Готовность ребенка к школе
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению; построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание обучение при подготовке детей к школе.
Задачи:
ознакомить родителей с критериями готовности детей к школе;
вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.64 КБ |
![]() | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ №161 «Ёлочка»
Родительское собрание на тему:
«Готовность детей к школе»
Разработала: Воспитатель
Шамсетдинова Е.О
2025 г
Здравствуйте, мы рады видеть вас сегодня на собрании. Хотим вас еще раз поздравить с переходом в подготовительную к школе группу. Этот год пролетит очень быстро и ваши как еще казалось малыши отправятся в первый класс.
Наша с вами задача помочь ребятам подготовиться к школе. Как это сделать, узнаем немного погодя, а пока несколько слов о диагностике. (в тетради).
- Что должен знать ребенок на конец года (выступление)
- Каждый из вас хотел бы, чтобы его ребенок был как можно лучше подготовлен к школе.
А что значит готовность ребенка к школе? Вот об этом мы сейчас немного поговорим. Готовность к школе включает в себя 3 компонента.
- Физиологическая готовность.
Она подразумевает созревание различных систем организма, необходимых для усвоения знаний. (к 7 годам завершается формирование коры головного мозга; повышается общая выносливость организма; продолжается окостенение хрящей кистей руки, необходимых для способности удерживать длительное время карандаш или ручку).
Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям. Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении. Критерии физиологической готовности детей к обучению в школе:
- Уровень физического развития.
- Уровень биологического развития.
- Состояние здоровья.
- Педагогическая готовность
Она подразумевает наличие навыка счета, чтения, рисования, письма печатными буквами, хороший словарный запас, умения развернуто ответить на вопрос и т. д.
- Психологическая готовность.
Это комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе.
- Мотивационная готовность – положительное отношение к школе и желание учиться.
- Умственная или познавательная готовность – достаточный уровень развития внимания, мышления, памяти, знаний об окружающем мире, развития речи, мелкой моторики (в общем, наличие определенного запаса знаний, умений и навыков).
- Волевая готовность – Достаточно высокий уровень развития произвольного поведения (способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа; усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела).
- Коммуникативная готовность – способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю.
- Интеллектуальная готовность (умственная)
Многие считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а ее основа – это обучение детей навыкам письма, счета и чтения. ЭТО ОШИБКА!
Да, начальные навыки должны быть, но главное здесь совокупность целого ряда умений, навыков и факторов, которые формируют базовые представления ребенка об окружающем мире.
Под интеллектуальной готовностью подразумевается пройденный этап подготовки, который помог сформировать ребенку определенный кругозор и запас начальных знаний, научил понимать и представлять действие некоторых закономерностей.
В результате пройденной подготовки должна быть хорошо развита любознательность, которая лежит в основе работы всего интеллекта.Ребенку должно быть интересно узнавать что-то новое, в противном случае занятия в школе будут для него малозначимы, а показатели успеваемости очень низкими.
Интеллектуально готовый к занятиям ребенок должен иметь высокий уровень сенсорного развития, обладать хорошей памятью, иметь развитое образное представление и четкую речь. Социальное развитие ребенка тоже должно быть на уровне. Оно входит не только в психологическую готовность, но и в интеллектуальную, является неотъемлемой частью знаний ребенка об окружающем его мире.
К перечню таких знаний, определяющих социальную сторону подготовки для детей в возрасте 6-7 лет, относятся:
- знания о месте проживания – город, адрес, в идеальном варианте – номер телефона родителей или домашний;
- информация о ближайшем социальном окружении – имя и отчество родителей, своих близких, а также их место работы и профессия;
- ориентация в календарном цикле – различие времен года и знание их последовательности и признаков, знание дней недели и месяцев;
- знания об окружающем мире – базовые знания основных видов деревьев, животных, растений и птиц, которые окружают ребенка;
- хорошо развитая для своего возраста пространственно-временная ориентация.
Всего этого можно добиться по мере прогулок и наблюдений, во время которых родители должны достаточно времени и внимания уделять окружающей среде и воспитанию ребенка.
За счет наблюдений за природой и событиями, происходящими в жизни, у детей формируется логическое мышление, они учатся находить пространственно- временные отношения и причинно-следственные связи. С ходом времени дети должны научиться делать выводы и уметь обобщать полученные знания.
Желание знать новое и проявление интереса к новым событиям и явлениям. он должен уметь сосредотачиваться на выполнении различных задач – например, на том же правописании букв. у ребенка должна быть развита речь, сенсорное восприятие для которой имеет немало значения, так как большинство слов и их произношение воспринимаются именно на слух.
Звуковая культура речи ребенка включает в себя как эмоциональную сторону и умение говорить с определенной интонацией, так и само произношение звуков, которое должно быть достаточно четким. Очень важно, чтобы у ребенка был развит фонематический слух. В противном случае вместо слов «рыба» и «лев» получатся – «лыба» и «рев». Это же приведет и к ошибкам в грамматике, пропуску слов во время письма.
