Пальчиковая игра как средство развитие речи для детей раннего возраста
картотека (младшая группа)
Игры на основе активизации моторики кистей рук являются мощным тонизирующим средством для различных зон коры больших полушарий, подкорковых образований головного мозга. Благодаря пальчиковым играм дети становятся более активными и свободными в общении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковая игра как средство развитие речи для детей раннего возраста
В настоящее время игры на основе активизации моторики кистей, рук и пальчиков сопровождают жизнедеятельность детей в различных сферах: образовательно-развивающей, досуговой, в ходе реализации режимных моментов и т.п. Игры на основе активизации моторики кистей рук являются мощным тонизирующим средством для различных зон коры больших полушарий, подкорковых образований головного мозга. Благодаря пальчиковым играм дети становятся более активными и свободными в общении.
Пальчиковые игры имеют разную психотерапевтическую направленность:
- УСПОКАИВАЮЩИЕ ИГРЫ способствуют снижению эмоционального напряжения. Рекомендуются в ситуациях психоэмоциональной нестабильности ребенка, помогают успокоить малыша через тактильные ощущения.
-АКТИВИЗИРУЮЩИЕ ИГРЫ подойдут для активизации умственной активности ребенка (например, как разминка перед образовательной или продуктивной деятельностью). Помогут повысить психоэмоциональный тонус малыша в ситуациях сниженной работоспособности.
-СТАБИЛИЗИРУЮЩИЕ ИГРЫ – универсальные игры, цель которых обеспечить радостное общение ребенка с близкими ему людьми, а также получить необходимые для его эмоционального и интеллектуального развития впечатления.
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:
Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой. Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
Этапы разучивания игр:
Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Существуют следующие виды пальчиковых игр:
-пальчиковые игры с предметами;
-активные игры со стихотворными сопровождениями;
-игры-манипуляции;
-пальчиковые игры с элементами массажа;
-пальчиковые игры на основе сказок.
Пальчиковые игры с предметами.
Игра «Карандаш» с использованием карандаша с гранями.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
Игра «Орешки»
Перекатывать пальцами одной
руки два грецких ореха или камешка.
Научился два ореха
Между пальцами держать.
Это очень мне поможет
буквы ровные писать.
Игра «Дорожки»
Вести пальчик или карандаш по дорожкам.
Трудно пальчик мне вести
Прямо по дорожке,
Так и хочется ему
Спрятаться в ладошке.
Я ему грожу, грожу,
Я его стыжу, стыжу,
Пальчик постыдился,
Взял и научился.
Игра «Котенок кусака»
с использованием бельевой прищепки.
Поочередно «кусать» прищепкой ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха. После первого двустишия-смена рук.
Кусается больно котенок-малыш.
Он думает: это не палец, а мышь
Но я же играю с тобою, глупыш,
«А будешь кусаться», - скажу тебе: «Кыш!»
Пальчиковые игра с крупной мозаикой «Башмачки».
Берем крупную мозаику (4штуки) надеваем их, как обувь, на указательный и средние пальцы. «Идем» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая.
Крышки мальчики обули,
Смело в них вперед шагнули.
И пошли о переулок
На веселую прогулку.
Активные игры со стихотворным сопровождением
Туки-ток, туки-ток, (Ставим кулачок на кулачок)
Мы построим теремок! (Делаем «крышу» над головой)
Будем в доме дружно жить (Соединяем ладошки)
Сказки слушать, не тушить (Покачиваем головой из стороны в сторону)
В жаркой печке сварим кашу (Помешиваем воображаемую кашу)
Курочку покормим нашу (Протягиваем ладошки вперед)
Молочком напоим кошку, (Водим по ладошке одной руки указательным пальцем другой, кошка лакает язычком)
Воробьям насыплем крошек (Пальцем собираем в щепотку и делаем движения, будто солим)
В гости всех к себе зовем
В наш красивый добрый дом. (Широко раскрываем руки и поворачиваемся направо и налево).
Шарик
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел -
Стал он тонкий и худой.
(делаем ладошками имитацию того, что в руках шар, который надуваем)
Пальчики
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик — прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
МОЯ СЕМЬЯ
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.
ПРЯТКИ
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.
Пальчиковые игры с элементами самомассажа.
«Испечем мы каравай»
Месим, месим тесто (сжимаем массажный мяч в правой руке)
Есть в печи место (перекладываем в левой руки и сжимать)
Испечем мы каравай (несколько раз энергично сжимаем мяч обеими руками)
Перекладывай, валяй (катаем мяч ладошки)
Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»
Будем пальчики считать, (хлопают в ладоши)
Будем сказки называть
Три медведя,
Теремок,
Колобок- румяный бок!
Репку мы не называем,
Знаем Волка и козлят,
Этим сказкам каждый рад! (поочередно загибают пальчики, на последнюю строчку хлопать в ладоши).
Игры-манипуляции
Качели
Задрожали ветви елей.
Мы в восторге от качелей.
Мы летаем вверх и вниз,
Вместе с нами веселись. (Т. Сикачева)
Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее — двумя руками.От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.
Котята
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
Паучок
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)
Паучков на землю смыл.
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Солнце стало пригревать,
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(Действия аналогичны первоначальным, «паучки» ползают на голове.)
Пчелки
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать,
(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «ёлке» Дети заглядывают в «улей»).
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
Однако, играя с детьми, я заметила, что положительное влияние пальчиковых игр на развитие ребенка может иметь место только при условии, что он будет играть не по принуждению, а по собственному желанию. Кроме того, следует подбирать для малыша посильные игры, и по возможности сопровождать их стихами и песенками, побуждая ребенка повторять их за вами.
Пальчиковые игры являются источником гармоничного физического и эмоционального развития, они способствуют сближению родителей и малышей во время занятий и радуют ребятишек, а также обогащают их разнообразными сенсорными впечатлениями, развивают внимание и способность к сосредоточению. Во время пальчиковых игр ребенок не только умственно растет, но и заряжается положительными эмоциями и маминым вниманием, ее любовью, а ведь это является главным условием его развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/27/picture-1007853-1519746316.jpg)
Презентация на тему "Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста"
Значение пальчиковых игр для малышей трудно переоценить. Известными исследователями Института физиологии детей и подростков (А. В. Антакова-Фомина, М. И. Кольцова, Е. И. Исенина) была доказана связь п...
«Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста»
ПмммссчальчикПальчиковые игры — это не только отличный способ развлечь малыша, пообщаться с ним и укрепить вашу связь, но и замеПальчиковые игры — это не только отличный способ развлечь ма...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/02/picture-1417415-1662070242.jpg)
Методическая разработка «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста или упражнения для развития пальчиков – эффективный способ развития мелкой моторики пальцев рук. Она положительно влияет на развитие речи, а так...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/01/picture-1406907-1675227337.jpg)
«Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего возраста»
Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в дет...
Выступление на педагогическом совете «Особенности современных форм, методов работы в дошкольном учреждении по развитию речи дошкольников» по теме: «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/24/picture-1246036-1706081090.jpg)
Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста
Тема самообразования...
Практикум "Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего возраста"
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Тренируя мелкие движения кисти малыша, мы способствуем развитию его речи...