждый из вас хотел бы, чтобы его ребенок был как можно лучше подготовлен к школе.

А что значит готовность ребенка к школе? Вот об этом мы сейчас немного поговорим. Готовность к школе включает в себя 3 компонента.

  1. Физиологическая готовность.          

Она подразумевает созревание различных систем организма, необходимых для усвоения знаний. (к 7 годам завершается формирование коры головного мозга; повышается общая выносливость организма; продолжается окостенение хрящей кистей руки, необходимых для способности удерживать длительное время карандаш или ручку).

Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям. Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении. Критерии физиологической готовности детей к обучению в школе:

  • Уровень физического развития.
  • Уровень биологического развития.
  • Состояние здоровья.
  1. Педагогическая готовность

Она подразумевает наличие навыка счета, чтения, рисования, письма печатными буквами, хороший словарный запас, умения развернуто ответить на вопрос и т. д.

  1. Психологическая готовность.

Это комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе.

  • Мотивационная готовность – положительное отношение к школе и желание учиться.
  • Умственная или познавательная готовность – достаточный уровень развития внимания, мышления, памяти, знаний об окружающем мире, развития речи, мелкой моторики (в общем, наличие определенного запаса знаний, умений и навыков).
  • Волевая готовность – Достаточно высокий уровень развития произвольного поведения (способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа; усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела).
  • Коммуникативная готовность – способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю.
  1. Интеллектуальная готовность (умственная)

Многие считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а ее основа – это обучение детей навыкам письма, счета и чтения. ЭТО ОШИБКА!

Да, начальные навыки должны быть, но главное здесь совокупность целого ряда умений, навыков и факторов, которые формируют базовые представления ребенка об окружающем мире.

Под интеллектуальной готовностью подразумевается пройденный этап подготовки, который помог сформировать ребенку определенный кругозор и запас начальных знаний, научил понимать и представлять действие некоторых закономерностей.

В результате пройденной подготовки должна быть хорошо развита любознательность, которая лежит в основе работы всего интеллекта.Ребенку должно быть интересно узнавать что-то новое, в противном случае занятия в школе будут для него малозначимы, а показатели успеваемости очень низкими.

Интеллектуально готовый к занятиям ребенок должен иметь высокий уровень сенсорного развития, обладать хорошей памятью, иметь развитое образное представление и четкую речь. Социальное развитие ребенка тоже должно быть на уровне. Оно входит не только в психологическую готовность, но и в интеллектуальную, является неотъемлемой частью знаний ребенка об окружающем его мире.

К перечню таких знаний, определяющих социальную сторону подготовки для детей в возрасте 6-7 лет, относятся:

  • знания о месте проживания – город, адрес, в идеальном варианте – номер телефона родителей или домашний;
  • информация о ближайшем социальном окружении – имя и отчество родителей, своих близких, а также их место работы и профессия;
  • ориентация в календарном цикле – различие времен года и знание их последовательности и признаков, знание дней недели и месяцев;
  • знания об окружающем мире – базовые знания основных видов деревьев, животных, растений и птиц, которые окружают ребенка;
  • хорошо развитая для своего возраста пространственно-временная ориентация.

Всего этого можно добиться по мере прогулок и наблюдений, во время которых родители должны достаточно времени и внимания уделять окружающей среде и воспитанию ребенка.

За счет наблюдений за природой и событиями, происходящими в жизни, у детей формируется логическое мышление, они учатся находить пространственно- временные отношения и причинно-следственные связи. С ходом времени дети должны научиться делать выводы и уметь обобщать полученные знания.

Желание знать новое и проявление интереса к новым событиям и явлениям. он должен уметь сосредотачиваться на выполнении различных задач – например, на том же правописании букв. у ребенка должна быть развита речь, сенсорное восприятие для которой имеет немало значения, так как большинство слов и их произношение воспринимаются именно на слух.

Звуковая культура речи ребенка включает в себя как эмоциональную сторону и умение говорить с определенной интонацией, так и само произношение звуков, которое должно быть достаточно четким. Очень важно, чтобы у ребенка был развит фонематический слух. В противном случае вместо слов «рыба» и «лев» получатся – «лыба» и «рев». Это же приведет и к ошибкам в грамматике, пропуску слов во время письма.

Невыразительная монотонная речь или говорение себе под нос станут причиной не запоминания знаков препинания и плохому усвоению, и чтению стихов.

Первым необходимым элементом произвольного внимания, является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу!!!   А вот если ребенок 6-7 лет не может сосредоточиться на необходимой, но неинтересной деятельности 5-10 минут – это должно вызывать тревогу.