Невыразительная монотонная речь или говорение себе под нос станут причиной не запоминания знаков препинания и плохому усвоению, и чтению стихов.
Первым необходимым элементом произвольного внимания, является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу!!! А вот если ребенок 6-7 лет не может сосредоточиться на необходимой, но неинтересной деятельности 5-10 минут – это должно вызывать тревогу.
Если говорить о памяти, то для ребенка 6-7 лет доступно такое задание, как запомнить 10 слов, не связанных между собой по смыслу. В первый раз он может повторить 2-5 слов. Можно повторить слова еще несколько раз и после 3-4 раза он запоминает более половины слов. А вообще сам процесс формирования произвольного запоминания к 7 годам можно считать завершенным.
К 6-7 годам совершенствуется наглядно-действенное мышление (манипулирование предметами), улучшается наглядно-образное мышление (манипулирование образами и представлениями). НАПРИМЕР, дети этого возраста уже могут понять, что такое план комнаты и с помощью схематических изображений групповой комнаты, могут найти спрятанную игрушку (дома игры «Найди клад»; «Лабиринты»).
Мотивационная готовность
Это наличие у детей желания учиться. Вы почти все сразу ответите, что ваши дети хотят в школу, следовательно, мотивационная готовность у них есть. НО! Это не совсем так! ЖЕЛАНИЕ ПОЙТИ В ШКОЛУ И ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ В ШКОЛЕ ОТЛИЧАЮТСЯ друг от друга! Мотивация может быть внешняя и внутренняя.
Внутренняя мотивация, – то есть ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать, а не, потому что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация). Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» – положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.
КАК ПОМОЧЬ ребенку адаптироваться к школе?
- Расскажите, что значит быть школьником, какие обязанности появляются в школе
- На доступных примерах показать важность уроков, оценок, школьного распорядка
- Воспитывайте интерес к содержанию занятий и получению новых знаний
- Воспитывайте произвольность, управляемость поведением
- Никогда не говорите, что в школе не интересно, что это напрасная трата сил и времени
- ВОЛЕВАЯ (ЛИЧНОСТНАЯ) ГОТОВНОСТЬ
Необходима для нормальной адаптации к школьным условиям. И здесь речь идет не столько об умении ребят к ним подстроиться (хотя это тоже иногда необходимо), сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Ведь ученику надо понять и принять задание учителя, подчинив ему свои желания и побуждения.
НЕМАЛОВАЖНОЕ значение имеют навыки САМООБСЛУЖИВАНИЯ
- Умеет ли он убирать постель, игрушки
- Привести себя в порядок (шнурки, застежки; следить за своим внешним видом)
- Может во время еды вести себя как полагается (использование ложки, вилки, разговоры во время еды с набитым ртом, пальцы в тарелку)
ИМЕННО ЭТИ УМЕНИЯ БУДУТ ПОЛОЖЕНЫ В ОСНОВУ САМООРГАНИЗАЦИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ.
Очень важен для школы уровень координации пальцев, кисти, всей руки. Развитию тонких двигательных координаций способствуют
- Рисование
- Штриховка,
- Раскрашивание
- Нанизывание бусинок
- Лепка
- Определение «вслепую» формы предметов («Чудесный мешочек»).
НЕ МЕНЕЕ ВАЖНОЕ условие подготовленности ребенка к школе – умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребенок сердится, не умеет правильно оценить свое поведение, то ему будет трудно привыкать к школе.
ДЕФЕКТЫ речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху (если не отработать звук, то ребенок его не услышит в слове, следовательно, не напишет в слове).
ТРУДНОСТИ ИСПЫТЫВАЮТ дети, не умеющие связно, последовательно излагать свои мысли, объяснять то, или иное явление.
ТАКЖЕ трудно тем детям, которым родители все позволяют, которым приходится постигать значения слов «надо», «нельзя» в школе.
- КОММУНИКАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ
Педагогами и психологами давно подмечено. Что дети быстрее и легче адаптируются к школьному процессу, если умеют общаться.
НА ЧТО также следует обратить внимание
- Умение слушать собеседника, не перебивая его.
- Говорить только после того, как собеседник закончил свою мысль.
- Пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей (НА ЛИЧНОМ ПРИМЕРЕ).
Необходимость в этих вышеперечисленных навыках также велика!
ЧТО ЕЩЕ ХОЧЕТСЯ СКАЗАТЬ?
В последний год перед школой нужно нам ВСЕМ ВМЕСТЕ постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребенка в школе.
ВНИМАТЕЛЬНО наблюдайте как ребенок играет со сверстниками, умеет ли он подчиняться требованиям старших, умеет ли он внимательно слушать, развернуто отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим, учите ребенка для нахождения информации пользоваться разными источниками, подавайте правильный пример во время еды за столом, в гостях, в общественных местах…
И ЕСЛИ все будет сделано правильно, то в школу пойдет ИДЕАЛЬНЫЙ УЧЕНИК, с характеристикой которого мы только что познакомились.
