Проект
проект (средняя группа)
"Дымковская игрушка"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение СОШ №1 (ДО)
«Золотой петушок»
Московская область г. о. Лобня
Проект
по приобщению детей средней группы
к декоративно-прикладному искусству
«Дымковская игрушка»
Выполнила и провела Журавлева И.В.
Введение
В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Народное декоративно-прикладное искусство – одно из важнейших средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Знакомство с декоративно-прикладным искусством оказывает огромное влияние и развитие, на детей дошкольного возраста в воспитании нравственных чувств, чувства любви и гордости за свою страну.
Вид проекта - познавательно-творческий.
По продолжительности - краткосрочный, 2 недели.
Участники проекта - дети средней группы, педагоги, родители
Актуальность
Фольклор, традиционная культура, народное декоративно — прикладное искусство являются формой хранения и передачи жизненного опыта многих поколений, отражают миропонимание народа, его представление о красоте, аккумулируют отобранные веками нравственные идеалы, моральные принципы и нормы и имеют колоссальный воспитательный потенциал.
Знакомя дошкольников с народным искусством, со свидетельствами прошлых эпох — мы тем самым поможем ребенку усвоить лучшее из опыта, в течение веков накопленного нашими предками, расставив этнические и нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения, во многом в нашей жизни утраченные.
Народное искусство способно активно воздействовать на духовное развитие дошкольника, на развитие детского творчества, на формирование патриотических чувств.
Проблема
В настоящее время наблюдается равнодушие общества к своей народной культуре в силу элементарного отсутствия знаний и представлений.
Современные дети, и даже взрослые, особенно живущие в городах, очень поверхностно знакомы с народной культурой. Как жили люди? Как работали и отдыхали? Как украшали свой быт? Какие обычаи соблюдали? Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Мы живём там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек; у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством, подержать в руках подлинные изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д. Если отношение к народному декоративно — прикладному искусству в ближайшее время не изменится, то духовные потери в национальном масштабе могут стать катастрофически огромными и абсолютно невосполнимыми.
Цель
Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народным промыслом Дымковская игрушка и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности, обогащение предметно-развивающей среды.
Задачи проекта
- Познакомить детей с народным промыслом «Дымковская игрушка».
- Развивать навыки художественного творчества детей.
- Осуществлять нравственное, патриотическое и эстетическое развитие личности ребенка.
- Развивать умение видеть красоту Дымковских игрушек, развивать эстетический вкус.
- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности.
- Содействовать развитию речи детей: обогащать и активизировать словарь, повышать его выразительность, развивать навыки речевого общения в совместной деятельности.
Интеграция образовательных областей
1. Социально – коммуникативное развитие
2. Художественно-эстетическое развитие
3. Физическое развитие
4. Музыкальное развитие
5. Познавательное развитие
Предполагаемый результат
• Умение детей определять характерные особенности росписи.
• Умение детьми составлять выразительные образы на бумаге.
Этапы проекта:
Этапы | Содержание |
Подготовительный | Подбор наглядно - дидактических пособий, демонстрационного материала: Серия рабочих тетрадей “Искусство – детям” М. “Мозаика -синтез”, «Дымковская роспись» демонстрационный материал для детей дошкольного возраста Пономарева Е.Н. Иванова С. Издательство: Айрис-Пресс, иллюстрации с изделиями Дымковских игрушек. |
Подбор и анализ литературы: Комарова Т. С. “Народное искусство в воспитании детей” М. “Российское педагогическое агентство” 1997 г., Скорлупова О. А. “Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством” М. “Изд. Скрипторий 2000” 2003 г., Соломенникова О. А. “Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством” 2 изд. М. “Мозаика-Синтез” 2005 г., Е.Л. Зеленина «Играем, познаем, рисуем» М. «Просвещение» 1996 г., Т.Я. Шпикалова «Изобразительное искусство и основы народного и декоративно-прикладного искусства» М. «Мозаика-Синтез»1997г. | |
Создание развивающей среды в групповой комнате:
| |
Составление перспективного плана работы с родителями
| |
Основной | Познавательная деятельность:
|
http://lud-golubeva.narod.ru/index/0-25 http://www.stihi.ru/avtor/lanale&book=1ъ | |
Продуктивная деятельность:
| |
Работа с родителями:
| |
Заключительный | Выставка детских работ |
Итог:
Выбор темы проекта оказался не случайным. После проведенной работы перед родителями и детьми раскрылся разнообразный и богатый мир культуры русского народа. Дети увидели результаты своей деятельности, научились их анализировать. Сам процесс работы доставлял детям большое удовольствие.
Вывод:
Необходимо продолжать работу по знакомству детей с народным декоративно-прикладным искусством
Заключение:
Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.
Глоссарий
Мастерская – комната, где работают художники по изготовлению и росписи дымковских игрушек.
Дымковская игрушка – изделие ручной работы.
Белила – краска белого цвета.
Водоноска – барышня, которая несёт вёдра на коромысле.
Список используемой литературы
- Антонова Г.А. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа. - СПб.: ООО "Издательство "Детство -ПРЕСС", 2012.- 336с.
- А.П.Аверьянова «Изобразительная деятельность в детском саду» М. «Мозаика-Синтез» 2003
- Е.И.Зеленина «Играем, познаем, рисуем».М. «Просвещение» 1996 г.
- Картотека предметных картинок. Выпуск 12. Народные промыслы
- Комарова Т. С. “Народное искусство в воспитании детей” М. “Российское педагогическое агентство” 1997 г.
- Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие.-2-е изд. - М.; Айрис-пресс, 2004 -192с.
- «Прекрасное - своими руками» С.Газарян, Москва, изд. «Детская литература», 1987г.
- Скорлупова О. А. “Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством” М. “Изд. Скрипторий 2000” 2003 г.
- Серия рабочих тетрадей “Искусство – детям” М. “Мозайка-синтез”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...