Если говорить о памяти, то для ребенка 6-7 лет доступно такое задание, как запомнить 10 слов, не связанных между собой по смыслу. В первый раз он может повторить 2-5 слов. Можно повторить слова еще несколько раз и после 3-4 раза он запоминает более половины слов. А вообще сам процесс формирования произвольного запоминания к 7 годам можно считать завершенным.

К 6-7 годам совершенствуется наглядно-действенное мышление (манипулирование предметами), улучшается наглядно-образное мышление (манипулирование образами и представлениями). НАПРИМЕР, дети этого возраста уже могут понять, что такое план комнаты и с помощью схематических изображений групповой комнаты, могут найти спрятанную игрушку (дома игры «Найди клад»; «Лабиринты»).

  1. Мотивационная готовность

Это наличие у детей желания учиться. Вы почти все сразу ответите, что ваши дети хотят в школу, следовательно, мотивационная готовность у них есть.  НО! Это не совсем так! ЖЕЛАНИЕ ПОЙТИ В ШКОЛУ И ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ В ШКОЛЕ ОТЛИЧАЮТСЯ друг от друга! Мотивация может быть внешняя и внутренняя.

Внутренняя мотивация, – то есть ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать, а не, потому что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация). Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» – положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.

КАК ПОМОЧЬ ребенку адаптироваться к школе?

  • Расскажите, что значит быть школьником, какие обязанности появляются в школе
  • На доступных примерах показать важность уроков, оценок, школьного распорядка
  • Воспитывайте интерес к содержанию занятий и получению новых знаний
  • Воспитывайте произвольность, управляемость поведением
  • Никогда не говорите, что в школе не интересно, что это напрасная трата сил и времени

  1. ВОЛЕВАЯ (ЛИЧНОСТНАЯ) ГОТОВНОСТЬ

Необходима для нормальной адаптации к школьным условиям. И здесь речь идет не столько об умении ребят к ним подстроиться (хотя это тоже иногда необходимо), сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Ведь ученику надо понять и принять задание учителя, подчинив ему свои желания и побуждения.

НЕМАЛОВАЖНОЕ значение имеют навыки САМООБСЛУЖИВАНИЯ

  • Умеет ли он убирать постель, игрушки
  • Привести себя в порядок (шнурки, застежки; следить за своим внешним видом)
  • Может во время еды вести себя как полагается (использование ложки, вилки, разговоры во время еды с набитым ртом, пальцы в тарелку)

ИМЕННО ЭТИ УМЕНИЯ БУДУТ ПОЛОЖЕНЫ В ОСНОВУ САМООРГАНИЗАЦИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ.

Очень важен для школы уровень координации пальцев, кисти, всей руки. Развитию тонких двигательных координаций способствуют

  • Рисование
  • Штриховка,
  • Раскрашивание
  • Нанизывание бусинок
  • Лепка
  • Определение «вслепую» формы предметов («Чудесный мешочек»).

НЕ МЕНЕЕ ВАЖНОЕ условие подготовленности ребенка к школе – умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребенок сердится, не умеет правильно оценить свое поведение, то ему будет трудно привыкать к школе.

ДЕФЕКТЫ речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху (если не отработать звук, то ребенок его не услышит в слове, следовательно, не напишет в слове).

ТРУДНОСТИ ИСПЫТЫВАЮТ дети, не умеющие связно, последовательно излагать свои мысли, объяснять то, или иное явление.

ТАКЖЕ трудно тем детям, которым родители все позволяют, которым приходится постигать значения слов «надо», «нельзя» в школе.

  1. КОММУНИКАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Педагогами и психологами давно подмечено. Что дети быстрее и легче адаптируются к школьному процессу, если умеют общаться.

НА ЧТО также следует обратить внимание

  • Умение слушать собеседника, не перебивая его.
  • Говорить только после того, как собеседник закончил свою мысль.
  • Пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей (НА ЛИЧНОМ ПРИМЕРЕ).

Необходимость в этих вышеперечисленных навыках также велика!

ЧТО ЕЩЕ ХОЧЕТСЯ СКАЗАТЬ?

В последний год перед школой нужно нам ВСЕМ ВМЕСТЕ постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребенка в школе.

ВНИМАТЕЛЬНО наблюдайте как ребенок играет со сверстниками, умеет ли он подчиняться требованиям старших, умеет ли он внимательно слушать, развернуто отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим, учите ребенка для нахождения информации пользоваться разными источниками, подавайте правильный пример во время еды за столом, в гостях, в общественных местах…

И ЕСЛИ все будет сделано правильно, то в школу пойдет ИДЕАЛЬНЫЙ УЧЕНИК, с характеристикой которого мы только что познакомились.