Предварительный просмотр:
Отдавать ребёнка в первый класс в шесть лет или посидеть ещё годик? Учить читать, писать или в школе научат? Как вообще понять, что ребёнок готов учиться в школе? А если в школу уже в этом году, очень важно понять, в каких вопросах ребёнку необходимо помочь прямо сейчас, чтобы начинать обучаться в школе ему не было дискомфортно.
Мы составили диагностический чек-лист, чтобы помочь родителям дошкольников лучше понимать, что должен знать и уметь первоклассник.
Сфера развития | Навык ребенка | Да | Нет |
Физиологическая готовность | Ребенок может рукой дотянуться до уха | ||
У него происходит смена молочных зубов | |||
Умеет катается на велосипеде, самокате | |||
Прыгает на месте, на одной ноге, через препятствие | |||
Катится по полу с помощью рук и ног, переворачиваясь на бок, грудь, другой бок, спину | |||
Может пробежаться с ускорением 200-300 метров | |||
Попадает мячом в цель, подбрасывает его над собой и ловит, бросает об стену и ловит. | |||
Может присесть 10 раз | |||
Болеет не более 5-6 раз за год | |||
Может самостоятельно одеться, застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. | |||
Мотивационная готовность | У ребенка есть желание учиться, стремление получать новые знания | ||
Проявляет интерес к познанию мира | |||
Демонстрирует положительное отношение к школе, учителю, к одноклассникам | |||
Социально-личностная готовность | Ребенок идет на контакт со своими сверстниками, может идти на компромиссы | ||
Проявляет отзывчивость по отношению к взрослым и детям | |||
Может оценить себя адекватно, без заниженных и завышенных оценок | |||
Есть потребность в общении | |||
Умеет находить место в коллективе сверстников | |||
Может выстраивать диалог со взрослым | |||
Эмоционально-волевая готовность | Способен сосредотачиваться на задаче, концентрировать внимание, заниматься одним делом не менее 30 минут | ||
Способен доводить начатое дело до конца | |||
Управляет своими поступками и эмоциями, сдерживает негативные проявления | |||
Преодолевает трудности при достижении цели | |||
Умеет действовать по правилам, сформировано понимание таких слов как «надо», «можно» и «нельзя» | |||
Выполняет правила взрослого, может соподчинить «ХОЧУ» и «НАДО» | |||
Слышит инструкцию взрослого, следует ей | |||
Проявляет настойчивость, целеустремленность, упорство в отношении учебной деятельности | |||
У ребенка есть интерес к изучению нового | |||
Познавательная готовность | |||
Память | Может рассказать наизусть несколько стихотворений | ||
Может запомнить 6-8 предметов, на картинке и назвать их. | |||
Может на слух запомнить 5-6 слов. | |||
Мелкая моторика | Может рисовать и раскрашивать картинки не выходя за контур | ||
Может пользоваться ножницами и клеем (например: делать аппликацию) | |||
Правильно держит ручку, карандаш | |||
Рисует по клеточкам | |||
Мышление | Может обобщать понятия (транспорт, овощи, фрукты, и т.д.) | ||
Устанавливает причинно-следственные связи (ноги мокрые, потому что…) | |||
Может решать загадки, головоломки | |||
Умеет делать выводы и умозаключения | |||
Умеет находить сходства и различия исходя из существенных признаков предметов | |||
Пространственно-временные понятия | Знает части суток, времена года, дни недели, месяцы | ||
Отличает правую и левую сторону тела, может ориентироваться по сторонам в тетради (верх, низ, право, лево). | |||
Может собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту | |||
Может выполнять графические диктанты | |||
Речевое развитие | Составляет рассказы по картине, словесные портреты знакомых людей, рассуждает, строит выводы, использует словесно-логические средства и др. | ||
Умеет изменять существительные по числам | |||
Умеет подбирать точные слова для выражения мысли | |||
Произносит все звуки правильно | |||
Выделяет звуки в слове, определяет их последовательность и количество; | |||
Математические представления | Умеет считать до 10 и обратно | ||
Может решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы | |||
Соотносит цифру и количество (0-9) | |||
Делит предметы (фигуры) на несколько равных частей | |||
Называет состав числа в пределах 5 | |||
Кругозор | Сформированы представления о себе, о своей семье, своем доме. | ||
Имеет представления о городе, улице, стране, президенте | |||
Умеет читать по слогам или целыми словами | |||
Знает названия диких и домашних животных, фрукты, овощи, транспорт и др. | |||
Знает основные цвета, формы. | |||
Появляется понимание абстрактных понятий «дружба», «правда», «обман», «радость», «страх» |
Если большинство ответов «да», это говорит о готовности обучения ребёнка в школе, если много ответов «нет», стоит обратиться за консультацией к специалистам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/
Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...
Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе
Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школе Как определить готовность ребенка к школе
Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школеКак определить готовность ребенка к школе...

Интеллектуальная готовность ребенка к школе Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.
Что нужно, чтобы дошкольник рос любознательным, умным, сообразительным? Необходимо как можно чаще прислушиваться к ребёнку, стараться понять особенности его возраста, оценить его собственные, ин...