Проект
проект (средняя группа)

Журавлева Ирина Вадимовна

 "Дымковская игрушка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение СОШ №1 (ДО)

 «Золотой петушок»

Московская область г. о. Лобня

Проект

по приобщению детей средней  группы

к декоративно-прикладному искусству

«Дымковская  игрушка»

Picture background

                                                         Выполнила и провела Журавлева И.В.

                                                         

Введение    

В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Народное декоративно-прикладное искусство – одно из важнейших средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Знакомство с декоративно-прикладным искусством оказывает огромное влияние и развитие, на детей дошкольного возраста в воспитании нравственных чувств, чувства любви и гордости за свою страну.

Вид проекта - познавательно-творческий.

По продолжительности - краткосрочный, 2 недели.  

Участники проекта - дети средней группы, педагоги, родители

Актуальность

Фольклор, традиционная культура, народное декоративно — прикладное искусство являются формой хранения и передачи жизненного опыта многих поколений, отражают миропонимание народа, его представление о красоте, аккумулируют отобранные веками нравственные идеалы, моральные принципы и нормы и имеют колоссальный воспитательный потенциал.

Знакомя дошкольников с народным искусством, со свидетельствами прошлых эпох — мы тем самым поможем ребенку усвоить лучшее из опыта, в течение веков накопленного нашими предками, расставив этнические и нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения, во многом в нашей жизни утраченные.

Народное искусство способно активно воздействовать на духовное развитие дошкольника, на развитие детского творчества, на формирование патриотических чувств.

Проблема

В настоящее время наблюдается равнодушие общества к своей народной культуре в силу элементарного отсутствия знаний и представлений.

Современные дети, и даже взрослые, особенно живущие в городах, очень поверхностно знакомы с народной культурой. Как жили люди? Как работали и отдыхали? Как украшали свой быт? Какие обычаи соблюдали? Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Мы живём там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек; у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством, подержать в руках подлинные изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д. Если отношение к народному декоративно — прикладному искусству в ближайшее время не изменится, то духовные потери в национальном масштабе могут стать катастрофически огромными и абсолютно невосполнимыми.

Цель

Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народным промыслом Дымковская игрушка и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности, обогащение предметно-развивающей среды.

 

Задачи проекта

  • Познакомить детей с народным промыслом «Дымковская игрушка».
  • Развивать навыки художественного творчества детей.
  • Осуществлять нравственное, патриотическое и эстетическое развитие личности ребенка.
  • Развивать умение видеть красоту Дымковских игрушек, развивать эстетический вкус.
  • Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности.
  • Содействовать развитию речи детей: обогащать и активизировать словарь, повышать его выразительность, развивать навыки речевого общения в совместной деятельности.

Интеграция образовательных областей

1.        Социально – коммуникативное развитие

2.         Художественно-эстетическое развитие

3.         Физическое развитие

4.         Музыкальное развитие

5.      Познавательное развитие

Предполагаемый результат

• Умение детей определять характерные особенности росписи.

• Умение детьми составлять выразительные образы на бумаге.

Этапы проекта:

Этапы

Содержание

Подготовительный

Подбор наглядно - дидактических пособий, демонстрационного материала: Серия рабочих тетрадей “Искусство – детям” М. “Мозаика -синтез”, «Дымковская роспись» демонстрационный материал для детей дошкольного возраста Пономарева Е.Н. Иванова С. Издательство:         Айрис-Пресс, иллюстрации с изделиями Дымковских игрушек.

Подбор и анализ литературы: Комарова Т. С. “Народное искусство в воспитании детей” М. “Российское педагогическое агентство” 1997 г., Скорлупова О. А. “Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством” М. “Изд. Скрипторий 2000” 2003 г., Соломенникова О. А. “Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством” 2 изд. М. “Мозаика-Синтез” 2005 г., Е.Л. Зеленина «Играем, познаем, рисуем» М. «Просвещение» 1996 г., Т.Я. Шпикалова «Изобразительное искусство и основы народного и декоративно-прикладного искусства» М. «Мозаика-Синтез»1997г.