Предварительный просмотр:

Отдавать ребёнка в первый класс в шесть лет или посидеть ещё годик? Учить читать, писать или в школе научат? Как вообще понять, что ребёнок готов учиться в школе? А если в школу уже в этом году, очень важно понять, в каких вопросах ребёнку необходимо помочь прямо сейчас, чтобы начинать обучаться в школе ему не было дискомфортно.

Мы составили диагностический чек-лист, чтобы помочь родителям дошкольников лучше понимать, что должен знать и уметь первоклассник.

Сфера развития

Навык ребенка

Да

Нет

Физиологическая готовность

Ребенок может рукой дотянуться до уха

У него происходит смена молочных зубов

Умеет катается на велосипеде, самокате

Прыгает на месте, на одной ноге, через препятствие

Катится по полу с помощью рук и ног, переворачиваясь на бок, грудь, другой бок, спину

Может пробежаться с ускорением 200-300 метров

Попадает мячом в цель, подбрасывает его над собой и ловит, бросает об стену и ловит.

Может присесть 10 раз

Болеет не более 5-6 раз за год

Может самостоятельно одеться, застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.

Мотивационная готовность

У ребенка есть желание учиться, стремление получать новые знания

Проявляет интерес к познанию мира

Демонстрирует положительное отношение к школе, учителю, к одноклассникам

Социально-личностная готовность

Ребенок идет на контакт со своими сверстниками, может идти на компромиссы

Проявляет отзывчивость по отношению к взрослым и детям

Может оценить себя адекватно, без заниженных и завышенных оценок

Есть потребность в общении

Умеет находить место в коллективе сверстников

Может выстраивать диалог со взрослым

Эмоционально-волевая готовность

Способен сосредотачиваться на задаче, концентрировать внимание, заниматься одним делом не менее 30 минут

Способен доводить начатое дело до конца

Управляет своими поступками и эмоциями, сдерживает негативные проявления

Преодолевает трудности при достижении цели

Умеет действовать по правилам, сформировано понимание таких слов как «надо», «можно» и «нельзя»

Выполняет правила взрослого, может соподчинить «ХОЧУ» и «НАДО»

Слышит инструкцию взрослого, следует ей

Проявляет настойчивость, целеустремленность, упорство в отношении учебной деятельности

У ребенка есть интерес к изучению нового

Познавательная готовность

Память

Может рассказать наизусть несколько стихотворений

Может запомнить 6-8 предметов, на картинке и назвать их.

Может на слух запомнить 5-6 слов.

Мелкая моторика

Может рисовать и раскрашивать картинки не выходя за контур

Может пользоваться ножницами и клеем (например: делать аппликацию)

Правильно держит ручку, карандаш

Рисует по клеточкам

Мышление

Может обобщать понятия (транспорт, овощи, фрукты, и т.д.)

Устанавливает причинно-следственные связи (ноги мокрые, потому что…)

Может решать загадки, головоломки

Умеет делать выводы и умозаключения

Умеет находить сходства и различия исходя из существенных признаков предметов

Пространственно-временные понятия

Знает части суток, времена года, дни недели, месяцы

Отличает правую и левую сторону тела, может ориентироваться по сторонам в тетради (верх, низ, право, лево).

Может собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту

Может выполнять графические диктанты

Речевое развитие

Составляет рассказы по картине, словесные портреты знакомых людей, рассуждает, строит выводы, использует словесно-логические средства и др.

Умеет изменять существительные по числам

Умеет подбирать точные слова для выражения мысли

Произносит все звуки правильно

Выделяет звуки в слове, определяет их последовательность и количество;

Математические представления

Умеет считать до 10 и обратно

Может решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы

Соотносит цифру и количество (0-9)

Делит предметы (фигуры) на несколько равных частей

Называет состав числа в пределах 5

Кругозор

Сформированы представления о себе, о своей семье, своем доме.

Имеет представления о городе, улице, стране, президенте

Умеет читать по слогам или целыми словами

Знает названия диких и домашних животных, фрукты, овощи, транспорт и др.

Знает основные цвета, формы.

Появляется понимание абстрактных понятий «дружба», «правда», «обман», «радость», «страх»

Если большинство ответов «да», это говорит о готовности обучения ребёнка в школе, если много ответов «нет», стоит обратиться за консультацией к специалистам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе

Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школе Как определить готовность ребенка к школе

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школеКак определить готовность ребенка к школе...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться  к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...