Создание развивающей среды в групповой комнате:

  • Организация уголка «Дымковские игрушки»:
  • Набор глиняных дымковских игрушек,
  • Шаблоны  дымковских изделий ( лошадки, барыни, козлики, петушки…),
  • Тонированные листы бумаги, кисти, краски.
  • Подбор дидактических игр: развивающее лото "Народные промыслы" автор: Дарья Денисова, «Собери игрушку».

Составление перспективного плана работы с родителями

  • создание папки-передвижки «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье»,
  •  индивидуальные беседы «Помоги ребенку дома»

Основной

Познавательная деятельность:

  • Беседа на тему: «Знакомство с Дымковской игрушкой»; рассматривают иллюстрации используя картотеку предметных картинок. Выпуск 12. Народные промыслы Н. В. Шайдурова Издательство: Детство-Пресс    2011
  • Беседа «Дымковские козлики и лошадки» - дети рассматривают козликов и лошадок, характеризуют их узор.

  • НОД на тему: «В гостях у Дымковской игрушки»- дети знакомятся с историей возникновения росписи, с этапами изготовления игрушек,  рассматривают изделия с дымковской росписью.

  • Разучивание загадок и стихов 

     http://lud-golubeva.narod.ru/index/0-25

     http://www.stihi.ru/avtor/lanale&book=1ъ

Продуктивная деятельность:

  • НОД рисование на тему: «Узор на полосе». Дети создают узор из элементов росписи.
  • НОД рисование на тему: «Веселые козлики». Дети учатся рисовать элементы росписи на шаблоне козлика. А.П.Аверьянова «Изобразительная деятельность в детском саду» М. «Мозаика-Синтез» 2003
  • Работа в раскрасках «Дымковские игрушки». Знакомство с промыслами и ремеслами» Издательство: Мозаика-Синтез Серия: Город мастеров 2002 г.; «Полхов-майданская роспись» Издатели: Стрекоза, 2013

Работа с родителями:

  • Анкетирование «Декоративно-прикладное искусство и ваш ребенок»
  • Оформление папки-передвижки «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье»
  • Индивидуальные беседы «Помоги ребенку дома» закрепление дома освоенных элементов росписи

Заключительный

Выставка детских работ

Итог:

Выбор темы проекта оказался не случайным. После проведенной работы перед  родителями и детьми раскрылся разнообразный и богатый мир культуры русского народа. Дети увидели результаты своей деятельности, научились их анализировать. Сам процесс работы  доставлял детям большое удовольствие.

Вывод:

Необходимо продолжать работу по знакомству детей с народным декоративно-прикладным искусством

Заключение:

Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.

Глоссарий

Мастерская – комната, где работают художники по изготовлению и росписи дымковских игрушек.

Дымковская игрушка – изделие ручной работы.

Белила – краска белого цвета.

Водоноска – барышня, которая несёт вёдра на коромысле.

Список используемой литературы

  1. Антонова Г.А. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа. - СПб.: ООО "Издательство  "Детство -ПРЕСС", 2012.- 336с.
  2. А.П.Аверьянова «Изобразительная деятельность в детском саду» М. «Мозаика-Синтез» 2003
  3. Е.И.Зеленина «Играем, познаем, рисуем».М. «Просвещение» 1996 г.
  4. Картотека предметных картинок. Выпуск 12. Народные промыслы
  5. Комарова Т. С. “Народное искусство в воспитании детей” М. “Российское педагогическое агентство” 1997 г.
  6. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие.-2-е изд. -  М.;  Айрис-пресс, 2004 -192с.
  7. «Прекрасное - своими руками» С.Газарян, Москва, изд. «Детская литература», 1987г.
  8. Скорлупова О. А. “Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством” М. “Изд. Скрипторий 2000”  2003 г.
  9. Серия рабочих тетрадей “Искусство – детям” М. “Мозайка-синтез”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...